Тема: «Звук [ш]» («Остров сокровищ»)
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Задачи:
· Коррекционно-образовательные:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [ш];
- закрепить произношение звука [ш] в слогах;
- учить произносить звук [ш] в словах с прямым и обратным слогом.
· Коррекционно-развивающие:
- выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание: умение определять наличие слов со звуком [ш];
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза: закрепить умение определять место звука [ш] в словах;
- развивать мышление, воображение.
- развивать общую моторику, выполнять движения в соответствии с текстом.
· Коррекционно-воспитательные:
- поддержать интерес ребенка к логопедическим занятиям с помощью создания игровой ситуации;
- воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Прогнозирование результатов: ребенок может научиться правильно произносить звук [ш] в словах с прямым и обратным слогом.
Оборудование: картинки на артикуляционную гимнастику; картинки на артикуляционные признаки звука; «камни»- кружки; предметные картинки со звуком [ш]; «сундук» - коробка, раскраска.
Ход занятия:
1. Организационный момент (настрой на занятие):
Проговаривание речовки:
Вот занятие началось,
Все в порядок привелось (сложить руки на стол),
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем думать, отвечать! (выпрямить спину).
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не хочется спешить.
Так спокойно, так приятно. Говорим - и всем понятно.
2. Объявление темы занятия:
- У нас в гостях пес Шарик. Шарик хочет отравиться на поиски сокровищ. На его пути будут встречаться много разных заданий и мы с тобой поможем ему выполнить эти задания и найти сокровища.
- Что нужно для того, что бы попасть на остров? (корабль)
- Правильно. Но корабль нам так просто не дадут, надо выполнить первое задание:
3. Артикуляционная гимнастика:
· «Улыбка»: уголки потянем к ушкам, улыбнемся, как лягушка.
· «Заборчик»: зубы ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь. А сейчас раздвинешь губы и увидишь свои зубы.
· «Улыбка» - «Заборчик»: наши губки улыбнулись, прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «И-и-и» скажи, свой заборчик покажи..
· «Лопаточка»: язык лопаткой положи и спокойно подержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать: раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.
· «Чистим верхние зубки»: мягкой щеткою с утра чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые!
· «Маляр»: стал язычок твой маляром, он будет красить старый дом: вперед-назад, вперед-назад… Ремонту каждый будет рад.
· «Чашечка»: будешь пить с друзьями чай ты из чашки новой. Эту чашку показать ты сейчас пробуй!
· «Качели»: на качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.
4. Упражнение на дыхание «Кораблик»:
- Молодец, справилась с первым заданием. Ну, что, отправляемся в путь? (Да!)
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Произносить русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
5. Развитие фонематического восприятия:
- Вот мы и приплыли на остров. Надо спуститься по трапу. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш] в словах:
Шапка, дом, кошка, мошка, рука, шишка, петух, мишка…
6. Произношение изолированного звука и разбор артикуляции по плану:
- Какой звук мы искали в словах? (Звук: ш – ш – ш…).
Задание №2
Анализ артикуляции по плану (используем картинки на артикуляционные признаки звуков, ребенок объясняет самостоятельно, в случае затруднения помогаю ему):
· Положение губ: губы вытянуты вперед, округлены;
· Положение зубов: зубы видны, между ними небольшая щель;
· Положение языка: кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
· Выдыхаемая воздушная струя: теплая.
· Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет).
Характеристика звука [ш]:
Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.
7. Закрепление звука в слогах:
- Посмотри, у нас на пути камни, нам надо перепрыгнуть с камня на камень:
ша-аш ши-иш шо-ош
ше-еш шу-уш
Ребенок «перепрыгивает» через «камни».
8. Фонематический анализ и синтез:
- Мы пришли к большой горе. (Раскладываю на столе кучкой картинки). Нам через нее не пройти. Давай разберем «камушки». А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре — если звук [ш] находится в середине слова, а справа те картинки, в названии которых звук в конце слова. Ребенок раскладывает картинки-«камушки» в зависимости от места звука в слове.
- Молодец, и с этим заданием мы легко справились.
· Развитие фонематического восприятия:
- За горой – река, нам через нее без корабля не переплыть, вода еще очень холодная. Как же быть? (Построить мост)
- Чтобы построить мост, нам нужны доски. Вот они (картинки). Но среди них есть и гнилые. Послушай внимательно и найди гнилую доску.
Игра «Четвертый лишний»:
Шуба, шапка, шина, танк (танк)
- Почему ты так решила? (в слове танк нет звука [ш])
Мешок, петушок, кошка, душ (душ, потому что звук [ш] в конце слова)
Душ, шина, тушь, мышь (шина, потому что звук [ш] в начале слова)
- Мы пришли на полянку. Шарик устал и хочет отдохнуть.
9. Физминутка:
В поле я гуляю, ноги поднимаю
(ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад!
(наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы
(выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты .
(развести руки)
10. Коррекция нарушений звукопроизношения: автоматизация звука [ш] в словах.
- А вот и сундук с сокровищами. Чтобы его открыть, надо поиграть в игру «Эхо». Повтори за мной слова, правильно произноси звук [ш]:
Шаг, шов, шум, шея, шуба, шипы, шины, шапка, шубка, душ, мышь, тишь, кошка, мошка, мишка, вишня, мешок, пушок, петушок.
- Что же в сундуке? А там раскраска.
11. Домашнее задание:
- Шарик дарит тебе раскраску. Дома можешь ее разукрасить и повторить игру «Эхо».
12. Итог:
- Вот и подошло к концу путешествие Шарика на остров сокровищ. А какой звук сопровождал его в этом путешествии? (Ребенок: Ш-ш-ш)
- Тебе понравилось сегодняшнее путешествие?
- Что тебе больше всего понравилось?
- Что для тебя показалось трудным?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.