Имя прилагательное
(Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)
Рамиля Абулхановна Кореневская, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Первомайское МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Цели урока. 1. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регулятивные. 3. Воспитание нравственных качеств.
Оборудование: компьютер.
I. Введение в тему урока.
1. Подберите слова с данными морфемами и определите к какой части речи они относятся? 1 слайд. Суффиксы:-еньк- , -тельн-, -лив-, -чив-.
Окончания: -ый-, -ие-.
(маленький, общительный, талантливый, разговорчивый, большие; имя прилагательное.)
2. Работа с эпиграфом. 2 слайд
Определив, о какой части речи говорится в следующих строках, назовите тему нашего урока?
Когда же нет меня, она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определяю я. (имя прилагательное)
3.Учитель: зная тему урока, сформулируйте для себя цели урока (учащиеся называют свои варианты: повторить морфологические признаки прилагательного, находить в текстах имена прилагательные и определять постоянные и непостоянные морфологические признаки)
II. Работа с учебником
Учитель: 1.Подготовьте ответы на следующие вопросы (§ 29, стр.142 ):
2. Вспомните, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные. Заполните недостающие звенья схемы в упр. 191
Разряды прилагательных по значению
притязательные
Обозначают Обозначают признак,
качественные который указывает
признаки предмета : на отношение предмета
по размеру , форме, к материалу, времени,
весу,… назначению
Распределите прилагательные из упр. 190 по разрядам и приведите свои примеры.
Кожаная сумка, коричневый окрас, тяжелый чемодан, вытянутое туловище, зимний вечер, ситцевое платье, небольшое животное, золотое кольцо, овечья шерсть, прекрасное чувство, пожилой человек.
3. Прилагательные какого разряда обозначают признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени? (качественные)
Пользуясь схемой (упр. 195), расскажите о степенях сравнения прилагательных и ответьте на вопросы:
· Когда в речи употребляется сравнительная степень прилагательных, а когда – превосходная?
· С помощью каких суффиксов образуется простая форма сравнительной степени прилагательных? Какие суффиксы участвуют в образовании простой формы превосходной степени?
· Как образуются составные формы сравнительной и превосходной степени прилагательных?
· В формах каких степеней сравнения прилагательные изменяются по родам, числам и падежа?
4. Выполните упр.196: образуйте от прилагательных простые и составные формы степеней сравнения, избегая ошибок .3 слайд
· Нельзя два раза употреблять суффикс –ее- (более умнее, правильно более умный)
· Слово самый не сочетается с суффиксом –айш-, -ейш- (самый умнейший, правильно самый умный)
Задание: Выделите суффиксы или подчеркните слова, с помощью которых они образованы. От каких прилагательных нельзя образовать названные формы? Почему?
Полезный, яркий, широкий, важный, низкий, хороший, спортивный, зимний, усталый, густой, гладкий, новый. (спортивный, зимний, - это относительные прилагательные)
III. Работа с рубрикой учебника «Знаете ли вы, что…»
Прочитайте внимательно информацию и сделайте вывод, как образуются формы превосходной степени прилагательных – высокий, низкий, хороший, плохой.(образуются при помощи суффикса –ш-: высший, низший, лучший, худший; ошибкой будут формы более высший, более худший)
IV. Работа с текстами
1. Упр. 188 стр.142
В детстве мама возила меня к бабушке. Какой там лес, какие озера чистые и тихие, какие луга зеленые! Выйдешь на высокий берег реки – и видно далеко-далеко. А сколько цветов в лугах…
Мама говорит: «Отдыхай здесь все лето». А мне уже через неделю хочется домой. Сначала не очень, а потом так хочется, что, если бы крылья – полетело бы сейчас через луга, леса, озера.
И почем это домой так хочется? Ведь нет у нас ни речки большой, ни леса тенистого, ни озер чистых, ни лугов широких. Степь, холмы, леса нет, пруд маленький – а хочется быстрее домой.
Неверное, потому так тянет домой, что там я родилась, там началось моё детство, там я впервые увидела яркое солнце и синее небо, услышала пение птиц и произнесла первое слово…
Я читала, что есть страны, где вечное лето, вечно цветут цветы, зеленеет трава. Но пусть они живут себе, те прекрасные страны, со своим вечным летом, а я ни на что не променяю своей осени с моросящими дождями, зимы с белой вьюгой, нашей певучей весны и горячего лета. Потому что самое дорогое для человека – это Родина.
Задания:
1. Прочитайте текст и подготовьте его выразительное чтение.
2. Определите, какие типы речи встречаются в нем. (повествование, рассуждение, описание).
3. В каком предложении заключена основная мысль текста. (Самое дорогое для человека – это Родина).
2. Упр. 197 стр. 149 стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке…»(читает наизусть заранее подготовленный ученик)
Учитель: Какая тема объединяет эти два текста? (тема любовь к Родине)
Задания:
1. Выпишите из текстов (по выбору) прилагательные в сочетании с существительными. Определите разряд прилагательных и их синтаксическую роль.
2. Определите морфологические признаки прилагательных яркое солнце, краски не ярки
V. «Проверяем себя»
1. Синтаксические признаки прилагательного
а) определение , сказуемое
б) определение
в) подлежащее
2. Полными и краткими бывают прилагательные:
а) притяжательные
б) качественные
в) относительные
г) все
3. На что указывают суффиксы –ейш-, - айш-
а) превосходная степень
б) простая форма превосходной степени
в) составная форма превосходной степени.
4. В каком словосочетании прилагательное является качественным?
а) собачий холод
б) собачья конура
в) собачья шерсть
5. Укажите слова с ошибкой в образовании формы слова:
а)Самый белый, б) более белейший, в)более легче, г)более слабый, д)сильнее всех, е)очень умный, ж) самый сильнейший.
6. Укажите прилагательные в превосходной степени
а)Нежнейшая, б)великолепная, в)самая нежная, г)чудесная, д)прекрасная
7. Укажите правильный вариант морфологического разбора прилагательного в предложении: Красной кистью рябина зажглась
а) Красной – прилаг., н.ф. – красный, качеств,в полной форме, тв.п. , ед.ч., ж.р.
б) Красной – прилаг., н.ф. – красный, относит, в полной форме, тв.п., ед.ч., ж.р.
4 слайд. Ключи к тесту.
1 – а
2 – б
3 – б
4 – а
5 – б, в, ж
6 – а,в
7 – а
VI. Обобщение урока
Какие морфологические признаки имени прилагательного являются постоянными (разряды) и непостоянными (степени сравнения, полная краткая форма, род, число, падеж).
VII. Домашнее задание (по выбору)
1. Упр. 189- списать текст С. Аксакова «Осень», вставляя пропущенные буквы и дописывая окончания прилагательных.
2. Выучить наизусть стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке…», сделать морфологический разбор трех прилагательных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.