Информатика в настоящее время – это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В процессе изучения информатики учащиеся целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на занятии информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.
Следует отметить, что занятия информатики в начальной школе вносят значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента универсальных учебных действий, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
На нашем занятии учащиеся учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты,
00048eb5-e6600d61.doc
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
объединение «Информатика»
(четвертый год обучения)
Тема занятия: «КОМПЬЮТЕР КАК СИСТЕМА»
Аннотация к занятию.
Информатика в настоящее время – это одна из фундаментальных
областей научного знания, формирующая системноинформационный подход
к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы
и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования
стремительно развивающаяся область практической
информации,
деятельности человека, связанная с использованием информационных
технологий.
В процессе изучения информатики учащиеся целенаправленно
осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с
учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий,
компьютерный практикум. Компьютер на занятии информатики выступает
как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения
одновременно.
Следует отметить, что занятия информатики в начальной школе вносят
значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента
универсальных учебных действий, формирование которых является одним из
приоритетов начального общего образования. В процессе изучения
информатики в начальной школе формируются умения классифицировать
информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать,
проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть
окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать
основы научного мировоззрения. На нашем занятии учащиеся учатся видеть и понимать в окружающей
действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения
между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ
отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы
— это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою
очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного
мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и
алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются
предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с
помощью соответствующих заданий и упражнений.
Данное занятие проводилось в объединении «Информатика».
Тема занятия: Компьютер как система.
Возраст детей: 910 лет (4 класс).
Тип занятия: занятие открытия новых знаний, обретения новых умений и
навыков.
Ведущая образовательная область: познание
При планировании данного занятия учитывались возрастные особенности
детей: активность, быстрая готовность включаться в разные виды
деятельности, эмоциональное восприятие услышанного, интерес ко всему
яркому, новому. Взаимоотношения с детьми выстраиваются на основе
диалога.
Применялись следующие методы:
беседа;
объяснение;
демонстрация;
компьютерный практикум.
Данные методы и приёмы позволили вызвать активный интерес у детей,
желание активно участвовать в образовательном процессе.
Для организации образовательной
разнообразные материалы, в частности
деятельности используются
мультимедийная презентация,
интересные ребусы и задания, средства ЭОР, физкультурная пауза в видео
2 формате. Также на данном занятии проводится своеобразный исторический
экскурс в мир ЭВМ: истории его создания и составляющих частей. Все это
превращает наших учащихся в исследователей компьютерного мира.
В процессе деятельности учащиеся активно отвечают на вопросы об
устройстве компьютера и его составных частях, учатся сотрудничеству друг с
другом в групповой работе, самостоятельно работают на компьютере, отвечая
на кроссворды, учатся формулировать вывод; высказывают своё мнение,
используя собственный опыт, выражают свое настроение.
3 Тема: Компьютер как система.
Цель: сформировать представление о компьютере, как о сложной
системе взаимосвязанных устройств и программ.
Задачи занятия:
1.
Образовательные: учить отбирать нужную информацию в
имеющемся источнике; сформировать представление о компьютере, как о
сложной системе, его устройствах и программах; развивать знания о видах
данных, обрабатываемых компьютером; формировать понятие «Главное»;
2.
Развивающие:
развитие любознательности и логического
мышления, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля; развивать
алгоритмическое мышление, память; развивать познавательный интерес;
формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
3.
индивидуально;
Воспитательные: формировать умение работать в группах и
воспитывать
наблюдательность;
воспитывать
информационную
дисциплинированность.
культуру,
внимательность,
аккуратность,
Планируемые результаты.
Личностные:
Проявлять:
интерес к изучению темы;
желание применить на практике свои знания.
Предметные:
определять составляющие компьютера и их назначение.
Метапредметные
• Познавательные УУД:
изучить устройства компьютера;
4 применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках
информатики.
• Регулятивные УУД:
выполнять учебные задания в соответствии с целью;
соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
• Коммуникативные УУД:
формулировать высказывание, мнение;
умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
грамотно использовать речевые средства для представления
результата.
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, компьютерный практикум.
Тип занятия: занятие открытия новых знаний, обретения новых умений
и навыков.
Возраст учащихся: 910 лет (4 класс)
Оборудование:
персональный компьютер, проектор, презентация,
заданиепрезентация, ЭОР, карточки.
Этапы занятия:
I.
II.
III.
IV.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и умений.
Мотивация учащихся. Определение темы занятия.
Изучение нового материала.
1. История создания ЭВМ.
2. Устройства компьютера.
3. Компьютер как система.
V.
VI.
VII.
1.
2.
VIII.
Физкультурная минутка.
Подготовка учащихся к практической деятельности.
Компьютерный практикум.
Необходимый уровень.
Дополнительный уровень.
Подведение итогов и домашнее задание.
5 IX.
Рефлексия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Слушайте внимательно,
Работайте старательно.
Будем мы рассуждать
И друг другу помогать.
– Начинаем наше занятие. Я желаю вам новых открытий, новых знаний
и успехов.
II.
Актуализация опорных знаний и умений.
Педагог: Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлых занятиях? (Об
объектах и отношениях с ними)
– (Показ презентации) Какими отношениями связана планета Земля с
другими объектами во Вселенной? (Симметричными отношениями, потому
что все планеты притягиваются друг к другу)
– Назови отношения, которыми могут быть связаны люди. Приведи
пример из своей жизни. (Семейные отношения, дружеские, деловые. Приводят
примеры.)
– Приведи примеры симметричных и несимметричных отношений из
своего опыта. (Приводят примеры, в том числе, используя опорные картинки
на слайде.)
III. Мотивация учащихся. Определение темы занятия.
Педагог: Для того чтобы узнать, какова тема нашего занятия вам
необходимо разделиться на три группы. Каждая группа получает свой ребус и
отгадывает его.
6 Первая команда.
Вторая команда.
Третья команда.
Педагог: Ребята, отгадали ребусы? (Да)
– Какое слово у вас получилось? (Компьютер)
– Итак, тема нашего занятия сегодня, компьютер как система.
IV.
Изучение нового материала.
1. История создания ЭВМ.
7 – (Просмотр презентации) Человек на протяжении всей своей истории
наблюдал, запоминал, передавал информацию, которую он получал из
окружающего мира. Сегодня можно сказать, что мы живем в «океане»
информации.
– Информации становится все больше и человеку трудно вручную ее
обработать. Какой инструмент изобрел человек, чтобы справиться с
обработкой большого количества информации? (Компьютер)
Информационная справка.
– История создания средств цифровой вычислительной техники уходит
вглубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена
выдающихся ученых мира. Историки сходятся во мнении, что именно
Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумал о необходимости
создания устройств для облегчения вычислений.
(Показать слайд с
Леонардо да Винчи.)
Работы по созданию ЭВМ после второй мировой войны велись и в
СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым был предложен
первый проект отечественной цифровой ЭВМ, а первые образцы ЭВМ
появились через несколько лет. (Показать слайд с Сергеем Лебедевым, с
первым экземпляром ЭВМ произведенным в СССР и первым мини ЭВМ, с
настольными, портативными и карманными компьютерами.)
2. Устройства компьютера.
– Ребята, давайте посмотрим, из чего же состоит компьютер. (Смотрят
презентацию)
– Итак, посмотрите – что это и для чего необходимо? (Показать слайд с
системным блоком).
– Системный блок – это главное устройство компьютера. Системный
блок содержит всю электронную начинку компьютера, его «мозг». Основными
8 элементами системного блока являются процессор (выполняет программы,
состоящие из команд) и память (хранит данные и программы).
– О следующем устройстве мы узнаем, если выполним задание.
Необходимо в конце линии поставить букву, которая стоит вначале.
Клавиатураустройство для ввода данных в компьютер. С помощью
клавиатуры в компьютер
текстовую
вводят
информацию и команды.
Клавиатура
следующие
имеет
клавиши:
алфавитноцифровые,
функциональные,
управляющие клавиши и клавиши дополнительной клавиатуры.
– Остальные три устройства узнаем, разбившись на три группы. Ваша
задача: один из вас получает задание в текстовой форме и определяет
устройство, о котором написан текст, жестами показывает остальным
участникам об этом устройстве. Расскажите назначение данного устройства.
(Загаданы устройства: звуковые колонки, мышь, монитор).
– Молодцы! С заданием справились.
3. Компьютер как система.
– Давайте вспомним, из каких устройств состоит компьютер? (Слайды
об основных и дополнительных устройствах)
– Какие данные может обрабатывать компьютер? Рассмотри схему.
Запомни, какими бывают данные. (Звуковые, мультимедийные, текстовые,
числовые, графические)
– Что компьютеру необходимо для работы с данными? (Программы)
Какие они бывают? (Системные, инструментальные, прикладные)
9 – Чтобы лучше запомнить выполним упражнение: соедини стрелками по
смыслу. (На доске соединяют)
– Мы весь урок говорим о компьютере, о том, из чего он состоит, какие
данные обрабатывает и что ему нужно для работы. Какой вывод мы
сделаем, поговорив об этом? Является ли компьютер системой? (Да)
Компьютер – это сложный инструмент для работы которого нужны
устройства, программы и данные.
– Молодцы!
V.
Физкультурная минутка.
– А сейчас немного отдохнем. Встаем.
10 «Мы пройдёмся по дорожке»
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая—
Нас от парт не отпускает.
(Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разокдругой
Покачаю головой.
(Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой вперёд,
А потом наоборот.
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чутьчуть размяться.
Снова сядем заниматься.
(Дети садятся за парты.)
– Молодцы! Садимся.
VI.
Подготовка учащихся к практической деятельности.
Педагог: Прежде, чем мы приступим к работе на компьютере, повторим
правила поведения при работе за компьютером:
Нельзя включать и выключать компьютер без разрешения учителя;
Запрещается ходить по классу во время занятия;
Нельзя работать на компьютере мокрыми руками;
Не трогать руками экран;
На парте кроме компьютера ничего не должно быть;
Не шуметь, не мешать другим, внимательно слушать учителя;
11
Во время работы следует быть предельно внимательным.
Не трогать провода и разъемы соединительных кабелей.
Не устранять самостоятельно неисправности.
Сидеть на расстоянии 6070 см от монитора.
– Ребята, садимся за компьютеры и проверим, хорошо ли вы запомнили
тему занятия.
VII.
Компьютерный практикум.
1. Необходимый уровень.
Педагог: Ребята, открываем файл «Задание». Это презентация, которую
надо дополнить.
– На первом и втором слайде необходимо перечислить основные и
дополнительные устройства, а на третьем слайде – кроссворд. Который
необходимо разгадать. Итак, приступаем к работе.
Первый слайд.
Второй слайд.
12 Третий слайд.
Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 1. Клавиатура. 2. Монитор. 3. Мышь. 4. Принтер.
По вертикали: 1. Компьютер.
Педагог производит контроль за деятельностью учащихся, дает
индивидуальные консультации.
2. Дополнительный уровень.
– Открываем на компьютере файл для 4 класса ЦОР. Находим п.5
«Компьютер как система» и выполняем упражнения во вкладке «Уметь».
13 Если учащиеся выполнили задания, переходят к следующему.
– Молодцы! Все выполнили верно.
VIII.
Подведение итогов и домашнее задание.
Педагог: Запишите в дневниках домашнее задание: п. 5 «Компьютер как
система», в тетради задания №4,5,6 с.1618.
– Сегодня мы говорили о компьютере, как системе.
– Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:
Я знаю.
Я запомнил.
Я смог.
– Все ли получилось? Какое задание было самым интересным и почему?
Что вызвало трудности?
Рефлексия.
IX.
– Благодаря вашему старанию мы выполнили все задания.
– Вам было легко или были трудности?
– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Как бы вы оценили
свою работу?
– Понравилось ли вам на занятии? Что больше всего понравилось?
– Спасибо за занятие.
14 Литература.
1.
Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса/ Н.В.Матвеева,
Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова. 3е изд. М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса/
Ч.1/Н.В.Матвеева,
Н.А.Нурова. 3е изд. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Н.К.Конопатова,
Е.Н.Челак,
Л.П.Панкратова,
3.
Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие/
Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Н.А.Нурова.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Электронные ресурсы:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др.
«Информатика», 4 класс (http://schoolcollection.edu.ru/)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
(http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f18e7469da53e
08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
15
ЭОР на CDдиске к методическому пособию для учителя, 4 класс,
Н.В. Матвеева и др.
Авторская
мастерская
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
Лекторий
«ИКТ
в
(http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
Н.В.
Матвеевой
начальной
школе»
Приложение
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно
считая до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть
вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая
головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево
и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4,
потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в
правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы,
посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
6. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева
направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
16 7. Медленно переводить взгляд вверхвниз, затем наоборот. Повторить
3раза.
8. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и,
наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки.
Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
9. Сложить ладони так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим
треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности,
какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони,
неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Рекомендуется использовать различные цветные фигуры В. Ф.
Базарного (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), нарисованные на листе
ватмана. Толщина линии — 1 см.
17
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Конспект занятия на тему "Компьютер как система"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.