Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Оценка 5
Мероприятия +3
docx
русская литература
6 кл
21.03.2018
Цели:
Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.
Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.конспект
конспект.docx
Открытый урок по литературе в 7 классе
Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н.
«Детство»
Цели:
Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления
романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести.
Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного
чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные
ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку
из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение
анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие
средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное
отношение к матери – самому дорогому человеку.
Оборудование:
книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;
аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;
фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького.
ХОД УРОКА.
I. Организация начала урока
II. Вступительная часть
На доске – высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет
человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и
во всём прекрасного…”
– С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его –
Лев Николаевич Толстой. (См. Приложение. Рис. 1) Сегодня на уроке мы
подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из
его повести.
III. Знакомство с биографией
Учитель рассказывает о страницах биографии писателя, иллюстрируя свой
рассказ фотографиями.
– Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю)
в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни
провёл писатель в этом местечке. (См. Приложение. Рис.1, 2, 3) По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым
дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое
сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К
сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830
году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.
Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна
Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого.
С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушкиопекунши Пелагеи
Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский
университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый
ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа
слушателей.
В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером
артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу.
На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под
названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале
“Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами:
“Л.Н.”.
В период реформ 1860х годов Толстой много сил отдавал практической
деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он
принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать
поры между помещиками и крестьянами.
В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. (См.
Приложение. Рис. 4) Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном
участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят
грамоте. В 1870х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для
чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.
IV. Проверка домашнего задания
1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого.
– С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет
учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого
учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из
каких произведений они взяты?
Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен
Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:
Отрывок из рассказа “Филипок”.
Отрывок из басни “Отец и сыновья”.
Отрывок из рассказа “Прыжок”.
Отрывок из басни “Муравей и Голубка”.
Отрывок из рассказа “Акула”.
2. Выставка книг, подобранных учащимися, с краткими аннотациями. – Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о
своих находках.
V. Знакомство с биографией (продолжение)
– На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее
десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю
жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900е годы он опять занимался с
крестьянскими ребятишками, как в молодости. (См. Приложение. Рис. 5).
28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную
Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением
лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме
начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.
7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало.
Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года.
Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю
оврага. (см. Приложение. Рис. 6, 7).
В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со
всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил
великий русский писатель.
VI. Знакомство с новым произведением
1. История появления повести “Детство”
– В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”.
Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой
самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман
“Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного
развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой
эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм;
в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”.
На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее
были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть
“Молодость” осталась так и не написанной.
– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести.
Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные
впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти.
Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что
есть в детстве каждого человека.
2. Первичное восприятие текста.
Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся.
– Какими чувствами переполнен этот отрывок? 3. Речевая разминка.
– Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую
разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к
работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, –
“Детство” М.Яснова.
выразительное чтение учителем;
чтение выделенных слов, объяснение их образования;
чтение про себя учащимися;
хоровое чтение в умеренном темпе.
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А гдето по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
4. Словарная работа.
Maman – читается “маман” на французский манер.
5. “Жужжащее” чтение учащимися с заданием:
– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он
её называет.
6. Анализ отрывка с выборочным чтением.
– Как мама называет своего сына?
– О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?
– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось
ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей?
Прочитайте.
7. Выделение основной мысли текста.
– Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете,
только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель? – Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.
VII. Подведение итогов урока
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с
которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо,
ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только,
пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят.
А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня
не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все
произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые
и дети.
VIII. Домашнее задание
– Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.
Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.