Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Увлекательная математика»
Возраст обучающихся 14-15 лет
Срок реализации программы 1 год
Разработчик программы:
Бархаева Фания Агалеевна,
учитель математики
д.Артя-Шигири
2023г
1 |
Пояснительная записка |
|
1.1 |
Направленность (профиль) программы |
|
1.2 |
Актуальность пограммы |
|
1.3 |
Отличительные особенности программы |
|
1.4 |
Методы обучения |
|
1.5 |
Формы обучения и режим занятий |
|
1.6 |
Формы подведения результатов |
|
2 |
Цель и задачи программы |
|
3 |
Содержание программы |
|
4 |
Планируемые результаты |
|
5 |
Условия реализации программы |
|
6 |
Методические материалы |
|
7 |
Формы аттестации |
|
8 |
Список литературы |
|
1.Пояснительная записка
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» является частью научно-познавательного направления реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и расширяет содержание программ общего образования. Она составлена на основе:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24 марта 2021 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон»);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
11. Устав МБОУ «Поташкинская СОШ»
1.1 Направленность (профиль )программы
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Увлекательная математика» естественнонаучная. Данная программа способствует углублению математических знаний обучающихся, развитию логического мышления и расширению кругозора.
1.2 Актуальность программы
Актуальность программы состоит в том, что математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она связывает все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение IT-технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Программа поможет подготовить учащихся 9класса дальнейшему изучению курсов алгебры и геометрии, выработать у них навыки самостоятельного получения знаний, научит ориентироваться в потоке различной информации.
1.3 Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является ее насыщенность огромным количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся. Умение решать текстовые задачи - показатель математической грамотности. Текстовые задачи позволяют ученику освоить способы выполнения различных операций, подготовиться к овладению алгеброй, к решению задач по геометрии, физике, химии. Правильно организованная работа над текстовой задачей развивает абстрактное и логическое мышление, смекалку, умение анализировать и выстраивать алгоритм (план) решения.
Адресат программы
Данная программа предназначена для учащихся возраста 14-15 лет
Объем программы
Срок реализации программы: 1 год обучения. 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов в год – 34 часа.
1.4 Методы обучения
Выбор методов обучения зависит от возраста детей и ориентирован на активизацию и развитие определенных психомыслительных и познавательных процессов.
· Объяснительно-иллюстративный метод способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков.
· Репродуктивный метод широко применяется на занятиях. Обучающиеся воспроизводят информацию и выполняют тренировочные упражнения (педагог показывает – дети повторяют).
· Эвристические и исследовательские методы предполагают более активную познавательную деятельность детей. Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить ее самостоятельно.
· словесный:
· объяснение,
· беседа,
· поощрение.
1.5 Формы обучения
В процессе обучения используются следующие формы работы:
Групповая форма обучения - основная форма проведения занятий. Коллективная деятельность помогает сделать процесс обучения и воспитания более результативным, успешным.
Индивидуальная форма обучения предусматривает работу с одарёнными детьми. Педагог может помочь ученику в углубленном изучении предмета. Данная форма обучения результативна и на ранних этапах ознакомления с предметом, т.к. учащиеся поступают в группы с разным уровнем подготовки.
Итоговой работой является проектная работа или итоговый проект по выбору ребенка.
2. Цель и задачи программы
Создание условий для интеллектуального развития учащихся к применению математических знаний при решении прикладных задач с использованием специализированных информационных приложений, развитие логического мышления, формирование творческого подхода к анализу и поиску решений в нестандартных ситуациях.
Задачи курса:
Образовательные:
• привитие интереса к изучению предмета;
• расширение и углубление знаний по предмету;
• выявление математического таланта у детей;
• умение выстраивать логическую цепочку рассуждений от начала условия к вопросу задачи и наоборот – от вопроса к началу условия;
• формирование навыков научно-исследовательской работы.
Развивающие:
• формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно-популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
• формирование навыков использования функций специализированных интерактивных информационных систем;
• формирование и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;
• развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, сжатость;
• развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления.
Воспитательные:
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
• формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах;
• воспитанию терпения, настойчивости, воли.
3. Содержание программы
1.Решение занимательных задач (5 часов).
Теория. Занимательные задачки (игры-шутки), задачки со сказочным сюжетом, старинные задачи.
Практика. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».
2.Арифметическая смесь (5 часов).
Теория. Задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние». Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях, вдогонку. Задачи на движение по воде.
Практика. Движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Движение тел по течению и против течения. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методика решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.
3. Окно в историческое прошлое (5 часов).
Практика. Работа с различными источниками информации.
4. Логические задачи (5часов).
Теория. Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Задачи на отношения «больше», «меньше». Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?
Практика. Решение задач различных международных и всероссийских олимпиад. Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.
5. Принцип Дирихле (3 часа).
Теория. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.
Практика. Умение выбирать «подходящих кроликов» в задаче и строить соответствующие «клетки».
6. Комбинаторные задачи (4 часа).
Теория. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.
Практика. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. Перестановки с повторениями. Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.
7. Конкурсы. Игры. Квест. (5часов)
8. Итоговое занятие (1 час).
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Математика в жизни человека. Отгадывание чисел. Теория |
1 |
2 |
Занимательные задачи. Некоторые приемы быстрого счета. Теория |
1 |
3 |
Некоторые старинные задачи. Практика |
1 |
4 |
Решение задач на проценты. Практика
|
1 |
5 |
Задачи на составление уравнений. Практика |
1 |
6 |
Задачи на решение «от конца к началу». Практика |
1 |
7 |
Задачи на переливание.Практика |
1 |
9 |
Задачи на складывание и разрезание.Практика |
1 |
11 |
Танграмм. Теория |
1 |
12 |
Киоск математических развлечений. Практика |
1 |
13 |
Из истории алгебры. Мини-сообщения |
1 |
14 |
Выпуск экспресс-газеты по разделам. Мини-проекты |
1 |
15 |
Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим». Творческая работа |
1 |
16 |
Женщины-математики. Теория |
1 |
17 |
Интересные факты о математике. Теория |
1 |
18 |
Задачи «Кто есть кто?». Метод графов. Практика |
1 |
19 |
Задачи «Кто есть кто?». Табличный способ. Практика |
1 |
20 |
Круги Эйлера. Практика |
1 |
21 |
Задачи олимпиадной и конкурсной тематики. Практика |
1 |
22 |
Обобщенный принцип Дирихле. Теория |
1 |
23 |
Принцип недостаточности. Практика |
1 |
24 |
Раскраска. Практика. Составление задач |
1 |
25 |
Тип комбинаторных задач. Теория |
1 |
26 |
Перестановки. Практика |
1 |
27 |
Сочетания. Практика |
1 |
28 |
Размещения. Практика |
1 |
29 |
Интеллектуальный марафон. Соревнование |
1 |
30 |
«Математическая карусель». Блиц-игра |
1 |
31 |
Игры -головоломки и геометрические задачи. Практика |
1 |
32 |
Весёлый час.Задачи в стихах. Практика |
1 |
33 |
Защита проектов. Практика |
1 |
34 |
Обобщающее занятие |
1 |
4. Планируемые результаты
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
· приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
· научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
· применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
· участвовать в проектной деятельности;
· умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
· формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
· находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества учащихся) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
· Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
· выявлять закономерности и проводить аналогии;
· создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенци альных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
5.Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение – наличие кабинета с 10 посадочными местами, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть доска для работы мелом.
Перечень оборудования, инструментов и материалов. Методические пособия по математике. Методическая литература. Наглядные пособия. Компьютер. Видеопроектор. Ресурсы сети Интернет. Дидактический, раздаточный материал.
№ |
Наименование |
Количество на группу |
1 |
Бумага ксероксная |
2 пачки |
2 |
Мел цветной |
2 пачки |
3 |
Раздаточный материал |
50 шт |
4 |
Тетради |
10 шт |
5 |
Компьютер |
1 шт |
6. Методические материалы
Информационное обеспечение.Презентации по темам «Логика», «Задачи из жизни» , «Геометрия на клетчатой бумаги».
Цифровые образовательные ресурсы. Цифровой ресурс РЕШУ ОГЭhttps://math-oge.sdamgia.ru
7. Формы аттестации
Предварительный контроль. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального опроса.
Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде устного опроса, беседы.
Итоговая аттестация. Проводится в форме защиты проекта.
8. Список литературы
1. Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с
2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
3. Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
4. Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд. М: Наука, 1994.-167с.
5. Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
6. Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
7. Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
8. Фарков, Александр Викторович. Готовимся к олимпиадам по математике : учебно-методическое пособие / А. В. Фарков. - 5-еизд., стер. - Москва : Экзамен, 2010. - 157
9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы : А.В. Фарков. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 138 с.
10. Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-7 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
11. https://infourok.ru/reshenie_kombinatornyh_zadach_v_nachalnoy_shkol e-191535.htm
12. https://logiclike.com/
13. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kombinatornyie-zadachi-v-nachal-noi-shkolie
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.