Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»
Оценка 5

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»

Оценка 5
Мероприятия +3
docx
русская литература
6 кл
21.03.2018
Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»
Цели: Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств. На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.конспект
конспект.docx
Открытый урок по литературе в 7 классе  Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»   Цели:  Познакомить учащихся с краткой биографией писателя, историей появления  романа “Четыре эпохи развития”, с содержание отрывка из повести. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного  чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные  ранее произведения по прослушанным отрывкам; умения составлять выставку из книг на заданную тему с краткой аннотацией к каждой книге; умение  анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие  средства выразительности использует автор для выражения своих чувств. На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное  отношение к матери – самому дорогому человеку.  Оборудование:  книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;  аудиозапись с отрывками из произведений Л.Н.Толстого;  фотографии о жизни писателя; высказывание А.М.Горького. ХОД УРОКА. I. Организация начала урока II. Вступительная часть На доске – высказывание А.М.Горького, которое зачитывает учитель: “Нет  человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого и  во всём прекрасного…” – С этим человеком мы знакомы уже давно по его произведениям. Имя его –  Лев Николаевич Толстой. (См. Приложение. Рис. 1) Сегодня на уроке мы  подробнее поговорим о его жизни и творчестве, познакомимся с отрывком из  его повести. III. Знакомство с биографией Учитель рассказывает о страницах биографии писателя, иллюстрируя свой  рассказ фотографиями. – Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю)  в 1828 году в имении Ясная Поляна, близ Тулы. Большую часть своей жизни  провёл писатель в этом местечке. (См. Приложение. Рис.1, 2, 3) По своему происхождению Лев Николаевич принадлежал к знаменитым  дворянским фамилиям. В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое  сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. К  сожалению, дети рано осиротели: Мария Николаевна, их мать, умерла в1830  году, Николай Ильич, их отец, – в 1837 году.  Воспитательницей детей стала их дальняя родственница Татьяна  Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н.Толстого. С 1841 года дети толстые жили в Казани у тётушки­опекунши Пелагеи  Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский  университет. Но существующее преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в 1847 году Толстой подал прошение об увольнении его из числа  слушателей. В 1851 году Толстой с братом Николаем (к тому времени офицером­ артиллеристом) отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу.  На Кавказе Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. Под  названием “История моего детства” повесть была напечатана в журнале  “Современник” и по желанию автора была подписана только его инициалами:  “Л.Н.”. В период реформ 1860­х годов Толстой много сил отдавал практической  деятельности, стремясь не на словах, а на деле облегчить жизнь народа. Он  принял должность мирового посредника, чтобы по справедливости разрешать  поры между помещиками и крестьянами.  В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. (См.  Приложение. Рис. 4) Вслед за тем в Крапивенском уезде при деятельном  участии Толстого было открыто ещё 26 школ. Толстой сам обучал ребят  грамоте. В 1870­х годах он создал “Азбуку” и первоначальные книги для  чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства. IV. Проверка домашнего задания 1. Возвращение к прочитанным произведениям Толстого. – С этими рассказами мы с вами знакомились на протяжении всех четырёх лет учёбы в школе. Они хорошо запоминаемы, потому что рассказы Л.Н.Толстого  учат только добру и справедливости. Прослушайте отрывки и вспомните, из  каких произведений они взяты? Детям предлагается прослушать пять отрывков из рассказов и басен  Л.Н.Толстого, записанных на аудиокассету:  Отрывок из рассказа “Филипок”. Отрывок из басни “Отец и сыновья”. Отрывок из рассказа “Прыжок”. Отрывок из басни “Муравей и Голубка”. Отрывок из рассказа “Акула”. 2. Выставка книг, подобранных учащимися, с краткими аннотациями. – Какие ещё рассказы Л.Н.Толстого вы нашли в библиотеке? Расскажите о  своих находках. V. Знакомство с биографией (продолжение) – На склоне лет Толстой был полон творческой энергии. За последнее  десятилетие своей жизни он написал около пятидесяти произведений. На всю  жизнь сохранил Толстой любовь к детям. В 1900­е годы он опять занимался с  крестьянскими ребятишками, как в молодости. (См. Приложение. Рис. 5).  28 октября 1910 года в шестом часу утра Толстой навсегда покинул Ясную  Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением  лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме  начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя. 7 ноября в 6 часов 5 минут утра Л.Н.Толстого не стало. Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года.  Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю  оврага. (см. Приложение. Рис. 6, 7). В Ясной Поляне находится музей Льва Николаевича. Туда приезжают люди со всех уголков мира, чтобы посмотреть своими глазами дом, где жил и творил  великий русский писатель.  VI. Знакомство с новым произведением 1. История появления повести “Детство” – В своём рассказе о творчестве Толстого я упоминала о повести “Детство”.  Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой  самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман  “Четыре эпохи развития”, в котором хотел изобразить процесс духовного  развития человека, “резко обозначить характеристические черты каждой  эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм;  в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе”.  На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее  были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть  “Молодость” осталась так и не написанной. – Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести.  Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные  впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти.  Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что  есть в детстве каждого человека. 2. Первичное восприятие текста. Комбинированное чтение: учитель – хорошо читающие учащиеся. – Какими чувствами переполнен этот отрывок? 3. Речевая разминка. – Прежде, чем мы приступим к самостоятельному чтению, проведём речевую  разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к  работе. Разминка называется так же, как и отрывок Л.Н.Толстого, –   “Детство” М.Яснова.  выразительное чтение учителем; чтение выделенных слов, объяснение их образования; чтение про себя учащимися; хоровое чтение в умеренном темпе. В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки – СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке, Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки, И звонко поют СОЛОВЕЧКИ. А где­то по дальним дорогам Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ… Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём –  Спешит ТОРОПИНКА под самым окном, Зовёт нас глядеть – заглядеться: Что там за окошком? Чу!.. Детство! 4. Словарная работа. Maman – читается “маман” на французский манер. 5. “Жужжащее” чтение учащимися с заданием: – Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он  её называет. 6. Анализ отрывка с выборочным чтением. – Как мама называет своего сына? – О чём нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения? – Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью? Что хотелось  ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей?  Прочитайте. 7. Выделение основной мысли текста. – Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете,  только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель? – Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка. VII. Подведение итогов урока – Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с  которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только,  пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня  не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все  произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые  и дети. VIII. Домашнее задание – Подготовить выразительное чтение по ролям этого произведения.

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л.Н. «Детство»

Конспект урокапо теме: «Нравственные идеалы в повести Толстого  Л.Н.  «Детство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018