Познавательно - игровое занятие с использованием элементов экспериментирования, строится на основе знаний ранее полученных на занятиях и из личного опыта. Содержание разработано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В ходе экспериментирования старшие дети закрепляют свойства глины и камня, а младшие знакомятся с этим. Далее воспитанники узнают, где используют эти природные материалы. В процессе всего занятия дети разного возраста взаимодействуют друг с другом, работают в паре «старший с младшим».
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ УРОК»
Управление образования администрации Юрлинского
Муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юрлинский детский сад № 3»
Занятие
«Камень и глина»
Жикина Надежда Васильевна
Старший воспитатель2016
Конспект НООД
Разновозрастная группа
Комментарии к занятию: Познавательно игровое занятие с использованием
элементов экспериментирования, строится на основе знаний ранее
полученных на занятиях и из личного опыта. Содержание разработано в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. В ходе экспериментирования старшие дети
закрепляют свойства глины и камня, а младшие знакомятся с этим. Далее
воспитанники узнают, где используют эти природные материалы. В процессе
всего занятия дети разного возраста взаимодействуют друг с другом,
работают в паре «старший с младшим».
Тип занятия: интегрированное.
Тема занятия: «Камень и глина».
Цель: Выявить свойства глины и камня.
Задачи: Познакомить с вариантами использования камня и глины.
Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно –
эстетическое восприятие.
Воспитывать желание работать в паре «старший с младшим»; воспитывать
умение выслушивать своего товарища, давать возможность младшим
высказать свое мнение.
Форма организации деятельности: занятие – эксперимент, групповая.
Оборудование: «посылка» с письмом, камешки и кусочки глины по
количеству детей, по два стакана с водой на каждого ребенка, палочки для
размешивания, салфетки, четыре шаблона стаканов, набор цветных
карандашей, набор цветных карточек с изображением изделий из глины и
камня, два мольберта, компьютер, дощечки с нанесенным слоем глины по
количеству детей (5го, 6го, 7го года жизни), наборы мелких камешек.Предварительная работа: наблюдения, опыты с природным материалом
(песком, глиной, водой), работа в парах «старший с младшим», подбор
картинок с изображением каменных и глиняных изделий, подбор картинок
панно из камня и глины, складывание по образцу и на память из пуговиц, из
плоских геометрических фигур.
Ход занятия
1я часть – организационная.
Восп.: Сегодня нам утром принесли посылку, я не распечатала без вас.
Вместе посмотрим, что пришло нам?
Дети: Давайте вместе посмотрим.
Восп.: Но к ней есть письмо (читаю):
Здравствуйте, ребята! Вам пишут дети из Детского сада № 3. Мы
отправляем вам вот это – отгадав загадки узнаете. Помогите,
пожалуйста, нам узнать: что с этими предметами можно делать и для
чего их используют. Обязательно ответьте нам на письмо.
Спасибо. Ребята из детского сада №3.
Восп.: А вот и загадки к предметам, которые нам отправили:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети: Глина.
Восп.: Его в горах полным – полно,
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.Его с дороги убирают.
Дети: Камень.
Восп.: Сейчас посмотрим, что же находится в посылке (открываю). Отгадали
правильно (достаю в емкости кусочки глины и камни: по количеству
детей).
2 –я часть – основная.
Ребята, где мы можем узнать о свойствах этих природных материалов и как?
Дети: (отвечают старшие) Узнать о свойствах можно в нашей лаборатории.
Для этого нужно провести опыты.
(Дети вместе с воспитателем идут в «лабораторию» группы. На столе
для каждого ребенка – по два стакана с водой. Возле каждого стакана
камешек и кусочек пластичной глины, палочки для размешивания,
салфетки).
Восп.: Возьмите в руки камень, потрогайте его, какой он?
Дети: Твердый, холодный, сухой.
Восп.: Если надавить пальцем на камень, он изменит свою форму?
Дети: (надавливают) Нет.
Восп.: Попробуйте разделить камень на части.
Дети: (выполняют действия) Не получается.
Восп.: Почему?
Дети: Он твердый.
Восп.: Теперь возьмите глину, потрогайте ее, какая она?
Дети: Мягкая, пластичная. Похожа на пластилин.
Восп.: Надавите пальцами на глину. Она изменила свою форму?
Дети: Да, изменила.
Восп.: Попробуйте разделить глину руками на части. Получилось?Дети: Да.
Восп.: Теперь соедините кусочки в один. Смогли мы это сделать?
Дети: Да.
Восп.: Почему?
Дети: (отвечают старшие) Глина пластичная.
Восп.: Проведем еще один опыт. Возьмите в руки камень, опустите его в
стакан с водой. (Обращаюсь к младшим детям) Его видно в воде?
Дети: (выполняют действия) Да, видно.
Восп.: Вода изменила свой цвет?
Дети: Нет, она прозрачная.
Восп.: А если палочкой помешать камень в воде. Чтото изменится?
Дети: (выполняют действия. Отвечают средние воспитанники) Нет, вода
осталась прозрачной.
Восп.: Надавите на него палочкой. Изменила вода цвет? Камень растворился в
воде?
Дети: (выполняют действия) Вода не изменила цвет, камень не растворился.
Предлагаю младшим (1 – 2) детям нарисовать камни на шаблонах
стаканов так, как увидели из опыта. Дети выполняют задание за другим
столом.
Восп.: Дети, возьмите глину, опустите ее во второй стакан с водой.
(Обращаюсь к средним воспитанникам) Что произошло с глиной в воде?
Дети: (все дети выполняют действия, отвечают средние) Ничего.
Восп.: Ребята, если размешать глину, надавить на нее палочкой, (обращаюсь к
старшим) что произойдет с водой?
Дети: Вода стала мутной.
Восп.: (обращаюсь к средним) Глину в воде видно?Дети: Нет.
Восп.: Как вы думаете, почему не видно?
Дети: Глина растворилась в воде.
Предлагаю средним (1 – 2) детям взять чистые шаблоны стаканов и
нарисовать на них так, что они увидели из опыта. Дети выполняют
задание. По окончанию присоединяются ко всей группе.
Восп.: Где человек использует глину и камень, мы узнаем, поиграв в игру.
Предлагаю разделиться на пары (пара состоит из ребенка 4го и 6го года
жизни, 5го и 7го года жизни, взять карточки и посмотреть, что на них
изображено (на карточках изделия из глины и камня), пообщаться и на
мольберт с правой стороны прикрепить карточки, на которых
изображены глиняные изделия, а на мольберт слева каменные.
Дети проговаривают: «Мост сделан из камня, значит, он каменный.
Кружка сделана из глины, она – глиняная». Таким образом, все карточки
распределены на мольбертах. Совместно с детьми проверяем, исправляем
ошибки, если они есть.
Восп.: Обратите внимание, как разнообразно можно использовать эти
природные материалы, какие красивые изделия получаются из глины и камня.
Затем детям 4го года жизни даю большие карты с изображением
изделий (уже других) из камня и глины, предлагаю рассмотреть и
разложить на столе друг под другом каменные и глиняные изделия.
Продолжаю работу с детьми 5го, 6го, 7го года жизни.
Что еще можно сделать из глины и камня мы посмотрим по волшебному
телевизору (компьютеру).
Воспитанники садятся полукругом на заранее поставленные стульчики на
ковре, на слайдах показываю разные панно (4 – 5), выполненные из этого
природного материала.
Восп.: Как вы думаете, что на них изображено?
Дети: Панно из глины и камня.Восп.: Какие композиции вы здесь видите?
Дети: Морская звезда, узор из листьев, рыбы в воде …
Восп.: Дети, закроем глаза и представим, какую композицию вы бы хотели
составить. Представили?
Дети: Да.
Восп.: Открывайте глаза.
Подойдем к столам.
Дети садятся за столы. У каждого дощечка, на нее нанесен слой глины,
который сверху накрыт влажной салфеткой. Рядом стоят тарелки с
мелкими камешками.
Воспитанники выкладывают композицию из камней на глине, я задаю
вопросы на закрепление.
3я часть – заключительная.
Восп.: Даша, когда ты надавила пальцем на камень, он изменил свою форму?
Даша: Нет. Он твердый.
Восп.: Арсений, что ты можешь сказать о свойствах глины?
Арсений: Она мягкая, пластичная. Она похожа на пластилин.
Восп.: Женя, что произошло с водой, когда ты помешала палочкой воду в
стакане где была глина?
Женя: Вода стала мутной.
Восп.: Кирилл, почему вода стала мутной в стакане с глиной?
Кирилл: Потому что глина растворилась в воде.
После того как дошкольники закончили работу, они рассматривают
композиции вместе с младшими детьми и педагогом. Рассказывают, что
изобразили.
По окончании занятия, предлагаю ребятам ответить на письмо детям из
Детского сада №3. Вместе составляем текст письма, а так же прикладываемшаблоны стаканов, где дети младшего и среднего возраста изобразили
увиденное из опытов.