Дата_________
Урок 25. Знаки «>»,«<»
Цели:
• познакомить с обозначением отношений «больше» и «меньше» с помощью знаков «>», «<»;
• познакомить с записями, составленными из чисел и знаков «>», «<»;
• учить записывать равенства с числами 1, 2, 3 и 4;
• учить соотносить рисунок, схему и математическую запись.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие. Ч. 1: урок 25; рабочая тетрадь. Ч. 1: урок 25; коробка с «конфетами», рисунки с изображением трех конфет, четырех девочек, таблицы со знаками «>», «<»; у учащихся математический набор.
Ход урока
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Я желаю вам добра, удачи и...сладкого настроения.
— А когда у человека бывает сладкое настроение?
— Я хочу угостить вас конфетами, но конфетами с математической начинкой. Итак, я разворачиваю первую конфетку, что же внутри? «Устный счет».
2. Актуализация знаний и умений учащихся
Устные упражнения
— Решите задачи и положите цифру-ответ на парту.
1) Из-под ворот торчит 4 кошачьих лапки. Сколько за воротами кошек? (Одна.)
2) Два мяча у Ани, два мяча у Вани. Два мяча да два. Малыш! Сколько их? Сообразишь? (Четыре.)
3) Как-то четверо ребят с горки прокатилось, два в саночках сидят. Сколько в снег свалилось? (Двое.)
4) Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: два — под березой, один — у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? (Три.)
— Назовите ответы. Положите цифры по порядку.
— Назовите самое маленькое число. (Один.) Самое большое. (Четыре.)
— Какое число слева от 3, от 2, от 4?
— Какое число справа от 2, от 1, от 3?
— Назовите соседей числа 2.
— Назовите предыдущее число для 3, 4.
— Назовите последующее число для 3, 1,2.
3. Целемотивационный этап
— Берем следующую конфетку. Разворачиваем. Скажите, о каком знаке так говорят:
Знает каждый карапуз
Чтоб сложить, всем нужен ... («плюс»).
Похож на палочку чудак.
Для вычитанья нужен знак. (Минус.)
— Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с новыми математическими знаками: «>» и «<».
4. Изучение новой темы
— Положите слева на парту столько кругов, сколько конфет изображено на рисунке. (Учитель показывает рисунок с изображением трех конфет.)
— А справа положите столько треугольников, сколько изображено девочек на этом рисунке. (Показывает рисунок с изображением четырех девочек. Оба рисунка вывешиваются на доску.)
— Хватит ли девочкам конфет? Давайте поставим парами, друг под другом круг и треугольник. Каких фигур больше?
— Сколько кругов? Какой цифрой обозначаем? (Учитель на доске пишет цифру 3, а учащиеся кладут цифру 3 на парту.)
— Сколько треугольников? Какой цифрой обозначим? (Учитель пишет на доске цифру 4, а учащиеся кладут цифру 4 на парту.)
— Сравните количество кругов и треугольников. Какое число при счете называют раньше — 4 или 3? Значит, три меньше четырех, а четыре больше трех.
— Для того чтобы не писать слова «больше», «меньше», математики во всем мире договорились обозначать их специальными знаками (рис. 24):
больше > |
|
меньше < |
Рис. 24 |
—
(Учитель выставляет на доску две таблицы.)
— На что похожи эти знаки? (На клювик птички.)
— Клювик открыт в сторону большего числа, а закрыт в сторону меньшего числа.
— Учитель пишет знак «>» и читает запись: «Четыре больше трех.»
— Положите знак «>» у себя на парте, прочитайте запись: 4 больше 3.
Физкультминутка (см. приложение 2, на выбор учителя)
5. Закрепление изученного Работа с УП (с. 52, задание 1)
— Следующая конфета (разворачивает конфету, читает запись): «Прочитайте запись в учебном пособии». Давайте попробуем. (Учащиеся под руководством учителя тренируются в чтении записей.)
— Сколько треугольников у елочки слева? справа?
— Какое число меньше?
— Прочитайте запись. (Учитель вызывает несколько учащихся.)
-* Молодцы, посмотрите на следующие елочки. Сколько треугольников у елочки слева? справа?
— Где больше? (Слева.) Значит, четыре... (больше) трех.
Работа с УП (с. 52, задание 2)
— Сколько красных конфет? Сколько синих конфет?
— Каких конфет меньше? Прочитайте запись.
(Аналогично выполняется чтение следующих записей: «А больше 2» и «3 равно 3».)
Работа с УП (с. 52, задание 3 — в парах)
— Вам нужно самим составить записи с помощью цифр и знаков геометрического лото. (После самостоятельного выполнения задания учащиеся при проверке читают получившиеся записи.)
Работа в РТ (с. 27, математическая пропись)
(Учитель достает следующую конфету и читает задание.)
— Посмотрите на верхнюю строку. Назовите знаки. Продолжите писать знаки по образцу.
— Сравните количество треугольников слева и справа. Обведите запись. А теперь самостоятельно сравните следующие фигуры и сделайте записи. (Далее выполняется проверка — чтение записей, выполненных учащимися.)
Работа в РТ (с. 27, задание 1)
— Найдите и прочитайте запись, которая подходит к первому рисунку; ко второму; к третьему. Соедините линией рисунок с нужной записью.
Работа в РТ (с. 27, задание 2)
— Сколько косточек нужно нарисовать на спицах слева? справа? Почему? Прочитайте запись. Продолжите работу: нарисуйте нужное количество косточек на спицах.
Работа с УП (с. 53, задание 4)
— Давайте составим рассказы по рисункам. (Учащиеся с помощью учителя составляют рассказы по рисункам.)
— А сейчас поработаем по вариантам. Первый вариант — учащиеся работают с рисунком, где изображены стрекозы, а второй вариант — с рисунком, на котором изображены бабочки. Составьте числовое выражение по вашему рисунку.
Взаимопроверка. Обмен тетрадями.
6. Подведение итогов
— Пришло время взять следующую конфетку. Тут письмо. Сейчас я его прочитаю: «Жили-были два жадных брата. Всегда, когда чего-то было больше, они кричали: “Мне, мне! Мое, мое” — и широко расставляли руки. А когда было меньше, то прятали руки и поворачивались спиной».
— Как же звали этих братьев? Кто догадался?
Учитель выставляет на доску таблицу:
Меньше < больше > меньше
7. Рефлексия
— Урок со сладкой начинкой подошел к концу. Если вам было интересно и вы подружились со знаками «>», «<», поднимите большой палец вверх, а если не все понятно и требуется помощь, опустите большой палец вниз.
Дата_________
Урок 26. Число и цифра 5
Цели:
• познакомить с числом и цифрой 5;
• учить записывать числовые равенства и неравенства с числами 1, 2, 3, 4 и 5;
• учить ставить в соответствие сюжетному рисунку схему и математическую запись.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие. Ч. 1: урок 26; рабочая тетрадь. Ч. 1: урок 26; математический тренажер; набор цифр и геометрические фигуры для демонстрации, рисунок с изображением нотного стана, математический набор, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.
Ход урока
1. Организационный момент (см. приложение 1, на выбор учителя)
2. Актуализация знаний и умений учащихся Устные упражнения
Игра «Данетка»
Учитель произносит высказывания, если учащиеся согласны -г они говорят «да», если не согласны — «нет». (Можно использовать сигнальные карточки красного цвета — да, зеленого цвета — нет.)
• Число 4 больше 1.
• Число 4 стоит справа от числа 3.
• Число 2 больше числа 4.
• Соседи числа 4 — это 1 и 2.
• Число 3 стоит после числа 2.
• Число 4 следует за числом 3.
— Отгадайте загадки:
• 4 ноги, а ходить не может. (Стол, стул.)
• Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
• У кого 4 лапки, лапки цап-царапки? (Кот.)
• 4 грязных копытца залезли в корытце. (Поросенок.)
— Что объединяет эти загадки? (Число 4.)
— Положите на парту 4 квадрата. (Учитель на доске выставляет 4 квадрата, потом добавляет еще 1 квадрат.)
— Сколько сейчас стало квадратов? (Стало 4 да еще 1.)
— Добавьте и вы один квадрат. Сколько стало квадратов у вас на парте? (Стало 4 да еще 1.) (Учитель выполняет запись на доске: 4 + 1.)
— Сколько всего стало квадратов? (Пять.)
3. Целемотивационный этап
— Сегодня мы с вами познакомимся с новым числом и цифрой 5. "Учитель выставляет на доску карточку с цифрой 5.)
4. Изучение новой темы
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
С. Маршак [6]
— Давайте посчитаем пальцы на руке: «Один, два, три, четыре, пять». На руке всегда 5 пальцев. Чего еще бывает только 5? (Пять пальцев в перчатке.)
Учитель показывает рисунок с изображением нотного стана.
— Может, кто-то знает, как называется домик, где живут ноты? (Нотный стан.)
— Посчитайте линейки. Сколько линеек? (Пять.)
Работа с УП (с. 54, задание 1)
— Сколько предметов на каждом рисунке?
— Всего по пять, покажите карточку с цифрой 5.
— Посмотрите на числовой ряд. Где должна стоять цифра 5, после какого числа? Почему?
Работа с УП (с. 54, задание 2)
— На каком рисунке изображены улитки: слева или справа?
— Сколько всего улиток?
— Сколько улиток справа? слева?
— Сколько желтых улиток? Сколько нежилых улиток? (Аналогично проводится работа с картинкой справа.)
Физкультминутка (см. приложение 2, на выбор учителя)
5. Закрепление изученного
Работа с УП (с. 55, задание 5)
— Посмотрите на первую запись в задании 5. Почему в равенстве стоит знак «+»? Составьте рассказ по рисунку.
— Сколько всего муравьев тащат прутик?
— Какой цифрой обозначим число 5? Покажите.
— Составьте равенство из цифр и знаков на парте.
(Аналогично проводится работа со вторым рисунком.)
Работа в РТ (с. 28, задание 1)
Учащиеся соединяют рисунок с нужной карточкой с цифрой. Объясняют свой выбор.
— Для следующего задания вам понадобится 5 квадратов. Возьмите 5 квадратов в две руки. Как это можно сделать?
(1 и 4), (2 и 3), (3 и 2), (4 и 1)
Работа в РТ (с. 28, задание 2)
— Дорисуйте геометрические фигуры так, чтобы их стало по 5 в каждом ряду. Сколько фигур вы дорисовали в первом ряду? во втором? в третьем? в четвертом?
Работа в РТ (с. 28, математическая пропись)
— Из каких элементов состоит цифра 5? (Прямая вертикальная линия, полукруг и волнистая горизонтальная линия.)
— Начинаем писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Цифра 5 пишется с отрывом ручки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию — «веревочку», доводим ее до правого верхнего угла клетки. Давайте попробуем прописать цифру 5 в воздухе.
— Обведите обратным концом ручки цифру в тетради. Пропишите первую и вторую строки.
— Подчеркните самую красивую цифру. Оцените свою работу.
Работа с МТ (с. 18, задания 16, 17 — на время)
6. Подведение итогов
— С каким числом вы познакомились на уроке?
— За каким числом оно следует в числовом ряду?
— Какой цифрой обозначается число 5?
7. Рефлексия (см. приложение 3, на выбор учителя)
8. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.