конспект занятия "Камень и глина"

  • Работа в классе
  • docx
  • 28.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательно - игровое занятие с использованием элементов экспериментирования, строится на основе знаний ранее полученных на занятиях и из личного опыта. Содержание разработано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ходе экспериментирования старшие дети закрепляют свойства глины и камня, а младшие знакомятся с этим. Далее воспитанники узнают, где используют эти природные материалы. В процессе всего занятия дети разного возраста взаимодействуют друг с другом, работают в паре «старший с младшим».
Иконка файла материала занятие с экспериментами.docx
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ УРОК» Управление образования администрации Юрлинского Муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юрлинский детский сад № 3» Занятие  «Камень и глина» Жикина Надежда Васильевна Старший воспитатель2016     Конспект НООД Разновозрастная группа Комментарии к занятию: Познавательно ­ игровое занятие с использованием элементов   экспериментирования,   строится   на   основе   знаний   ранее полученных   на   занятиях   и   из   личного   опыта.  Содержание   разработано   в соответствии   с   Федеральными   государственными   образовательными стандартами   к   структуре   основной   общеобразовательной   программы дошкольного   образования.   В   ходе   экспериментирования   старшие   дети закрепляют свойства глины и камня, а младшие знакомятся с этим. Далее воспитанники узнают, где используют эти природные материалы. В процессе всего   занятия   дети   разного   возраста   взаимодействуют   друг   с   другом, работают в паре «старший с младшим». Тип занятия: интегрированное. Тема занятия:  «Камень и глина». Цель: Выявить свойства глины и камня. Задачи:  Познакомить с вариантами использования камня и глины.   Развивать   мелкую   моторику   рук,   логическое   мышление,   художественно   – эстетическое восприятие. Воспитывать   желание  работать в паре «старший с  младшим»;  воспитывать умение   выслушивать   своего   товарища,   давать   возможность   младшим высказать свое мнение. Форма организации деятельности: занятие – эксперимент, групповая. Оборудование:     «посылка»   с   письмом,   камешки   и     кусочки   глины   по количеству детей, по два стакана с водой на каждого ребенка, палочки для размешивания,   салфетки,   четыре   шаблона   стаканов,   набор   цветных карандашей,   набор   цветных   карточек   с   изображением   изделий   из   глины   и камня,  два   мольберта,  компьютер,  дощечки   с   нанесенным   слоем   глины   по количеству детей (5­го, 6­го, 7­го года жизни), наборы мелких камешек.Предварительная работа: наблюдения, опыты с природным материалом  (песком, глиной, водой), работа в парах «старший с младшим», подбор  картинок с изображением каменных и глиняных изделий, подбор картинок ­  панно из камня и глины, складывание по образцу и на память из пуговиц, из  плоских геометрических фигур. Ход занятия 1­я часть – организационная.  Восп.: Сегодня нам утром принесли посылку, я не распечатала без вас.  Вместе посмотрим, что пришло нам? Дети: Давайте вместе посмотрим. Восп.: Но к ней есть письмо  (читаю): ­ Здравствуйте, ребята! Вам пишут дети из Детского сада № 3. Мы  отправляем вам вот это – отгадав загадки узнаете. Помогите,  пожалуйста, нам узнать: что с этими предметами можно делать и для  чего их используют. Обязательно ответьте нам на письмо.    Спасибо.  Ребята из детского сада №3. Восп.: А вот и загадки к предметам, которые нам отправили:            Если встретишь на дороге, То увязнут сразу ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.  Дети: Глина. Восп.: Его в горах полным – полно, Он часто падает на дно Ущелья со скалы крутой. Он твердый, маленький, большой. По форме разным он бывает.Его с дороги убирают. Дети: Камень. Восп.: Сейчас посмотрим, что же находится в посылке (открываю). Отгадали правильно  (достаю в емкости кусочки глины и камни: по количеству  детей). 2 –я часть – основная. Ребята, где мы можем узнать о свойствах этих природных материалов и как? Дети: (отвечают старшие) Узнать о свойствах можно в нашей лаборатории.  Для этого нужно провести опыты.  (Дети вместе с воспитателем идут в «лабораторию» группы. На столе  для каждого ребенка – по два стакана с водой.  Возле каждого стакана  камешек и кусочек пластичной глины, палочки для размешивания,  салфетки). Восп.: Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он? Дети: Твердый, холодный, сухой. Восп.: Если надавить пальцем на камень,  он изменит свою форму? Дети: (надавливают) Нет. Восп.: Попробуйте разделить камень на части. Дети: (выполняют  действия) Не получается. Восп.: Почему?  Дети: Он твердый. Восп.: Теперь возьмите глину, потрогайте ее, какая она? Дети: Мягкая, пластичная. Похожа на пластилин. Восп.: Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму? Дети: Да, изменила. Восп.: Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось?Дети: Да. Восп.: Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать? Дети: Да. Восп.: Почему? Дети: (отвечают старшие) Глина пластичная. Восп.: Проведем еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в  стакан с водой. (Обращаюсь к младшим детям) Его видно в воде? Дети: (выполняют действия) Да, видно. Восп.: Вода изменила свой цвет? Дети: Нет, она прозрачная. Восп.: А если палочкой помешать камень в воде. Что­то изменится? Дети: (выполняют действия. Отвечают средние воспитанники) Нет, вода  осталась прозрачной. Восп.: Надавите на него палочкой. Изменила вода цвет? Камень растворился в воде? Дети: (выполняют действия) Вода не изменила цвет, камень не растворился. Предлагаю младшим (1 – 2) детям нарисовать камни на шаблонах  стаканов так, как увидели из опыта. Дети выполняют задание за другим  столом. Восп.: Дети, возьмите глину, опустите ее во второй стакан с водой.  (Обращаюсь к средним воспитанникам) Что произошло с глиной в воде? Дети: (все дети выполняют действия, отвечают средние) Ничего. Восп.: Ребята, если размешать глину, надавить на нее палочкой, (обращаюсь к старшим) что произойдет с водой?  Дети: Вода стала мутной. Восп.: (обращаюсь к средним) Глину в воде видно?Дети: Нет. Восп.: Как вы думаете, почему не видно? Дети: Глина растворилась в воде. Предлагаю средним (1 – 2) детям взять чистые шаблоны стаканов и  нарисовать на них так, что они увидели из опыта. Дети выполняют  задание. По окончанию присоединяются ко всей группе. Восп.: Где человек использует глину и камень, мы узнаем, поиграв в игру. Предлагаю разделиться на пары (пара состоит из ребенка 4­го  и 6­го года  жизни, 5­го и 7­го года жизни,  взять карточки и посмотреть, что на них  изображено  (на карточках изделия из глины и камня), пообщаться и на  мольберт с правой стороны прикрепить карточки, на которых  изображены глиняные изделия, а на мольберт слева  ­ каменные.  Дети проговаривают: «Мост сделан из камня, значит, он каменный.  Кружка сделана из глины, она – глиняная». Таким образом, все карточки  распределены на мольбертах. Совместно с детьми проверяем, исправляем ошибки, если они есть.  Восп.: Обратите внимание, как разнообразно можно использовать эти  природные материалы, какие красивые изделия получаются из глины и камня. Затем детям 4­го года жизни даю большие карты с изображением  изделий (уже других) из камня и глины, предлагаю рассмотреть и  разложить на столе друг под другом каменные и глиняные изделия. Продолжаю работу с детьми 5­го, 6­го, 7­го года жизни. Что еще можно сделать из глины и камня мы посмотрим по волшебному  телевизору (компьютеру).  Воспитанники садятся полукругом на заранее поставленные стульчики на  ковре, на слайдах показываю разные панно (4 – 5), выполненные из этого  природного материала.  Восп.: Как вы думаете, что на них изображено? Дети: Панно из глины и камня.Восп.: Какие композиции вы здесь видите? Дети: Морская звезда, узор из листьев, рыбы в воде … Восп.: Дети, закроем глаза и представим, какую композицию вы бы хотели  составить. Представили? Дети: Да. Восп.: Открывайте глаза.  Подойдем к столам. Дети садятся за столы. У каждого дощечка, на нее нанесен слой глины,  который сверху накрыт влажной салфеткой. Рядом стоят тарелки с  мелкими камешками. Воспитанники выкладывают композицию из камней на глине, я задаю  вопросы на закрепление.  3­я часть – заключительная. Восп.: Даша, когда ты надавила пальцем на камень, он изменил свою форму? Даша: Нет. Он твердый. Восп.: Арсений, что ты можешь сказать о свойствах глины? Арсений: Она мягкая, пластичная. Она похожа на пластилин. Восп.: Женя, что произошло с водой, когда ты помешала палочкой воду в  стакане где была глина? Женя: Вода стала мутной. Восп.: Кирилл, почему вода стала мутной в стакане с глиной? Кирилл: Потому что глина растворилась в воде. После того как дошкольники закончили работу, они рассматривают  композиции вместе с младшими детьми и педагогом. Рассказывают, что  изобразили.  По   окончании   занятия,   предлагаю   ребятам   ответить   на   письмо   детям   из Детского сада №3. Вместе составляем текст письма, а так же прикладываемшаблоны   стаканов,   где   дети   младшего   и   среднего   возраста   изобразили увиденное из опытов.