Конспект занятия по произведению М. Сергеева
Оценка 5

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Оценка 5
Книги
docx
библиотека
3 кл
31.01.2017
Конспект занятия по произведению М. Сергеева
Конспект занятия - чтение с остановками на примере "Сказки о Пете, который был шкафом". В начале урока ребята знакомятся с биографией М Сергеева. Текст сказки разбивается на несколько смысловых отрезков, разных по объему. Чтение чередуется с обсуждением. Цель занятия познакомить ребят с писателями нашего края.
Конспект занятия.docx
Приложение 3 Конспект занятия. Чтение с остановками. Текст разбивается на несколько смысловых отрезков, разных по объему. Чтение чередуется с  обсуждением. Славится наш край красивой природой, полезными ископаемыми, озером Байкал, интересными  людьми. А еще у нас много замечательных писателей. Имена некоторых из них известны не  только в нашей стране, но и во всем мире. Александр Вампилов, Валентин Распутин,  Геннадий Михасенко – имена можно перечислять еще и еще. Но хочу познакомить с  замечательным детским писателем Марком Сергеевым. Родился писатель на Донбассе, в городе Енакиево. Настоящее его имя ­ Марк Давидович  Гантваргер. Это потом, когда он приехал в Иркутск, прошел войну, окончил университет и  стал писать для взрослых и детей, взял себе псевдоним Марк Сергеев.  М. Сергеев – литератор, историк, общественный деятель широкого диапазона, ему было  присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР ( 1971), звание лауреата премии им. Уткина (1971), звание почетного гражданина города Иркутска (1986). Он обратился к созданию своеобразной энциклопедии людей, чьи имена были связаны со славой Иркутска, его духовностью, культурой. Свою биографию поэт писал в предисловиях к книгам в стихах. Дорогие мои дети, Я открою вам секрет: Я учился в классе третьем Ровно­ровно в десять лет. Кончил школу я, ребята, Здравствуй, университет. А войну я был солдатом – Пролетело десять лет. Как теперь мой возраст взвесить? Кто даст правильный ответ? К десяти прибавить десять Будет ровно… двадцать лет. А потом, признаюсь, дети, Новый путь я начинал: Журналистом был в газете,  Книжки детям сочинял. И служил в библиотеке,  Молодой я был поэт, Незаметно пролетело Ровно­ровно десять лет. Как теперь мой возраст взвесить? Кто даст правильный ответ? К двадцати прибавить десять Будет ровно… тридцать лет! А потом писал я книжки Развеселые для вас, Их читали ребятишки И взрослели тот же час. И слыхал я то и дело: ­ Погляди! Идет поэт! Незаметно пролетело,  Ой­ё­ёй, аж тридцать лет! Как узнать мне, ухитриться,  Кто подскажет из ребят: К тридцати прибавить тридцать – Будет ровно шестьдесят. А еще один десяток? Ну, считайте, посмелей! Получается, ребята, Ровно… ровно… юбилей. Так меня вы сосчитали,  День за днем – итог не мал!  Сказки вы мои читали? А стихи мои читали? Выше руки, кто читал! Чтение с увлечением Читаем сказку М. Сергеева СНАЗНА О ПЕТЕ, КОТОРЫЙ БЫЛ ШКАФОМ Мальчики, как известно, бывают разные — большие и маленькие,  тощие и толстые, умные и глупые, сильные и слабые. Бывают  мальчики добрые. Петя был злым мальчиком. Он мог наступить на  хвост кошке — просто так, чтобы послушать, как она визжит, он  мог щёлкнуть по лбу малыша — просто так, чтобы послушать, как  он ревет, он мог перемазать углём только что постиранное бельё — просто так, чтобы послушать, как ругается хозяйка. Вопросы: 1. Какое впечатление производит мальчик Петя? 2.  Есть среди вас такие ребята? 3. Хотели бы вы походить на Петю? Как­то Петя вместе с приятелями поехал в лес на прогулку. Поставили палатку, костёр разложили. Пошёл Петя за хворостом,  да и прихватил с собой топор. Идёт по тропинке, налево ­направо  топором размахивает, портит деревья — просто так, чтобы  увидеть, как сок из них брызжет. А у поворота тропинки, у самой  реки Ангары, берёзка стояла — светлая, нежная.  Ударил по ней    Петя  топором и услышал стон . Обрадовался он. Ударил ещё раз. А стон сильнее. Он и третий раз ударил  топором. И неожиданно  берёзка исчезла, а стоит перед Петей прекрасная  девушка, а из рук у неё кровь идёт... 4. Что можно использовать в лесу, чтоб разжечь костер? 5. Предположите, что произойдет дальше? — Знай же,— сказала она грустно,— я волшебница ­ Березка. Всю свою  жизнь делала я людям добро: когда страдали от жажды,   поила   их  своим  соком,   когда мёрзли зимой, становилась поленьями их костра, когда   изнывали  от жары,   прикрывала   их своими  ветвями.  Но тебе смешно, когда плачут и стонут, и ты будешь наказан. Отныне ты будешь превращаться во  всё, чему причинишь зло.... Исчезла берёзка. А Петя призадумался, да только на минутку. — А,— сказал он,— чепуха! Тоже мне волшебница! Набрал   хворосту,    стал   возвращаться   к палатке, где приятели его ждали, а через тропинку кошка бежит, чёрная ­ чёрная. — Ты мне дорогу перебегать? ­ закричал Петя.— Сейчас ты у меня  получишь! Бросил он хворост да за кошкой. Догнал  её,  стукнул на бегу ногой, закричал: ­ Ага, попалась! А получилось: 6. Как вы думаете, в кого превратился Петя? 7. Березка сделала это случайно, специально, нарочно? ­ Мяу, мяу!  Закричал: ­ Будешь знать, как мне дорогу перебегать!  А получилось: Му­мур­мя, мяк­мя, мяв­мяв­мяу!       И стал Петя злющим   рыжим    котом.   Делать  нечего. Побежал он к  товарищам. А те уж обед сварили, сидят ждут Петю, ругают его: куда, мол,  запропастился? — Да тут я, тут, братцы,— кричал Петя. А получалось только мяв да мяв.  Направился Петя к своему рюкзаку — есть захотелось, аж в животе музыка заиграла  А в рюкзаке и колбаса, и маслице — мама в  дорогу положила. — Глядите­ка, ребята! Рыжий котище Петькин рюкзак стащить хочет! —  загалдели   мальчишки.— Лови   его! Лупи его! От страху Петя на дерево залез, а в него — полетели камни, шишки, палки.  А самый лучший его друг Кузька вскарабкался  наверх да к а к  дёрнет за  хвост. Взвыл Петя от боли, когти от ветки отцепил да и полетел вниз.  Пустился он наутёк, забился в тёмную глухую чащу.       Страшно ночью в лесу. Ухают совы, филины плачут, волки воют, ветви  шумят. И всё шорохи, шорохи. Забрался Петя в какое­то дупло, свернулся  калачиком, помурлыкал немного и заснул. И приснился ему его двор, заваленный ящиками, где так хорошо прятаться, играя в сыщиков­разбойников, и приснилась их квартира на пятом этаже, и  грустная­грустная мама. Она качала головой и всё повторяла: — Говорила я тебе, говорила …      Проснулся Петя утром — ничего понять не может. Темнота, только  вверху свет пробивается. Вскарабкался к выходу из дупла, глянул вниз —  земля далеко, ствол у дерева гладкий. Как забрался сюда? Вспомнил он всё,  что вчера произошло, замяукал жалобно и ­ делать нечего ­  стал спускаться.     Весь день бродил он по лесу, гонялся за птицами и за бабочками, подкарауливал бурундука, пытался добраться до сорочьего  гнезда, но ничего, кроме неприятностей, из этого не получилось: птицы  улетели и пели про него оскорбительные частушки, бабочки перед самым  носом садились на ствол дерева, складывали крылышки и становились похожими на листья — пожевал он  один листок, думал бабочка, сплюнул горькую слюну и не стал больше  связываться с обманщицами. А уж от сорок ему досталось как — навек  запомнит.      Только к вечеру на узенькой звериной тропинке встретил он ту самую  чёрную кошку, что перебежала ему дорогу. ­ ­ Кто­кто! Петя я, из города Прибайкальска ­тоже по­кошачьи ответил  Петя. ­ О, это, кажется, очень далеко... Мне соседка рассказывала, что когда­то  она жила в Прибайкальске и будто бы там высокие дома с тёмными и  прекрасными лестницами. И что с крыши там можно прыгнуть прямо на  Луну. ­ Ха! На Луну! Туда только на ракете можно долететь. ­ Что ты говоришь? На ракете? А что такое ракета? ­ Ну, это такой аппарат, чтобы можно было лететь в космос... ­ Вы, наверное, очень учёный кот,— смущённо сказали новая знакомая,­  а  я у вас напрасно отнимаю ваше драгоценное время. Я уж пойду. ­ Что вы, что вы? ­испугался Петя, ему совсем не хотелось одному  оставаться в лесу на вторую ночь.— Я как раз хотел пообедать, так не  знаете ли, где здесь поблизости столовая или кафе? Ты кто?—спросила она по­кошачьи. 8. Как вы думаете, изменился Петя, стал добрее ? ­ Зачем? В доме, где я живу, всегда достаточно вкусных упитанных  мышей. Да, я забыла вам представиться: Мургарита Лежебокина. Но вы  можете называть меня престо Мура.    В доме, где жила Мургарита  Лежебокина, мышей я в самом деле было предостаточно. ­ Вы будете охотиться у этой берлоги, а я ­ у той, ­ сказала Мура и ушла в другой  угол. А Петя  притаился у норы, где он явственно  слышал   мышиную возню и попискивание.   Но   мыши,   видимо,   чувствовали    опасность и не торопились попадаться в лапы новоиспечённому коту    Именно в этой норе жил непослушный, а главное, непоседливый  мышонок по имени Мышас, которому не раньше, не позже, а как раз  сейчас захотелось  погулять  по избе. Выполз он из норы, юркнул вдоль  стены да и попал в лапы голодному рыжему коту Пете. Тут бы и смерть  ему пришли. Но завизжал мышонок   на   весь белый свет, мама­мышь   выскочила из норы и острыми зубами вцепилась Пете в бок так, что  даже клок шерсти вырвала у него. Но Петя крепко держал мышонка. И  вдруг почувствовал, что лапы его слабеют, что сам он становится все  меньше и меньше.  9.      В кого в этот раз превратился Петя? 10. 11. Почему мышка – мать вцепилась в Петю? Какое завещание березки исполнилось? И понял Петя, что становится сам мышкой.     Когда Мургарита  Лежебокина прибежала из своего угла; она увидела поразительную и страшную картину: на полу лежал клок шерсти от  рыжего кота, а рядом сидела крупна мышь и во весь голос ревела.      Испугалась Мургарита,  побежала  она  по чердакам по крышам,  закричала некошачьим голосом: — Караул! Мыши кота съели!     И собралось много кошек и много котов, и стали они гоняться за  мышами. И Пете едва­едва удалось забить: в щель на чердаке, где не  смогли его достать когтисты и страшные лапы его недавней подруги.    Так стал Петя жить на чердаке.     Иногда, когда хозяева спали или их не было дома, Петя пробирался  тихонько­тихонько в кухню, притаскивал к себе на чердак кусочек  хлеба  или сыра — и тогда  у него бы пир горой. Как у всех мышей, у Пети начали быстро расти зубы. Росли и  чесались, чесались и росли... Ну просто невмоготу стало. А на чердаке  стоял красивый старинный шкаф — тёмно­вишнёвый, с выпуклыми  тонкими цветами на дверцах, с точёными ножками. Вот эти ножки и стал грызть Петя — когда мышь грызёт дерево, зубы у неё перестают  чесаться и сами затачиваются. На этот раз он превратился в шкаф. Вот  бы удивились хозяева, если бы залезли на чердак — вместо одного  рядышком стояли теперь два совершенно одинаковых, как близнецы,  шкафа — оба с точёными ножками, с выпуклыми цветами на дверцах.      Теперь у Пети было сколько угодно времени, чтобы подумать обо  всём, что случилось. «Неужели я так и останусь на всю жизнь шкафом?»— размышлял  он. 12. Как бы вы ответили Пете на его вопрос?    Если судить по тому, сколько пыли лежит на старом ободранном  диване и хромоногой этажерке, то люди сюда не заглядывают вовсе.     Потолок был не слишком толстый, и на чердаке было слышно всё, о  чём говорили в квартире. И вот Петя услышал, что в дом вошли его  друзья и спросили у хозяйки: ­ Не встречали вы парнишку одного, Петей зовут?  Закричал Петя: ­ Здесь я, ребята, здесь! А послышался только громкий­громкий скрип. ­ Чего­то шкаф расскрипелся. К непогоде, видать,— сказала хозяйка.—  Нет, не видела я тут парнишки никакого, да и в соседних домах как  будто не появлялся. Случилось чего, али как? ­ Пропал. Ушёл за дровами ещё днём вчера и пропал. Сперва мы думали, шутит он, спрятался где­нибудь или придумал «пакость» какую­ нибудь... ­ Он на это мастак!—это Кузька добавил. Лучший друг называется. ­ Тоже мне друзья,— заворчал Петя и передразнил: «На пакости он  мастак!» Но никто этого ворчания не услышал, и только хромоногая  этажерка недовольно буркнула: ­ Ну что вы всё ворчите? Ну что вы всё ворчите? Спать не даёте! Ах,  какой здесь был покой! Ах, какой покой!.. «Погоди,— подумал Петя,— вот стану я снова человеком, я тебе,  задавала, покажу покой. Я тебе последние ножки переломаю!»      И вдруг представил он себе, что и в самом деле стал он ломать этажерку, да и превратился в неё. И совсем другими глазами  посмотрел Петя на своих соседей по чердаку. Вот шкаф. Когда­то он  был, вероятно, украшением всего дома. Его поставили в самой большой комнате и боялись дохнуть на него. И каждая царапинка на его смуглой  коже вызывала у хозяев огорчение. А потом он потускнел, дверцы  расклеились, зеркала пооблезли... Или этажерка... Когда­то на ней так  уютно и удобно разместились книги. Потом их становилось всё больше,  её крепкие плечи не могли удержать такой тяжести, ноги подкосились,  планочки оборвались. Для книг купили новые полированные полки, а  этажерку — на чердак.     Так целыми днями стоял Петя, стараясь не скрипеть, чтобы не будить старую больную этажерку, к которой он стал относиться даже нежно,  думал свои думы, вспоминал о том, сколько он принёс людям всяческих  неприятностей, и даже не сердился больше на друзей.    Однажды ночью случилась беда.    Два провода, которым давным­давно хотелось обнять друг­друга,  наконец соединились. Посыпались искры, и произошло самое настоящее  короткое замыкание. Искры посыпались на сухой мох, что высовывался изо всех щелей, мох вспыхнул, от него  загорелись доски. И начался пожар. «Ну вот,— подумал Петя.— Теперь мы сгорим. Ну, я­то хоть  провинился — собак таскал за хвосты, стёкла выбивал из рогатки, у  малышей пряники отбирал, берёзку вот порубил зря. А шкаф и этажерка и все старые вещи на чердаке в чём виноваты?»    И только он так подумал, как увидел перед собой девушку в зелёном  платье. Лицо её было очень знакомым. ­ Не узнаёшь?­ спросила она. ­ Ой, Берёзка!­ закричал Петя.     Берёзка протянула к нему руку­веточку, прикоснулась зелёным  листком. ­ Ну вот!..— сказала она и растаяла.       Петя даже поначалу и не понял, что с ним произошло. Просто снял  он курточку свою и стал сбивать огонь, гасить мох. Руки обжёг, сажей  весь перемазался, но пожару не дал разрастись.       Благодарно крякнул шкаф, что­то нежное сказала Пете этажерка, но он не понял, о чём они говорят, потому что был уже не платяным  шкафом, а был самым обыкновенным мальчиком. 13. 14. Когда Петя понял, сколько неприятностей он принес людям? Если бы вы были автором рассказа, какое продолжение  придумали? 15. Каким станет Петя когда выберется из сказки? 16. Друзья у Пети такие же, как и он? Список литературы  Головань Е.В.. ФГОС. Требования к библиотекам [Текст] / Е.В. Головань // Школьная  библиотека. – 2013. – № 5 – С. 11 ­16 Горбачевский Б.С. В стране книголюбов. — Москва: Детская литература, 1979.­159с. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому — книга. —[Текст] / Т.М. Кашурникова //   Школьная библиотека, ­ 2006.­№6 – С 35 ­38 Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. –Москва.: Просвещение, 1992­ 208с. file://localhost/E:/Библиотека

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева

Конспект занятия по произведению М. Сергеева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017