Конспект занятия на тему "Икона"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

данный конспект урока поможет учителю в проведении не только урока, но и внеклассного мероприятия или классного часа. Материал подходит для первоклассников.Цель занятия: дать общее представление об иконе как священном изображении, её назначении и ценности для православных верующих и для отечественной культуры. Задачи: познакомить с иконой; формировать представление детей о ценности иконы как святыни для православных людей и исторической ценности для культуры России; формировать интерес к знаниям об иконе, мотивацию к изучению православной культуры.
Иконка файла материала конспект занятия Иконаdoc.doc
Кружок «Мы и наша культура». Занятие по теме: «Икона». Класс: 1   Цель занятия: дать общее представление об иконе как священном  изображении, её назначении и ценности для православных верующих и для  отечественной культуры. Задачи: познакомить с иконой; формировать представление детей о ценности иконы как святыни для православных людей и исторической ценности для  культуры России; формировать интерес к знаниям об иконе, мотивацию к  изучению православной культуры. Формируемые   УУД:  личностные,   коммуникативные,   познавательные, регулятивные.  Формы работы: фронтальная, групповая. Технологии:  личностно­деятельностной,   метод,   новые   информационные технологии. Средства обучения:  компьютер и мультимедийный проектор, комьютерная презентация   учителя,   нарезка   мультфильма   «Путеводительница»,   карточки   с фрагментами картинки, книги. Ход занятия. 1 слайд.  На столах книги, карточки с фрагментами картинки. ­Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада вас видеть на занятии  кружка «Мы и наша Культура». Ребята, сегодня мы не одни, у нас гости, они  хотят узнать, что мы делаем  на занятиях­ Ребята, откройте и посмотрите, пожалуйста, книги, которые лежат на  столах. Дети рассматривают книги.   Ребята, вы любите рассматривать книги? Это ведь очень интересное занятие,  правда?  — Да. ­ Что больше всего нравится в книгах? ­ Картинки. ­ Конечно, вы еще только учитесь читать, поэтому и книги вы выбираете по  красочным иллюстрациям, картинкам. А вы задумывались, кто рисует картинки в книге? — Художник.  — Верно. Художник­иллюстратор. Но в отличие от вас, он сначала читает  книжку, а потом рисует то, о чем прочитал. Рисует так, как представляет. И  поэтому картинки могут рассматривать самые маленькие дети. Даже те,  которые не умеют читать. Я предлагаю вам  попробовать себя в роли мастеров­иллюстраторов. У вас на столах фрагменты рисунка, восстановите рисунок. ­ Что изображено на рисунке? ­ Дедушка рисует картину (икону). ­ А теперь посмотрите вот на эти картины, как их еще называют. 2 слайд.                       ­ Иконы. Молодцы! Правильно. Сегодня на занятии мы подробнее поговорим об иконе,  ее назначении.А теперь представьте себе давние­предавние времена. В те времена ходил по  земле человек, которого звали Иисус Христос, или Иисус­Спаситель.   3слайд.   Когда Иисус умер, рассказы о нем записали: о том, как он жил, как умер и  как поборол свою смерть; записали притчи и молитвы, которым он учил.  Но в те времена мало кто из людей умел читать. Но им хотелось узнать, о чем  говорится в  книге о Иисусе Христе. Вот тогда и решили рисовать картины для людей, не умеющих читать. И на  картинках изображать все, о чем говорила эта книга.  — Изначально иконами назывались изображения на досках. А потом  иконописью стали называть и красивые мозаики, украшавшие храмы, и  настенную роспись.  4,5слайды. Мозаика, наст. роспись.                Знаете, что означает само слово «икона»?  «Икона» — значит «образ». Образ Бога.  ­ Взгляните на эту икону внимательно.   6слайд. «Спас нерукотворный»  ­ На что похож этот четырехугольник?(Ответы детей.)  ­ Похож он на растянутый платок? ­ Да.  ­  Большой платок в народе назывался платом.  — Видите, этот большой платок будто бы растянут на доске. Вот что  рассказывает легенда.  В те времена, когда проповедовал Иисус Христос, в одном далеком городе  жил царь по имени Авгарь. И был тот царь болен страшной болезнью —  проказой. Никто из  лекарей не мог его исцелить. И услышал Авгарь, что есть  проповедник ­ Иисус, который обладает неслыханным даром исцелять  больных.  Авгарь послал к Иисусу своего приближенного Ананию, что бы он  привёл Иисуса. Но Иисус не пришёл, и тогда Авгарь приказал своему слуге  нарисовать портрет Спасителя. Но, как ни пытался Ананий, ничего у него не  вышло. Черты Иисуса ускользали из­под кисти художника. Тогда Иисус умыл  лицо и вытер его чистым платком. Анания не поверил себе: на платке  проявился отпечаток — точное изображение Иисуса, его лик. Он привез плат  Авгарю и рассказал о чуде. Царь развернул ткань: на него смотрело лицо с  большими глазами, с длинными прядями волос и раздвоенной бородой. Взгляд лика проникал в самую душу. Авгарь прижал удивительный платок к губам и  исцелился. А потом приказал растянуть его над воротами города — чтобы  входящие смотрели на лик и очищались душой.  И будто бы этот плат стал первой иконой. Назвали икону «Спас  Нерукотворный».  ­Кто может объяснить, откуда взялось такое название?  (Ответы детей.) ­ Вы почти верно все объяснили. Спас — от слова «Спаситель». А  «нерукотворный» означает «сделанный не руками».  Художники, писавшие иконы, рассказывали о плате друг другу и часто писали иконы, которые носили такое же название — «Спас Нерукотворный». Их  помещали над воротами древнерусских крепостей и на воинских стягах, для  защиты от недобрых людей. Вокруг головы Иисуса обязательно рисуют золотой круг. Знаете, что он  обозначает?  (Ответы детей.)­ Этот круг называют нимбом. Так иконописцы изображают исходящий от  Иисуса Христа вечный свет. Физ. Минутка. ­ Ребята, кто из вас видел настоящие иконы? ­ Где вы их видели? ­ Дома, в машине, в храме. В классе, тоже много икон. Но в храмах икон очень много. Там они большие и красочные. Посмотрите,  пожалуйста, это храмы города Балашова, а при возможности сходите вместе с родителями в храм, посмотрите убранство церкви. Слайды храмов.          ­ Ребята, а для чего нам нужны иконы? ­ Они помогают людям в горе, в болезнях. ­ Иконы откликаются на наши просьбы и молитвы, они помогают нам в  трудные минуты. Некоторые иконы называют чудотворными. ­ Как выдумаете, почему? ­  Они творят чудеса. ­ На картинке, которую вы сегодня собирали, изображена Тихвинская  икона Божьей Матери, ­ она тоже считается чудотворной. ­Я хочу вам показать фрагмент мультфильма «Путеводительница», а вы  смотрите внимательно, что бы ответить на вопрос: почему икона  называется чудотворной?   (Просмотр нарезки из мультфильма  «Путеводительница».)­ Ребята, какое же чудо произошло от Тихвинской иконы Божьей Матери? ­ Девочка стала здоровой.  ­Икона помогла ей, потому что дедушка, Маша, ее друг Гриша верили в  чудесную силу иконы. Обобщение.  ­ Что такое икона? ­ Икона – это образ. ­ Как называлась первая икона? ­ Спас Нерукотворный. ­ Зачем же людям нужны иконы? ­ Правильно. Общаясь с иконой, мы прикасаемся к миру светлому,  задумываемся о смысле жизни, о правильности поступков.  Иконы откликаются на наши просьбы и молитвы, спасают, приходят на  помощь, когда спасение уже кажется не в людской власти. Икона дает силы для свершения добрых дел. На выбор задания : крестословица, филворд, раскраска. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали на занятии, всем  большое спасибо! И на память я хочу вам подарить календари, на них  изображены иконы.