Из опыта работы.
Внеурочное занятие на тему "Деловой этикет и правила собеседования".
Цели и задачи мероприятия:
- обучить навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;
- помочь овладению навыками делового общения, продолжать знакомство с нормами делового этикета;
- познакомить с понятиями делового стиля одежды;
- составить правила собеседования с работодателями.
Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ПРАВИЛА СОБЕСЕДОВАНИЯ»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
продолжать знакомство с нормами делового этикета;
познакомить с понятиями делового стиля одежды;
составить правила собеседования с работодателями.
Форма проведения: Беседа
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийная презентация по теме «Деловой этикет»,
телевизор; листы бумаги формата А4, ручки.ПРОВЕДЕНИЕ: 25 ЯНВАРЯ 2017 г.
Воспитатель – Мокшанова И.В.
ХОД ЗАНЯТИЯ
СЛАЙД 1 (Презентация 1).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Вступительное слово воспитателя
СЛАЙД 2.
Мировые экономические связи обязывают деловых людей знать правила хорошего
тона и в других странах. В данном случае нарушение правил этикета может привести даже
к разрыву деловых связей и обернуться потерей рынков сбыта.
Правила делового этикета со временем меняются, некоторые из них в настоящее
время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к
женщине. Еще недавно считалось, что мужчина должен непременно оплачивать счет в
ресторане, если обедает в обществе женщины, распахивать перед ней двери, пропускать ее
вперед при выходе из лифта. Сегодня такие правила не являются обязательными.
Современный деловой этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится
ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее при этом случаются
затруднения, мужчина обязан помочь ей.
Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно. В деловом этикете общие
принципы приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих основных
правилах:
Будьте во всем пунктуальны;
Не говорите лишнего;
Думайте не только о себе, но и о других;
Одевайтесь, как принято;
Говорите и пишите хорошим языком.
Давайте поговорим поподробнее об этих правилах этики делового общения.
СЛАЙД 3 (Презентация 2).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Нормы делового этикета
Первое правило делового общения будьте во всем пунктуальныОпоздания любого сотрудника мешают работе, кроме того они свидетельствуют о
том, что на такого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение
рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания.
К тому же всегда оказывается, что на работу вам требуется больше времени, чем вы
предполагали; и главное, как только вы, наконецто, принялись за работу, всегда найдется
какаянибудь другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме
еще один закон: если дела идут слишком хорошо, значит, скоро чтото должно случиться.
Из всего этого можно сделать простой вывод: на выполнение заданий надо выделять время
с запасом, учитывая проблемы, которые могут возникнуть.
Второе правило деловой этики общения не говорите лишнего
Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации, это правило касается
всех дел фирмы или учреждения: от кадровых до технологических. Это же относится и к
разговорам сослуживцев о их личной жизни.
Третье правило этики в бизнесе думайте не только о себе, но и о других
Нельзя успешно вести дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов,
покупателей. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма,
зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам,
чтобы выдвинуться в рамках собственного предприятия. Стремитесь всегда терпеливо
выслушивать собеседника, учитесь уважать чужое мнение и понимать его, избавляйтесь от
нетерпимости к инакомыслию. Никогда не унижайте оппонента, имейте в виду, что рано
или поздно вы столкнетесь с человеком, который будет вынужден поступить с вами также.
Четвертое правило деловой этики – одевайтесь, как принято
Главное одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из
контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.
Пятое правило этики делового общения говорите и пишите хорошим языком
Все, что вы говорите и пишете, должно быть изложено хорошим языком, грамотно,
как за чашечкой хорошего кофе из вендингавтомата. Умение человека грамотно говорить
влияет в целом на его образ. От умения общаться часто зависят ваши шансы заключить тот
или иной контракт. Деловому человеку, для того чтобы преуспеть, надо овладеть и
искусством риторики, то есть мастерством красноречия. Очень важно следить и за своей
дикцией произношением и интонацией. Никогда в деловом общении не употребляйте
жаргонных словечек и оскорбительных выражений; учитесь слушать других и при этом
показывать, что вам интересно.
СЛАЙД 4 (Презентация 3).
2. Деловой стиль одеждыПрежде чем начать карьеру, нужно найти работу, соответствующую вашим амбициям
и способностям. Но, даже подобрав достойную вакансию, расслабляться не стоит —
наверняка придется участвовать в конкурсе на ее замещение. Другие соискатели так же,
как и вы, талантливы, энергичны, с хорошим дипломом и огромным желанием работать.
Как стать лучшим среди лучших? Безусловно, выиграет тот, кто произведет на
работодателя самое выгодное впечатление, и прежде всего — внешнее.
Итак, как нужно одеться, когда идешь устраиваться на работу?
Напоминать человеку, отправляющемуся на собеседование, о том, что надо быть
аккуратно одетым, по крайней мере, глупо: рубашка должна быть свежей, костюм — отгла
женным, а ботинки — начищенными. Первое собеседование как первое свидание: от
произведенного вами впечатления зависит очень многое. Надевайте то, к чему привыкли.
Человек ведет себя естественно, когда забывает о том, чтo на нем надето. Если вы не
привыкли к вещи, вы подсознательно отвергаете ее, и собеседник почувствует ваше напря
жение.
Нельзя надевать на первую встречу слишком дорогую одежду. Вопервых,
собеседнику не составит труда понять, что вы таким образом пытаетесь произвести
впечатление. Вовторых, ваш визави может быть одет проще, и вы оба почувствуете
дискомфорт. Претендуя на место референта, менеджера или иную невысокую должность,
оденьтесь в меру скромно. Если же новое место работы — повышение, то и ваша одежда
должна этому соответствовать.
По правилам делового этикета для собеседования подойдет строгий классический
костюм (для женщины) и костюмдвойка (для мужчины). Но женщина может оживить свой
наряд маленькой кокетливой деталью — красивой брошью, платком.
Сильному полу мудрить незачем — в его распоряжении строгий костюм, отглаженная
рубашка и обязательно галстук. Необходимы также высокие носки, чтобы между брюками
и носками не зиял кусок голой ноги, и — идеально начищенная обувь. Классная зажигалка,
дорогие авторучка и блокнот, вовремя и к месту положенные на стол, помогут вам создать
имидж человека, умеющего быть элегантным во всем, даже в мельчайших деталях. Лучше,
если вы войдете в кабинет с хорошим кожаным портфелем, дипломат — уже вчерашний
день.
Женщинам лучше выбрать такую юбку, которую не придется одергивать, вставая со
стула, и за которую не придется волноваться, не помялась ли она. То же относится к
брюкам и пиджакам. И отдельно — о длине юбок. В ультрамини (как, впрочем, и в макси)
на деловые встречи не ходят. Любая другая длина допустима. Обилие украшений
отвлекает собеседника и производит впечатление вычурности. Одно из правил удачных
переговоров — отсутствие всего, что «слишком»: слишком яркий цвет костюма, слишком
высокий каблук, слишком пышная прическа, слишком резкий запах духов.Кстати, о духах. Не следует выливать на себя много туалетной воды с расчетом, что
запах выветрится по дороге. Нанесите несколько капель на волосы, запястья, виски и подол
платья: аромат не будет навязчивым, а создаст легкий магический шлейф.
Не забывайте и о выражении лица: оно должно быть приветливым, но не
взволнованным. Вы нормальный человек, немного волнуетесь перед ответственным
разговором, но отлично держите себя в руках. Мужчинам желательно побриться. Сходите в
парикмахерскую и сделайте себе скучную чиновничью стрижку. Немного туалетной воды в
любом случае не помешает. И не надо курить перед собеседованием: вдруг человек,
которому предстоит решить вашу судьбу, ярый противник табака.
С женщинами сложнее — они пользуются косметикой. Когда вы собираетесь на
собеседование, постарайтесь не переборщить с макияжем. Если, конечно, вам не надо
закрашивать синяки под глазами, обойдитесь без лишнего грима. Чутьчуть тонального
крема, совсем немного пудры, еще меньше румян. Не увлекайтесь тенями и подводкой для
глаз: выберите бежеворозовые тона или перламутр. Никаких лиловых, синих или зеленых
оттенков. Тушь желательна черная или синяя. Губы следует накрасить обязательно, но не
ярко: для серьезного разговора подойдут все оттенки коричневого, розовобежевого,
терракотового.
СЛАЙДЫ 5 – 12.
Одно дело, что вы на себя надели, и совсем другое — как вы себя подаете. Придя на
собеседование в какуюлибо компанию, вежливо поприветствуйте всех ее сотрудников, на
чиная с охранника и заканчивая секретарем. Впечатление о вас начинает складываться с
того момента, как вы входите в здание, а в хорошей фирме учитывают мнение всех ее
работников. Как уже говорилось, пунктуальность необходима, а еще лучше прийти минут
за десять до назначенного времени. При себе следует иметь все необходимые документы,
заранее позаботившись о том, чтобы они имели презентабельный внешний вид.
СЛАЙД 13.
3. Правила собеседования с работодателем
А теперь представьте, что вам предстоит собеседование, составьте для себя правила,
которым вы будете следовать.
Обучающиеся составляют правила – письменная самостоятельная работа
(Приложение).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Рефлексия
Обучающиеся сравнивают свои правила с рекомендациями, данными в презентации:
СЛАЙД 13 (Презентация 4). Вашими первыми словами, адресованными тому, кто будет с вами беседовать,
должны быть: «Благодарю вас»,— за то, что вам уделяется время.
Никогда не забывайте о рукопожатии (руку первым протягивает начальник).
Не садитесь, пока вам не предложат.
Сидите прямо, не делайте руками суетливых движений. Смотрите в глаза
собеседнику.
Ничего не трогайте на столе того, кто с вами беседует.
Не пытайтесь прочесть ничего из того, что лежит у него на столе.
Говорите так, чтобы вас было хорошо слышно. Отвечайте, подумав, правдиво и
уверенно. Положительную реакцию у слушателя вызывают, главным образом, выражение
лица и тон голоса. Отвечайте кратко.
Слушайте! Будьте внимательны!
Не отзывайтесь дурно о других людях или о другой фирме.
Имейте при себе хорошую ручку и блокнот, чтобы при необходимости делать
записи.
Следите за жестикуляцией. Язык тела может выдать то, что вы собираетесь скрыть
(в связи с этим полезно прочесть какуюнибудь книгу по невербальным средствам
общения).
Следите за признаками окончания разговора.
Прежде чем уйти, подчеркните в одном предложении свое желание работать в
данной фирме. Не просите, не умоляйте и не хнычьте: просто выскажитесь положительно.
Пожмите на прощание руку. Улыбнитесь.
Выйдите неторопливо, уверенным шагом.
Не отказывайтесь от чая или кофе — пусть с вами обращаются, как с гостем, тогда
работодателям труднее будет вам отказать.
Не пытайтесь поразить собеседника информацией о вашей прошлой карьере. Он и
так читал вашу анкету.
Не рассуждайте на темы, в которых не компетентны.
Не держите руки около рта во время разговора — это признак неискренности.
Не скрывайте своих достоинств, хвалите себя. Источник информации забудется,
сведения — никогда.
Не спрашивайте с самого начала, сколько вам будут платить. Лучше
поинтересоваться кругом своих обязанностей и перспективами роста.
Не соглашайтесь, когда принимающий вас на службу чиновник скажет: «Мы
сообщим вам о своем решении». Ответьте, что вас трудно застать дома, что лучше вы сами
позвоните в удобный для него день и час.
Не отчаивайтесь, получив отказ. Если не удалось в этот раз, обязательно повезет в
следующий. Не вы первый, не вы последний.ПРИЛОЖЕНИЕ
Фамилия, имя ___________________________________________________________
Дата выполнения работы «___» _______________ 20 г.
Правила собеседования