Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Мы - в гостях"
Оценка 4.9

Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Мы - в гостях"

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
doc
воспитательная работа +1
9 кл—11 кл
03.03.2019
Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "Мы - в гостях"
Цели и задачи мероприятия: - способствовать усвоению учащимися совокупности конкретных правил поведения в гостях, основанных на уважении прав и свобод других граждан, актуализировать и закреплять представления учащихся о нормах культурного поведения в обществе, в гостях; - формировать аналитическое мышление учащихся, развивать навыки публичных выступлений и коммуникативные навыки; - развивать навыки культурного поведения в обществе, чувство ответственности за своё поведение; способствовать формированию у учащихся положительных моральных качеств, эстетического вкуса в манерах поведения; - воспитывать уважительное отношение к окружающим.
гости.doc

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

 

РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

НА ТЕМУ «МЫ – В ГОСТЯХ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- способствовать усвоению учащимися совокупности конкретных правил поведения в гостях, основанных на уважении прав и свобод других граждан, актуализировать и закреплять представления учащихся о нормах культурного поведения в обществе, в гостях;

- формировать аналитическое мышление учащихся, развивать навыки публичных выступлений и коммуникативные навыки;

- развивать навыки культурного поведения в обществе, чувство ответственности за своё поведение; способствовать формированию у учащихся положительных моральных качеств, эстетического вкуса в манерах поведения;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

 

Формы и виды деятельности: конкурсно-интеллектуальная игра, разгадывание ребуса и  анаграмм, аналитические ситуации, инсценирование; коллективная, групповая, дифференцированная.

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран); книжная выставка; шкатулка с вопросами и ситуативными сюжетами; столовые приборы; раздаточный материал – карточки «Анаграммы», «баллы», грамоты, медали.

ПРОВЕДЕНИЕ: 28 сентября 2017 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I.              ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.      Организация. Мотивация. Целеполагание

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые старшеклассники! Какова тема сегодняшнего занятия, вы узнаете, разгадав ребус. Внимание - на экран:

Учащиеся разгадывают ребус, обозначают тему занятия.

Верно, тема – «Гостевой этикет».

На первый взгляд, молодёжь безраз­лична к вопросам этикета. Но только на первый. Молодые люди прекрасно понимают, что рано или поздно к ним придёт­ся обратиться, чтобы не попасть впросак, не показаться невоспитанным.

Как правильно вести себя с окружающими в разных кругах (от вполне официальных мероприятий до вечеринок и дискотек)? Как пригласить девушку на танец во время дискотеки, если она пришла с другом? Как поддержать светскую беседу? Что можно и уместно подарить сударыне в возрасте или юной барышне? Как правильно пользоваться столовыми приборами?

Сегодня вы покажете, насколько хорошо усвоены вами правила поведения в гостях. Сформулируйте цель занятия.

Ответы учащихся.

2. Деление на команды

Занятие будет проходить в форме конкурсно-интелектуальной игры. Чтобы разбиться на команды, рассчитаемся по номерам: первый-второй-третий.

Итак, у нас образовались 3 команды. Займите места согласно номерам команды.

Теперь, чтобы получить название своей команды, вам нужно расшифровать анаграммы.

Представители команд вытягивают из шкатулки карточки с анаграммами:

Иктэа. Исояфилоф. Ьроалм.

Команды получили названия «Этика», «Философия», «Мораль».

II.           ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.      «Этикет в вопросах и ответах» (3 балла)

В шкатулке находятся вопросы, на которые командам нужно дать развёрнутый ответ. Можно пользоваться словарями, - в данном случае оценка на балл снижается. Время на обдумывание ответа – 1 мин.

Вопросы:

«Главное в культурном общении - соблюсти при­личия». А как понять эту часто повторяющуюся фра­зу? И вообще, что такое приличия?

Джонатан Свифт написал: «Хорошими манерами об­ладает тот, кто наименьшее количество людей ста­вит в неловкое положение». А что такое манеры, и что принято считать хорошими манерами?

Одно из важнейших проявлений хороших манер у мужчин всегда считалась галантность. А что она подразумевает в общении? И вообще, откуда к нам
пришла эта такая замечательная манера?

Ответы:

Приличия - нормы поведения, в пределах которого оберегаются индивидуальность и личное достоин­ство каждого. А соблюсти приличия означает, что общающиеся люди уважают личность и в себе, и в других.

Манеры - это способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, походка, жестикуляция, мимика и т.д. А хорошими манерами всегда счита­лись скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, вниматель­но и тактично общаться с людьми.

Галантность в переводе с французского означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходитель­ность. А пришла она к нам из средних веков и отно­сится к Рыцарскому кодексу. Современное проявле­ние галантности выражается в ненавязчивой опе­ке, защите, заботе и поклонении женщине.

2.      «За столом» (3 балла)

Эти вопросы нужно будет сопроводить правильными ответами и одновременным пока­зом. За правильный ответ и показ - 3 балла. Если ограничитесь только ответом - без показа, - оценка на балл снижается.

Сервировка. На столе – блюда для холодных закусок и рыбные. Есть ли какие-нибудь требования для их подачи на стол? И с чего их надо есть?

Ножи, вилки, ложки. Почему для ножей и ложки отведена правая сторона, даже десертные, и те «смот­рят» ручками вправо, а для вилок - левая? И всегда ли вилку надо держать в левой руке?

Необходимый атрибут обеда - салфетки. Как ими пользоваться? И куда надо положить полотня­ные салфетки?

Ответы:

Специальные закусочные тарелки предназначены для холодных закусок. Для подачи на стол салатов и маринадов используют квадратные салат­ники. А рыбные блюда раскладывают в тарелки, имеющие овальную форму.

Ножи лежат с правой стороны от тарелок  перпендикулярно краю стола.
Столовая ложка кладётся дном вниз между закусочным и рыбным ножами. С левой стороны лежат вилки. Десертные приборы кладут перед тарелкой, причём ручки ножа и ложки должны смотреть в правую сторону, а руч­ка вилки - в левую. Дело в том, что если вы едите с помощью ножа и вилки, то нож у вас находится в правой руке, а вил­ка - в левой. Если едят мясо, вилку держат в левой руке, а нож - в правой. Но ког­да едят салаты, овощи, картофель, то вилку надо держать в правой руке.

Салфетки стоят в специально предназначенных для этого вазочках-салфетницах. И ни в коем случае не раскладывают их на тарелки. Допустимо класть на колени, причём сложенную пополам складкой к вам. Мужчины могут заправить её за борт пиджака, но не закладывают за ворот.

3. «Умеете ли вы пить и есть?» (6 баллов - по одному за ответ)

Вопросы будут задаваться быстро и поочерёдно каждой команде. Ответ нужно давать сразу без раздумий и размышлений. За правильный ответ – 1 балл. Если команда не отвечает, право ответить предоставляется следующей по порядку команде. Готовы? Начали!

1)      Вам подали сандвич или горячий бутерброд. Как же его правильно есть?

2) Скажите, пожалуйста, как сделать «правильный» бу­терброд, например, с хлебом, маслом и сыром?

3) Говорят, что птицу едят руками, ведь так удобнее.
А как думаете вы?

4) Используют ли нож, если вам подали мясные котлеты, тефтели или  биточки?

5) А какое же мясное блюдо едят с помощью ножа?

6) Говорят, что рыба - «сложное» блюдо для еды. А почему?

7) Каким столовым прибором вы будете есть яичницу-глазунью?

8) Вопрос любителям маслин и оливок: чем же их надо есть - вилкой или ложкой?

9) Все вы любите торты и пирожные. Расскажите основные правила их употребле­ния.

10) Можно ли чёрную или красную икру есть малень­кой ложечкой?

11) Что общего между поеданием отбивной и персика?

12) Как культурный человек будет есть арбуз или дыню?

13) Можно ли горячий чай пить с помощью чайной ложки?

14) Можно ли пить чай, оставив в чашке ложку?

15) Многие любят чай с лимоном. Можно ли остав­лять ломтик лимона в чашке для насыщения вку­са напитка?

16) Какой ложкой берут сахарный песок?

17) А можно ли горячий чай пить с блюдца?

18) На стол подали первое блюдо – суп. Как по правилам этикета его следует есть?

Ответы:

1)      Такие бутерброды едят при помощи ножа и вилки.

2) Кусочек хлеба сначала кладут на тарелку, придерживая пальцами, намазывают масло, тоже пред­варительно положенное на край тарелки. А затем берут вилкой кусочек сыра и кладут на намазанный хлеб.

3) И курицу, и индейку, и дичь едят с помощью вилки и ножа.

4)  Их измельчают с помощью вилки.

5) Большой кусок мяса - типа антрекот или отбивную -  едят, измельчая постепенно. Кость отделяют от мяса, придерживая вилкой.

6) Потому что есть её надо при помощи специального ножа, похожего на лопатку. Если его нет, то ис­пользуют две вилки.

7) Яичницу-глазунью едят ложкой.

8) Не вилкой и не ложкой. Их едят руками, косточку потихоньку кладут в кулачок и - на край тарелки.

9) Торт кладут в тарелку лопаточкой, а затем едят при помощи предназначенной для этой цели ложеч­ки или вилочки. Пирожные - заварные, эклеры, пон­чики - держат в руке и откусывают небольшими ку­сочками.

10) Икру намазывают на ломтик хлеба.

11) И то и другое едят с помощью вилки и ножа.

12) Предварительно нарезанные на аккуратные дольки и уложенные на большом блюде арбуз или дыню пе­рекладывают на свою тарелку, ножом отрезают от дольки небольшой кусочек и едят с помощью чай­ной ложки или десертной вилки.

13) Нет.

14) Нет. Она обязательно вынимается из чашки пос­ле того, как размешивается сахар и выжимается лимон.

15) Нет. Лимон после того, как из него ложечкой вы­жимается сок, вынимается из чашки.

16) Его берут общей специальной ложечкой или совоч­ком, но не своей ложкой.

17) Нет!

18) Суп, находясь в обществе, принято до конца не доедать, т.к. нельзя наклонять тарелку ни на себя, ни от себя. Нельзя также склоняться над тарелкой и дуть на горячий суп, - следует дождаться, когда блюдо остынет. Использованный прибор (ложка) кладётся не на стол, а в тарелку только после того, как закончил есть это блюдо.

4. Неэтикетные сюжеты (5 баллов)

Задание: Инсценирование доставшегося по жребию сюжета. Отметить допущенные ошибки в поведении героев ситуаций, представленные другой командой. Время на подготовку инсценировки – 3 мин. Оценка: 3 балла за творческий подход + по 1 баллу за аналитический разбор сюжета, показанный другой командой.

1)      Сценка «В гостях»

Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе  новые журналы  покажу ... Музыку послу­шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз тёплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.

Игорь открывает дверь. На пороге - Виктор.

Виктор. Привет, это я!

Автор. Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

Автор. Он хватает   с полки часы.

Игорь. Это  подарили маме. На память.

Виктор. Прикольно! А как они заводятся?

Автор. Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор идёт, берёт и рассматрива­ет другие предметы.

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?

Автор. Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!

Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. Да!  Я у тебя диск с игрой взял:  у меня такой нет. Отдам как-ни­будь.

Автор. Вот и вся история!

2)      Рассказ «Как я ходила в гости»

Однажды я была у друга в гостях. Там были ещё знакомые девчонки. ребята. На меня вдруг нашло такое веселье! Я ко всем приставала, кричала во всё горло разные смешные глупости, жевала  конфеты со страшным чавканьем. Вообщем, старалась всех рассмешить. А всем это, почему-то, не понравилось. И, кстати, хозяину - тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать. Ну, разве я не права?

3) Диалог «В гостях»

- Привет, как хорошо, что я зашёл к тебе.

- Привет, Вася, щас я соберусь, и пойдём гулять.

- Ой, да ладно, я пока посмотрю тут всё.

- Хорошо. Я щас…

- Хм, а у тебя - очень прибрано…

- Спасибо!

- Я бы тоже хотел тут жить, - всё так подобрано со вкусом.

- Да ладно, пошли уже.

- Пошли, но я ещё зайду к тебе.

5. Блиц-опрос (1 балл за ответ)

Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей руку:

1) Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придёшь пораньше, придёшь вовремя или не­много опоздаешь?

2) Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?

3) Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?

4) Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином  игры?

5) Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

6) Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто­лом громко икнул:  начнёшь хохотать, чтобы и другие по­смеялись вместе с тобой; постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

7) Можно ли преподнести в подарок другу живое существо: щенка, котёнка, черепаху, рыбок, попугайчика, хомячка?

8) Можно ли дарить вещь, которая тебе самому не нравится?

9) Что предпочтительней подарить: подарок, сделанный своими руками или дорогую вещь, купленную в магазине?

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.      Подведение итогов

Вот и подошла к концу наша игра по вопросам гостевого этикета. Надеюсь, что она была вам интересна.

Подведём итог: Каким должен быть гость?

Возможные ответы учащихся: Вежливым. Тактичным. Ненавязчивым.

Назовите правила нахождения в гостях, озвученные сегодня вами.

Ответы учащихся.

Давайте ещё раз повторим общие правила поведения гостя. Внимание, на экран:

·   Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите.

·   Собираясь на день рождения, хороший гость должен приготовить подарок для друга и цветы для его мамы.

·   Следует взять с собой хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях.

·   Отправляясь в гости, следует быть опрятными и чистыми и взять с собой сменную обувь.

·   Приходить точно в назначенное время.

·   Звонить в дверь надо не более двух раз.

·   Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, а особенно делать критические замечания.

·   Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть. Если хотите что-то посмотреть, спросите об этом хозяев.

·   Не выпытывайте, что сколько стоило, и где было куплено.

·   В гостях принято обязательно поддерживать общую беседу или принимать участие в общем веселье или игре.

·   В гостях долго не засиживайтесь.

·   В конце праздника принято благодарить хозяев дома за гостеприимство.

·   Уходя, прощаются сначала со всеми гостями, а затем - с хозяевами.

 

2.      Рефлексия

 

Вспомните и назовите, какова была цель сегодняшнего занятия.

Для того, чтобы подвести итог достижения цели, ответьте на следующие вопросы: 

  1. На занятии я работал(а)
  2. Своей работой на занятии я
  3. Занятие для меня показалось
  4. На занятии я
  5. Моё настроение
  6. Материал занятия мне был

активно / пассивно

довольна(ен) / не довольна(ен)

коротким / долгим

устал(а) / не устал(а)

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

 

3.      Самооценка

И оцените свою деятельность (на экране):

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Я научилась (лся)…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

4.      Награждение

Подсчитайте количество заработанных в игре каждой командой баллов.

Команды награждаются грамотами, самые активные ребята награждаются медалями.             

В человеке должно быть всё прекрасно - от помыс­лов до кончиков ногтей. Бытует мнение, что эта замечательная истина в после­днее время основательно «поистёрлась» у молодёжи, что с хорошими манерами, умением общаться с окружающими и поведением в разных кругах у молодых людей - довольно слабо­вато.

Но вы сегодня продемонстрировали хорошие знания о том, как ходить в гости. И мне хочется, чтобы всё, что вы сегодня обсудили и продемонстрировали, осталось с вами навсегда, чтобы вы были воспитанными гостями, - ведь воспитанному человеку совсем нетрудно  быть приятным гостем.

А пока – до свидания и до новой встречи!

 

Используемая литература:

1) Аасамаа И. Как себя вести. – Таллин: Валгус, 1989;

2) Бриджес Д., Вест К., Кертис Б. Этикет для юной леди. 50 правил, которые должна знать каждая девушка. – М.: Эксмо ООО, 2015;

3) Голосовская А., Меркина И. Современная энциклопедия: Этикет. – М.: Астрель / АСТ, 2009;

4) Инч А. 1000 правил сервировки и столового этикета. – М: Астрель, 2008;

5) Усачев А. Азбука хорошего поведения. – М.: Росмэн-Пресс, 2012;

6) Франциска фон Ау. Энциклопедия этикета стола. Сервировка, правила хорошего тона. – М.: Рипол-Классик, 2009;

7) Честерфилд Филип Дормер Стенхол. Письма к сыну. – М.: Рипол Классик, 2013;

8) Чудакова Н.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Культура». – М.: АСТ, 1995.

 

Электронные ресурсы:

1)      http://qulady.ru/category/psiholog

2)      http://rebus1.com/


3)      Скачано с www.znanio.ru

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им

ХОД ЗАНЯТИЯ I.

ХОД ЗАНЯТИЯ I.

I. ОСНОВНАЯ

I. ОСНОВНАЯ

Необходимый атрибут обеда - салфетки

Необходимый атрибут обеда - салфетки

Можно ли чёрную или красную икру есть малень­ кой ложечкой? 11)

Можно ли чёрную или красную икру есть малень­ кой ложечкой? 11)

Предварительно нарезанные на аккуратные дольки и уложенные на большом блюде арбуз или дыню пе­ рекладывают на свою тарелку, ножом отрезают от дольки небольшой кусочек и…

Предварительно нарезанные на аккуратные дольки и уложенные на большом блюде арбуз или дыню пе­ рекладывают на свою тарелку, ножом отрезают от дольки небольшой кусочек и…

Виктор. Прикольно! А как они заводятся?

Виктор. Прикольно! А как они заводятся?

Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придёшь пораньше, придёшь вовремя или не­много опоздаешь? 2)

Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придёшь пораньше, придёшь вовремя или не­много опоздаешь? 2)

В гостях принято обязательно поддерживать общую беседу или принимать участие в общем веселье или игре

В гостях принято обязательно поддерживать общую беседу или принимать участие в общем веселье или игре

Используемая литература: 1)

Используемая литература: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019