(Льюис Керрол «Алиса в стране чудес»)
Эти слова лучше всего отражают процессы, которые происходят сейчас во всех областях человеческой жизни и особенно в образовании. Современное общество характеризуется ускоренными темпами развития, созданием глобального информационного пространства и переходом к новой системе коммуникативных взаимодействий. В этих условиях, когда информация становится основной ценностью, от личности требуется широта мышления. Современные эксперты в области педагогики и психологии выделяют новые способы мышления: критическое, гибкое, креативное, системное, осознанное, позитивное.
Постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки задач, которые требуют быстрого и эффективного решения. Традиционные методы сбора и анализа информации, осмысления происходящего и прогнозирования будущего уже неэффективны. По мнению многих авторов именно системное мышление является незаменимым навыком, позволяющим объективно анализировать происходящие процессы, принимать верные решения и выбирать рациональную линию поведения.
Таким образом, в соответствии с новыми социальными вызовами, одной из важных задач современной школы является создание возможностей для формирования у обучающихся системного мышления.
Возникает вопрос: каким образом формировать системное и логическое мышление обучающихся?
Химия как наука, изучающая различные системы, имеющая глубокие логические связи внутри предмета, обладает большими ресурсами для развития логического, а значит и формирования системного мышления школьников.
Анализ и систематизация собственного профессионального опыта, изучение опыта коллег лицея, а также других образовательных организаций позволили определить основные направления в работе учителя для формирования системного мышления обучающихся и создать собственную методическую разработку на тему
Аннотация: В данной методической разработке представлены основные направления в работе учителя, способствующие созданию условий для формирования системного мышления обучающихся. Работа раскрывает условия формирования системного мышления обучающихся на уроках химии. Особое внимание уделяется приемам развития логических универсальных учебных действий. В соответствии со спецификой приемов, разработаны задания с химическим содержанием. В разработке также представлена система оценки уровня развития логических универсальных учебных действий на уроках химии.
Целью методической разработки является систематизация подходов, приемов и способов формирования системного мышления обучающихся на уроках химии.
Актуальность представленного в разработке материала подтверждается результатами мониторинговых исследований качества образования по оценке уровня сформированности метапредметных умений обучающихся. Результаты таких исследований говорят о необходимости целенаправленного формирования системного мышления и развития базовых логических действий обучающихся.
Новизна методической разработки заключается в уточнении условий и способов формирования системного мышления обучающихся.
Подтверждение положительной оценки, актуальности, новизны и результативности
методической разработки.
Подтверждением положительной оценки, актуальности и новизны методической разработки является рецензия доцента кафедры химии и географии, кандидата педагогических наук, преподавателя методики обучения химии Томского государственного педагогического университета Шабановой Ирины Анатольевны. (копия рецензии представлена в приложении).
Автор рецензии отмечает, что «…описанные в методической разработке подходы и приемы универсальны, что позволяет применять их как уроках с учетом специфики предмета, так и во внеурочной деятельности на метапредметном материале. Данная работа отвечает требованиям, предъявляемым к методическим разработкам, имеет практическую значимость и может быть использована учителями химии, а также, преподавателями других предметов. Универсальность подходов и заданий позволяет использовать их на различных уровнях общего образования».
Подтверждение результативности методической разработки
В 2019-2020 учебном году мною совместно с молодым специалистом, учителем химии нашего лицея, наставником которой я являлась в течение трех лет, был реализован исследовательский педагогический проект на тему «Создание возможностей для формирования системного мышления обучающихся через развитие логических универсальных учебных действий на уроках химии». Идеи, реализованные в ходе проекта, впоследствии легли в основу методической разработки.
В рамках проекта изучались условия и способы формирования системного мышления обучающихся, разработан комплекс заданий для развития и оценки логических универсальных учебных действий на уроках химии, а также, проводился мониторинг уровня развития логических универсальных учебных действий (входной, промежуточный, итоговый) у обучающихся 8-х классов МАОУ лицея №7 г. Томска. По результатам мониторинга повысился уровень развития логических УУД у большинства обучающихся. В исследовании уровня развития логических УУД приняли участие 168 обучающихся 8-х классов. По результатам мониторинга уровень развития логических УУД у обучающихся к концу учебного года в среднем повысился на 9,23 %.
В качестве примера приведу диаграмму с результатами входного (сентябрь), промежуточного (январь) и итогового (май) мониторинга уровня развития логических УУД в 8А классе.
Данный педагогический проект и результаты исследования были представлены нами на муниципальном профессиональном конкурсе «Педагог – наставник – 2020» в феврале-марте 2020 года и получили высокую оценку в педагогическом экспертном сообществе. По итогам конкурса мы стали победителями и заняли 1 место (копия грамоты в приложении).
Данная методическая разработка, а также, отдельные её элементы были неоднократно представлены педагогическому сообществу на мероприятиях по обмену опытом, в том числе в рамках региональных инновационных площадок, участниками которых является МАОУ лицей
№7:
1. Региональный ресурсно-внедренческий центр инноваций «Развитие кадрового потенциала через систему управления персоналом образовательной организации в условиях перехода к профессиональному стандарту педагога» (распоряжение ДОО ТО № 679-р от 20.08.2019);
2. Региональный ресурсно-внедренческий центр инноваций Томской области (распоряжение ДОО ТО №1348-р от 17.08.2021)
Форма представления |
Уровень/ Место представления |
Тема |
Дата |
Документ |
Публикация (методическая разработка) |
Федеральный
Электронный журнал «Педагогический мир» (PEDMIR.RU) свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77- 39148 от 17.03.2010 (Роскомнадзор)
Авторский материал доступен по ссылке http://pedmir.ru/145425 |
Методическая разработка. «Формирование системного мышления обучающихся через развитие базовых логических действий на уроках химии». |
Январь 2023 |
Свидетельство о публикации №129282 |
Публикация (статья) |
Федеральный
Сетевое издание «Снейл: дистанционные конкурсы и олимпиады для учеников и учителей» свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС 77-82029 (Роскомнадзор)
Авторский материал доступен по ссылке https://nic- snail.ru/pedagogu/articles/3881471 |
Статья «Формирование системного мышления обучающихся через развитие логических универсальных учебных действий на уроках химии» |
Январь 2023 |
Свидетельство о публикации от 11.01.2023 Рег. № 0015- 2023 |
Мастер-класс |
Региональный
Фестиваль профессионального мастерства педагогов- наставников «Педагогическая находка». https://swetata71.wixsite.com/my- site ОГБУ РЦРО, МАОУ Лицей №7 г. Томска, МКОУ «Шегарская СОШ №2 |
«Приём «Развивающий канон» как способ формирования логического мышления» |
Декабр ь, 2021 |
Сертификат |
|
РВЦИ инноваций Томской области. Распоряжение ДОО ТО №1348- р от 17.08.2021 |
|
|
|
Фасилитацион |
Региональный КПК для учителей- предметников общеобразовательных организаций Томской области «Современные методические инструменты учителя- предметника: фасилитация, технологии организации эффективной групповой работы». ТОИПКРО |
«Эффективные |
16.06. |
Сертификат |
ная сессия |
практики |
2021 |
|
|
|
развития |
|
|
|
|
критического |
|
|
|
|
мышления» |
|
|
Мастер-класс |
Муниципальный
Августовская сессия педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования г. Томска «От национальных целей и стратегических задач к новому качеству образования». МАУ ИМЦ г. Томска |
Прием «Развивающий канон» как способ формирования логического мышления» |
24.08. 2020 |
Сертификат |
Мастер-класс |
Региональный
День наставника «Я- профессионал». Панорамный семинар «Формирование и развитие инновационного кадрового потенциала». ОГБУ РЦРО. Региональный РВЦИ «Развитие кадрового потенциала через систему управления персоналом образовательной организации в условиях перехода к профессиональному стандарту педагога». Распоряжение ДО администрации г. Томска №679- р от 20.08.2019 |
«Метапредметн ые задания на развитие логических умений обучающихся» |
16.10. 2019 |
Сертификат |
1.3. Востребованность методической разработки педагогическим сообществом
Методическая разработка востребована в педагогическом сообществе на региональном и федеральном уровне. Об этом свидетельствуют отзывы коллег-педагогов (представлены в приложении).
Свою методическую разработку в январе 2022 года представляла педагогическому коллективу МБОУ «ЦО – гимназия № 11» г. Тулы в рамках взаимодействия и мероприятий по обмену опытом между педагогами гимназии №11 и лицея №7.
В качестве примеру привожу отзыв Филиной Олеси Николаевны, директора МБОУ «ЦО
– гимназия № 11 имени Александра и Олега Трояновских» г. Тулы, кандидата философских наук, члена Совета руководителей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования при Министерстве Просвещения Российской Федерации. Олеся Николаевна отмечает, что разработка рассматривает актуальные вопросы, носит универсальный характер и может быть использована на различных уровнях общего образования учителями различных предметов.
Моя коллега, учитель химии и биологии МОУ «СОШ №2 г.о.Стрежевой», Белоус Ирина Петровна, рекомендует методическую разработку всем педагогам, преподающим химию и стремящимся сделать свой урок более интересным и эффективным. Она уверена, что эта разработка будет полезна для учителей, которые хотят научить своих учеников логическому мышлению и системному подходу к решению задач.
Приложение к разделу 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.