Занятие подготовлено к 120- летию С. А. Есенина.Проведено в коррекционной школе с детьми среднего звена.
Конспект занятия включает в себя: вводную беседу, чтение стихов-как детьми так и педагогом, просмотр видиоматериалов, психологическую разгрузку, прослушивание аудио записей, а так же творческие упражнения для выполнения детьми.
занятие есенин.docx
(Звучит мелодия песни на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу».
Воспитатель: Добрый день , ребята и гости! Я рада приветствовать всех в
нашей литературной гостиной. Сегодня вас пригласил в гости великий
русский поэт. А кто? Предлагаю вам прослушать отрывок из его
стихотворения – романса и назвать фамилию поэта.
( Прослушивание стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»
Кто же нас сегодня пригласил в гости?
Отгадав, хозяина сегодняшней встречи, вы можете предположить, о чем же
мы будем говорить в нашей гостиной?
А теперь определите, с чем вы познакомитесь и что нового сегодня узнаете?
О творчестве Сергея Есенина.
Сегодня мы поговорим о замечательном русском поэте – Сергее Есенине.
Ровно 120 лет назад в одной многодетной крестьянской семье родился
мальчик, и назвали его Сережей…
Я расскажу вам сегодня про одного хорошего человека, поэта Сергея
Есенина. Родом он из деревни Константиново , Рязанской губернии
( области). Мальчуган рос озорной , ни одной драки не пропускал, всегда с
синяками ходил. Его отец Александр Никитич. Мама Татьяна Фёдоровна.
Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года,
они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Родители
были вынуждены уехать на заработки.
Занимались его воспитанием бабушка и дедушка. В этой семье и прошло
почти все детство поэта. Придет Сереженька с разбитым носом, бабушка
огорчается: «Беда, мол…». А дед говорит: «Ничего, крепче будет!»
В будущем Сергей написал о себе стихотворение:
***
Худощавый и низкорослый
Средь мальчишек всегда герой
Часто, часто, с разбитым носом
Приходил я к себе домой
И навстречу испуганной маме
Я цедил, сквозь кровавый рот:
«Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтрему всё пройдёт»
1 Сергей очень был похож на своих дядей, те тоже хулиганистые были, любили
поозорничать, а с Сережей, как с игрушкой играли. В три с половиной года
ребёнка на коня посадили, а тот и поскакал, мальчишка от страха крепко в
гриву ручонками вцепился, а то бы разбился насмерть.
А как они его плавать учили? Посадит его дядя Саша в лодку, подальше от
берега отплывет, и как щенка бросит в воду, он барахтается в воде, а дядя
Саша кричит: «Эх! Ну, куда ты годишься!»
Потом, после восьми лет другой дядька его на охоту с собой брал, чтобы
Сергей вместо охотничьей собаки по озеру плавал за подстреленными утками.
Очень любил он нашу природу. И это отразилось в его стихах. Некоторые из
них стали необыкновенными романсами и песнями:
Песня «С добрым утром», стихи С. Есенина музыка Г. Струве.
Сергей Есенин в пять лет уже умел читать, а стихи начал писать с восьми
лет? Правда. Только в восемьто лет, стихи еще были неумелые.
А вот хорошие стихи Сергей Есенин стал писать к шестнадцати семнадцати
годам. Вот, например такое: «Поёт зима, аукает…»
***
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака
И дремлют пташки нежные
Под вихри эти снежные
У мёрзлого окна
И снится им прекрасная
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Сереже помогли бабушкины сказки. Сережина бабушка очень любила своего
внука, хоть и ругала его за озорство. И еще в раннем детстве, когда она
рассказывала Сергею сказки, он переделывал у них конец с «плохого», на
«хороший», если конец ему не нравился.
Песня «Бабушкины сказки», стихи С. Есенина музыка Г. Струве.
Сережа Есенин был красивым мальчиком. Посмотришь на него, а он, как
сама Россиюшка наша синиесиние, как небо глаза, и золотые волосы. Такие
2 золотые, как поля солнечной осенью, и густые, прямо беда, ни один гребень не
брал. По субботам, бывало, как начнут мыть его в бане, потом маслом смажут
голову, всё равно расчесать невозможно. Орёт . Изза своей внешности и
любви к природе звали его в деревне пастушок. А он и правда природу очень
любил, сядет, бывало у реки и сидит часами, смотрит в небо, на деревья,
думает о чемто…
«Буря».
«Зима».
Думал он о России, у него стихотворение есть одно.
***
Гой, ты, Русь, моя родная
Хаты в ризах, образа
Не видать конца и края,
Только синь сосёт глаза
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу, не надо рая,
Дайте Родину мою!
Так прошло детство Сергея Есенина. А когда он подрос, из него решили
сделать сельского учителя и отдали учиться в церковноучительскую школу,
после которой он должен был поступить в Московский учительский институт.
А Сергей не хотел быть учителем, уж очень ему хотелось стать настоящим
поэтом.
Он даже стихотворение «Пребывание в школе» написал. (Выходит изза
стола)
***
Душно мне в этих холодных стенах
Сырость и мрак без просвета
Плесенью пахнет в печальных углах,
Вот она доля поэта.
Видно навек осуждён я влачить
Эти, судьбы приговоры,
Горькие слезы безропотно лить,
Ими томить свои взоры.
Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую
разгрузку:
3 1.Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара,
правой – три удара. Хлопнуть в ладоши и то же самое проделать, сменив ноги:
левой – три удара, правой – два удара.
2.
Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за
кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой –
правое ухо, правой рукой – кончик носа.
Так Сергей и не выучился на учителя. В восемнадцать лет послал в
Петербург свои стихи по разным газетам и журналам, и не получив ответа
очень удивился и поехал туда сам. В Петербурге он познакомился с другими
известными поэтами того времени, у которых многому научился.
(Песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»)
Золотой души был человек – Сергей Есенин, необыкновенно нежный.
Послушайте с какой любовью . он обращается к своей маме:
«Письмо матери».
Хоть жил он небогато, но ему всегда хотелось помочь людям. И когда вышли
первые его четыре сборника стихов, он получил так много денег, что даже
заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села. Купил
тридцать пять коромысел. (Знаете, что такое коромысло?) Семьдесят ведер,
много ткани женщинам на платье, много мужских пиджаков, керосину и
керосиновых ламп. А когда собрался ехать домой. Оказалось, что все деньги
потратил, и товар везти не на что. Уезжал в свою деревню Сергей без товара,
грустный, потому, что его мечта порадовать своих земляков не сбылась.
Последние свои годы поэт жил в Москве.
А в декабре 1925 года, уехал в Ленинград, мечтая начать новую жизнь, но
этим мечтам не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря поэта не
стало.
Жизнь трагически оборвалась в гостинице «Англетер» при невыясненных
обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.
Было ему в то время всего тридцать лет.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии
депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице)
покончил жизнь самоубийством (повесился). Долгое время других версий
события не высказывалось, но в конце 20го века стали возникать версии об
убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем
4 возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его
творчество.
А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так
интересно. Работаем парами.
Группы получают карточки с пропущенными прилагательными,
обозначающими цвет, прилагательные нужно правильно вставить в текст
стихотворения.
№1.
(Синее) небо, (цветная) радуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым у (малиновых) сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
№ 2.
Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив,
Грезит над озером (рыжий) овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
№ 3.
Закружилась листва (золотая)
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
№ 4.
(Синий) май. Заревая полынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в (белой) накидке.
№ 5.
(Синий) туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный (жёлтый) свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Чтонибудь вспомнить из ранних лет.
№6.
Гаснут (красные) крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя (белая) хата,
Что опять мы остались одни.
Если вы внимательно читали и слушали стихи, то наверное заметили, что они
наполнены удивительными красками. Цветовая гамма в поэзии Есенина
разнообразная.
5 Давайте составим ромашковый букет, раскрасив каждый лепесток в
любимый есенинский цвет. А вот в какой цвет ,нужно раскрасить ромашку
,вам поможет узнать отрывок из стихотворений Есенина.
(Под романс Есенина дети раскрашивают ромашки).
1.Белый – «Белая берёза под моим окном…»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
2.Голубой – «Я покинул родимый дом, голубую оставив Русь…»
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
3.Синий – «Стелется синею рясой с поля ночной холодок…»
Стелется синею рясой
С поля ночной холодок...
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щек!
4.Синий май. Заревая полынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в (белой) накидке.
5.Зелёный – «Шелестят зелёные серёжки…»
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
6.Красный (малиновый) – «Подымалась красна зорюшка…»
Изза леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка,
6 Рассыпала ясной радугой
Огонькилучи багровые.
7.
Жёлтый (золотой) – «Ветки золотистые, что кудри завила…» «Задремали
звёзды золотые…»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила
8.Серебристый – «И горят серебряные росы…»
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Сейчас прежде чем повесить ромашку, докажите строчками из
стихотворений наличие того или иного цвета.
Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.
Раскрашенные детьми ромашки вывешиваются на «поляну».
Вот какой замечательный букет у нас получился. Я думаю, он бы очень
понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из
стихотворений С.Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и
почувствовать его.
А сейчас мне бы хотелось услышать ваше отношение к поэзии Есенина. Все
свои мысли выскажите, пожалуйста, в творческой работе «Я и стихи
Есенина». Не забудьте про слова вижу, слышу, чувствую.
7
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Конспект внеклассного занятия «Есенин-это вечно».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.