Поступление в школу- важнейший момент в жизни каждого ребенка. Педагоги, воспитатели и родители должны помочь ребенку в преодолении трудностей, вставших перед ним.
Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи
с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч: проведение гимнастики до учебных занятий; физкультминутки на уроках в младшей и средней школе; подвижные игры на всех переменах; уроки физкультуры (не менее 2 ч в неделю для всех классов);внеклассные формы спортивных занятий, общешкольные соревнования, Дни здоровья, самостоятельные занятия. В объем максимально допустимой недельной нагрузки учащихся наряду с обязательными должны входить все часы дополнительных занятий (факультативных, групповых, индивидуальных).
Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений для глаз, для учащихся старших классов —минуты психоэмоциональной разрядки. Учеными установлено, что два урока физической культуры в школе компенсируют всего 11% необходимой двигательной активности. В то же время потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 ч в день, а в неделю-от 18 до 24 ч. Увеличение объема двигательной активности за счет организации и проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий может решить проблему гиподинамии в раннем возрасте.
Уроки физической культуры обеспечивают педагогический и гигиенический минимум разносторонних образовательно-воспитательных воздействий и двигательной активности, необходимых для формирования потребности в систематическом использовании движений для сохранения здоровья учащихся.
Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.
Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей
на последующем этапе урока.
Подвижные перемены, ежедневный активный отдых на удлиненных переменах и в группах продленного дня обеспечивают детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.
Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
—движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
—недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
—знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
Объем двигательной деятельности ребенка в течение дня должен
быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ
Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.
Задачи:
—снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;
—добиться рекреативного эффекта от использования физических упражнений;
—возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
—сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Музыкальные игры имеют определенный сюжет, правила и обучающие задачи —закрепление умений восприятия музыки, развитие двигательных способностей, воображения и творчества. Тематика игр связана с народными или сказочными персонажами, а также с подвижными играми, используемыми на уроках физического воспитания.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕНАХ
Организуются учителями начальных классов с помощью учителя физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми на переменах учителями начальных классов решаются следующие задачи:
-создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся;
-включить учащихся в активную деятельность, организовать их двигательную активность в соответствии с принципами и правилами физического воспитания;
-добиться оздоровительного и рекреативного эффекта;
-развить интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям;
-обучить учащихся необходимым для таких занятий знаниям, умениям и навыкам.
ГИМНАСТИКА ДО УРОКОВ
Задачи:
-ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
-достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
-воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений;
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ РУК
Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несущественная дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики,
приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведет к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.
«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», —это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.
Человек—универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности —движущая рука человека (Э.В. Ильенков).
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в
дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
Задачи:
—стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
—подготовка руки к письму у старших дошкольников и младших школьников;
—тренировка внимания;
—координация движений;
—адаптация маленьких левшей в мире праворуких
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Задачи:
-способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
—предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы.
Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя
определенные группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Формирование правильной осанки -сложный и длительный процесс.
Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков физической культуры, в гимнастику до
занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.
Задачи:
—научить учеников заботиться о правильном положении тела;
—координация движений;
—правильное сочетание движений с дыханием.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические —сопровождаются движениями.
ПРАКТИКУМ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Гимнастика
для глаз по методу Г. А. Шичко
1.Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) -на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2.Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3.Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
4.Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний —в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5.Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика —губки вытянуты вперед —влево —вправо —вверх-вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем
изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6.Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза, Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7.Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8.Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем —правый глаз, за левым —
левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону.
Вернуться на свои места.
9.Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик
начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10.Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик —по часовой стрелке, а пра
вый —против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
Комплекс упражнений «На море»
(Под медленную спокойную музыку.)
1 «Горизонт»
1—4 -чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 —повторить линию горизонта справа-налево.
2 «Лодочка»
1—4 –чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 —повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
3 «Радуга»
1 -4 -чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 —повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4 «Солнышко»
1-8. «На море солнышко» —чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5 «Пловец плывет к берегу»
1—4 —правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5—8 —медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6 «Яркое солнышко»
1-8 -зажмуриться —«солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(Памятка для учащихся начальных классов)
Долго тянется урок -
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один -
На край парты книги сдвинь.
(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем на-
клонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два —
Тренируй свои глаза.
(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза,
открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши
(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы.
(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2-3 с.
Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после него руку опусти.)
Повторите 5—6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять.
(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх
—вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
Физминутки
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи.
(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести
за спину, потом рывком поднять —вверх-назад.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно
выше.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
(Повороты корпуса в стороны.)
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
Раз -подняться, потянуться
Раз —подняться, потянуться.
Два -согнуться, разогнуться.
(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)
Три —в ладоши три хлопка,
(Хлопаем в ладоши.)
Головою три кивка.
(Движения головой.)
На четыре -руки шире.
Пять -руками помахать.
(Движения руками.)
Шесть —
тихонечко присесть
(Сесть.)
Раз, два -
дружно встали,
(Встать. Шагаем на месте.)
Руки прямо мы поставим.
(Руки на поясе.)
Три, четыре -
разведем,
(Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем.
(Наклоны вперед с касанием руками носка ноги. Левая рука-правая нога; правая рука
-левая нога.)
С пятки станем на носок,
(Поднялись на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели,
(Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели
(Приседания.)
И как птички полетели.
(Побежали по классу.)
Раз, два —выше голова,
(Шагаем на месте.)
Три, четыре -
руки шире!
(Руки в стороны.)
Пять, шесть —тихо сесть!
(Приседания.)
Мы к лесной лужайке вышли
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал.
К речке быстрой мы спустились,
(Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились.
(Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе —раз, это брасс.
(Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой —это кроль.
(Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин.
(Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой
(Шагаем на месте.)
И отправимся домой.
Здравствуй, пальчик
(Проговаривая каждую строчку, дети массируют пальчик той руки, которой пишут, загибая его в кулачок.)
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарил сам.
Этот пальчик сам все съел,
Оттого и потолстел.
Разотру ладошки
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПСИХОГИМНАСТИКИ
ТЕМА: «Прогулка в зимний лес»
ЗАДАЧИ:
- формировать умение изображать отдельные эмоциональные состояния (эмоции радости, удивления, огорчения и обиды);
- знакомить младших школьников с элементами невербального общения (мимикой, жестами, позой, походкой);
- корректировать настроение и отдельные черты характера ребёнка (коррекция хвастовства);
- учить детей понимать свои и чужие эмоции;
- привлечь внимание детей к совместному занятию;
- дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки;
- учить снимать психоэмоциональное напряжение.
I. РАЗМИНКА
1) Коммуникативная игра «ток».
(Дети встают в круг, держась за руки и передают по кругу «ток»; по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа, здороваются)
– Ещё поздороваемся, громко!
– А теперь глазами!
2) – Сегодня мы отправимся в зимний лес!
– На чём можно поехать?
|
А в поезде этом ребята сидят.
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу», – гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повёз.
– Стоп! Приехали! Посмотрите вокруг. Какая красота! (эмоции радостного восхищения)
– А сколько деревьев! Какие деревья растут в лесу?
– Покажите, какие они высокие?
– А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растёт трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох ещё ниже.
– Ещё в лесу много разных животных, они издают разные звуки, так они разговаривают между собой. Покажите животных, каждый – своё, а мы попробуем угадать, кого вы показали.
|
– Сначала шагом, а потом отталкиваясь двумя руками!
II. ГИМНАСТИКА
– Остановились! Посмотрите.
(руки «козырьком», «биноклем», всматриваются)
|
|
– Ах, вот они! (эмоция радости встречи)
А в это время…
|
Ходит лось в лесу густом.
|
Семенит мышонок в дом.
|
Всё спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка,
|
Обошёл Мишутка лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он
И увидел сладкий сон.
Дети на спину легли
И, как Мишка, видят сны.
Тише, тише, не шумите
Наших деток не будите!
(звучит музыка)
III. РЕЛАКСАЦИЯ
Инструкция педагога: Лягте в удобное положение, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро на берегу моря. Лето. Небо голубое, солнце ярко светит. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх. На небе появилось белое-белое, пушистое облако. Оно медленно проплывает над вами и растворяется на голубой глади неба.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза и возвращаемся в наш зимний лес.
– Что видели во сне?
|
Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шея напряжена, смотрите с любопытством: что же там такого интересного?
|
– Что-то стало холодать.
Что-то стал мороз крепчать!
– Покажите, как нам холодно, мы греем руки.
IV. ФИЗПАУЗА
|
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звёзды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды,
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Н.Нищева)
(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)
Мы снежинку увидали, –
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движения взглядом)
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись.
(Присесть)
V. ОБЩЕНИЕ
|
|
|
Но мышонок шустрый, он успел юркнуть в норку. Убежал от лисы и сразу загордился, расхвастался. Вскочил на пенёк и запел:
Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Какой чудесный я
И песенка моя!
Вот какой я смелый, вот какой я хитрый!
А вы все трусы. Только я храбрый!
(все дети показывают хвастливого мышонка)
Обиделись остальные мышата на хвастунишку: «Не будем с тобой играть. Ты нас обзываешь трусами. Уходи от нас!»
– Дети, какой совет можно дать мышонку-хвастунишке? Давайте покажем, как отвернулись от мышонка друзья и как он просил прощения.
(тренинг со сменой ролей)
Мышонок понял, что хвастаться не надо, лучше быть скромным. Покажите, как простили мышата хвастунишку.
Мышата все вместе поиграли в снежки, вылепили снежную бабу (имитация движений). А теперь они дружно прощаются с нами. Покажите, как?
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
– А нам пора в класс на урок. Давайте встанем в круг, пожелаем друг другу всего хорошего! Я желаю…
(Коммуникативная игра «Пожелание»)
– Пора в класс. Садимся в поезд. Вперёд!
ВЫВОД: Известно,
что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден
или, наоборот, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах
мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают
нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для того чтобы,
появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять
мышцы. Эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем при
недостаточно полном расслаблении мышц. Детей необходимо учить чувствовать
напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его,
расслабляя определенные группы мышц.Предлагаемые упражнения по выработке
навыков релаксации у детей младшего школьного возраста можно проводить в
общеобразовательной школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.