Конспекты уроков по литературе для 6 класса
Оценка 4.9

Конспекты уроков по литературе для 6 класса

Оценка 4.9
doc
14.07.2024
Конспекты уроков по литературе для 6 класса
otchet_6_klass_word.doc

Отчет  по апробации учебника «Русский язык 6 класс»

 под редакцией Е.А. Быстровой

 

Общие сведения:

Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район

Вид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. Первомайское

Количество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)

Апробируемый учебник: «Русский язык 6 класс» под редакцией академика РАО  Е.А. Быстровой

Профиль класса: общеобразовательный

ФИО учителя: Кореневская Рамиля Абулхановна

Категория: высшая

Работает по учебнику: 2 год (2011-2012 уч.г.)

  2011-2012 учебный год стал вторым этапом  апробации УМК  под редакцией академика  Е.А. Быстровой – учебника « Русский язык. 6класс» в МБОУ СОШ с. Первомайское.

На этом этапе стратегия опытно-экспериментальной работы была следующая:

Проблема, на решение которой была направлена экспериментальная и инновационная деятельность, обоснование актуальности

 Преподавание русского языка, несмотря на ее постоянное совершенствование, не вполне отвечает современным требованиям формирования грамотной, гармонично развитой языковой личности, способной адаптироваться в современной  социокультурной ситуации.

Во- первых, социокультурная и психологическая сущность русского языка, родного языка русского народа, остаются вне поля зрения учителя и учащихся. Отсюда – слабое представление о языке, его функционировании в обществе, о роли языка в формировании таких качеств личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, межличностному и межкультурному   взаимодействию. Русский язык изучается без достаточного учета его взаимосвязи с русской культурой.

Во-вторых, традиционное обучение русскому языку ориентировано только на овладение знаниями, умениями и навыками.

Зачастую отсутствует целенаправленная специально организованная деятельность по формированию эмоционально-ценностного отношения к деятельности, нравственному отношению к другим людям, себе, природе, обществу в целом, культуре.

В-третьих,  связи с тем, что слабо разработаны практические инструменты исследования и развития индивидуальных познавательных стратегий школьников,  происходит рассогласование способов обучения и способов организации познавательной деятельности учеников, что негативно сказывается на мотивации к обучению, его качестве, академической успеваемости и психологической комфортности школьников.

В рамках работы экспериментальной площадки  разработаны:

·        календарно-тематическое планирование уроков

·        контрольно-измерительные материалы

·        поурочное планирование уроков

       Учебник «Русский язык. 6 класс.» под редакцией академика Е.А. Быстровой учитывает концептуальные положения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГСО): утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом, ориентация на планируемые результаты обучения, усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе, реализация системно - деятельностного подхода в образовании, формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, лингвистической, языковедческой, культуроведческой компетенций. В учебник включены все языковые понятия, предназначенные для обязательного изучения на базовом и профильном уровнях, что позволяет использовать его как в общеобразовательных, так и в профильных классах, в классах как среднего, так и высокого уровня развития учащихся. Данный учебник обеспечивает преемственность с начальной школой.

      Систематический курс УМК под редакцией Е.А. Быстровой в основном строится линейно. Учебник «Русский язык.6 класс.» - это первая часть систематического курса русского языка в общеобразовательной школе. Обучение пятиклассников русскому языку начинается с раздела «Речь», затем следует пропедевтический курс синтаксиса и пунктуации, с опорой на орфографию изучается фонетика, орфоэпия, графика, морфемика, словообразование и морфология (в данном разделе изучаются самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол), довольно обширно представлен раздел «Лексика». Обязательный для изучения теоретический материал и правила, предназначенные для заучивания, сформулированы достаточно четко, логично, последовательно, выделены жирным шрифтом или фоновой рамкой. Несмотря на то, что учебник отличается довольно высокой степенью научности, факты языка описываются ясно, доступно школьному возрасту. Это достигается за счет предъявления нового материала в текстах объяснительного, описательного характера в форме беседы авторов учебника с учеником, причем теоретические сведения излагаются порционно, с выделением микротем. А более объемный материал дается блоками с соответствующим закреплением каждого из них в упражнениях. По изучаемым темам дается исчерпывающий объём и характер сведений, наблюдается оптимальное соотношение теоретического и практического материала. Стиль и доступность изложения соответствуют общеобразовательному профилю класса. 
       Логика изложения учебного материала строго соблюдается.

        В данном учебнике большое количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, специальным значком выделены задания повышенной сложности, творческие задания имеют помету «Задание по выбору» и предоставляют ученику самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы. На мой взгляд, таких заданий в учебнике достаточно, чтобы успешно осуществлять работу по развитию творческих способностей учащихся, совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.
       Главной особенностью данного учебника является ориентация на интенсивное речевое (умения читать, слушать, говорить, писать) и интеллектуальное развитие учащихся, развитие врожденного языкового чутья. 
      Центральной единицей обучения становится текст, который на каждом уроке служит не только объектом анализа, но и результатом речевой деятельности учащихся. Кроме традиционных видов по развитию речи (выразительно прочитать текст, придумать заголовок, составить план, определить тему и основную мысль текста, написание сочинений и изложений), в учебнике предлагаются работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим ).Элементы по текстоведческому анализу текста включены в упражнения с пометой «Читаем, говорим, пишем» (тип речи, основная мысль, изобразительно-выразительные средства языка, выражение авторской позиции). В учебнике есть постоянная рубрика «Говорим правильно», включающая слова, в которых учащиеся допускают орфоэпические ошибки, дается материал, предостерегающий от неправильного употребления грамматических форм, причем слова этой рубрики распределены в соответствии с изучаемым материалом. Интересный познавательный материал содержится в рубрике «Знаете ли вы, что…», в которой дети знакомятся с этимологией и употреблением слов, узнают о современных электронных библиотеках, особенностях других языков и др. Отдельно выделен материал для словарных диктантов. Для закрепления теоретического и практического материала предлагаются вопросы из рубрики «Проверяем себя», включающие элементы теста, что позволяет осуществлять планомерную подготовку учащихся к выполнению части Б при сдаче ГИА и ЕГЭ. Разнообразить деятельность учащихся на уроке русского языка позволяют также, заложенные в учебнике, методические рубрики. Так рубрика «Русский язык в мире других языков» позволяет учащимся увидеть и проследить связь родного языка с другими родственными языками. Отмечу, что в условиях нашего учебного заведения, где с пятого класса наряду с английским языком у детей есть возможность освоить второй иностранный язык (немецкий или французский (по выбору)), предложенные из данной рубрики задания выполняются успешно. Налицо прослеживаются межпредметные связи: достаточно большое количество текстов взято из разных областей знания (математики, информатики, литературы, природоведения и др.), имеются практические задания, предполагающие обращение учащихся к материалу учебников по другим учебным дисциплинам (информатика, математика, литература, природоведение, история)

       Особый интерес у школьников вызывают задания из рубрики «Наш помощник Интернет». Ее наличие в связи с информатизацией образования актуально.

      Учебник обеспечен авторской программой для общеобразовательных учреждений «Русский язык.5 класс.» под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой (авторы: Е.А. Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева), включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации и начинающего новую линию в преподавании русского языка. В качестве приложения также приводится краткая характеристика данного учебника.

       Учебник отличается прекрасным полиграфическим оформлением. Обложка содержит современные атрибуты учебы, цветные поля обрамляют каждую страницу. Представленные в учебнике иллюстрации и фотографии высокого качества (яркие, крупные, четкие) выполняют различные дидактические функции - сопровождают основной теоретический материал (иллюстрации-помощники), дополняют познавательные тексты повествовательного и описательного характера. Многие иллюстрации служат материалом для практических упражнений. Широко представлены репродукции картин для написания сочинений – портреты (И. Репин «Стрекоза»и др.), пейзажи (И.Левинат «Октябрь.Осень»и др.),биографические справки об ученых-лингвистах снабжены портретами. Для закрепления наиболее важного теоретического материала используются схемы.

         Значимый дополнительный материал содержится в форзацах учебника (памятки по составлению плана текста, подготовки устного сообщения, написанию сочинения, подробного изложения и др.) 3) справочный материал учебника. 
        Справочный материал в учебнике представлен довольно широко: словарик орфоэпических и орфографических трудностей, толковый словарик, расположенные в конце книги, приводятся алгоритмы, памятки по применению правил, планы и образцы устного и письменного разборов словосочетания, простого и сложного предложений, частей речи, дается материал о словарях. 

       Важное место в учебнике занимают тексты о природе, животных, школьной жизни, взаимоотношениях с окружающими, достижениями в области науки и культуры, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

        Материалом для упражнений служат произведения русского фольклора (пословицы и поговорки, сказки),библейские легенды, притчи, отрывки из произведений классиков русской и зарубежной литературы, многие из которых принадлежат перу детских писателей, выдающихся педагогов (С.Михалкову, М.Пришвину, А.Куприну, Е.Носову, Б.Заходеру, В.Драгунскому, К.Паустовскому, А.Милн, К.Ушинскому).Такая подборка текстов, несомненно, способствует формированию бережного отношения к окружающему миру, любовь к родине, родному языку. 
Работая по данному учебнику, ребенок становится также и участником научного размышления, учится наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, делать выводы. Этому способствуют научные тексты лингвистического содержания как отдельных авторов (Р.Попова, Л.Касаткина и др.), так и материалы, взятые из различных энциклопедий, справочников.

         В сравнении с аналогичными учебными изданиями других авторов (традиционная линия учебников русского языка Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., УМК под редакцией М.М.Разумовской) УМК под редакцией Е.А. Быстровой выигрывает, прежде всего более научным подходом к изучению языка. Подача теоретического материала в форме беседы, его содержание, отличающееся занимательностью, разноуровневые задания нацеливают учащихся на самостоятельный поиск ответов, побуждают обращаться к истории языка, развивают исследовательские навыки, творческие, интеллектуальные способности. Подборка текстов разных стилей, включающие интересный материал о происхождении, назначении, истории языка, биографические справки об ученых-лингвистах расширяют кругозор детей. Прекрасные возможности открывает этот учебник для формирования навыков лингвистического анализа текста. Выигрывает и оформление учебника.

          Бесспорным достоинством учебника, конечно, является сочетание научного подхода к изучению языка и увлекательного, доступного восприятию пятиклассников, игрового способа подачи теоретического материала.

         Педагоги, и учащиеся, и родители нашего региона заинтересованы в получении глубоких, системных знаний по русскому языку. 
Считаю, что УМК под редакцией Е.А. Быстровой открывает такую возможность. Многое в учебнике привлекает: научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания, и что немало важно, закладывает возможность качественной планомерной подготовки к сдаче ЕГЭ.

Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе.

      Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементы модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.

      

 

 

 

 

 

01.06.2012 г.                                   Подпись __________(Р.А.Кореневская)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией

Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией

Во-вторых, традиционное обучение русскому языку ориентировано только на овладение знаниями, умениями и навыками

Во-вторых, традиционное обучение русскому языку ориентировано только на овладение знаниями, умениями и навыками

Данный учебник обеспечивает преемственность с начальной школой

Данный учебник обеспечивает преемственность с начальной школой

Главной особенностью данного учебника является ориентация на интенсивное речевое (умения читать, слушать, говорить, писать) и интеллектуальное развитие учащихся, развитие врожденного языкового чутья

Главной особенностью данного учебника является ориентация на интенсивное речевое (умения читать, слушать, говорить, писать) и интеллектуальное развитие учащихся, развитие врожденного языкового чутья

Русский язык в мире других языков» позволяет учащимся увидеть и проследить связь родного языка с другими родственными языками

Русский язык в мире других языков» позволяет учащимся увидеть и проследить связь родного языка с другими родственными языками

Широко представлены репродукции картин для написания сочинений – портреты (И

Широко представлены репродукции картин для написания сочинений – портреты (И

Этому способствуют научные тексты лингвистического содержания как отдельных авторов (Р

Этому способствуют научные тексты лингвистического содержания как отдельных авторов (Р

Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе

Как уже говорилось выше, апробируемый учебник отличается системностью и внутренней логикой, обеспечивает преемственность по отношению к начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2024