Конспект НОД
по звуковой культуре речи в средней группе.
«Знакомство со звуком Ч»
Цель: Воспитывать правильное произношение звуков родного языка.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука
изолированно, в слогах и в словах. Научить произносить звук (ч) медленно
и быстро. Обогащать лексический запас
Развивающие:
Развивать чувство прикосновения, физиологическое дыхание.
Развивать фонематическое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи.
Материалы и оборудование: Мягкие игрушки: черепаха, Чебурашка.
Свечка.
Ход занятия.
I. Вступительная часть. Мотивация :
Отгадайте о чём моя загадка :
« Если б не было его, не сказали б ничего». ( или « Всегда во рту, а не
проглотишь»)
Дети: «Язык»
Воспитатель:
Для чего нужен язык человеку?
Дети: что бы разговаривать
Где находится язык?
Дети: во рту
Что ещё находится во рту?
Дети: зубы
Что делает язычок когда мы молчим? ( отдыхает спокойно лежит)
II. Артикуляционная гимнастика: « А больше всего язычок любит
играть.»
(проводятся артикуляционные упражнения)
1. « Лягушки улыбаются»
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
2. « Хоботок»
Подражаю я слону
Губы хоботком тянуИ на трубочку похожи
Подудеть в неё мы сможем:
Дудуду, дудуду!
3. « Лопатка»
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи.
Раз два три четыре пять!
Язык надо расслаблять!
3.Пальчиковая гимнастика.
А теперь поиграют наши пальчики. ( показ упражнения, выполнения
упражнения детьми)
« Раз два – три – четыре – пять ( разжимают и разжимают кулачки)
Пошли пальчику гулять( загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – рыл песок,
Этот делал пирожок,
Эт с горки катался,
Этот в травке валялся,
Этот умницей был
Хорошо говорил!
4.
Упражнение в произношении знакомых звуков:
Ребята, давайте с вами споём песенку:
Сердитых гусей: шшшшш…
Большого жука: жжжжж…
Водички: ссссс…
Комарика: зззз…
5. Рассказывание сказки Веселого язычка
« Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и
пыхтел6 « чччч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял
хвостик, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. И
пустил тёплый ветерок и у него получилось : « чччч». Обрадовался
язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
( Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Катин язычок!! ( медленно)
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте как поёт песенку Вовин
язычок. И т.д.
6. Физ. минутка « Паровоз»
« Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. (дети двигаются по кругу убыстряя темп)
Я стучу, стучу, стучу.
Я лечу, лечу, лечу.
Опоздать я не хочу!»7. Заучивание чистоговорки:
А знаете, на этом паровозике к нам приехали гости.
( вносится игрушка « Чебурашка»)
Чебурашка приготовил для нас сюрприз
(вносится свеча)
Вместе с детьми проговаривается чистоговорка.
« Чучучучу я сейчас зажгу ….(свечу)
Чачачача горит ярко….(свеча)
Чичичичи встали мы вокруг …(свечи)
А ещё к нам в гости приползла….???
« Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…. ( дети – ЧЕРЕПАХИ!)
(вносится игрушка «Черепаха» с красивой коробкой на спине)
Что у черепахи на спине? ( коробка)
А как сказать ласково? ( коробочка)
(воспитатель поочерёдно достает картинки и дети называют, что
изображено на картинке. Например: Шишка – шишечка, чашка чашечка и
т.д.)
8. Дидактическая игра « Узнай звук в слове»
Черепаха приготовила вам ещё одну игру:
Я буду показывть картинки, и если на картинке изображен предмет в котором
первый звук «Ч» вы хлопаете в ладоши, а если нет то топаете.
На картинках изображены: бант, часы, черепаха, шарик, чайник. ( дети
произносят название предмета на картинке.
III. Заключительная часть.
Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
А как он её поёт? (все дети отвечают: чччч)