Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
1 кл—3 кл
04.01.2019
Изучение нотной грамоты следует считать одним из важных моментов в процессе обучения детей музыке в общеобразовательной школе.
Взаимосвязь вокального воспитания детей и обучения их пению по нотам исключительно велика. Тщательная работа над певческими навыками развивает слух, ритмическое чувство и одновременно создает основу для усвоения приемов пения по нотам. Пение по нотам оказывает положительное влияние на точность интонирования, развитие гармонического (полифонического) слуха поющих, содействуя воспитанию навыков строя и ансамбля, помогает более успешному усвоению разнообразных сведений о музыке, музыкальных понятий, терминов. Предлагаю 9 фрагментов занятий с использованием нотной грамоты на уроках музыки.
Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки Захарова А.А. МБОУ Школа 14 .docx
Учитель музыки: Захарова Анна Александровна
МБОУ «Школа №14» Кемеровская область, город Полысаево
Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки
Изучение нотной грамоты следует считать одним из важных моментов в
процессе обучения детей музыке в общеобразовательной школе.
Взаимосвязь вокального воспитания детей и обучения их пению по нотам
исключительно велика:
Систематическая и тщательная работа над голосообразованием,
интонацией является важнейшей основой для усвоения навыков пения по
нотам, т.к. она обостряет звуковысотный слух, чувство музыкального ритма,
приучает к управлению голосовым аппаратом.
Использование нот как средства наглядности помогает овладению
точной интонацией, строем, ансамблем, а также обогащает музыкальные
представления учащихся, помогает усвоению музыкальных понятий,
терминов, различных сведений по элементарной теории музыки.
Значение нотной грамотности в практике хорового пения многообразно:
1.
2.
умение читать ноты дает возможность поющим в хоре лучше
осознать характер и особенности разучиваемой мелодии, является ключом к
самостоятельному разучиванию песен.
если же ребенок не может свободно читать голосом нотную запись,
прослеживание слышимой или пропеваемой мелодии по нотной записи
обеспечивает более быстрое и точное усвоение песни. Ноты в данном случае
представляют собой ту естественную наглядность, с помощью которой дети
схватывают очертания мелодии и осознают, постепенно усваивая, высотно
ладовые и метроритмические отношения звуков. Графические образы иногда
заменяют и словесные понятия, и их определения, а сочетание графического
образа с движением певческого аппарата оказывается уже доступным и
достаточно убедительным.
Тщательная работа над певческими навыками развивает слух, ритмическое
чувство и одновременно создает основу для усвоения приемов пения по
нотам. Пение по нотам оказывает положительное влияние на точность
интонирования, развитие гармонического (полифонического) слуха поющих,
содействуя воспитанию навыков строя и ансамбля, помогает более успешному
усвоению разнообразных
сведений о музыке, музыкальных понятий,
терминов.
Навыки чтения нот имеют значение:
музыкальновоспитательное
образовательное В процессе овладения нотной грамотой меняется и совершенствуется
музыкальное сознание учащихся. Дети начинают видеть в нотах очертания
знакомой мелодии, улавливают характерный рисунок сопровождения
(аккорды, гармоническая фигурация), следят за динамическими нарастаниями
и спадами музыкального звучания, то легко понять, насколько острее стало их
восприятие музыки, насколько сознательнее могут они оценить музыкальное
произведение, как расширяется их музыкальный кругозор.
Всё это и делает нотную грамоту важной составной частью музыкального
воспитания детей.
Певческая практика – основная сфера применения навыков чтения нот в
школе. Поэтому обучение нотам здесь только в том случае выполняет свое
назначение, если в результате его дети действительно приобретут навыки
самостоятельного чтения нот, т.е. смогут петь по нотам незнакомые мелодии.
Участие музыкального слуха в пении по слуху (т.е. с голоса другого
человека или с инструмента).
Известно, что «воспроизведение голосом становится возможным только
тогда, когда возникает представление мелодии песни».
Когда человек воспроизводит мелодию, услышанную им, то необходимые
для пения слуховые представления возникают в результате музыкально
слухового восприятия; когда же воспроизводится мелодия по нотам, то
слуховые образы возникают из зрительного восприятия.
Следовательно, в обоих случаях мы имеем дело с пением по слуху.
НО в 1ом случае: наш слух непроизвольно отражает полученные или
реальные звуковые впечатления, которые затем воспроизводят голосом, иначе
говоря – движения певческого аппарата «управляются» следами
прозвучавшей мелодии.
ВО 2ом случае: на основе условного зрительного образа (ноты) мы
воссоздаем произвольным усилием сознания музыкальный (слуховой) образ,
который и воспроизводится голосом; в этом случае голосовым аппаратом
«управляет» озвученный в нашем сознании зрительный образ мелодии.
Т.о. уметь петь по нотам – это значит уметь воспроизвести голосом
мелодию на основе слуховых образов, вызванных восприятием её нотной
записи.
«Существует мнение,
что научить детей петь по нотам в
общеобразовательной школе практически невозможно. Если же и достигаются
какието успехи в этой области, то только за счет других видов занятия:
хорового пения и слушания музыки. В данном случае ставится под сомнение вообще необходимость практического освоения нотной грамоты и пения по
нотам…При существующей практике музыкальной работы в школе пение по
нотам действительно отнимает массу времени. Отсюда и тенденция –
заниматься им как можно меньше»
Но лучшие методисты считают: «Умение петь по нотам теснейшим образом
связано с развитием музыкальнослуховых ладовых представлений. Это и
результат развития музыкального слуха, и активный метод его формирования,
а, следовательно, то зерно, которое необходимо и для слушателя, и для
исполнителя музыки…»
Музыкальные знания усваивают лучше и с интересом школьники начальной
школы. Так как у детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение других. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определять характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии,
постепенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно
различают звуки по высоте и длительности; у них укрепляется, становится
более устойчивой вокальнослуховая координация. Общий и музыкальный
кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях
(природных, общественных), определенный запас впечатлений от
произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и
развлечений способствуют развитию детской фантазии, творческого
воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях
не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только
психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые
мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование
происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение
следует исключать.
Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на
выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь,
естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются
правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет
крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей
этого возраста увеличивается объем лёгких, дыхание становится более глубоким – это позволяет учителю использовать в работе песни с более
длинными музыкальными фразами.
В свою очередь, систематический показ правильного исполнения, указание
не разрывать слова, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы,
процесс самого пения способствуют выработке широкого дыхания.
У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно
интонировать мелодию в пределах РЕ – СИ, а целенаправленная,
систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (ДО – РЕ
2).
Предлагаю 9 фрагментов занятий с использованием нотной грамоты на
уроках музыки.
Занятие 1: « У нас в гостях ноты»
Цель: Познакомить учащихся с правильным написанием нот, их
интонационной высотностью.
I. Беседа.
Ход занятия:
Мы пригласили нотные знаки к себе в гости, но хороший хозяин должен
сделать так, чтобы гостям было уютно и удобно, чтобы они чувствовали себя
«как дома».
– Как называется дом, где живут цифры? (клетка).
– Как называется дом, где живут буквы? (линейка).
– Как называется дом, где живут ноты?
А называется он нотный стан.
В доме 5 этажейлинеечек, которые считаются снизу вверх.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали – нотный стан.
И на нём все нотыточки
Разместились по местам.
II. Практическая работа Ноты пишутся на линеечках и между ними. Чем выше звук, голос, тем выше
пишется нота.
Аккуратно разместите на нотном стане ноты – на линеечках и между ними.
Цель: Познакомить учащихся с правильным написанием
I. Беседа.
Мы пригласили нотные знаки к себе в гости, но хороший
Ход занятия:
Тема 1: У нас в гостях ноты
III. Домашняя работа.
Повторить то, что делали в классе на новом нотном стане.
Занятие 2: «Скрипичный ключ – СОЛЬ»
Цель: познакомить учащихся со скрипичным ключом, дать название нот и
петь их по «звуковой лесенке».
Ход занятия:
I. Повторение.
– Как называется дом у нот?
– Что такое нотный стан?
– Как можно писать ноты? (на и между).
ПРАВИЛО: У ноты нарисуйте головку в виде продолговатого кружочка
с маленьким наклоном вправо.
У доски по 1 человеку цепочкой рисуют ноты.
II. Беседа.
Но не все ноты мы разместили. Есть 2 ноты, у которых своя странность:
не будем
любят они первыми снизу быть, а 1ая линейка уже занята
→
спорить, подставим еще одну линеечку. Теперь все в сборе. Только кто из них кто это пока еще неизвестно, а хитрые
ноты еще и двери закрыли (тактовой чертой).
Но это пока для нас и не ноты вовсе, просто обыкновенные кружки без имени.
Для того чтобы с ними познакомиться надо войти в дом. нужен КЛЮЧ; не
простой, а музыкальный. Выглядит он так:
Этот знак ключом зовётся
Перед нотною строкой
Он стоит как часовой
И строку нам открывает
На строке любой из нот
Место он определяет
И название даёт.
III. Практическая работа.
Пишется он со 2ой линейки, между 2ой и 3ей линейкой, вниз по 1ой
линейке, вверх петля и вниз, закругление внизу.
Дети прописывают строку. Пройти и посмотреть.
IV. Домашняя работа:
Прописать скрипичным ключом всю строчку.
Занятие 3: «Звукоряд»
Цель: Познакомить с определением звукоряда; петь по звуковой лесенке
названия нот и попевки.
Ход занятия:
1. Повторение.
– Как называется дом у нот?
– Что такое нотный стан?
– Как пишутся ноты? – Есть ли странности у нот? Странные ноты.
– Что нужно нам, чтобы познакомиться с нотами? (скрипичный ключ)
– Пропишите на доске скрипичный ключ и известные ноты.
2. Беседа.
– Споём эти звуки; смотрим на звуковую лесенку:
Если звуки спеть подряд
Это будет звукоряд.
Звуки поднимаются по ступенькам вверх, подряд – это будет звукоряд.
Выучить песню «Звуки музыки»
3.Практическая работа.
– Записать скрипичный ключ и звукоряд.
4. Домашняя работа.
Записать на новом нотном стане звукоряд.
Занятие 4: «Знакомство с нотой СОЛЬ»
Цель: Познакомить с нотой СОЛЬ и научить правильно интонировать на этой
ноте попевки.
Ход занятия:
I. Повторение.
– Нотный стан? Скрипичный ключ? Сколько этажей?
– Как пишется скрипичный ключ?
– Повторить «звуковую лесенку»
– Спеть песню «Звуки музыки»
II. Беседа.
Скрипичный ключ подругому называется скрипичный ключ ноты СОЛЬ.
– Как вы думаете, почему? (пишется нота Соль на этой же линеечке, где
начинает писаться и скрипичный ключ).
Сидит нота СОЛЬ В окне удивлённая
– Зовут меня «соль» –
А я не солёная!
На свете трудней
Я не знаю загадки
Зовут меня СОЛЬ,
А голос мой сладкий.
Котик
соль Ах ты ко – тенька ко – ток, ко – тя се ренький хвос – ток.
При – ди ко – тик но – че – вать, мою Са – шеньку
качать.
– Как движется мелодия? (стоит на месте).
– Какие звуки по протяжённости? (разные: короткие – чёткие, упругие;
длинные – протяжные, мягкие, пропевные).
Фронтальный опрос: – прохлопать ритмический рисунок
– показ рукой движение мелодии
– Какие слова вы знаете, которые начинались бы со слога соль…
соль
солить
III. Практическая работа.
Самостоятельно:
«Андрейворобей»
Ан – дрей воро – бей, не го – няй го – лу – бей.
Го – няй га – ло – чек, из под па – ло – чек.
прохлопать ритмический рисунок
показ рукой направление мелодии.
IV. Домашняя работа.
Прописать строчку до конца. Занятие 5: «Знакомство с нотой ФА»
Цель: Познакомить с нотой ФА, научить интонировать звук, исполнять на
звуке попевки и песенки.
I. Повторение.
– Звукоряд; песня «Звуки музыки»
Ход занятия:
II. Беседа.
– Послушайте песенку и скажите, сколько звуков вы услышали?
Дождик
Дож– дик дож – дик пу – ще, да – Дим те – бе гу – ще!
Да – Дим те – бе лож – ку, хле – бай по – нем – нож – ку.
– Услышали 2 звука
– Знаком ли вам один из них? (СОЛЬ) Пропишем его.
– А второй звук звучит выше или ниже? (ниже).
– Пропеть и рукой обозначить движение звуков …
– А этот звук светлее или темнее по характеру ноты СОЛЬ? (темнее)
– А почему? (т.к. расположен ниже).
– Эта нота, которая расположена ниже СОЛЬ называется ФА, пишется:
Нота ФА сидит в окошке
К ней идём мы по дорожке
Знаем мы, у ноты ФА
Есть любимые слова
Мы ей скажем по секрету
Фартук, фатик от конфеты.
– Назвать слова, которые начинались со слога ФА.
(фагот,
фактор,
факультет, – У вас у всех есть? (фамилия)
фамилия, – И некоторые из вас? (фантазёры)
фантазёр, – Но у всех есть большая (фантазия). фантазия
прохлопать ритмический рисунок песни.
показ рукой движение мелодии
III. Практическая работа.
Отгадай ноты СОЛЬ, ФА – указкой показывать ноты, а дети
называют.
Со – ро – ка, со – ро – ка. Где бы – ла да – лё – ко Ка – шу ва – ри – ла,
деток кормила.
IV. Домашняя работа.
Прописать ноту ФА – всю строчку.
Занятие 6: «Знакомство с нотой МИ»
Цель: Познакомить с нотой МИ, научить интонировать звук, исполнять на
звуке попевки и песенки.
Ход занятия:
I. Повторение.
– Прописать и объяснить нот
– Скрипичный ключ, звукоряд
– Исполнение песни «Звуки музыки»
II. Беседа.
– Послушайте песенку. Сколько звуков вы услышите?
«Ворон»
Ай лю – лю – лю – лю – лю – лю си – дит во – рон на ду – бу!
Он иг – ра – ет во тру – бу, во се – серебян – ну – ю.
– Услышали 3 звука
– Знакомы ли они вам? ( СОЛЬ, ФА).
– А какой звук незнаком? (дубу – последний звук). – А этот звук поётся выше или ниже СОЛЬ, ФА?
– А как он звучит?
– Этот звук светлый или тёмный? (светлый)
–Это звук обращается в ноту – МИ.
Дружит со взрослыми
Дружит с детьми
Славная нота по имени МИ
Милая нота
Весёлая МИ
Песенку нашу в подарок возьМИ
– Какие слова начинаются со слога МИ?
микроб миксер мимика
микроскоп миллиард мина
микрофон миллион минута
мир минус миф
III. Практическая работа.
– Пишется нота МИ на второй линейке.
– Какие ноты похожи друг на друга (СОЛЬ И МИ, т.к. пишутся на линейках)
– Прохлопать ритмический рисунок и записать нотами
____________________________________________
длинная нота – она тянется дольше остальных
IV. Диктант
– Записать на строке. Прохлопать, дети пишут.________________________
V. Домашняя работа.
Прописать МИ, скрипичный ключ.
Занятие 7: «Знакомство с нотой РЕ, ДО»
Цель: Познакомить с нотой РЕ, научить интонировать звук, исполнять песни и
попевки.
Ход занятия: I. Повторение.
– Назовите известные вам ноты, пропишите их.
– Что такое звукоряд?
– Как пишется скрипичный ключ?
– Пропеть известные ноты и попевки.
II. Ритмический диктант
III. Беседа.
– Прослушайте. Сколько звуков встретилось?
Тра та – та, тра – та – та, ба – ра – ба – нит
Пе – тя
Сколько звуков мы знаем? (3 звука – СОЛЬ, ФА, МИ).
Какие же два новые звуков появились?
– Они поются выше или ниже? (ниже)
– Эти звуки называются РЕ, ДО
– Назовите слова, которые начинаются со слога «ре», «до»
река дождь
ребенок дорога
режим дочь
резинка доярка
репка доктор
реклама домик
ресницы долг
– Пропеть названные ноты «Петябарабанщик»
На доске попевка:
Прозвонил звонок
Проз – во – нил зво – нок, на – ча – чал – ся у – рок!
прочитать нотки, пропеть их
прохлопать ритмический рисунок
назвать сколько долгих звуков
IV. Домашняя работа.
Прописать ноты ДО, РЕ, скрипичный ключ. Возле первого окошка
Мы задержимся немножко
Нота ДО нас в гости ждёт
Нота песенку поёт
В этой песне много ДО
Добрый, доктор, дом, гнездо.
В том окошке на заре
Поселилась нота РЕ
Распевает нота РЕ
Про деревья на горе
Про собаку в конуре
И про речку в серебре.
Занятие 8: «Знакомство с нотами ЛЯ, СИ, ДО 2»
Цель: Познакомить с нотой РЕ, научить интонировать звук, исполнять песни и
попевки.
Ход занятия:
I. Повторение.
– Как и где пишется скрипичный ключ?
– Что такое звукоряд? Исполнить песню «Звуки музыки».
II. Проверочная работа.
1 ряд: прохлопать ритмический рисунок «Барашеньки»
2 ряд: ноты…
3 ряд: вспомнить попевки и спеть.
III. Беседа.
– Прослушайте следующую попевку
Я гуляю
Я гуляю во дворе, вижу домик во
дворе. Я по лесен ке взберусь, и в окошко пос
тучусь.
Прохлопать ритмический рисунок
Куда движется мелодия?
один ученик у доски пишет ритмический рисунок
Все ли звуки знакомы? (нет).
Назовите знакомые
Незнакомые звуки слышим выше или ниже?
Как они движутся? (снизувверх)
Сколько их? (3 звука).
Это ноты ЛЯ, СИ, ДО (пропеть)
ЛЯ СИ
Распевает нота ЛЯ Из последнего окна
Всех на свете веселя Тоже песенка слышна
Про поля и тополя Я спрошу и ты спроси
Про мохнатого шмеля Кто поёт там?
Слышат небо и земля Нота СИ
Ляляля, ляляля. Про душистую сирень
В этот синий, синий день.
– Сравним ноты ДО 1 и ДО 2
(ниже выше
грубее тоньше)
IV. Практическая работа.
показ рукой движение мелодии
прохлопать ритмический рисунок
прошагать мелодию (Физкультминутка).
Качи
Ах качи, качи, качи, качи прилетели к
нам грачи. Занятие 9 « Закрепление»
Цель: Закрепить полученные знания, умения, навыки по написанию,
интонированию звуков, нот; развивать чувство ритма, певческий диапозон.
Ход занятия:
I. Повторение.
Как называется дом, где живут ноты?
что требуется, чтобы в него войти?
Назовите ноты, напишите их.
Чем отличается одна нота от другой? (высотой, голосовым исполнением).
Спеть песню «Звуки музыки»
Если звуки спеть подряд – как это называется? (звукоряд).
Сколько ноток в музыкальной гамме?
Выучить распевку.
Гамма
Жила была мама, звали её гамма.
Было у неё семеро детей.
II. Диктант.
Написать ноты:
Прохлопать ритмический рисунок «Во поле берёза стояла»
Показ рукой:
«Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз
спустись».
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Конспект уроков по музыке на тему "Значение нотной грамоты в процессе обучения на уроках музыки" (1-3 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.