Конспект занятия «Развитие мышления
у детей младшего школьного возраста»
Тип: Индивидуальное с учащимся 3 класса
Вид: Развивающее
Цель:
развитие мышления у младших школьников.
Задачи:
1. Развитие словесно-логического мышления.
2. Развитие творческого мышления.
3. Развитие таких мыслительных операций, как обобщение и классификация.
4. Развитие способности рассуждать.
5. Развитие умений соблюдать правила поведения на уроке.
Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия:
1. Регулятивные: развитие умения контролировать свое поведение;
2. Познавательные: развитие словесно-логического и творческого мышления,
мыслительных операций.
Целевая группа: данные задания и упражнения можно использовать при проведении
занятий с детьми младшего школьного возраста.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психолог: «Здравствуй, Аня! Сегодня мы с тобой будем выполнять задания, которые являются не только интересными, но и очень полезными. Но в начале, я попрошу тебя оценить своё настроение: если тебе весело, возьми веселый смайлик, если грустно – грустный смайлик, а если не грустно и не весело, спокойно – нейтральный. Молодец! Итак, начинаем выполнять наши задания».
Разминка.
Быстро ответь на вопросы:
- Где пальцев больше, на левой руке или правой ноге человека?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько всего времён года?
- К какому времени года относиться декабрь?
- Как называется время суток между утром и вечером?
- Сколько таких дней всего?
- Какие дней в недели по счёту?
II. Основная часть.
1. Упражнение «Раздели на группы».
Цель: развитие
словесно-логического мышления.
Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена,
Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука,
снегирь, судак.
2. Упражнение «Нелепицы»
Цель: оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Ход упражнения. Ребенку показывают картинку, во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Расскажи, как на самом деле все должно быть».
Сначала ребенок называет все нелепицы, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время ограниченно тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
3. Упражнение «Подбери слова».
Соедини
стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч
мебель
тополь
цветок
шкаф
насекомые
тарелка
дерево
пальто
одежда
муравей
посуда
щука
игрушка
роза
рыба
Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые
понятия, формируют индуктивное речевое мышление.
4. Методика «Исключение четвертого лишнего»
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
5. Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот»
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
6. Понятийное мышление.
«Закончи предложение»
1. Лимоны кислые, а сахар...
2. Собака лает, а кошка...
3. Ночью темно, а днем....
4. Трава зеленая, а небо...
5. Зимой холодно, а летом....
6. Ты ешь ртом, а слушаешь...
7. Утром мы завтракаем, а днем...
8. Птица летает, а змея...
9. Лодка плывет, а машина...
10.Ты смотришь глазами, а дышишь...
11 .У человека две ноги, а у собаки...
12.Птицы живут в гнездах, а люди...
13.Зимой идет снег, а осенью...
14.Из шерсти вяжут, а из ткани...
15.Балерина танцует, а пианист...
16.Дрова пилят, а гвозди...
17.Певец поет, а строитель...
18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....
III. Заключительная часть
Рефлексия
Психолог:
«Молодец! А теперь снова давай оценим свое настроение. Скажи, что тебе
понравилось больше всего? Что вызвало у тебя трудности?
Спасибо, ты хорошо сегодня позанималась! До свидания!»
Список использованной литературы
1. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с.
2. Рогов
Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании» М., 1996.
3.Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М., 2002.
4.Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.