Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"
Оценка 4.8

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология +1
Взрослым
16.02.2018
Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"
Сегодня, во время «тотального переселения народов в поисках лучшей жизни», школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие «Хлеб всему голова» очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.Сегодня, во время «тотального переселения народов в поисках лучшей жизни», школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы обучать детей, не владеющих русским языком. У детей происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку (в нашем случае - русский - иностранный язык) и учит пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие «Хлеб всему голова» очень информативно
Конспект логозанятия Хлеб всему голова.docx
Сегодня, во время «тотального переселения народов в поисках лучшей жизни», школа сталкивается с непростой задачей, которая заключается в том, чтобы   обучать   детей,   не   владеющих   русским   языком.   У   детей   происходит встреча со вторым языком, и больше половины употребляемых слов не входит в школьный словарь. Возникает совершенно новый вид речевой коммуникации. А в системе этой коммуникации существенная роль принадлежит функциям речи. В такой ситуации логопед выполняет двойную роль – обучает ребенка русскому языку   (в   нашем   случае   ­   русский   ­   иностранный   язык)   и   учит   пользоваться языковыми средствами. Очень хорошо дети воспринимают и запоминают рифму, яркие и наглядные образы. Занятие «Хлеб всему голова» очень информативно в этом смысле и позволяет решить сразу несколько вопросов.  Тема:  логопедическая ­ развитие слуховых дифференцировок Ж­Ш в речи на  материале загадок, пословиц, стихотворений; лексическая ­ «Хлеб всему голова». Цели, задачи : 1 раздел­ звукопроизношение.  работать над дифференциацией шипящих в процессе автоматизации в  речи, 2 раздел – работа над слоговой структурой слова.  работать над процессом словообразования. Дидактическая игра «Рассели  слова по этажам». 3 раздел – общие речевые навыки.  продолжать развивать интонационную выразительность речи ,  совершенствовать четкость дикции ( «Золотая рожь», «Каша»­ напевно.) закреплять навык правильного голосоведения.   сформировать представление о культурных растениях поля (злаках) и их  выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря..  ввести в активный словарь существительные: хлеб, пшеница, рожь, колос,  хлебороб, мельница, мельник, мука , пекарь, тесто, квашня, булка, сдоба; прилагательные – золотой, усатый, тяжелый, свежий , ржаной, сдобный;  глаголы­ растить, убирать, молоть, месить, печь, лелеять.  в процессе обогащения словаря и уточнения семантики слов фиксировать  внимание на полноценном слуховом восприятии и правильном  воспроизведении 4 раздел – развитие грамматического строя речи.  продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с  существительными. 5 раздел ­ обучение связной речи.  продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи;  стимулировать собственные высказывания ­ реплики, вопросы, ответы ( «Откуда хлеб пришел» ­ дидактическая игра). 6 раздел – развитие пространственных, временных, математических  представлений  упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек и преобразование их в «колосок», «мельничку» ,  ассоциативное восприятие геометрических форм. 7 раздел – конструктивный праксис, художественная деятельность.  расширять и углублять представление о разных видах, жанрах искусства:  живопись;  учить отражать в рисунке усвоенные образы. 8 раздел – логопедические пятиминутки.  пальчиковая гимнастика «Каша».  развитие координационных способностей, совершенствование  двигательных умений и навыков – «Золотая рожь». Оборудование:  Иллюстративный материал:   Зинаида Серебрякова, репродукция с картины «Жатва»,  Алексей Венецианов, репродукции с картин «Крестьянские дети в поле»,  «Жнецы», «Гумно».  Плакат с изображением колоса, мешка с мукой и хлебобулочными  изделиями.  Конструктивное изображение колоса, мельницы.  Плакат «Хлеб».  Демонстрационный материал к дидактической игре «Рассели слова по  этажам». I. ОРГМОМЕНТ. Логопед рассказывает детям о том , какое значение для людей имеет хлеб, как  много людей разных профессий трудятся для того, чтобы у нас на столе  появился хлеб. О хлебе слагают стихи , песни, пословицы, загадывают загадки. Например, Дж. Родари рассказал нам о том, что  У каждого дела запах особый. В булочной пахнет хлебом и сдобой. Пахнет кондитер орехом мускатным. Рыхлой землей, полем и лугом  Пахнет крестьянин, идущий за плугом. II. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Почему в народе говорят «хлеб всему голова»? Как вы понимаете эту  пословицу? Послушайте:  Пекарь сапожнику к сроку  Сшить сапоги поручает, Ну, а сапожник без хлеба Много ль нашьет, наточает? Логопед вместе с детьми делает вывод. 2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»  Логопед (вопрос) – дети (ответ). ­ Откуда хлеб пришел? ­ Из магазина. ­ А в магазин как попал? ­ Из пекарни. ­ Что делают в пекарне? ­ Пекут хлеб. ­ Из чего пекут хлеб? ­ Из муки. ­ Из чего мука получилась? ­ Из зерна. ­ Откуда зерно? ­ Из колоса. ­ Откуда колос? ­ В поле вырос. ­ Кто посеял пшеницу? ­ Колхозники. ? Вспомните, как одним словом называются люди, которые выращивают хлеб на полях.  Правильно, это хлеборобы. 3. Логопед предлагает детям отгадать загадку: Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены,  Ставни заколочены. (Колос) Логопед раздает детям по одному засушенному колоску. Дети рассматривают  колоски и слушают маленький рассказ . « ВСЕ ЗДЕСЬ ». Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев там видимо­невидимо. И все немного усатые. Надя спросила: Бабушка, а что тут растет? Хлеб, внученька. Хлеб? А булки где? И булки здесь, внученька. А баранки? И баранки здесь. А пряники? И пряники здесь. Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где  пряники.  Я.Тайц. ? Почему бабушка сказала, что «все здесь»? Что она имела в виду?  Рассуждения по содержанию диалога приводят детей к пониманию того, что не  только хлеб растет в поле, но и каша . Активизируя мышление детей, логопед  подводит их к выводу о том, что каша рисовая, гречневая, манная, овсяная,  пшеничная тоже пришла к нам из поля. 4. Пальчиковая гимнастика «КАША» Каша в поле росла,           ­ дети «шевелят» пальцами как колосками, К нам в тарелку пришла  ­ пальчики «идут» по столу, Всех друзей угостим,        ­ указательным пальцем правой руки крутят По тарелке дадим по ладошке левой, Птичке­невеличке             ­ загибают мизинец, Воробью, синичке             ­ безымянный и средний Зайцу и матрешке              ­ указательный и большой пальцы, Всем дадим по ложке        ­ раскрывают ладошку. 5. Отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро – Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.         (Хлеб). Подобрать родственные слова к слову хлеб. Превратим односложное слово в 2­х и 3­х ­ сложные слова. Дидактическая игра «Рассели слова по этажам». ­ Как называется посуда, в которую кладут хлеб? ­ Хлебница. Сколько слогов в этом слове? Правильно, три, Значит, слово поселим на третий  этаж. Аналогично работаем со словами хлебушек, хлебороб, хлебушко, хлебец. Работаем со словом хлеб в контексте предложения.  Я знаю пословицу о ……… . (хлебе)  Мама купила свежий ………. .  Дети едят суп с ………. .  Вася пошел в булочную за ……. .  У нас дома нет……. .  Я не люблю есть без …… . Подобрать к слову хлеб определения, которые сказали бы нам о том, какой он. Дети дают ответ, а логопед подтверждает их загадкой из п. 5. 6. Логопед вывешивает на доске плакат с изображением колоса, мешка с мукой,  хлебобулочными изделиями и предлагает детям самим сделать вывод откуда хлеб пришел ПОЛЕ МЕЛЬНИЦА ПЕКАРНЯ КОЛОС МУКА ХЛЕБ ХЛЕБОРОБ МЕЛЬНИК ПЕКАРЬ Вывод: Хлеб пришел из поля. ? На какие геометрические формы похожи хлебобулочные изделия,  изображенные на нашем плакате? 7. Логопед предлагает детям выложить у себя на партах колос и мельничку из  палочек. Образец схематичного изображения вывешивается на доске. Затем дети заучивают наизусть  Мельница крыльями машет вдали, Будет мука, чтобы хлеб испекли. 8. Физминутка «Золотая рожь». Ветерок спросил, пролетая: Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колосья шумят: «Золотые руки растят». Е.Серова 9. Отгадайте загадки Пузырюсь я и пыхчу, Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) На шпагате кольца к чаю В магазине покупаю. (Бублики). 1. Послушайте четверостишие:  Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют.        Я.Аким ? Как вы понимаете слово лелеют? Логопед помогает детям понять семантику слова. III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ­ Что мы сегодня узнали о хлебе? Откуда он к нам пришел? Так почему же хлеб  всему голова? Сегодня самые активные, самые сообразительные, самые внимательные будут  кормить нашего «Обжору» не клубникой, как обычно, а вот чем: Маленькое, сдобное, колечко съедобное, Я одна его не съем, По кусочку хватит всем.               Так чем же? (Баранками) Дети бросают баранки в игрушку, имитирующую «Обжору». Список использованной литературы: 1. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина, Как преодолеть трудности в обучении  детей, М:Ось­89 , 2000г. 271с 2. А.Н.Корнев, Нарушения чтения и письма у детей,              Спб: Речь, 2003г.330с 3     Н.В.Нищева, Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи, Спб: Детство­Пресс, 2003г.

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"

Конспект занятия по развитию речи для детей, не владеющих русским языком "Хлеб всему голова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018