Блиц-опрос на уроках математики при подготовке к ОГЭ
В данной статье речь пойдет об одном из методов подготовки к ОГЭ, который я применяю на своих уроках математики в 9 классе. Суть метода – экспресс-диагностика пробелов в знаниях учащихся и их устранение, когда до экзамена остаются считанные дни.
В течение всего учебного года, наверное, каждый учитель использует разнообразные методы подготовки выпускников к итоговой аттестации, направленные на усвоение учебного материала и успешную сдачу экзамена. Разнообразие методов подготовки, их комплексное применение, а также методы диагностики знаний обучающихся, без которой не обходится ни один процесс обучения, - все это позволяет добиться определенных результатов. И вот, когда учебный материал, предусмотренный программой, пройден, а также пройдено итоговое повторение тем, ранее изученных, написаны пробные экзамены, выявлены слабо усвоенные разделы математики, тогда, в конце учебного года на оставшихся уроках, я применяю блиц-опросы с целью ликвидации оставшихся пробелов в знаниях выпускников.
Как это проходит? На основе «популярных» ошибок в работах выпускников, я выбираю темы для экспресс-проработки на уроке. В начале урока мы фронтально с классом останавливаемся на тех вопросах, которые будем прорабатывать на уроке, еще раз обращаем внимание на ошибки, которые были допущены в той или иной теме, разбираем различные нюансы и «подводные камни», на которые они могут наткнуться, выполняя задания из этого раздела. Затем, на экране появляются 3 -7 заданий по разобранной теме, которые обучающиеся решают самостоятельно, еще раз проработав все нюансы и трудные для них моменты. Количество заданий определяется в зависимости от количества действий, которые нужно выполнить в этих заданиях, а также от цели блиц-опроса, например, если я хочу проработать конкретную проблему, часто встречающуюся в работах ребят, то я подбираю задания именно с этой проблемой, дав им возможность научиться с ней справляться. Если это геометрические задачи из первой части уже с готовым рисунком, и требуется для их решения применить конкретную теорему, свойство, а также произвести минимальные вычисления, то заданий включаю от 5 до 7. На выполнение заданий блиц-опроса отводится примерно 10-15 минут урока, после чего обучающиеся сдают заранее подготовленные небольшие бланки с кратким ответом в формате ОГЭ (целое число или десятичная дробь). Решение задач остается у ребят в тетради. А затем на экране появляются правильные ответы и решение заданий блиц-опроса. И наступает важный этап этой работы – рефлексия, в ходе которой ребята рассказывают о своих ошибках, анализируют их причины и записывают правильные решения, выделяя и подчеркивая те этапы своего решения, в которых закрались ошибки, а также записывают итог своей работы – на что обратить особое внимание, что необходимо дополнительно проработать дома, каких теоретических и практических знаний им еще не хватает для достижения более высокого результата. Этап рефлексии считаю особенно важным, он позволяет отчетливо каждому ученику выделить свою проблему, запомнить правильное решение, так сказать, научиться на своих ошибках. Также положительным моментом является тот факт, что я вижу результаты каждого ученика, а не отдельных учащихся, и в конце каждого урока оценить всех, дать каждому рекомендации для дальнейшей самостоятельной подготовки.
Как показал мой опыт подготовки к ГИА, этот метод подготовки обучающихся на заключительном этапе является достаточно эффективным, особенно при работе со слабо успевающими детьми. А также я применяю его на уроках и в течение года, что позволяет провести быструю диагностику знаний на различных этапах усвоения материала и скорректировать ход дальнейшей подготовки к экзаменам. Для работы с более подготовленными обучающимися я применяю другие методы подготовки, о которых я расскажу в других публикациях. Но блиц-опросы полезны и сильным ученикам, они позволяют повторить и закрепить материал первой части экзаменационной работы, что никогда не бывает лишним, ведь, как известно, повторение – мать учения.
Где я беру материал для блиц-опросов? На образовательных сайтах для подготовки к ОГЭ, таких как: «Открытый банк заданий ОГЭ», math100.ru, Гущин «Решу ОГЭ» и так далее. Для примера я приведу ниже задания для нескольких блиц-опросов, но, естественно, каждый учитель может составлять их по-своему, исходя из целей и задач на конкретном уроке. Надеюсь, материал этой статьи оказался полезным в работе учителя. Желаю удачи!
Блиц-опрос по теме «Числа и вычисления» (Гущин «Решу ОГЭ»)
1. Тип 6 № 316366
Найдите значение выражения:
Ответ: 64
2. Тип 6 № 314277
Вычислите:
Ответ: 1,03
3. Тип 6 № 341110
Найдите значение выражения
Ответ: 0,000345
4. Тип 6 № 357563
Найдите значение выражения
Ответ: 0,32
5. Тип 6 № 314239
Найдите значение выражения
Ответ: 1,5
6. Тип 6 № 314285
Найдите значение выражения
Ответ: 2,25
Блиц-опрос по теме «Квадратные уравнения» (Гущин «Решу ОГЭ»)
1. Тип 9 № 111
Найдите корни уравнения
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Ответ: 05
2. Тип 9 № 137381
Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Ответ: -23
3. Тип 9 № 137382
Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Ответ: -41
4. Тип 9 № 137383
Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Ответ: -24
5. Тип 9 № 353555
Решите уравнение
Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Ответ: -3,6-2
6. Тип 9 № 369496
Решите уравнение
Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней.
Ответ: 0,6
Блиц-опрос по теме «Окружность» (Гущин «Решу ОГЭ»)
1. Тип 16 № 350395
На отрезке AB выбрана точка C так, что и Построена окружность с центром A, проходящая через C. Найдите длину отрезка касательной, проведенной из точки B к этой окружности.
Ответ: 9
2. Тип 16 № 314811
Точка О — центр окружности, ∠AOB = 84° (см. рис.). Найдите величину угла ACB (в градусах).
Ответ: 42
3. Тип 16 № 351410
На окружности по разные стороны от диаметра AB взяты точки M и N. Известно, что ∠NBA = 34°. Найдите угол NMB. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 56
4. Тип 16 № 350409
Касательные в точках A и B к окружности с центром O пересекаются под углом 52°. Найдите угол ABO. Ответ дайте в градусах.
Ответ: 26
5. Тип 16 № 356389
Радиус окружности, описанной около квадрата, равен Найдите длину стороны этого квадрата.
Ответ: 8
6. Тип 16 № 351489
На окружности с центром O отмечены точки A и B так, что Длина меньшей дуги AB равна 88. Найдите длину большей дуги.
Ответ: 3872
7. Тип 16 № 352431
К окружности с центром в точке О проведены касательная AB и секущая AO. Найдите радиус окружности, если AB = 20, AO = 29.
Ответ: 21
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.