Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"
Оценка 4.6

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл
31.03.2018
Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"
Внеклассное мероприятие может проводится в средней школе. Цели урока : способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками; познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах; познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.
ДАВАЙТЕ БУДЕМ КУЛЬТУРНЫМИ.doc
План­конспект внеклассного мероприятия   Тема: «Давайте будем культурными!»  Внеклассное мероприятие на тему: «Давайте будем культурными» Воспитательно­образовательные цели:  расширить представления детей о правилах этикета;  формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;   формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе. Воспитательно­образовательные задачи:   организовать системное нравственное просвещение учащихся класса с  целью выработки собственного мнения, суждения, линии поведения в  определенной нравственной ситуации;  изучить нравственное становление учащихся класса;  научить  критически осмысливать собственные поступки, суждения,  мнения, справедливо оценивать и анализировать поступки своих  товарищей;  развивать потребность учащихся открыто высказывать свое мнение и  суждение, прощать и быть прощенным, доказывать свою правоту и  признавать правоту других людей. Оборудование:  1. Карточки с названиями групп  2.Доска, мел, раздаточный материал(карточки с заданиями);  3. Проектор(презентация).  4. Плакат с эпиграфом. Методы и приемы: рассказ, беседа, дискуссия, метод иллюстраций, работа в  группах. План классного часа. 1. Организационный момент. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию. 2. Работа в группах. «Проблемные вопросы». 3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?». 4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея». 5. “Сокровищница народной мудрости” 6. «Кодекс культурного человека» 7. Рефлексия   Ход классного часа.  «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете Деление по группам и определение названий команд (жеребьёвка). 1.Организационный момент. Интерактивная беседа. Мотивация к  занятию.       Здравствуйте, дети. Как же все­таки здорово, что сегодня мы работаем с  вами. Давайте поприветствуем друг друга. В начале урока мы не хотим  раскрывать нашу задумку, мы хотим, чтобы вы сами попытались определить  тему нашей беседы. Скажите, где мы с вами проводим больше всего времени? При каких  обстоятельствах нам приятно там бывать?(Когда люди культурно себя  ведут).Всегда ли нам комфортно там, где мы бываем?  Сейчас мы посмотрим практически, как это бывает в жизни. Посмотрите на  доску (слайд 1­3). Правильно ли мальчик повёл себя в данных ситуациях?  Почему? А что надо знать, чтобы правильно себя вести в разных жизненных  ситуациях? (правила поведения, этикета).Правильно. Так вот сегодня на  нашем мероприятии мы с вами и поговорим о культуре, о поведении в  обществе или в разных моментах жизни.(Слайд 4) В качестве эпиграфа мы выбрали известное высказывание немецкого поэта,  мыслителя Иоганна Гете. Как вы понимаете его слова?(Слайд 5)       Ребята, мы живем в одном мире, но мы все разные ,каждый их нас­  неординарная личность , интересы одних не совпадают с интересами других,  когда мы выходим за пределы школы­ у каждого своя личная жизнь. Но здесь, в пределах школы, преобладает все же общественная жизнь. А что характерно для общественной жизни?(Определенные правила, законы, поведение,  правила поведения), но мы выполняем их по­разному. Нам с вами необходимо помнить, что мы с вами класс, что же вас объединяет как класс?  Сегодня нам  предстоит с вами определить, что нас объединяет и как правильно вести себя  в разных случаях жизни, а особенно в коллективе, в группе, в школе. Давайте с вами обратимся к слайдам. Что вы видите?    (Слайд 6) Конечно, все из нас знают, что жизнь людей связана с природой.  Среди растений встречаются  сорняки или неухоженные деревья и цветы. И,  наверно, все из нас были в саду, где  люди ухаживают за растениями,  поливают их, удобряют, обрезают. Чем же отличаются растения леса от  садовых культур? (Слайд 7)   Но мы с вами должны понимать, что среди людей тоже встречаются такие,  которые не читают книг, не развиваются интеллектуально.  С какими людьми вам приятнее общаться и находиться рядом? (С  невежественными, неаккуратными, злыми или с добрыми, вежливыми,  которые знают и придерживаются правил этикета) (Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и  приятнее.)     Мы с вами согласны. С таким человеком всегда приятнее дружить и  находиться рядом.  Так что же нужно делать, чтобы человек стал культурнее? Чтобы наша среда стала культурнее?  Какого человека мы называем культурным? (Слайд 8) А что означает это слово? (вежливый человек, правильно себя ведёт).  Правильно, ребята. А давайте посмотрим, что нам говорят об этом слове  словари (слайд 9):  Толковый словарь Ефремовой ­ Обладающий определенными навыками  поведения в обществе; воспитанный.  Толковый словарь С.И. Ожегова ­ Находящийся на высоком уровне  культуры, соответствующий ему. Теперь, зная значение слова «культурный» можете ли вы назвать себя  культурными? Как вы думаете кто самый культурный у вас в классе? А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?  (Слайд 10) Действительно. Обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими  блестящими. Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный ­ значит невоспитанный,  невежественный человек. Так  объяснятся значение этого слова в словаре Даля. Чтобы стать культурными нам с вами надо разобраться со значением ещё  одного слова – этикет. Что означает это слово? (правила культурного  поведения). Давайте снова обратимся к словарям : (Слайд 11) Толковый словарь С.И. Ожегова ­ установленный, принятый порядок  поведения. Толковый словарь Даля – чин, порядок; принятая вежливость. Вы действительно молодцы, разобрались с понятиями культурный человек,  этикет, а теперь  попытайтесь изобразить культурного человека: кто­то  попытается нарисовать, кто­то описать (в стихотворной форме). У вас есть 4 минуты. Давайте ещё раз обратимся к словарям, какое  же определение в словаре  В.И.Даля дается слову культура?(Слайд 12) 2. Мы знаем, что существует множество правил этикета: есть правила  поведения за столом, в гостях, в театре, на работе, правила поведения в  школе.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу                (Слайд 13): «Уважай окружающих людей».  Если вы будете исходить из этого принципа, то никогда не ошибетесь! Мы с вами поговорили о культуре человека, что из себя представляет  культурный человек, мы знаем, что главный принцип правил этикета: «Уважай окружающих людей».А теперь мы с вами применим эти знания на практике. У каждой группы на партах лежат карточки, на которых написаны вопросы. У  вас есть несколько минут , чтобы подумать над этими вопросами и дать на них ответы. За правильные ответы вы получаете фишки. Первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой?  (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа  перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей) Почему в общественных местах некультурно размахивать руками,  жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего  человека) Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно громко  разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим:  у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать) Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это  неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор Третья группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких  топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с  распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это  неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для  отдыха, а не для работы)  Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать  вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой  задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в  тарелки соседей, а это никому не понравится) Как хорошо, что вы такие молодцы и все знаете.  Общаясь с человеком, мы всегда начинаем со слов приветствия. Какие  вы знаете слова приветствия? Как мы приветствуем друг друга?(В школе, на улице, дома).Как вы думаете, что обозначает понятие  «здравствуй»?Мы всегда его употребляем для приветствия. А что  же оно обозначает?  Но в разных странах люди по­разному приветствуют друг друга. Знаете  ли вы, как здороваются люди в других странах?(Слайд 14) «СЯДЬ НА КОРТОЧКИ, КОГДА РАЗГОВАРИВАЕШЬ» ­традиционная  приветственная поза в ряде индейских племен — приседание на  корточки при виде незнакомца. Она показывает миролюбие  здоровающегося, а встречный должен обратить на это внимание, иначе  индеец будет обречен на долгое сидение, ведь ему нужно отметить для себя, что его поняли. Также у некоторых племен принято при входе в  дом сразу садиться, не дожидаясь какого бы то ни было приглашения и не здороваясь — это сделают хозяева, но только после принятия  вошедшим сидячей позы. Так может быть тот парень в кепке, что  сидит перед вами на корточках, вовсе не показывает свою агрессию, а  проявляет дружелюбие и хочет быть понятым? В Таиланде манера приветствия чем­то похожа на китайскую – нужно  сложить вместе руки и поклониться. Однако есть и небольшие различия. Человек складывает ладони, делает легкий поклон и говорит «савади».  Положение рук может варьироваться — чем выше руки к голове, тем больше  уважения человек проявляет. Первоначально данный обычай использовался,  чтобы показать, что человек безоружный, показывая при этом его мирные  намерения. Понятно, когда полицейские приказывают поднять руки вверх,  они просто хотят, чтобы к ним проявили дружелюбие. Всем нужны друзья, и  полицейским в том числе. В Нидерландах, целуются три раза, начиная и заканчивая на той же щеке, и на  несколько раз больше, если вы целуете пожилых людей и близких членов  семьи. Возраст также играет роль в Бельгии, где целуются один раз с людьми  одного возраста, и три раза с людьми, которые старше на десять лет и больше. Вы молодцы, многое знаете, теперь вы знаете, как правильно здороваться  с людьми в различных странах, если окажетесь там.   3. (Слайд 15)Но главный закон культурного человека, как мы уже говорили, ­ уважение к окружающим. Этот закон обязательно включает в себя уважение к  старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Кто должен здороваться первым? Сейчас мы расскажем вам небольшую историю, а вы внимательно слушайте и  в конце мы с вами обсудим, что же в этой истории  произошло с мальчиком. «В последнее время вокруг Димки стало твориться что­то непонятное. С  ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу  встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка  встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь  день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не  здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5­Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала  «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного  явления и решил, что вокруг него зреет заговор». ­А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими,  мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это  правило, поздороваться первым никогда не помешает. 4. А теперь в игровой форме мы вспомним с вами правила этикета. Каждая  группа получает задание. Ваша задача – показать, как бы вы себя повели в  данной ситуации. Вы должны представить ситуацию в диалоговой форме. На  обдумывание вам дается 2 минуты. Перед тем, как вы начнете, давайте  проведем жеребьевку, чтобы знать, кто будем первым. Ваша задача – показать, как бы вы себя повели в данной ситуации. Задания для карточек: 1)Позвоните по телефону  (имя, фамилия девочки),узнайте, что задано  по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой. (Нужно  взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки).  Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать,  что задано по математике.) 2) Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. (­ Нужно постучать,  открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста,  войти».) 3) За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них,  который час.( Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и  сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста,  который час?») 4)  Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка  вашего друга. Ваши действия. (Нужно встать и стоять, пока бабушка не  сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.) 5) Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в  ответ.(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся  номером».) 6) Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелайте им  чего­нибудь хорошего 7) Перед вами стоят два учителя. Они беседуют. Спросите у одного из  них, в каком кабинете у вас будет следующий урок. 8) Вы сидите в автобусе. На остановке в автобус заходит бабушка с  большой сумкой. Ваши слова и действия.  9) Вы сидите на уроке. Учитель объясняет новую тему. Но вам срочно  нужно выйти. Ваши слова и действия. Наш конкурс подошел к концу. Вы все молодцы. Вы вели себя как настоящие  актеры. Вы показали себя очень культурными людьми в различных жизненных  ситуациях.    5.(Слайд 16) Много правил, много мудрости, много привычек мы видим в  различных жизненных ситуациях благодаря пословицам, поговоркам. Все вы  знаете, что в русском языке существует великое множество пословиц и  поговорок на разные темы. Обратите внимание на доску, мы подготовили для  вас некоторые из них. В левой части записаны начала высказываний, а в  правой – окончания. Ваша задача соединить их между собой. У себя как хочешь,  Не дорог подарок –  О пустяках спорить –  По одежде не суди, Слово – серебро, по делам гляди.  молчание – золото. а в гостях – как велят. дорога любовь. дело упустить. Хоть не богат,  От слова спасенье, На незваного гостя От одного слова, и от слова погибель.  не припасена и ложка. а гостям рад.   да навек ссора.. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. 6. (Слайд 17)Сегодня мы с вами повторили многие правила этикета, которые  вы уже знали, и, возможно, каждый из вас узнал что­то новое для себя.  Давайте попробуем составить для себя «кодекс культурного человека».  Каждый из вас выйдет к доске и запишет самое главное для него правило  этикета.  Молодцы, вы записали достаточно правил, а теперь посмотрите, какой кодекс  составили мы . Запомните эти правила и всегда пользуйтесь ими в жизни. Итак, подошло время подвести итоги. Посчитайте фишки. 7. (Слайд 18)Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила уходят от  нас. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но  значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения? (– Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не  будут уважать друг друга – Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся Мы согласны с вами, ребята. Правила этикета важны во все времена. Наш классный час подходит к концу. Надеемся, что сегодня вы узнали для  себя что­то новое. Перед вами лежат листочки. Напишите на них, что вам  понравилось или не понравилось сегодня на уроке, что вам было интересно и  что вы унесёте с собой с этого мероприятия.  Дополнительные материалы. 1. Для разговора об этикете. Классный руководитель. Итак, культурный человек – это человек, который  знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет – в переводе с  французского – это правила культурного поведения, которые нужно знать  каждому человеку. В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой».  Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить  зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не  любишь, то и другим не делай». Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других  стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту,  сделать карьеру. Но для того, чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя  вести. Тогда­то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа  не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И  многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга  эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова? Приложение (рекомендации к проведению) Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об  этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора –  формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к  окружающим. Значительную  часть сценария занимает беседа, направленная на  мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно. Практическая часть требует некоторой психологической подготовки:   пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость  по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь  упражнение – упражнение в культуре поведения – такое же, как  физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь  растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины  проявляется, прежде всего, в том, как он относится к женщинам. Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам,  подыграли им. В конечном итоге выиграет от этих упражнений весь класс.   Список использованной литературы 1.Алешин Л. “О вежливости, о такте и деликатности” 2. Беклашов Д.В. “Манеры и поведение человека” 3.Чиненный А.И., Стоян Т.А. “Этикет на все случаи жизни.” 4. Энциклопедия «Я познаю мир. Культура» г. Москваавт. Н. В. Чудакова.       Издательство «АСТ»   1995 год. 5. «Как себя вести» г. Таллин авт. И. Аасамаа. Издательство «Валгус» 1989 год.

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"

Конспект внеклассного мероприятия на тему: "Давайте будем культурными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018