Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
экология
Детсад
30.08.2019
Очень интересное и увлекательное занятие,направленное на экспериментирование. Задачи: формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Развивать познавательную в процессе экспериментирования. Желаю вам интересного экспериментирования с вашими любознателями.
Конспект открытого занятия «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.docx
Конспект открытого занятия «Удивительные свойства
воздуха» в старшей группе
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие, физическое
развитие.
Задачи:
1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и
всего живого.
2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет
запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его
обнаружения.
Развивать познавательную активность в процессе
экспериментирования.
3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в
игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху.
Пособия и материалы:
полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с
водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству
детей), карточки –символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, указка,
туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте
поздороваемся. (Приветствие детей)
1. Орг. игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите,
какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху
послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над
головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в
круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать –парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает
парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
А хотите стать учеными и узнать все секреты о воздухе? Тогда я
приглашаю пройти в лабораторию, и давайте вспомним как нужно вести
себя в лаборатории.
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже
внутри нас).
Воспитатель:
Вы когданибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим?
(он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель:
Как можно проверить, есть ли он в нашей группе?
(предположения)
Воспитатель:
Опыт 1: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям
пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими
движение и резко закрывают руками).
Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
Что в них находится? (воздух)
Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо,
надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.)
А как можно проверить действительно ли в пакете воздух?
Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек.
Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок,
идет воздух) Ветер это движение воздуха.
Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его
можно почувствовать).
Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований
записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью
картинок символов.
Воздух прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его
свойство обозначим вот такой карточкой.
(«зачеркнутое цветное пятно»)(на доску выставляется карточка символ)
А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории. Опыт 2 «Что в стакане?»
Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан)
Есть в нем что нибудь? (нет, он пустой)
Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном, и будем медленно
опускать в воду. (нужно держать ровно).
Попадает ли вода в стакан? (нет)
Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети
трогают стакан)
Дети: Сухой!
Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду).
А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что
происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.
Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если
они кажутся пустыми, есть воздух).
Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой
стакан»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легколегко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт 3 «Воздух в человеке»
На столах шарики, какие они? Сдутые. Что нужно шарику чтоб он надулся?
Дети берут шарики и надувают. Что происходит с шариком?
Как воздух попадает в шарик?
Вот видите, значит, воздух есть внутри нас.
Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а
потом выдыхаем. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение людей»)
Опыт 4 «Имеет ли воздух запах?»
у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей)
Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)
Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?
Четвертый секрет: Воздух не имеет запаха. («нос»)
Предложить встать в круг и отвернуться, распылить.
Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем
пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не
имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и
может доносить различные запахи до наших носов.
Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какиенибудь запахи?
(цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами,
стиральным порошком из прачечной, и т.д).
Опыт 5 «А увидеть движение воздуха мы можем?» (варианты ответов)
Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер –это и есть
движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут
облака, штора на ветру).
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги
приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее
сдул ветерок). Правильно, ветерокэто воздух, который движется.
Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе
лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают
движение воздуха).
Делаем вывод: Ветерэто движение воздуха.
Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).
Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
Пальчиковая гимнастика с шишками.
Мишка по лесу ходил, много шишек находил (Собрать шишки в
корзинку,
Много шишек находил, в детский сад нам приносил.
Все ребяткам подарил. (Раздача шишек детям, называя всех по имени).
1,2,3,4,5будем шишками играть, (Подкидываем и ловим шишки
руками). Будем шишками играть, между ручками катать. (Катаем между рук).
Берём мы шишку в ручку,
Катаем по ладошке (Катаем шишку по ладошке).
Как яблочко в тарелочке
Лежит себе она. (делаем рукой «тарелочку» и немного сжимаем
шишку).
В ручку правую возьмём, и сильней её сожмём! (Сжимаем шишку
правой рукой).
Ручку быстро разжимаем, по столу её катаем. (Катаем шишку по столу
левой рукой).
В ручку левую возьмём, и сильней её сожмём! (Сжимаем шишку левой
рукой).
Ручку быстро разжимаем, по столу её катаем. (Катаем по столу левой
рукой).
Полезны для здоровья, (Катаем по тыльной стороне руки).
Ведь собраны с любовью (Сжимаем шишку кончиками пальцев).
Они для наших деток
В корзиночке лежат. (Кладут шишки в корзиночку).
Девчонки и мальчишки (Встряхивают руками).
Катают эти шишки
А значит здоровею Рука и голова.
«Имеет ли воздух вес?»
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, камень.
В: Возьмем камень и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в
воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Уважаемые ученые, мы так много говорили
сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для
человека и всего живого.
Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт 6 «Не дышу»
Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза) Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Чего вам не хватало? (воздуха)
Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с
изображением живой и неживой природы.
(Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен
воздух).
Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой
природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти,
жить)
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух
нужен всему живому».
В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину.
Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и
фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары,
люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
Мы можем, позаботится о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить,
ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно
больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют
кислород, чистый воздух).
Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте
воздуха и не загрязнять его.
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки
рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на
бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные
стороны. (дети пробуют рисовать)
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось
проводить опыты (ответы детей)
Обобщение знаний о воздухе по карточкам –символам:
На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по
нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали
много нового и полезного о воздухе.
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника
рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята.
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Удивительные свойства воздуха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.