Конспект занятия по развитию речи ТЕМА: «ОСЕНЬ»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: • Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. • Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами. • Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов с усвоенными звуками русского языка и их сочетаниями. • Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого. • Развитие мелкой моторики рук.
Иконка файла материала Осень.docx
Конспект занятия по развитию речи ТЕМА: «ОСЕНЬ» (В подготовительной группе) Тема: «Осень» Цели и задачи: • Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. • Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами. • Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и  произношения слов с усвоенными звуками русского языка и их  сочетаниями. • Совершенствование умений понимать и употреблять в речи  вопросительные предложения со словами где, какой, у кого. • Развитие мелкой моторики рук. Образовательная деятельность: «Изучаем русский язык». Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие,  познавательное развитие, социально­коммуникативное. Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр  слайдов, самостоятельная работа. Работа над новыми словами: осень, листья, желтые,  холодно, идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром,  днем, падают, собирают, гуляют. Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках,  научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень. Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Основная часть. 3. Физкультминутка. 4. Продолжение работы. 5. Пальчиковая гимнастика.6. Самостоятельная работа. 7. Подведение итогов. Ход занятия 1. Организационный момент: ­ Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко  мне. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. 2. Основная часть: Воспитатель на родном языке беседует с детьми о времени года. Называет время года на русском языке. – Какой сейчас месяц? Вме­ сте с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно,  идет дождь. Игра: «Солнышко и дождик». Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с  ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту. Дождик капал на ладошки, Кап­кап­кап! Кап­кап­кап! (Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно  произносят «кап­кап».) Дождик капает по ножки, Кап­кап­кап, кап­кап­кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! (Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.) Ты по зонтику стучи, Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.) Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку: ­ Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе. Беседа по слайду. – Какое время года нарисовано на картине? – Осень. – Какие листья на деревьях? – Желтые. – Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо­ лото. – Осенью холодно или тепло? и т.д. Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках. ­ Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются  теплее чем летом­в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд) ­ Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит  осенний дождик.(2 слайд) ­ Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд) ­ По утрам стелются туманы.(4­5 слайд) ­ Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые  листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд) ­ Начинается пора листопада.(7 слайд) ­ Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются  голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд) ­ Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают  заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)­ От холода замерзают лужи.(10 слайд) ­ А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг­ в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд) ­ Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные  начинают «утеплятся»­ их шерсть гуще и пушистее. С такой густой  и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд) ­ Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите­ этот  зайчик летом был серый­ а концу осени стал белым.(13 слайд) ­ Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь  зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд) ­ Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в  норки и дупло.(15 слайд) ­ Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами  пойдем собирать урожай.(16­19 слайд) 3.Физкультминутка: «Урожай собирай» (аудиозапись песни Урожай собирай" муз. Филиппенко сл. Волгиной)   1. Мы корзиночки несем, Хором песенку поём. Урожай собирай, Да на зиму запасай! Ой­да, собирай И на зиму запасай!   2. Мы ­ ребята молодцы, Собираем огурцы,И фасоль, и горох ­ Урожай у нас неплох! Ой­да, и горох, Урожай у нас неплох!   3. Ты, пузатый кабачок, отлежал себе бочок! Не ленись, не зевай, А в корзину полезай! Ой­да, не зевай, А в корзину полезай!   4. Едем, едем мы домой На машине грузовой. Ворота отворяй, Едет с поля урожай! Ой­да, отворяй, Едет с поля урожай! 4.Продолжение работы: Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран.  Сейчас мы свами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить  загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про  овощи и фрукты). 1.Сидит бабушка на грядках, Вся она в заплатках, А заплатку оторвешь­ Заплачешь и уйдешь. (Лук)2.Уродилась на славу, Кругла, бела, кудрява. Кто очень любит щи, Меня в них отыщи. (Капуста) 3.Был зеленым и маленьким, Стал большим и красненьким. (Помидор) 4. Меня копали из земли, Пекли, жарили, варили А потом все съели И всегда хвалили. (Картофель)   5. В огороде есть жёлтый мяч. Не пойдет он просто вскачь, Словно полная луна… В нем вкусные есть семена. (Тыква)  6.За кучерявый хохолок Из норки лиску поволок. Трогаешь — гладкая, Кушаешь — сладкая. (Морковь)   7.Вверху — зеленая, Внизу — красная, В землю вросла. А что же это? (Свекла) 8.Зелёный полосатый шар, С начинкой алой словно жар, Лежит на грядке, словно груз, Скажите, что это. (Арбуз) 9.Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают.Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа ... (груша) 10.В желтеньком улье Пчелки уснули, Сбились в клубок, А в стенках – медок. (Дыня) 11.Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.(Яблоко) ­ Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети  вспоминают и называют все признаки осени и на экране  появляются картинки). (20 слайд) ­ Ребята, осень оказывается очень красивое время года! 5. Пальчиковая игра «Осенний букет»: Ребята, давайте соберем осенний букет. Раз, два, три, четыре, пять­ Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки). Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (загибают поочередно пальцы ) Мы соберем. Маме осенний Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки). 6. Самостоятельная работа:­ Ребята мы свами сегодня говорили про осень, узнали очень много  нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и  нарисуем про осень и его признаки. Формирование навыков посадки. Проверьте, правильно ли вы сидите. Я за партою сижу, Спину прямо я держу, Плечи развернуты. Ноги вместе стоят Между партою и мной Промежуток не большой Между партою и мной Кулачок проходит Мои руки на столе, Ведь учиться надо мне. Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные  листы. Обсуждение по рисункам. 7. Подведение итогов: ­ Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень  интересные, красочные. ­ Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?