Тема: «Природа может всё и всё творит»
Тип урока: постановка и решение учебных задач
Цель урока: формирование представлений учащихся о живой и неживой природе и их связи.
Задачи урока:
1. Познавательные: научить различать объекты неживой и живой природы, создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.
2. Развивающие: развивать познавательную и социальную активность учащихся через включение в решение экологических проблем.
3. Воспитательные: воспитывать ответственное, бережное отношение к миру природы, мотивировать на совершение доступных возрасту добрых дел, рассказать и показать пример волонтерского движения в России; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, развивать умение работать в паре, группе, соблюдая правила.
Личностные УДД: Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; Формировать умение соотносить результат действия с поставленной целью и выражать их в речи; Формировать эстетические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, умение сопереживать объектам природы, чувствовать ответственность за поведение в природе; Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам; читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями, опытом; осуществлять анализ, сравнение, обобщение; пользоваться различными видами чтения: изучающим, поисковым; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.
Коммуникативные УУД: осознавать речь(говорение, слушание, чтение) как способ устного общения людей, в том числе чтение –как способ общения с автором книги; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. А.А. Плешаков; рабочая тетрадь Окружающий мир. 2 класс. 1 часть. А.А. Плешаков , раздаточный материал: для индивидуальной работы ( слова для составления схемы ); для парной работы (задание на листочке для закрепления); для групповой работы (картинки с изображением проблемы, материалы для решения проблемы, заготовка для знака, информационная карта); для рефлексии(цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей, плакат); презентация к уроку.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, проблемный
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Эмоциональный настрой |
Организация внимания учащихся – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы … – Рот, чтобы … – Всё нужно самому себе, кроме … – Улыбка предназначена другим людям, чтобы им было с нами хорошо! УЛЫБНЁМСЯ ДРУГ ДРУГУ! |
Знакомятся с учителем, получают положительный эмоциональный настрой – Смотреть и находить – Поглощать пищу. - Улыбки! – Улыбка, это прямая, которая выпрямляет всё!
|
|
Мотивация |
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад, и стар, Что она – большущий шар. - О чем идет речь в этой загадке? Слайд№2 - А всё что нас окружает на нашей планете Земля, можно назвать…? (окружающим миром) На доску вынести - Мы начинаем урок окружающего мира, я вам желаю узнать новое, запомнить важное и показать всё самое хорошее в себе. |
Получают целевую установку на урок. |
Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу . |
Актуализация знаний
Постановка темы урока |
На слайде картинки. Слайд№3 - Все эти предметы окружают нас в жизни. На какие две группы можно разделить: -Как мы назовём первую группу? (рукотворный мир) На доску вынести - А вторую? (природа) На доску вынести - Почему первая группа так называется РУКОТВОРНЫЙ! - А вы в своей жизни что-нибудь творили(создавали) своими руками. - А можно вас попросить сейчас сотворить отпечаток своей руки. музыка . Слайд№4 - Вот видите создать что-то своими руками под силу каждому. - А вот все, что находится во второй группе человека всегда интересовало и восхищало. Как получается у прекрасной волшебницы ПРИРОДЫ всё это сотворить. Интересно ли вам узнать, что обозначает слово природа? - Давайте обратимся к толковому словарю Слайд№5
-Итак, если мы уберем все что создано руками человека, у нас останутся только объекты природы. Слайд65 - Как вы думаете, а на какие группы можно разделить природные объекты? - О чём мы будем говорить на уроке? Какая тема? (На доску вынести) - Среди этих природных объектов, есть ли что-то что вас беспокоит? Вам не нравится? -Затронула ли эта картинка ваше сердце? Значит ваши сердца нельзя назвать равнодушными. К этому вопросу мы еще вернёмся позже. - А сейчас мы будем работать по теме «Живая и неживая природа». А назовём мы его словами известного человека Иоганна Гёте: Природа может всё и всё творит. Слайд№7 - Что вам хочется узнать по этой теме? Слайд№8 1. Узнать чем живая природа отличается от неживой. 2. Узнать как связаны между собой неживая и живая природа 3. Узнать как (кто-то) влияет на живую и неживую природу
|
Участвуют в диалоге.
Практическое задание Обводят свою ручку и вырезают.
Обращаются к собственному опыту, для ответа на вопросы. - Живая и неживая природа Совместное целепологание урока.
Определяют задачи урока. - Птица в чём-то испачканная. |
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, обращаться к различным словарям, справочникам Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющими знаниями |
Открытие нового знания
|
- Книга лучший источник знаний. А знания необходимые нам сейчас мы найдем в нашем учебнике на странице 25. Учебник с. 25 Чтение второго абзаца Слайд№9 - Как вы думаете, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы? беседа - Проверим себя на «Страничках для самопроверки» Учебник с. 140 Чтение информации Слайд№10 Давайте сделаем вывод: Показать дли примера камень и цветок Дополнительное задание по времени (парная работа) - Ребята, справились ли мы с первой задачей? Узнали чем отличается живая от неживой природа? |
Чтение по вызову учителя второго абзаца.
Выдвигают свои предположения
Чтение информации, проверка своих предположений
Делают выводы с опорой на примеры
Подтверждают решение первой задачи |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Выделять существенную информацию из текста Осознанно строить речевое высказывание; строить высказывания, понятные для партнёров.
|
Физминутка |
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступаем все к зарядке То на стену посмотрели То в окошко поглядели Вправо влево, поворот, А потом – наоборот… |
Выполняют команды. Снятие напряжение, смена деятельности. |
|
Работа по теме урока
|
- Для решения второй задачи, я предлагаю вам поработать в рабочей тетради. РТ с. 19№3 Чтение задания - Я предлагаю немного изменить задание. Я буду загадывать загадки, а вы будете рисовать отгадки. 1. Ты весь мир обогреваешь 2. Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять(вода) 4. Высока и зелена Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда ее готовы.(трава) 5. Капли солнца
спозаранку 6.Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки(дерево) 7.Он по полю ловко скачет, -Кто Он? Угадай - ка! 9. Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это –(птицы) - Вот такая замечательная картина природы у нас получилась. Теперь составим схему: - Какие объекты неживой природы мы рисовали? (солнце, воздух, вода). Наклейте эти названия вверху нижней рамки. - Трава, цветы, деревья – одним словом? (растения) наклейте внизу. -Зайчик, бабочка, птицы , это ? (животные). Клеим снизу. И пусть у вас останется немного свободного места внизу. Давайте посмотрим, как связано солнце и растения? - Нарисуем стрелочки. Нужен ли солнечный свет и тепло животным? - Расскажите, а без воздуха росли бы растения и жили бы животные? - А что вы думаете насчет воды? -А теперь давайте подумаем, кого мы еще не указали из объектов живой природы? Кто созданный природой питается, дышит, растет и приносит потомство, а в конце своей жизни умирает? (человек) - Это и есть то самое слово скрытое знаком вопроса. Слайд№11 - Будем ли мы проводить стрелочки от солнца, воздуха и воды к человеку? Вывод: - Какой мы можем сделать вывод? Какая связь есть между неживой природой и живой? Что станет с живыми существами если не будет объектов неживой природы? -Вот мы и подошли к решению третьей задачи: - Подумайте, а влияет ли человек на объекты живой и неживой природы? Беседа - Выяснить влияние человека на природу нам поможет работа в группах. |
Отгадывают загадки и рисуют природные объекты в рабочей тетради
Участвуют беседе.
Заполняют схему
|
Принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками осуществлять совместную деятельность; |
Практическая работа |
Групповая работа Чтение задания и правила работы в группе Слайд№12 1.Убрать мусор 2.Покормить птиц 3. Огородить муравейник 4. Очистить водоём 5. Посадить саженцы деревьев 6. Заделать раны у березы Выступления, проверка информационной карты и оценка работы групп Раньше Земля не знала такого Банки, бутылки везде не бросали В реку отходы и нефть не сливали Трубы заводов так не дымили Не было столько автомобилей Столько лесов не вырубали И зверей в лесах не уничтожали. Нет в лесах теперь зверей, Человек ведь всех главней! - Те дела, которые вы сейчас выполняли. Сможете ли и в реальной жизни воплотить. А что вам для этого надо? А хотите ли вы это сделать? А почему? - Людей, которые совершают такие поступки, ни за деньги или вознаграждения, а просто по зову сердца называют добровольцы или волонтеры. Это люди, которые не могут оставаться равнодушными, у которых беспокойные сердца. Также как и вы таких людей трогают последствия человеческого влияния на природу. И таких людей не мало. Поэтому 2018 год в России назван годом волонтёра Слайд№13 Просмотр видеоролика Слайд№14 - Волонтеры помогают всем кому нужна помощь: детям, старикам. Больным. Волонтерство, которое направлено на охрану природы называется экологическое волонтерство. Слайд№15,16Люди убирают мусор, сажают деревья и цветы, защищают животных. В Тюльганском районе тоже развито экологическое волонтёрство: неравнодушные люди участвуют в экологической акции «Генеральная уборка страны» (18 сентября), в акции «Вода России» и др.
|
Работа в группах Участвуют в беседе Выслушивают задание, распределяют роли в группе, решают проблемы, презентуют результат.
|
Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Осуществлять анализ, сравнение, обобщение; пользоваться различными видами чтения: изучающим, поисковым; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие; выполнять логические действия с материалом.
|
Подведение итогов урока |
- Давайте вспомним, что мы хотели узнать в начале урока. Слайд№17 - Итак, все задачи решили?
|
Анализируют свою работу, обобщают полученные знания. |
Осуществлять итоговый контроль по результату.
|
Домашнее задание |
- Ваше домашнее задание вы найдёте в буклетах, которые я вам раздам. Там есть задание для всех обязательное и дополнительное, для тех кто хочет поделиться своим опытом в деле экологического волонтёрства. Слайд№18 1. учебник с. 24-27 РТ с. 17№2,3,4 2. Подготовить сообщение «Как я отношусь к природе»
|
Получают инструкцию по выполнению домашнего задания. |
Формировать готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.
|
Рефлексия |
- Сегодня вы узнали о волонтерском движении. И я увидела, что у вас беспокойные сердца. А вам не захотелось ли вступить в их ряды? Доброта их сердец Необъятна и бескрайна. Добровольцем ведь не станет, Заглянувший к ним случайно Только тот, кто боль чужую Примет будто бы свою. Сможет помощь оказать Нужную и своевременную. - Возьмите свои ладошки. Если вам понравился урок, нарисуйте сердце на своей ладошке. Если вы обладаете беспокойным сердцем и готовы вступить в ряды волонтеров, тогда наклейте свою ладошку на это сердце |
Самооценка собственной деятельности |
Адекватно оценивать свои достижения |
Дополнительное задание Парная работа |
Применение знаний Раздать листочки. Чтение задания и правила работы в паре Слайд№10 Представление выполненного задания
|
Работают в паре. Первая пара читает свои слова, остальные проверяют и если необходимо вносят коррективы
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.