Тема: Великие державы Древнего Востока
Цель: на основе актуализации знаний курса всемирной истории и курса отечественной истории подвести учащихся к пониманию значимости и важности изучения истории. Проследить изменения в хозяйственной деятельности человека; рассмотреть особенности возникновения Великих держав Древнего Востока.
Задачи:
· Образовательная: обобщить знания учащихся о природных условиях в странах Древнего Востока; отметить особенности в каждой стране, закрепить знания о характерных чертах общественного строя в странах древнего Востока;
· Развивающая: при рассмотрении местоположения стран Древнего Востока развивать умение работать с картой, продолжить формирование умений локализации исторических объектов в пространстве, умения работать с хронологией.
· Воспитывающая: продолжить формирование эстетического вкуса учащихся, еще раз отметив высокое развитие культуры в странах древнего Востока и ее вклад в сокровищницу мировой культуры. Актуализация корпоративных ценностей: Сопричастность, Надежность, Созидание, Здоровье.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация на тему «Великие державы Древнего Востока», атласы по истории Древнего мира или географическая карта «Восточное полушарие», историческая карта «Великая Персидская держава», картины по истории древнего Востока, текст «Так говорил Конфуций», таблица «Государства Древнего Востока».
Форма урока: практическая работа.
Метод: поисково-исследовательский.
Основные вопросы темы:
1. Понятие «Государство». Признаки государства.
2. Периодизация Древнего мира. Страны Древнего Востока.
3. Общественные отношения в древневосточных обществах
4. Духовные ценности древневосточных обществ
Ход урока
Этап занятия, время в минутах |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационно-мотивационный
Актуализация знаний. 5 мин.
|
Приветствие учащихся, мотивация на работу. Озвучивание темы занятия. Информирование о целях и задачах урока. Решение исторических задач. “…Простирается в основном (с севера) на юг и, кажется не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны все другие местности… С запада защищена Ливийской пустыней. К востоку одни части страны защищены рекой другие пустыней, болотистыми местами… Четвертая сторона вся омывается защищающим ее морем; плавание вдоль берега крайне продолжительно, а высадка очень трудна, т.к. нельзя найти безопасной гавани” (Египет) “…плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Листья пшеницы и ячменя достигают там целые четыре пальца в ширину. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед” (Двуречье) «Это горная страна, большую часть её составляют горы, предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородию эти земли значительно уступали низовьям Тигра и Евфрата. Поэтому главным занятием жителей стало скотоводство. Причём зимой и летом скот приходилось перегонять на горные луга и обратно, т.к. зимой в этом районе выпадал снег, а летом солнце выжигало травяной покров. Ещё издавна ассирийцы занимались охотой. Наличие залежей железной руды, которой нуждались Вавилония, Египет, способствовали тому, что ещё одним занятием жителей стала торговля». (Ассирия)
-Страны Древнего Востока называют речными цивилизациями. Почему? -На берегах каких рек возникли первые государства? Назовите реки и покажите на карте. (Египет – Нил, Двуречье - Евфрат и Тигр, Индия - Инд и Ганг, Китай – Хуанхэ и Янцзы) |
Приветствие преподавателя.
Активное участие в решении предложенных исторических задач.
Отвечают на вопросы. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Изучение нового материала. 40мин.
Изучение нового материала. 15мин.
|
Определение понятия «государство». Перечисление его признаков. Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Признаки государства: 1) наличие особой публичной власти, отделенной от общества и не совпадающей с ним; 2)государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия); 3) территориальная организация власти и населения; 4) налоги; 5) суверенитет; 6) единые законы: 7) символика государства. Задание. Работая с учебником Загладина Н.В., Симония Н.А. стр. 57 - 59, составьте таблицу «Периодизация истории Древнего мира»
Задание. Выпишите социально – политические и экономические предпосылки возникновения первых государств и составьте таблицу «Первые государства Древнего Востока». Предпосылки: 1. Социально-политические предпосылки: а) создаются специальные институты, которые имели право
принятия и исполнения решений; 2. Экономические предпосылки: а) появление металлических орудий труда; Первые государства Древнего Востока
Задание. Выпишите теории, объясняющие происхождение государства. 1 теория – заинтересованность зажиточной родоплеменной
верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих
соплеменников (марксистская теория). 2. Общественные отношения в древневосточных обществах Задание. Работая с учебником Загладина
Н.В., Симония Н.А. стр.59-63, стр.70-76,
б) определите государственное устройство Древневосточных
обществ и составьте таблицу «Центры первых военных деспотий». Центры первых военных деспотий
в) составьте таблицу Государственные образования, возникшие на территории Древней Индии
г) составьте таблицу Государственные образования, возникшие на территории Древнего Китая
3. Духовные ценности древневосточных обществ Задание. Работая с учебником Загладина Н. В., Симония Н.А. стр. 63-66; 76 -78, а) выпишите достижения египтян;
|
Записывают определение, формулируют признаки государства.
Получают практические задания, учебники, доп. материалы, приступают к работе. При возникновении трудностей обращаются к преподавателю. Составляют таблицу «Первые государства Древнего Востока». По средством работы с § учебника и доп. материалом. Выписывают предпосылки возникновения первых государств. Совместное обсуждение полученных результатов.
Работают над заданием. Разбирают теории происхождения государства.
Работа с учебником
Составляют схему Древневосточных обществ.
Определяют государственное устройство Древневосточных обществ и составляют таблицу «Центры первых военных деспотий».
Работают над следующим заданием. Рассматривают религии Древнего Востока. Заполняют таблицу.
|
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своѐ отношение к ней;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своѐ отношение к ней;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своѐ отношение к ней;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своѐ отношение к ней;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Первичное закрепление пройденного. Рефлексия. 20мин. |
В зависимости от рассматриваемой ценности просмотр видео ролика или презентации о достижении человечества в данный период истории по ценностям:
|
Просмотр презентации. Совместное обсуждение. Дополняют представленный материал полученными знаниями. |
Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Подведение итогов занятия. 10мин. |
Ребята, сегодня мы с вами прошли очень интересный период в истории! Спасибо вам за работу! Задание домашнего задания. |
Благодарят преподавателя, записывают домашнее задание. |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.