Программа дополнительного образования по курсу " Увлекательная математика"
Оценка 5

Программа дополнительного образования по курсу " Увлекательная математика"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
8 кл—9 кл
01.02.2024
Программа дополнительного образования по курсу " Увлекательная математика"
Направленность курса «Увлекательная математика» естественнонаучная. Данная программа способствует углублению математических знаний обучающихся, развитию логического мышления и расширению кругозора. Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 9класса дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации. Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.
Увлекательная математика .Бархаева Фания А..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Увлекательная математика»

 

Возраст обучающихся 14-15 лет

Срок реализации программы 1 год

                                                                                Разработчик программы:

                                                                                 Бархаева Фания Агалеевна,

         учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

д.Артя-Шигири

2023г


Оглавление

 

1

Пояснительная записка

 

1.1

Направленность (профиль) программы

 

1.2

Актуальность пограммы

 

1.3

Отличительные особенности программы

 

1.4

Методы обучения

 

1.5

Формы обучения и режим занятий

 

1.6

Формы подведения результатов

 

2

Цель и задачи программы

 

3

Содержание программы

 

4

Планируемые результаты

 

5

Условия реализации программы

 

6

Методические материалы

 

7

Формы аттестации

 

8

Список литературы

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.

Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Она составлена на основе:

1.                 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24 марта 2021 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон»); 

2.                 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 

3.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 

4.                 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

5.                 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

6.                 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

7.                 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 

8.                 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 

9.                 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 

10.             Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 

11.             Устав МБОУ «Поташкинская СОШ»

1.1 Направленность (профиль )программы

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Увлекательная математика» естественнонаучная. Данная программа  способствует углублению математических знаний обучающихся, развитию  логического мышления  и расширению кругозора.

1.2 Актуальность программы

Актуальность программы состоит в том, что математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 9класса дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации.

 

1.3 Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.

 

Адресат программы

Данная программа предназначена для учащихся возраста 14-15 лет

Объем программы

Срок реализации программы: 1 год обучения.  1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов в год – 34 часа.

1.4  Методы обучения

Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов.

·           Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.

·           Репродуктивный метод широко применяется на занятиях. Обучающиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения (педагог показывает – дети повторяют).

·                Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.

·                 словесный:

·                объяснение,

·                беседа,

·               поощрение.

1.5 Формы обучения

В процессе обучения используются следующие  формы работы:

Групповая форма обучения - основная форма проведения занятий. Коллективная деятельность помогает сделать процесс обучения и воспитания более результативным, успешным.

Индивидуальная форма обучения предусматривает работу с одарёнными детьми. Педагог может помочь ученику в углубленном изучении предмета.  Данная форма обучения результативна и на ранних этапах ознакомления с предметом, т.к. учащиеся поступают в группы с разным уровнем подготовки.

1.6 Формы подведения итогов

 Итоговой работой является проектная работа или итоговый проект по выбору ребенка.

2. Цель и задачи программы

Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.

 

Задачи курса:

Образовательные:

• привитие интереса к изучению предмета;

• расширение и углубление знаний по предмету;

• выявление математического таланта у детей;

• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;

• формирование навыков научно-исследовательской работы.

Развивающие:

• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;

• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;

• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;

• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;

• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.

Воспитательные:

• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;

• воспитанию терпения, настойчивости, воли.

3. Содержание программы

 

1.Решение занимательных задач (5 часов).

Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.

Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».

 

2.Арифметическая смесь (5 часов).

Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.

 Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

 

3. Окно в историческое прошлое (5 часов).

Практика. Работа с различными источниками информации.

 

4. Логические задачи (5часов).

Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?

Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

 

5. Принцип Дирихле (3 часа).

Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».

 

6. Комбинаторные задачи (4 часа).

Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

7. Конкурсы. Игры. Квест. (5часов)

8. Итоговое занятие (1 час).

 

Календарно-тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

1

Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. Теория

1

2

Занимательные задачи.  Некоторые приемы быстрого счета. Теория

1

3

Некоторые старинные задачи. Практика

1

4

Решение задач на проценты. Практика

 

1

5

 Задачи на составление уравнений. Практика

1

6

 Задачи на решение «от конца к началу». Практика

1

7

Задачи на переливание.Практика

1

9

Задачи на складывание и разрезание.Практика

1

11

Танграмм. Теория

1

12

Киоск математических развлечений. Практика

1

13

 Из истории алгебры. Мини-сообщения

1

14

Выпуск экспресс-газеты по разделам. Мини-проекты

1

15

Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». Творческая работа

1

16

 Женщины-математики. Теория

1

17

Интересные факты о математике. Теория

1

18

 Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. Практика

1

19

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. Практика

1

20

Круги Эйлера. Практика

1

21

 Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Практика

1

22

 Обобщенный принцип Дирихле. Теория

1

23

Принцип недостаточности. Практика

1

24

Раскраска. Практика. Составление задач

1

25

 Тип комбинаторных задач. Теория

1

26

Перестановки. Практика

1

27

Сочетания. Практика

1

28

Размещения. Практика

1

29

Интеллектуальный марафон. Соревнование

1

30

«Математическая карусель». Блиц-игра

1

31

Игры -головоломки и геометрические задачи. Практика

1

32

 Весёлый час.Задачи в стихах. Практика

1

33

Защита проектов. Практика

1

34

Обобщающее занятие

1

 

4. Планируемые результаты

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:

·        приобретать  навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;

·        научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;

·        применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;

·        участвовать в проектной деятельности;

·        умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

·        формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;

·        находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.

Личностными результатами изучения курса является формирование

следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется

·      простое наблюдение,

·      проведение математических игр,

·      опросники,

·      анкетирование

·      психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

·     занятия-конкурсы на повторение практических умений,

·     занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

·     самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

·     участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

·     Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:

·     результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

·     активность,

·     аккуратность,

·     творческий подход к знаниям,

·     степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

·     описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

·     выделять существенные признаки предметов;

·     сравнивать между собой предметы, явления;

·     обобщать, делать несложные выводы;

·     классифицировать явления, предметы;

·     определять последовательность событий;

·     судить о противоположных явлениях;

·     давать определения тем или иным понятиям;

·     применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

·     выявлять закономерности и проводить аналогии;

·     создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенци альных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

5.Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение – наличие кабинета с 10 посадочными местами,  освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть доска для работы мелом.

Перечень оборудования, инструментов и материаловМетодические пособия по математике. Методическая литература. Наглядные пособия. Компьютер. Видеопроектор. Ресурсы  сети Интернет. Дидактический, раздаточный материал.

Наименование

Количество на группу

1

Бумага ксероксная

2 пачки

2

Мел цветной

2 пачки

3

Раздаточный материал

50 шт

4

Тетради

10 шт

5

Компьютер

1 шт

 

6. Методические материалы

Информационное обеспечение.Презентации по темам «Логика», «Задачи из жизни» , «Геометрия на клетчатой бумаги».

Цифровые образовательные ресурсы. Цифровой ресурс РЕШУ ОГЭhttps://math-oge.sdamgia.ru

7. Формы аттестации

Предварительный контроль. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального опроса.

Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде устного опроса, беседы.

Итоговая аттестация. Проводится в форме  защиты проекта.


 

8. Список литературы

1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с

2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.

3. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.

4. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.

5. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.

6. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.

7. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.

8. Фарков, Александр Викторович. Готовимся к олимпиадам по математике : учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. - 5-еизд., стер. - Москва : Экзамен, 2010. - 157

9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы : А.В. Фарков. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 138 с.

10. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с

11. https://infourok.ru/reshenie_kombinatornyh_zadach_v_nachalnoy_shkol e-191535.htm

12. https://logiclike.com/

13. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kombinatornyie-zadachi-v-nachal-noi-shkolie

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная математика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная математика»

Оглавление 1 Пояснительная записка 1

Оглавление 1 Пояснительная записка 1

Приказ Министерства образования и науки

Приказ Министерства образования и науки

Устав МБОУ «Поташкинская СОШ» 1

Устав МБОУ «Поташкинская СОШ» 1

Объем программы Срок реализации программы: 1 год обучения

Объем программы Срок реализации программы: 1 год обучения

Цель и задачи программы Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического…

Цель и задачи программы Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического…

Содержание программы 1.Решение занимательных задач (5 часов)

Содержание программы 1.Решение занимательных задач (5 часов)

Методы решения. 5. Принцип

Методы решения. 5. Принцип

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ

Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется · простое наблюдение, ·…

Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется · простое наблюдение, ·…

Условия реализации программы

Условия реализации программы

Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде устного опроса, беседы

Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде устного опроса, беседы

Список литературы 1. Балаян Э

Список литературы 1. Балаян Э
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024