Статья: Развитие креативного мышления у школьников.
Оценка 4.7

Статья: Развитие креативного мышления у школьников.

Оценка 4.7
docx
25.03.2024
Статья: Развитие креативного мышления у школьников.
Статья _Развитие креативного мышления у младших школьников_.docx

Креативное мышление у младших школьников. Пути развития.

 

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир и творчески мыслить.

Креативность – одна из базисных характеристик личности ребёнка школьного возраста. Её характеризует активная позиция ребенка, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, мотивация достижений, развитое воображение. Ребёнок способен к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

 

Развитие креативного мышления – залог успеха в жизни

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог  делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость. Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Трудно представить себе школьное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребёнка, его воображение. Даёт прекрасные образцы русского литературного языка и предполагает деятельность в самых разных направлениях

 Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. При изучении родного языка творчество детей развиваю при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.

Главное – вера в ребенка, уважение его как личность, стремление помочь ему в достижении успеха. Осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку.

В начальных классах дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.

1. Загадки на договаривание.

2. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”.

3. Сочинение чистоговорок.

4. Разгадай ребус и составь стишок.

5. Игра “Буриме”.

6. Опиши предмет с помощью прилагательных.

7. Допиши строки по началу (“Как прекрасен зимний лес!”).

Творчество детей не оставляет никого равнодушными. Поэтические страницы – это первые шаги маленьких стихотворцев. Нельзя не отметить определенную искренность начинающих поэтов, их увлеченность и неподдельное стремление выразить чувства, владеющие ими.

В сотрудничестве с родителями изготовили книжки – самоделки по теме “Устное народное творчество”,

На уроках литературного чтения ввели в практику проведение минуток поэзии. Стихи должны всколыхнуть чувства, задеть душу ребенка. Важно поддержать эмоциональный настрой.

Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания.

Творческие задания.

1.                 Словесное описание литературных и сказочных героев.

2.                 Конкурс детских рисунков “Мой любимый герой”. Придумывание продолжения сюжета.

3.                 Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.

4.                 Написание рассказа по первой строчке стихотворения.

5.                 Продолжить стихотворение по строчке стихотворения.

6.                 Сочинение по пословице, включение пословиц в сочинение.

7.                 Составление аннотации к произведению. Отзыв о произведении.

8.                 Игра в слова. Составь предложения с любыми тремя словами, например, коньки, озеро, лиса.

9.                 Фантограммы: “Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?”, “Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил?”.

10.            Составление фантограмм.

11.            Составление текстов – монологов “О счастье”, “Нужен ли человеку друг?”, “Хорошо ли быть мастером на все руки?”.

12.            Написание мини – сочинений “Что я вижу из окна”, “О чем мечтает капелька росы?”.

13.            Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблемы. Проблема может быть такой: как помочь герою преодолеть трудности? Придумывание проблем.

14.            Игра “Придумай название”. Дети слушают рассказ, сказку и придумывают название. Для названий можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка- читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания, как составление диафильма, киносценария, коммикса по тексту, творческий пересказ,  иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям,  инсценирование, драматизация и др.

Стараюсь учить детей видеть необычное в обычном. Подбираю интересные и понятные для детей темы для творчества. Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сами сочиняют “Приключение капельки воды”, “ Путешествие ручейка”, В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку, следуя ее традициям.

Творческая деятельность на уроках находит свое продолжение и во внеклассной работе. Дети принимают активное участие в проведении праздников, сборов, классных часов. Умеют организовать и провести конкурсы, викторины, игры.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А.Энштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и учителю, и ученику. Очень важно, чтобы использование различных креативных технологий в начальной школе находили продолжение в среднем звене. Ведь любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.


 

Креативное мышление у младших школьников

Креативное мышление у младших школьников

А о детском уж и говорить нечего

А о детском уж и говорить нечего

Творчество детей не оставляет никого равнодушными

Творчество детей не оставляет никого равнодушными

Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблемы

Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024