Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.
Оценка 4.9

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
обществознание +1
9 кл
24.02.2018
Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.
Для изучения предмета "Обществознание" в 9 классе особое место и значение в главе "Право" имеет знакомство с основами конституционного строя РФ, а также региона, в котором находится образовательное учреждение, в частности, Республика Бурятия. Изучение данных документов можно проводить в разных аспектах: параллельном изучении отдельных статей или глав, ознакомительном, сравнительном и др.
Конституция Республики Бурятия.doc
Конституция Республики Бурятия Принята Верховным Советом РБ 22 февраля 1994 года (в ред. Законов Республики Бурятия от 19.06.1996 № 308–I, от 22.06.1999 № 194–II,  Постановления Конституционного Собрания РБ от 25.12.2000 № 9,  Законов Республики Бурятия от 29.12.2000 № 526–II, от 11.03.2001 № 610–II)  Мы, полномочные представители многонационального народа Республики Бурятия, объединившего в ходе  исторического развития бурят, русских, эвенков и граждан других национальностей, сознавая историческую  ответственность за его судьбу, признавая приоритет общечеловеческих ценностей, права народов на  самоопределение, прав и свобод, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, других  международно­правовых актах и в Конституции Российской Федерации, заботясь о сохранении и самобытном развитии народов, проживающих на территории республики (государства), уважая суверенные права других  народов, провозглашая принципы демократического правового общества, считая республику неотъемлемой  частью – субъектом Российской Федерации, принимаем настоящую Конституцию.  Глава 1. Основы конституционного строя  Статья 1. 1. Республика Бурятия есть демократическое правовое государство, субъект Российской Федерации.  2. Республика Бурятия имеет свою Конституцию, законодательство, гражданство, государственные символы,  территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местное самоуправление.  Статья 2. 1. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и  свободы являются высшей ценностью в Республике Бурятия. Их признание, соблюдение и защита – главная  обязанность государства.  2. Республика Бурятия обеспечивает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным  принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия.  Статья 3. 1. Носителем государственности и источником власти в Республике Бурятия является многонациональный  народ.  2. Народ Республики Бурятия осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы  государственной власти и органы местного самоуправления.  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.  4. Никакая часть общества, никакое объединение и никакое отдельное лицо не могут присваивать себе  государственную власть.  Статья 4. 1. В Республике Бурятия гарантируются права малочисленных народов в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации,  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и  законами Республики Бурятия.  2. В Республике Бурятия обеспечивается свободное развитие наций и национальных групп, проживающих на  ее территории, создаются условия для сохранения и развития ими своих традиций и обычаев, поощряется не  противоречащая законодательству деятельность национально­культурных центров, ассоциаций и иных  общественных формирований.  Статья 5. 1. Государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на  законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти  самостоятельны.  2. Республика Бурятия самостоятельно устанавливает систему органов государственной власти Республики  Бурятия согласно основам конституционного строя Республики Бурятия и Российской Федерации.  3. Государственную власть в Республике Бурятия осуществляют Президент Республики Бурятия, Народный  Хурал Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия, суды Республики Бурятия.  4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики  Бурятия и их взаимодействие устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия  и законами Республики Бурятия.  Статья 6. 1. В Республике Бурятия признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов  государственной власти.  2. Органы государственной власти Республики Бурятия содействуют работе органов местного  самоуправления, оказывают им помощь и осуществляют координацию их деятельности.  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики  Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия и их взаимодействие устанавливаются  федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.  Статья 7. 1. Демократия в Республике Бурятия осуществляется на основе политического, экономического и  идеологического разнообразия, многопартийности и законности. Никакая идеология не может  устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  2. Общественные объединения равны перед законом.  3. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя республики и ее целостности, разжигание  расовой, национальной и религиозной розни.  Статья 8. 1. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных  формах собственности.  2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Республике Бурятия как основа жизни и  деятельности народов, проживающих на территории Республики Бурятия.  Статья 9. Республика Бурятия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  Статья 10. В Республике Бурятия обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда,  равенство всех форм собственности, их равная правовая защита, поддержка конкуренции.  Статья 11. 1. В Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики  Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их  объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.  2. Конституция Республики Бурятия имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению  Республики Бурятия, является актом прямого действия и применяется на всей ее территории. Законы и иные  правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным  законам.  3. Все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.  Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.  4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации  имеют прямое действие на территории Республики Бурятия.  Статья 12. 1. Гражданином Республики Бурятия является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий  на территории Республики Бурятия.  2. Гражданин Республики Бурятия обладает всеми правами и свободами, несет равные обязанности,  предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия.  3. Условия признания гражданина Российской Федерации гражданином Республики Бурятия определяются в  соответствии с федеральным законом.  Статья 13. 1. Республика Бурятия соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права.  2. Республика Бурятия обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей в  пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  законами Республики Бурятия.  Статья 14. 1. Положения настоящей главы Конституции Республики Бурятия, составляющие основы конституционного  строя Республики Бурятия, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей  Конституцией.  2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного  строя Республики Бурятия.  Глава 2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина  в Республике Бурятия  Статья 15. 1. В Республике Бурятия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно  общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской  Федерации, Конституцией Республики Бурятия.  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.  Статья 16. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,  содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти  Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и обеспечиваются  правосудием.  Статья 17. 1. Все равны перед законом и судом.  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,  национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,  отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других  обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.  Статья 18. 1. Каждый имеет право на жизнь.  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве  исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении  обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.  Статья 19. 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое  достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут  медицинским, научным или иным опытам.  Статья 20. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До  судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.  Статья 21. 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести  и доброго имени.  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных  сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.  Статья 22. 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не  допускаются.  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны  обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.  Статья 23. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе  как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.  Статья 24. 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть  принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания,  обучения и творчества.  Статья 25. Каждый, кто законно находится на территории Республики Бурятия, имеет право свободно передвигаться,  выбирать место пребывания и жительства.  Статья 26. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать,  иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.  Статья 27. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную, или  религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального,  религиозного или языкового превосходства.  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию  любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется  федеральным законом.  5. В Республике Бурятия гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.  Статья 28. 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое­либо объединение или пребыванию в нем.  Статья 29. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,  шествия и пикетирование.  Статья 30. 1. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через  своих представителей.  2. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской  Федерации, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.  3. В выборах могут принимать участие граждане, достигшие 18 лет.  4. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.  5. Граждане имеют равный доступ к государственной службе.  6. Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.  Статья 31. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в  государственные органы и органы местного самоуправления.  Статья 32. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для  предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию.  Статья 33. 1. Право частной собственности охраняется законом.  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как  единолично, так и совместно с другими лицами.  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения.  4. Право наследования гарантируется.  Статья 34. 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их  собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных  интересов иных лиц.  3. Условия и порядок владения, пользования и распоряжения землей определяются федеральным  законодательством и законодательством Республики Бурятия.  Статья 35. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать  род деятельности и профессию.  2. Принудительный труд запрещен.  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на  вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные  федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый  ежегодный отпуск.  Статья 36. 1. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства.  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.  Статья 37. 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери  кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом и законом  Республики Бурятия.  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются федеральным законом.  3. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность.  Статья 38. 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.  2. Органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления в Республике  Бурятия поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется  бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в  соответствии с установленными законом нормами.  Статья 39. 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения гарантируется бесплатная медицинская помощь в объеме программы  государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.  2. В Республике Бурятия финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья  населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию  физической культуры и спорта, экологическому и санитарно­эпидемиологическому благополучию.  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей,  влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.  Статья 40. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на  возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.  Статья 41. 1. Каждый имеет право на образование.  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, среднего (полного) общего, начального и  среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях.  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить среднее профессиональное и высшее  образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение  детьми основного общего образования.  5. Республика Бурятия устанавливает республиканские (региональные) государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.  Статья 42. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов  творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется федеральным законом.  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к  культурным ценностям.  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия народов Республики  Бурятия, беречь памятники истории и культуры.  Статья 43. 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Бурятия гарантируется.  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными федеральным законом.  Статья 44. 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в  межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.  Статья 45. 1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено федеральным законом.  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием  присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.  Статья 46. 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,  предусмотренных федеральным законом и законом Республики Бурятия, юридическая помощь оказывается  бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право  пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу  или предъявления обвинения.  Статья 47. 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральными законами порядке и установлена вступившим в законную силу  приговором суда.  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.  Статья 48. 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением  федерального закона.  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.  Статья 49. 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг  которых определяется федеральным законом.  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать  свидетельские показания.  Статья 50. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются федеральным законом.  Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.  Статья 51. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или  бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.  Статья 52. 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось  правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон.  Статья 53. 1. Перечисление в Конституции Республики Бурятия основных прав и свобод не должно толковаться как  отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.  2. В Республике Бурятия не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы  человека и гражданина.  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.  Статья 54. 1. Чрезвычайное положение на территории Республики Бурятия может вводиться при наличии обстоятельств  и в порядке, установленном федеральным законодательством.  2. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного  строя в соответствии с федеральным законодательством могут устанавливаться отдельные ограничения прав  и свобод с указанием пределов и срока их действия.  Статья 55. Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и Конституцию Республики Бурятия,  уважать права и свободы других лиц, нести иные обязанности, установленные нормами международного  права, Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия.  Статья 56. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или  ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.  Статья 57. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к озеру Байкал и другим  природным богатствам.  Статья 58. Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом.  Статья 59. Гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.  Глава 3. Государственно­правовой статус Республики Бурятия  Статья 60. 1. Республика Бурятия, образованная в результате реализации права бурятской нации на самоопределение,  защищает интересы всего многонационального народа Республики Бурятия.  2. Республика Бурятия – государство в составе Российской Федерации. Ее государственно­правовой статус  определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия и может быть  изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Бурятия в соответствии с федеральным конституционным законом.  3. Границы между Республикой Бурятия и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены  только по взаимному их согласию в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным  законом и законом Республики Бурятия. Согласие на изменение границы со стороны Республики Бурятия  выражается путем проведения референдума.  4. Отношения между органами государственной власти Республики Бурятия и Российской Федерации  устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия и договорами.  Статья 61. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся:  а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их  соблюдением;  б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;  в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации;  регулирование и защита прав национальных меньшинств;  г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка  их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею;  е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного,  экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской  Федерации;  ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное  регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая  федеральные банки;  з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;  и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные  транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;  к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры  Российской Федерации; вопросы войны и мира;  л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;  м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия,  боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ,  наркотических средств и порядок их использования;  н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного  пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;  о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно­процессуальное и уголовно­исполнительное  законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско­процессуальное и арбитражно­ процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;  п) федеральное коллизионное право;  р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и  картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;  с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;  т) федеральная государственная служба.  Статья 62. В совместном ведении Республики Бурятия и Российской Федерации находятся:  а) обеспечение соответствия Конституции Республики Бурятия и законов Республики Бурятия Конституции  Российской Федерации и федеральным законам;  б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение  законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;  в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными  ресурсами;  г) разграничение государственной собственности;  д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;  е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;  ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная  защита, включая социальное обеспечение;  з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их  последствий;  и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;  к) административное, административно­процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное,  лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;  л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;  м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;  н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного  самоуправления;  о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Бурятия, выполнение  международных договоров Российской Федерации.  Статья 63. К ведению Республики Бурятия относятся:  а) принятие Конституции Республики Бурятия, внесение в нее изменений и дополнений, контроль за ее  соблюдением; б) законодательство Республики Бурятия;  в) территория и административно­территориальное устройство Республики Бурятия;  г) защита государственно­правового статуса Республики Бурятия;  д) установление системы республиканских органов власти, порядок их организации и деятельности,  формирование государственных органов, обеспечение деятельности органов местного самоуправления в  Республике Бурятия;  е) государственная собственность Республики Бурятия;  ж) государственная служба Республики Бурятия и основы муниципальной службы в Республике Бурятия;  з) республиканский бюджет, республиканские и местные налоги, республиканские фонды экономического,  социального и культурного развития;  и) правовое регулирование политического, экономического и социально­культурного развития Республики  Бурятия;  к) осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных  государств, административно­территориальными образованиями иностранных государств;  л) представительство и участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных  специально для этой цели;  м) заключение Федеративного договора, межпарламентских и межправительственных договоров и  соглашений;  н) государственные награды и почетные звания Республики Бурятия;  о) другие вопросы, отнесенные Конституцией Республики Бурятия к ведению государственных органов  Республики Бурятия.  Статья 64. 1. Республика Бурятия обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением полномочий Российский Федерации по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного  ведения Российской Федерации и Республики Бурятия.  2. Республика Бурятия вправе участвовать в создании и деятельности федеральных органов государственной  власти Российской Федерации, в осуществлении полномочий по предметам совместного ведения Российской  Федерации и Республики Бурятия.  3. Споры по вопросам предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и федеральными органами государственной власти Российской Федерации разрешаются  посредством согласительных процедур, а при недостижении согласия – Конституционным Судом Российской Федерации.  Статья 65. 1. Республика Бурятия по предметам своего ведения, установленным Конституцией Республики Бурятия, а  также в соответствии с частью 2 настоящей статьи осуществляет собственное правовое регулирование,  включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы Республики Бурятия обладают  верховенством на ее территории и подлежат обязательному исполнению.  2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия издаются в  соответствии с федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты Республики Бурятия.  3. По предметам ведения Российской Федерации Республика Бурятия в соответствии с федеральным  законодательством вправе инициировать перед органами государственной власти Российской Федерации  вопрос о необходимости принятия нормативного правового акта.  4. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Бурятия, изданным в соответствии с частью 1 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт Республики  Бурятия.  Статья 66. 1. Республика Бурятия самостоятельно определяет свое административно­территориальное устройство.  2. Изменения административно­территориального устройства республики осуществляются Народным  Хуралом Республики Бурятия с учетом мнения населения соответствующих территориальных образований.  Статья 67. 1. Государственными языками Республики Бурятия являются бурятский и русский языки.  2. Республика Бурятия гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий  для его изучения и развития.  Статья 68. Органы исполнительной власти Республики Бурятия по соглашению с федеральными органами  исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.  Глава 4. Президент Республики Бурятия  Статья 69. 1. Президент Республики Бурятия является главой Республики Бурятия и ее высшим должностным лицом.  Президент Республики Бурятия возглавляет Правительство Республики Бурятия.  2. Президент Республики Бурятия является гарантом Конституции Республики Бурятия, прав и свобод  человека и гражданина, обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти  Республики Бурятия.  3. Президент Республики Бурятия при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию  Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики  Бурятия.  Статья 70. 1. Президент Республики Бурятия не может быть депутатом Народного Хурала Республики Бурятия,  депутатом представительного органа местного самоуправления.  2. На время своих полномочий Президент Республики Бурятия приостанавливает свое членство в  политических партиях и общественных объединениях. Президент Республики Бурятия не занимает никакие  другие должности в государственных, общественных органах, коммерческих и некоммерческих  организациях. Президент Республики Бурятия должен владеть государственными языками Республики  Бурятия.  Статья 71. 1. Президентом Республики Бурятия может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе  тридцати лет, обладающий избирательным правом.  2. Президент Республики Бурятия избирается на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом  Республики Бурятия более двух сроков подряд.  3. Президент Республики Бурятия по истечении срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности  до принятия присяги вновь избранным Президентом Республики Бурятия.  Статья 72. Выборы Президента Республики Бурятия осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно  или преимущественно проживающими на территории Республики Бурятия, на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при тайном голосовании.  Порядок выборов Президента Республики Бурятия устанавливается законом Республики Бурятия.  Статья 73. 1. При вступлении в должность Президент Республики Бурятия приносит следующую присягу: "Клянусь при  осуществлении полномочий Президента Республики Бурятия соблюдать и защищать Конституцию  Республики Бурятия, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы  Республики Бурятия, добросовестно выполнять возложенные на меня народом высокие обязанности".  2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Народного Хурала Республики  Бурятия и судей Конституционного суда Республики Бурятия. Статья 74. Президент Республики Бурятия:  а) осуществляет руководство внутренней политикой и внешнеэкономическими связями Республики Бурятия;  представляет Республику Бурятия в отношениях с федеральными органами государственной власти,  органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и  при осуществлении внешнеэкономических, научных и культурных связей; подписывает договоры и  соглашения от имени Республики Бурятия;  б) подписывает и обнародует законы Республики Бурятия; вправе не позднее четырнадцати календарных  дней с момента поступления возвратить закон со своими возражениями в Народный Хурал Республики  Бурятия для повторного обсуждения и рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет  одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов  Народного Хурала Республики Бурятия, он в течение семи календарных дней подлежит подписанию  Президентом Республики Бурятия и обнародованию;  в) формирует Правительство Республики Бурятия и руководит его деятельностью; назначает на должность  Первого заместителя, заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, министра экономики  Республики Бурятия, министра финансов Республики Бурятия с согласия Народного Хурала Республики  Бурятия и освобождает их от должности; при выражении недоверия Народным Хуралом Республики Бурятия первому заместителю, заместителям Председателя Правительства Республики Бурятия, министру экономики Республики Бурятия, министру финансов Республики Бурятия немедленно освобождает их от должности  или применяет к ним иные меры дисциплинарной ответственности; назначает на должность и освобождает от  должности иных членов Правительства Республики Бурятия;  г) назначает с одобрения Народного Хурала Республики Бурятия члена Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации – представителя Правительства Республики Бурятия;  д) представляет Народному Хуралу Республики Бурятия республиканский бюджет на соответствующий  финансовый год и отчет об его исполнении;  е) представляет Народному Хуралу Республики Бурятия государственные программы социально­ экономического развития Республики Бурятия и отчеты об их исполнении;  ж) представляет Народному Хуралу Республики Бурятия кандидатуры для назначения на должности  Председателя Конституционного Суда Республики Бурятия и судей Конституционного Суда Республики  Бурятия, мировых судей;  з) вправе участвовать в работе Народного Хурала Республики Бурятия;  и) обращается с посланиями к народу Республики Бурятия и Народному Хуралу Республики Бурятия;  к) вправе приостанавливать либо отменять акты министерств, государственных комитетов и других органов  исполнительной власти Республики Бурятия в случае их противоречия Конституции Российской Федерации,  федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, законам Республики Бурятия,  актам Президента Республики Бурятия;  л) назначает и отзывает представителей Президента и Правительства Республики Бурятия в иностранных  государствах;  м) назначает и отзывает представителей Республики Бурятия при органах государственной власти  Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации;  н) вправе требовать созыва внеочередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия, а также созывать  вновь избранный Народный Хурал Республики Бурятия на первое заседание ранее срока, установленного для  этого Народному Хуралу Республики Бурятия Конституцией Республики Бурятия;  о) обладает правом законодательной инициативы;  п) вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала Республики Бурятия  и назначать внеочередные выборы Народного Хурала Республики Бурятия, в случае и порядке,  предусмотренных Конституцией Республики Бурятия и законом Республики Бурятия;  р) представляет Народному Хуралу Республики Бурятия схему управления Республикой Бурятия, структуру Правительства Республики Бурятия;  с) вправе отрешать главу муниципального образования от должности, в случае и порядке, установленных  федеральным законом и законом Республики Бурятия;  т) награждает государственными наградами Республики Бурятия, присваивает почетные звания Республики  Бурятия, представляет к государственным наградам и почетным званиям Российской Федерации;  у) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, актами Президента и  Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.  Статья 75. 1. Президент Республики Бурятия на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия и законов Республики Бурятия издает указы и распоряжения.  2. Указы и распоряжения Президента Республики Бурятия, принятые в пределах его полномочий,  обязательны к исполнению в Республике Бурятия.  3. Правовые акты Президента Республики Бурятия направляются в Народный Хурал Республики Бурятия в  течение четырнадцати календарных дней.  Статья 76. Личность Президента Республики Бурятия неприкосновенна. Честь и достоинство Президента охраняются  законом.  Статья 77. 1. Полномочия Президента Республики Бурятия прекращаются досрочно в случае:  а) его смерти;  б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Народным Хуралом Республики Бурятия;  в) его отставки по собственному желанию;  г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;  д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;  е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;  ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;  з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;  и) утраты им гражданства Российской Федерации.  2. Народный Хурал Республики Бурятия вправе выразить недоверие Президенту Республики Бурятия в  случае:  а) издания Президентом Республики Бурятия актов, противоречащих Конституции Российской Федерации,  федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Бурятия и законам Республики Бурятия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент  Республики Бурятия не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу  судебного решения;  б) иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,  федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской  Федерации, Конституции Республики Бурятия и законов Республики Бурятия, если это повлекло за собой  массовое нарушение прав и свобод граждан.  3. Решение Народного Хурала Республики Бурятия о недоверии Президенту Республики Бурятия  принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Хурала Республики  Бурятия по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Народного Хурала  Республики Бурятия.  4. Решение Народного Хурала Республики Бурятия о недоверии Президенту Республики Бурятия, отрешение Президента Республики Бурятия от должности Президентом Российской Федерации влечет за собой  немедленную отставку Президента Республики Бурятия и возглавляемого им Правительства Республики  Бурятия.  5. В случае отставки Правительства Республики Бурятия, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, оно  продолжает действовать до сформирования нового Правительства Республики Бурятия.  6. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Республики Бурятия Народный Хурал  Республики Бурятия в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и  законами Республики Бурятия назначает внеочередные выборы Президента Республики Бурятия. Указанные  выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий  Президента Республики Бурятия.  Статья 78. 1. Во всех случаях, когда Президент Республики Бурятия не в состоянии выполнять свои обязанности, их  временно исполняет Председатель Народного Хурала Республики Бурятия.  2. Председатель Народного Хурала Республики Бурятия на период осуществления им должностных  обязанностей Президента Республики Бурятия приостанавливает осуществление должностных обязанностей Председателя Народного Хурала Республики Бурятия.  3. Народный Хурал Республики Бурятия не вправе отзывать Председателя Народного Хурала Республики  Бурятия с должности в период исполнения им должностных обязанностей Президента Республики Бурятия.  4. Временно исполняющий обязанности Президента Республики Бурятия не вправе распускать Народный  Хурал Республики Бурятия, вносить предложения об изменениях в Конституцию Республики Бурятия,  вносить изменения в состав Правительства Республики Бурятия.  Глава 5. Народный Хурал Республики Бурятия  Статья 79. Народный Хурал Республики Бурятия является высшим постоянно действующим представительным и  единственным государственным органом законодательной власти Республики Бурятия.  Статья 80. 1. Народный Хурал Республики Бурятия избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или  преимущественно проживающими на территории Республики Бурятия, на пять лет на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  2. Народный Хурал Республики Бурятия состоит из 65 депутатов, избираемых с учетом территориального и  национального представительства.  3. Порядок выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия устанавливается законом Республики  Бурятия.  Статья 81. 1. Народный Хурал Республики Бурятия собирается на свое первое заседание через две недели после дня его  выборов и правомочен, если избрано не менее двух третей его состава, установленного настоящей  Конституцией.  2. Первое заседание Народного Хурала Республики Бурятия открывает старейший по возрасту депутат.  3. С момента начала работы Народного Хурала Республики Бурятия полномочия Народного Хурала  Республики Бурятия прежнего созыва прекращаются.  4. Сессии Народного Хурала Республики Бурятия созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в  год.  Статья 82. 1. Порядок деятельности и организация работы Народного Хурала Республики Бурятия определяются  Конституцией Республики Бурятия, Законом о Народном Хурале Республики Бурятия и его Регламентом.  2. Заседания Народного Хурала Республики Бурятия проводятся открыто.  3. В случаях, предусмотренных Регламентом, Народный Хурал Республики Бурятия вправе проводить  закрытые заседания.  Статья 83. 1. Народный Хурал Республики Бурятия из своего состава на своей первой сессии тайным голосованием  избирает Председателя Народного Хурала Республики Бурятия и его заместителей.  2. Председателем Народного Хурала Республики Бурятия и его заместителями считаются депутаты,  набравшие при тайном голосовании более половины голосов от числа избранных депутатов Народного  Хурала Республики Бурятия.  3. Председатель Народного Хурала и его заместители подотчетны Народному Хуралу Республики Бурятия и  могут быть освобождены от должности путем тайного голосования большинством голосов от числа  избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.  4. Количество заместителей Председателя Народного Хурала Республики Бурятия устанавливается законом  Республики Бурятия.  5. Народный Хурал Республики Бурятия образует Совет Народного Хурала Республики Бурятия, комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания.  6. Для осуществления контроля за исполнением республиканского бюджета Народный Хурал Республики Бурятия образует Счетную палату Республики Бурятия. Статус, порядок организации и деятельности  Счетной палаты Республики Бурятия определяются законом Республики Бурятия.  Статья 84. 1. Депутатом Народного Хурала Республики Бурятия может быть избран гражданин Российской Федерации,  достигший возраста 21 года и обладающий избирательным правом.  2. Статус депутата Народного Хурала Республики Бурятия устанавливается законом Республики Бурятия.  Статья 85. 1. Депутат Народного Хурала Республики Бурятия в соответствии с федеральным законом и законом  Республики Бурятия обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может  быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке,  задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Народного Хурала Республики Бурятия,  кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.  2. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Прокурора Республики  Бурятия Народным Хуралом Республики Бурятия.  Статья 86. К ведению Народного Хурала Республики Бурятия относятся:  а) внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Бурятия;  б) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Бурятия и предметам  совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия в пределах полномочий Республики  Бурятия; официальное толкование законов Республики Бурятия;  в) определение совместно с Президентом Республики Бурятия внутренней политики и внешнеэкономических  связей Республики Бурятия;  г) утверждение республиканского бюджета, программ социально­экономического развития Республики  Бурятия и отчетов об их исполнении;  д) установление республиканских налогов и сборов, а также порядка их взимания;  е) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, утверждение  отчетов о расходовании средств этих фондов;  ж) утверждение соглашений, связанных с изменением границ Республики Бурятия с другими субъектами  Российской Федерации; утверждение заключения и расторжения договоров Республики Бурятия;  з) установление административно­территориального устройства Республики Бурятия и порядка его  изменения;  и) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Бурятия;  к) установление порядка назначения и проведения референдума, выборов Президента Республики Бурятия,  депутатов Народного Хурала Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике  Бурятия; назначение даты референдума Республики Бурятия, выборов Президента Республики Бурятия,  депутатов Народного Хурала Республики Бурятия и органов местного самоуправления;  л) осуществление права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;  м) заслушивание посланий Президента Республики Бурятия, Конституционного суда Республики Бурятия; н)  избрание Председателя Народного Хурала Республики Бурятия и его заместителей;  о) утверждение схемы управления Республикой Бурятия, определение структуры Правительства Республики  Бурятия по предложению Президента Республики Бурятия;  п) определение порядка деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия;  р) дача согласия Президенту Республики Бурятия на назначение на должность первого заместителя,  заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, Министра экономики Республики Бурятия,  Министра финансов Республики Бурятия;  с) назначение на должность Председателя Конституционного Суда Республики Бурятия и судей  Конституционного Суда Республики Бурятия, мировых судей;  т) согласование кандидатур для назначения на должность и освобождения от должности руководителей  территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных  федеральными законами;  у) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение на должность судей федеральных судов;  ф) назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Республики Бурятия;  х) выражение недоверия отдельным членам Правительства Республики Бурятия, в назначении которых на  должность Народный Хурал Республики Бурятия принимал участие;  ц) право выражения недоверия Президенту Республики Бурятия;  ч) учреждение государственных наград и почетных званий Республики Бурятия;  ш) осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и  исполнением законов Республики Бурятия, исполнением республиканского бюджета, соблюдением  установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия;  щ) осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных законом Республики Бурятия;  э) назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя  Народного Хурала Республики Бурятия; одобрение кандидатуры члена Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации – представителя Правительства Республики Бурятия;  ю) дача согласия Генеральному прокурору Российской Федерации на назначение на должность прокурора  Республики Бурятия; дача согласия Министру внутренних дел Российской Федерации на назначение на  должность Министра внутренних дел Республики Бурятия;  я) осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики  Бурятия и законами Республики Бурятия.  Статья 87. 1. Народный Хурал Республики Бурятия принимает законы и постановления.  2. Законы Республики Бурятия принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов  Народного Хурала Республики Бурятия.  3. Постановления Народного Хурала Республики Бурятия принимаются большинством голосов от числа  избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.  Статья 88. Председатель Народного Хурала Республики Бурятия и его заместители ведут заседания Народного Хурала,  ведают внутренним распорядком работы Народного Хурала Республики Бурятия; осуществляют руководство подготовкой и рассмотрением вопросов, подлежащих обсуждению Народным Хуралом Республики Бурятия;  в пределах своих полномочий издают распоряжения.  Статья 89. 1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Хурала Республики Бурятия,  Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, представительным органам местного  самоуправления, а также Конституционного Суду Республики Бурятия, Верховному Суду Республики  Бурятия, Арбитражному Суду Республики Бурятия по вопросам их ведения.  2. Законопроекты вносятся в Народный Хурал Республики Бурятия.  3. Законопроекты о введении или об отмене республиканских налогов, освобождении от их уплаты,  изменении финансовых обязательств Республики Бурятия, другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета, рассматриваются Народным Хуралом  Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия либо при наличии заключения  Президента Республики Бурятия. Данное заключение представляется субъектом законодательной  инициативы в Народный Хурал Республики Бурятия не менее чем за четырнадцать календарных дней до  начала сессии Народного Хурала Республики Бурятия.  4. Законопроекты, внесенные в Народный Хурал Республики Бурятия Президентом Республики Бурятия,  рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.  5. Народный Хурал Республики Бурятия направляет Президенту Республики Бурятия планы  законопроектной работы Народного Хурала Республики Бурятия, проекты законов Республики Бурятия.  Статья 90. 1. Принятый закон в течение 7 календарных дней направляется Президенту Республики Бурятия для  подписания и обнародования.  2. Президент Республики Бурятия обязан обнародовать закон Республики Бурятия, удостоверив  обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона.  3. В случае отклонения Президентом Республики Бурятия закона Республики Бурятия, указанный закон  может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от  установленного числа депутатов.  4. Закон Республики Бурятия, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен  Президентом Республики Бурятия и подлежит обнародованию в течение семи календарных дней.  5. Закон Республики Бурятия вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные  нормативные правовые акты Республики Бурятия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина  вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней после их официального опубликования.  Статья 91. 1. Полномочия Народного Хурала Республики Бурятия могут быть прекращены досрочно в случае:  а) принятия Народным Хуралом Республики Бурятия решения о самороспуске в порядке, установленном  законом Республики Бурятия;  б) роспуска Президентом Республики Бурятия по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи;  в) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Бурятия о неправомочности данного состава  депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, в том числе в связи со сложением депутатами Народного  Хурала Республики Бурятия своих полномочий.  2. Президент Республики Бурятия вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала Республики Бурятия в случае принятия Народным Хуралом Республики Бурятия закона Республики  Бурятия или постановления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным  конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и  предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия, Конституции Республики  Бурятия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народный Хурал Республики  Бурятия не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.  3. Решение Президента Республики Бурятия о досрочном прекращении полномочий Народного хурала  Республики Бурятия принимается в форме указа.  4. В случае досрочного прекращения полномочий Народного Хурала Республики Бурятия в соответствии с  федеральным законом, Конституцией Республики Бурятия и законом Республики Бурятия назначаются  внеочередные выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. Указанные выборы проводятся не  позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий  Народного Хурала Республики Бурятия.  Глава 6. Правительство Республики Бурятия  Статья 92. 1. Правительство Республики Бурятия является постоянно действующим высшим исполнительным органом  государственной власти Республики Бурятия.  2. Правительство Республики Бурятия возглавляет Президент Республики Бурятия, являющийся  одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.  3. Правительство Республики Бурятия формируется на срок полномочий Президента Республики Бурятия. 4. Членами Правительства Республики Бурятия по должности являются Первый заместитель и заместители  Председателя Правительства Республики Бурятия, министры, председатели государственных комитетов  Республики Бурятия.  5. Правительство Республики Бурятия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов  Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, законов и иных нормативных правовых актов  Республики Бурятия.  6. Порядок организации и деятельности Правительства Республики Бурятия определяется Конституцией  Республики Бурятия и законом Республики Бурятия.  Статья 93. 1. Вновь образованное Правительство Республики Бурятия представляет на рассмотрение Народного Хурала  Республики Бурятия программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.  2. Правительство Республики Бурятия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики  Бурятия и законом Республики Бурятия, представляет Народному Хуралу Республики Бурятия отчет и информацию о соблюдении и исполнении законов Республики Бурятия, соблюдении установленного порядка  распоряжения собственностью Республики Бурятия.  3. Правительство Республики Бурятия:  а) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально­экономического развития  Республики Бурятия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки,  культуры, образования, здравоохранения, межнациональных отношений и экологии;  б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод  человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; в) разрабатывает для представления Президентом Республики Бурятия Народному Хуралу Республики  Бурятия проекты республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и программ социально­ экономического развития Республики Бурятия;  г) обеспечивает исполнение республиканского бюджета и программ социально­экономического развития  Республики Бурятия, готовит отчеты об исполнении республиканского бюджета и отчеты о выполнении  программ социально­экономического развития Республики Бурятия для представления их Президентом  Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия;  д) обеспечивает проведение в Республике Бурятия финансовой, кредитной и денежной политики;  е) обеспечивает проведение в Республике Бурятия государственной политики в области здравоохранения,  социального обеспечения, экологии, культуры, образования и науки;  ж) обеспечивает исполнение федерального законодательства в области обороны;  з) управляет и распоряжается собственностью Республики Бурятия в соответствии с законами Республики  Бурятия, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Бурятия в  соответствии с федеральным законодательством;  и) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие Республики Бурятия и муниципальных  образований Республики Бурятия;  к) осуществляет внешнеэкономическую деятельность в соответствии с федеральным законодательством;  л) вправе предложить органам местного самоуправления Республики Бурятия привести в соответствие с  федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия изданные ими правовые акты в  случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, законам  Республики Бурятия, актам Президента Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, вправе  обратиться в суд для устранения этих противоречий;  м) заключает в соответствии с федеральным законом соглашения с федеральными органами исполнительной  власти о разграничении предметов ведения и полномочий и соглашения о взаимной передаче осуществления  части своих полномочий;  н) формирует иные органы исполнительной власти Республики Бурятия;  о) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, Конституцией Республики  Бурятия, законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия и соглашениями с  федеральными органами исполнительной власти.  4. Формирование и порядок деятельности Правительства Республики Бурятия определяются Конституцией  Республики Бурятия и законом Республики Бурятия.  Статья 94. 1. Правительство Республики Бурятия на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, законов  Республики Бурятия и указов Президента Республики Бурятия издает постановления и распоряжения,  обеспечивает их исполнение.  2. Постановления и распоряжения Правительства Республики Бурятия, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению на всей территории Республики Бурятия.  3. Нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия направляются в Народный Хурал  Республики Бурятия в течение четырнадцати календарных дней.  Статья 95. Правительство Республики Бурятия имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов  Республики Бурятия, других подведомственных ему органов.  Статья 96. 1. Правительство Республики Бурятия организует работу министерств, государственных комитетов и других  органов исполнительной власти Республики Бурятия, контролирует исполнение возложенных на них задач.  Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти Республики Бурятия  ответственны перед Правительством Республики Бурятия.  2. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики  Бурятия руководят соответствующими отраслями управления, осуществляют межотраслевое управление,  подчиняясь Президенту – Председателю Правительства Республики Бурятия.  3. Правительство Республики Бурятия в пределах своих полномочий координирует деятельность  соответствующих органов местного самоуправления.  Глава 7. Судебная власть  Статья 97. 1. Правосудие в Республике Бурятия осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется  посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.  2. Создание чрезвычайных судов не допускается.  3. На территории Республики Бурятия наряду с федеральными судами, статус, полномочия и порядок  деятельности которых определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,  действуют Конституционный Суд Республики Бурятия и мировые судьи.  Статья 98. Судопроизводство в Республике Бурятия ведется на бурятском или русском языке. Участвующим в деле  лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного  ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.  Статья 99. 1. Конституционный Суд Республики Бурятия является высшим органом судебной власти по защите  конституционного строя Республики Бурятия.  2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия  устанавливается законом Республики Бурятия.  Статья 100. 1. Конституционный Суд Республики Бурятия по запросам Президента Республики Бурятия, Народного  Хурала Республики Бурятия, депутата Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики  Бурятия, члена Правительства Республики Бурятия, Прокурора Республики Бурятия, органов местного  самоуправления в Республике Бурятия и общественных объединений рассматривает дела о соответствии  Конституции Республики Бурятия:  а) законов Республики Бурятия, нормативных правовых актов органов государственной власти Республики  Бурятия, органов местного самоуправления Республики Бурятия;  б) межреспубликанских, межрегиональных договоров и соглашений.  2. Конституционный суд Республики Бурятия разрешает споры о компетенции:  а) между органами государственной власти Республики Бурятия;  б) между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в  Республике Бурятия;  в) между органами местного самоуправления в Республике Бурятия.  3. Конституционный Суд Республики Бурятия по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод  граждан, по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Бурятия, иного нормативного  правового акта органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в  Республике Бурятия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.  4. Конституционный суд Республики Бурятия по запросам Президента Республики Бурятия, Народного  Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления в  Республике Бурятия дает толкование Конституции Республики Бурятия.  5. Законы, иные нормативные правовые акты, межреспубликанские, межрегиональные договоры и соглашения или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Бурятия,  утрачивают силу.  Статья 101. 1. Верховный Суд Республики Бурятия является высшим органом судебной власти республики по делам,  подсудным судам общей юрисдикции.  2. Арбитражный Суд Республики Бурятия является высшим органом судебной власти Республики Бурятия  по разрешению экономических споров и иных дел в соответствии с федеральными законами.  3. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Республики Бурятия, Арбитражного  Суда Республики Бурятия устанавливаются федеральными законами.  4. Порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается федеральным законом, Конституцией  Республики Бурятия и законом Республики Бурятия.  Статья 102. 1. Прокурор Республики Бурятия назначается Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия  Народного Хурала Республики Бурятия.  2. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики Бурятия определяются  федеральным законом.  Глава 8. Местное самоуправление  Статья 103. 1. Местное самоуправление в Республике Бурятия обеспечивает самостоятельное решение населением  вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.  2. Местное самоуправление в Республике Бурятия осуществляется гражданами путем референдума,  выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.  Статья 104. 1. Местное самоуправление в Республике Бурятия осуществляется в городских, сельских поселениях и на  других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного  самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом.  2. Компетенция, порядок выборов и деятельности выборных и других органов местного самоуправления в  Республике Бурятия устанавливаются федеральным законом, законом Республики Бурятия и уставом  муниципального образования.  3. Изменение границ муниципальных образований допускается только с согласия населения муниципальных  образований. Согласие на изменение границы выражается путем проведения местных референдумов в каждом муниципальном образовании, территории которых подлежат изменению.  Статья 105. 1. Органы местного самоуправления в Республике Бурятия самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и  сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.  2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными  полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.  Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.  Статья 106. Местное самоуправление в Республике Бурятия гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти,  запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия. Глава 9. Государственные символы и столица Республики Бурятия  Статья 107. Республика Бурятия имеет свои официальные символы – Государственный герб, Государственный флаг и  Государственный гимн, выражающие государственность Республики Бурятия, самобытность и традиции  многонационального народа Республики Бурятия.  Описание и порядок официального использования государственных символов Республики Бурятия  устанавливаются законом Республики Бурятия.  Статья 108. Столицей Республики Бурятия является город Улан­Удэ. Статус столицы устанавливается законом  Республики Бурятия.  Глава 10. Порядок внесения изменений в Конституцию Республики Бурятия  Статья 109. Предложения об изменениях в Конституцию Республики Бурятия могут вносить:  а) Президент Республики Бурятия;  б) не менее одной трети избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия;  в) Конституционный Суд Республики Бурятия;  г) Правительство Республики Бурятия.  Статья 110. 1. Положения глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Бурятия не могут быть изменены Народным Хуралом  Республики Бурятия.  2. Если предложение об изменении глав 1, 2 и 10 Конституции Республики Бурятия будет поддержано тремя  четвертями голосов от установленного числа депутатов Народного Хурала, то в соответствии с  республиканским законом созывается Конституционное Собрание.  3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность положений глав 1, 2 и 10 Конституции  Республики Бурятия, либо принимает предложение об изменении положений глав 1, 2 и 10 Конституции  Республики Бурятия, поддержанное тремя четвертями голосов от установленного числа депутатов  Народного Хурала Республики Бурятия.  4. Порядок деятельности и полномочия Конституционного Собрания определяются законом Республики  Бурятия.  Статья 111. 1. Законы Республики Бурятия о внесении изменений в Конституцию Республики Бурятия принимаются  двумя третями голосов от установленного числа депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. Если  закон Республики Бурятия о внесении изменений в Конституцию Республики Бурятия будет отклонен  Президентом Республики Бурятия, то Народный Хурал Республики Бурятия вновь рассматривает данный  закон.  2. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертей от установленного числа депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, он подлежит  подписанию Президентом Республики Бурятия и обнародованию.  Глава 11. Заключительные положения  Статья 112. 1. Конституция Республики Бурятия вступает в силу со дня официального ее опубликования после принятия  на сессии Верховного Совета Республики Бурятия. 2. Одновременно прекращается действие Конституции Республики Бурятия, принятой 30 мая 1978 года, с  последующими изменениями и дополнениями.  Статья 113. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории Республики Бурятия до  вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции  Республики Бурятия.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.

Конституция Республики Бурятия. Обществознание, 9 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018