Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
13.06.2018
Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс
Урок по православной культуре в 5 классе Тема: Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства. Цель: подвести к осмыслению героико-патриотической темы. Ежегодно по весне вы с радостью наблюдаете, как из тёмной земли появляются сначала робкие зелёные ростки, а через некоторое время вся земля покрыта побегами. И укрепляются они и силу набирают не по дням, а по часам. Так и обители Христовы распространялись по всей земле Русской. Только около Киева к концу XIII века существовало около 30-ти монастырей.Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс
конспект.docx
Урок  по православной культуре в 5 классе Тема: Защита Отечества: взаимосвязь церкви и  государства. Цель: подвести к осмыслению героико­ патриотической темы.  Повторение: О каких русских монастырях вы  можете рассказать? Были ли вы в монастыре? Где? Ваши впечатления? Историческая справка: Ежегодно по весне вы с радостью наблюдаете, как из тёмной земли появляются сначала робкие зелёные ростки, а через некоторое время   вся   земля   покрыта   побегами.   И   укрепляются   они   и   силу набирают   не   по   дням,   а   по   часам.   Так   и   обители   Христовы распространялись по всей земле Русской.   Только около Киева к концу XIII века существовало около 30­ти монастырей.  Найдите   на   карте   город   Киев   и   город   Великий   Новгород. Город   Новгород   находится   далеко   на   севере.   От   юга   до   севера раскинулись монастырские обители. Чудным   образом   появлялись   монастыри   на   Руси.   Об   одном чудесном   появлении   поведем   рассказ.   На   карте   найдите итальянскую   столицу   город   Рим,   Совершите   путешествие   по водному   пути   до   русского   города   Великого   Новгорода. Подсчитайте   по   масштабу,   сколько   примерно   километров   между этими городами. Я подскажу вам  ­ около семи с половиной тысяч километров.     Как   вы   думаете,   сколько   примерно   времени понадобиться,   чтобы   судну,   управляемому   веслами   доплыть   от Рима до Новгорода.  А преподобный Антоний Римлянин преодолел это расстояние за три дня и три ночи и не на судне, а на обломке 1 скалы.  Дома прочитай об этом путешествии в хрестоматии.  Возьми карту восточной Европы и начерти мысленную линию между Киевом и Великим Новгородом. Найдите примерно середину этого пути – город Смоленск. Здесь останавливался апостол Андрей Первозванный   и   как   свидетельство   призванной   им   благодати построены были монастыри.  Город Смоленск являлся серединным городом между Западом и   Востоком.   На   западе   лежали   княжества   Белой   Руси.   Как   вы думаете, какое современное название этих земель?  На восток  ­ Залесские земли, а которых стояли города Муром, Ростов Великий, Суздаль и значительно позже – Москва.    На   западе   появилось   множество   монастырей.   Особенно выделялись   монастыри   города   Полоцка.   Прославился   монастырь, созданный   преподобной   Ефросинией   Полоцкой,   правнучкой Равноапостольного князя Владимира. В Залесских землях распространение христианства связано с именами   благоверных   князей   Глеба   и   Бориса,   сыновей   князя Владимира. Во время недолгого своего правления они построили монастыри в Муроме и на берегу Плещеева  озера. Зачем на русской земле возводилось так много монастырей?    Иноки   монастыря   духовно   окормляли   народ   русский (окормлять ­  направлять в нужную сторону). Они рассказывали об учении Христа, о Воскресении из мертвых и жизни будущего века, боролись   с   проявлением   язычества   у   русского   народа,   помогали нашим предкам избавляться от дурных поступков и нравов.   Монастырь ­ хранитель знаний. Первые историки­ летописцы были   монахи.   Первые   школы   были   созданы   при   монастырях. Независимо   от   сословия   дети   обучались   грамоте.   И   все   жители умели   читать   и   писать,   об   этом   свидетельствуют   берестяные 2 грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде.   Курьезный случай: Дочь   князя   Ярослава   Мудрого   Анна   была   выдана   замуж   за французского   короля   Анри   (Генриха)  I.   Каково   же   было удивление   невесты,   когда   она   узнала,   что   её   жених, придворные   вельможи   не   знают   ни   одной   буквы.   Анна   же свободно читала и писала не только на родном языке, но и на латинском.  Любили и почитали и охраняли   свою землю русские люди. Один из древних книжников сказал: «О светло светлая и украшено украшенная Земля Русская!» Открытая со всех сторон Русь часто подвергалась нападениям врагов.   Навсегда   русский   человек   запомнит,   и   будет   передавать своим  потомкам   черный  день  31  августа  1223  года.  В  этот  день русские   ратники   впервые   встретились   лицом   к   лицу   с   племенем дотоле   неведомым.   Налетели   черны   вороги,   разграбили,   сожгли города   русские.   Но,   завоевав   и   разграбив   Русь,   они   не   стали захватывать её земли.  Не смогли они управлять страной с помощью своих наместников (баскаков). Наложили дань и поручили князьям привозить её в Золотую орду. Помните как боярин Кирилл, отец Варфоломея с князем ездил в Золотую орду.  Тяжелые   времена   наступили     для   русского   народа,   только православная вера помогала не падать духом. Они   воспринимали иго как кару (наказание) Божию за братоубийственные княжеские междоусобицы, за предпочтение земных благ.  Как никогда прежде множество людей обратились к Богу. И все больше число иноков искали себе убежище в уцелевших монастырях. В пустынных лесных дебрях, в труднодоступных уголках России стали возникать новые обители.   Суеверные   монголы,   не   понимая   истинное   назначение   боялись   духовенство.   Они   воспринимал   их   за православия,   3 могущественных колдунов, и выдавали охранные грамоты­ ярлыки, освобождали от податей.  Православная   Церковь,   в   том   числе   и   монастыри,   стала островками   духовного   возрождения   народа,   глашатаями сплоченности   княжеств   в   единое   государство.   Например,   игумен Сергий Радонежский принимал на себя общественные  обязанности и государственные поручения. Он умиротворял  готовые вспыхнуть между   князьями   раздоры.   Игумен   милосердием   своим   и решительностью сумел погасить смуту против государя  Москвы со стороны нижегородского князя Бориса, тверского князя Михаила, рязанского князя Олега.  Началось   объединение   княжеств.   На   уроках   по   истории   вы говорили о князе Александре Невском, его сыне Данииле и внуке Иоанне (Иван Калита). Расскажите, как происходило объединение княжеств.  Князья   по   важным   вопросам   управления   княжества обращались к духовным лицам, священникам.  По мере того как росло богатство и могущество Московского княжества русский народ стал все больше и больше задумываться об освобождении   от   татаро­монгольского   ига.   В   княжеском   тереме подрастал   правнук   Александра   Невского,   сын   Ивана   Калиты Димитрий.   Восьмилетний   отрок   был   назначен   великим   князем Московским.   Руководить   государством   ему   было   еще   рано. Поэтому   все   тяготы   правления   принял   на   себя   митрополит Московский   и   всея   Руси   святитель   Алексий.   Чувство   глубокого уважения и истинного духовного родства было между святителем Алексием и преподобным игуменом Сергием Радонежским.   Вырос   князь   Димитрий,   не   смог   более   терпеть   иго   татаро­ монгольское. И дал отпор разбойническим набегам. На реке Воже, притоке Оки состоялся бой. Сражение произошло 11 августа 1378 4 года. Не мог простить Мамай поражений своих военачальников. Он начал   собирать   неисчислимые   полчища.   Князь   Димитрий   тоже понимал неминуемость схватки с Ордой.    Перечитай еще раз страницы учебника истории, как готовилось русское войско к битве.  Всякий русский человек любит Родину и готов защищать её. Под   знаменем   со   священным   образом   Нерукотворного   Образа Спасителя   начали   собираться   полки   со   всей   земли   Русской.   Но русское войско было в два раза меньше полчищ Мамая.  Перед походом великий князь молился у могил своих предков, московских князей.  Перед сражением он решил получить благословение  игумена Сергия.   На   счету   была   каждая   минута:   дозорные   доносили,   что войска   Мамая   уже   двинулись   на   Русь.   Но   преподобный   Сергий настоял,   чтобы   прибывшие   отстояли   Божественную   Литургию,   а после вкусили хлеба­соли. Освященной водой игумен окропил всех и осенил коленопреклоненного князя  со словами: «Иди, Господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А потом тихо только для князя добавил «Победиши враги твоя!»   Рассмотрите картины А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; И.С. Глазунова «Князь Димитрий Донской»,  В.М. Васнецова «Бой Пересвета с Чулубеем». Что вы можете рассказать о русском воинстве, какие у них лица? В чем сила русских ратников? Перед боем, прощаясь с народом, великий князь сказал: «Бог – наш заступник!»  На прошлом уроке вы познакомились с ходом сражения. Они описаны   во   многих   произведениях.   Если   вы   истинные   патриоты своей Родины, найдите рассказы о Куликовой битве и почитайте.  5 «И помни: ты возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани» ­ предсказал Преподобный. И победили русские   войска   на   Куликовом   поле.   Но   и     русских   защитников погибло немало.  Знаете ли вы, где находится Куликово поле?   Почему поле названо Куликовым? Помните ли вы, где похоронен монах Александр Пересвет? Как чтят наши современники эту дату? Прочитай   в   сборнике   церковнославянских   текстов:“Бога познавай,   благодеяния   Его   разумей,   в   заповедех   Его   ходи,   да наследник будеши вечных благ” (“Алфавит духовный” св. Димитрия Ростовского).  Посмотри как судьба российского  народа, твоя судьба   соприкасается с заповедями  духовными:  Бога почитай, понимай  Его благие дела, заповеди выполняй и тогда наследуешь вечные  Блага, бессмертие души.   Задание на дом: В   хрестоматии   прочитайте   рассказ   об   истории     появления монастырей и составьте карту распространения монашества на Руси. Возьмите карту Западной России, найди в Тульской области   место впадения речки Непрядвы в реку Дон. Обширное поле в этом  месте  и есть Куликово поле.    (использованы материалы А. Иванова «Свет миру», Л.В. Шевченко  «Православная культура», учебник 4 класса «Введение в историю») 6

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс

Конспект урока "Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2018