Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)
Оценка 4.8

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
8 кл—11 кл +1
14.03.2018
Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)
Презентация к конспекту урока
В.С. Высоцкий «Он был чистого слога слуга»..docx
Урок литературы в 8 классе Тема: В.С. Высоцкий «Он был чистого слога слуга». 1 слайд Цель: Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем талантливого поэта, барда, актера и режиссера. Задачи: Образовательная:  познакомить   учащихся   с   творчеством   В.С.     Высоцкого   как   уникальным явлением в русской культуре, дать понятие «авторской песни»; Развивающая: развить особый взгляд у учащихся на «вечные истины» произведения автора; Воспитательная:  через призму поэтических текстов В.С. Высоцкого привить учащимся понятия «толерантность», «дружба», «верность» и др.  Тип урока: развитие речи, комбинированный Оборудование: рабочие тетради, презентация, аудио­видеоматериал.  Ход урока 1. Организационный момент Слово учителя: Сегодня у нас не простой урок, он выходит за рамки школьной программы, но его тема так важна и интересна для нашего народа, что мы не можем обойти ее стороной.  Я хочу, чтоб вы сами догадались, о чем и о ком сегодня пойдет речь.  2. Постановка цели и задач урока Для определения темы урока учащимся будет показан видеоролик «Братские могилы». 2 слайд Слово учителя: В таком звучном голосе и непревзойденной харизме невозможно не узнать талантливого поэта, барда, актера театра и кино – Владимира Семеновича Высоцкого. Именно о нем нам и предстоит разговор на уроке.  3. Работа над темой урока Из биографии (презентация) 3 слайд ­ 7 слайд 1. Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. До 9 лет Володя жил с   матерью.   Раннее   детство   Владимир   провёл   в   московской   коммунальной   квартире   на   1­ой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка. В 1943 году вернулся в Москву на Мещанскую, 126. В 1945 году пошёл в первый класс 273­ей школы Ростокинского района Москвы. Через   некоторое   время   переехал   жить   к   отцу   и   его   второй   жене   –   Евгении   Степановне Высоцкой ­ Лихолатовой. До 1949 года они проживали в городе Эберсвальде (Германии), по месту службы отца. Там юный Володя научился играть на фортепиано. 2.   Евгения   Степановна,   вторая   жена   Семёна   Владимировича,   очень   хорошо   относилась   к Володе. Своих детей у неё не было. Вспоминая о Володе, она всегда говорила, что главной чертой характера Высоцкого была доброта. Учась в школе­студии, Володя научился играть на гитаре. Затем работал в театре и кино, по ночам писал стихи. Высоцкий очень много работал. Кроме того, он очень хорошо плавал, скакал на коне, неплохо боксировал, знал основы каратэ. В 1960 году Высоцкий закончил школу­студию МХАТ. 3.   Его   творческая   деятельность   началась   в   60­ых  годах.   Он   был  актером,   певцом,   поэтом. Работал   в   театре   им.   Пушкина,   Московском   театре   миниатюр,   а   с   1960   по   1980   годы   –   в Московском   театре   драмы   и   комедии   на   Таганке.   Высоцкий   писал   песни   для   спектаклей   и кинофильмов. Он начал петь свои песни со сцены в 1965 году; сначала с группой своих товарищей Васильевым, Золотухиным, Славиной. А 18 января 1967 года в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. 4. Высоцкий много выступал с концертами по всей стране. Он и его песни стали невероятно популярными. Более 1000 концертов Высоцкий дал заграницей. На его концерты невозможно было достать билеты. А со зрителями и слушателями творилось что­то удивительное и невероятное. Какие же это были песни? Это были песни о спорте, о дружбе, о родине, шуточные, и другие. Темы в творчестве Высоцкого 8 слайд Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. • Стихотворения о горячо любимой Родине; 9 слайд • Стихотворения о войне, о павших в бою солдатах; Почему всё не так? Вроде всё как всегда: То же небо, опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода Только он не вернулся из боя. • О человеческой судьбе (философская лирика); Да, можно свернуть, Обрыв обогнуть, Но мы выбираем трудный путь, Опасный, как военная тропа. • О природе (тихая лирика); • Любовная лирика; Я поля влюблённым постелю, Пусть поют во сне и наяву! Я дышу – и, значит, я люблю! Я люблю – и, значит, я живу! • О любви к жизни и борьбе за нее. Борьба за честность, справедливость. Защита обиженных.  Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом. Ведьмы вас не пугаю шабашем? Но не правда ли, зло называется злом Даже там, в светлом будущем вашем? Проблемный вопрос! 10 слайд Понятие «бард» ­ певец или поэт; как правило, одиночный исполнитель песен собственного сочинения. Высоцкий был не только поэтом и исполнителем авторской песни, но и прозаиком, талантливым актером театра и кино. Фильмы с его участием известны во всем мире.  «Арап Петра Великого» ­ по мотивам романа А.С. Пушкина, «Место встречи изменить нельзя» ­ 5­серийный кинофильм. Роль Глеба Жеглова.  «Служили два товарища» и многие другие…  4. Рефлексия Анализ стихотворения В. Высоцкого  Я НЕ ЛЮБЛЮ 11 слайд Я не люблю фатального исхода. От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и еще, Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или, когда все время против шерсти, Или, когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, Уж лучше пусть откажут тормоза! Досадно мне, что слово «честь» забыто, И что в чести наветы за глаза. Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне и неспроста — Я не люблю насилье и бессилье, Вот только жаль распятого Христа. Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют, Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более, когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены, На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены, Я это никогда не полюблю. С   чем   же   никогда   не   сможет   смириться   лирический   герой   стихотворения?   Какие   же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в той или иной степени характеризуют его самого. Во­первых, это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества. Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств (будь то цинизм или   восторженность).   Сильно   ранит   его   чужое   вмешательство   в   личную   жизнь.   Эту   тему метафорично   подчеркивают   строки   («Когда   чужой   мои   читает   письма,   заглядывая   мне   через плечо»). В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплетни в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза». Здесь есть намек   на   сталинскую   эпоху,   когда   по   ложным   доносам   шли   на   смерть,   сажались   в   тюрьмы, ссылались в лагеря или на вечное поселение ни в чем не виноватые люди. Эта тема подчеркивается и в следующей строфе, где лирический герой заявляет, что не любит «насилья и бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого Христа». Некоторые   мысли   на   протяжении   текста   стихотворения   в   той   или   иной   степени повторяются. Произведение, таким образом, насыщено критикой социальной дисгармонии. Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, ибо сам ощущал их, когда ему долго не давали разрешение на концертную деятельность. Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оставивший   столь   обширное   творческое   наследие,   при   жизни   не   опубликовал   ни   одного поэтического сборника. О какой справедливости по отношению к B.C. Высоцкому можно после этого говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с актером. B.C. Высоцкий понимал, какой притягательной силой обладает эта слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом красноречиво свидетельствует. В финальной строфе появляется еще один примечательный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких­то ложных ценностей. Стихотворение   «Я   не   люблю»   можно   назвать   жизненной   программой,   следуя   которой человек способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей. 5. Подведение итогов урока Беседа­опрос учащихся Наша встреча с Высоцким подошла к концу. Это, конечно же, не последняя встреча. Если   после   сегодняшнего   урока   вы   заинтересуетесь   творчеством   Высоцкого,   и   вам захочется почитать его стихи, поближе познакомиться с его творчеством, буду считать, что цели урока достигнуты. В заключение хочу спросить: ­ Как связан Владимир Высоцкий с нашей республикой? ­ Как вы думаете, нужны ли сегодня стихи и песни Высоцкого? Если да, то для чего? 6. Домашнее задание

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)

Конспект урока-встречи по литературе на тему "В.С. Высоцкий - "Он был чистого слога слуга" (8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018