Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа»
имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина
|
Согласована: заместитель директора по УР ________/ Дата 29 августа 2025г. |
Утверждена приказом директора МОБУ Усть-Ярульская сош _________/ Приказ № 301 от 29 августа 2025г.
|
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 8 класса
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
2025-2026 учебный год
Составитель: Сапожникова Светлана Николаевна
учитель коррекционных классов
с. Усть-Яруль
2025 г.
Пояснительная записка
к рабочей адаптированной программе окружающий социальный мир
для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
8 класс ОВЗ (умеренной и тяжелой умственной отсталостью, вариант 2).
Адаптированная рабочая программа по предмету «окружающий социальный мир» для обучающихся 5- 12 классы с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ Усть-Ярульская сош составлена в соответствии с требованиями:
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от29.12.2012
№273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
4. Устав МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
5. Учебный план МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.
АООП образования (ФГОС, вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневнойжизни.
На основе АООП (ФГОС, вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляют 12 лет.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире,
- созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Рабочая программа адресована учащимся 8 класса (вариант 2) и предмет представлен с расчетом 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты:
- Представления о мире, созданном руками человека, интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
- Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
Развитие межличностных и групповых отношений:
- представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках; умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Представления об обязанностях и правах обучающегося:
- представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;
- представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина.
Представление о стране проживания Россия:
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания; представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Система оценки достижений обучающихся
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Предметом итоговой оценки должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
● что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
● что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
● насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты:
2. Формирование учебного поведения:
● направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
● умение выполнять инструкции педагога;
● использование по назначению учебных материалов;
● умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
● в течение определенного периода времени,
● от начала до конца,
● с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по «Окружающему социальному миру» в 5-9 классах, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
|
«усвоено» |
«не усвоено» |
|
|
частично усвоено |
3 |
2 |
|
усвоено с ошибками |
4 |
|
|
самостоятельно усвоен |
5 |
|
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить результаты обучения.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" представлено следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Узнавание (различение) адреса. Написание адреса. Соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые, мерах борьбы с ними. Узнавание (различение) вредных грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные грызуны, мерах борьбы с ними. Соблюдение правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Практическое применение часов: настенные (механические, электронные) часы. Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов). Практическое применение часов: наручные.
Узнавание (различение) круп, требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп. Узнавание (различение) бобовых. Знакомство со способами обработки (приготовления) бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения.
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Применение инструментов на практике. Практическая работа: чиним предметы интерьера, изготовленные из дерева, пластмассы, стекла.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (фото, видео). Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) общественного подземного и наземного транспорта (рельсовый). Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Знание места посадки и высадки из метро, автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Знание нравственных традиций, принятых в православии. Представление о религиях мира.
Узнавание достопримечательностей столицы. Знание названий городов России. Знание достопримечательностей городов России. Права и обязанности гражданина России. Знание выдающихся людей России. Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание национальных особенностей стран мира. Знание выдающихся людей мира.
Тематическое планирование
по предмету окружающий социальный мир 8 класс
для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости
3 часа в неделю 102 часа в год
|
№ |
Название тем |
Количество часов |
|
1 |
Школа |
2 |
|
2 |
Квартира, дом, двор |
18 |
|
3 |
Предметы быта |
8 |
|
4 |
Продукты питания |
9 |
|
5 |
Предметы и материалы изготовленные человеком |
12 |
|
6 |
Город |
14 |
|
7 |
Транспорт |
12 |
|
8 |
Традиции и обычаи |
5 |
|
9 |
Страна |
22 |
|
|
Итого: |
102 часа |
Календарно - тематическое планирование
окружающий социальный мир
8 класс учащиеся с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
на 2025 -2026 учебный год.
3ч. в неделю, 102 ч. в год
|
№ п/п |
Дата |
Кол. часов |
ТЕМА УРОКА |
|
|
План |
факт |
|||
|
Школа |
||||
|
1 |
02.09 |
|
1 |
Умение выражать свой интерес к другому человеку. Дружба. Симпатия. |
|
2 |
04.09 |
|
1 |
Помощь в учебной деятельности к человеку, к которому испытываешь симпатию. |
|
Квартира, дом, двор |
||||
|
3-5 |
05.09 09.09 11.09 |
|
3 |
Узнавание (различение) любого адреса. Написание адреса (основные правила). |
|
6-8 |
12.09 16.09 18.09 |
|
3 |
Соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. |
|
9-10 |
19.09 23.09 |
|
2 |
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), живущих в доме. |
|
11-12 |
25.09 26.09 |
|
2 |
Представление о вреде, который приносят вредные насекомые, мерах борьбы с ними. |
|
13-14 |
30.09 02.10 |
|
2 |
Узнавание (различение) вредных грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. |
|
15-16 |
03.10 07.10 |
|
2 |
Представление о вреде, который приносят вредные грызуны, мерах борьбы с ними. |
|
17-20 |
09.10 10.10 14.10 16.10 |
|
4
|
Соблюдение правил поведения в чрезвычайной ситуации. |
|
Предметы быта |
||||
|
21-22 |
17.10 21.10 |
|
2 |
Предметы быта. Практическое применение часов: настенные (механические, электронные) часы. |
|
23-24 |
23.10 24.10 |
|
2
|
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. |
|
25-26 |
06.11 07.11 |
|
2
|
Знание назначения часов (частей часов). |
|
27-28 |
11.11 |
|
2 |
Практическое применение часов: наручные |
|
Продукты питания |
||||
|
29-30 |
13.11 14.11 |
|
2 |
Узнавание (различение) круп, требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп. |
|
31-32 |
18.11 20.11 |
|
2 |
Узнавание (различение) круп, требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп. |
|
33 |
21.11
|
|
1 |
Узнавание (различение) бобовых. Знакомство со способами обработки (приготовления) бобовых. |
|
34 |
25.11 |
|
1 |
Узнавание (различение) бобовых. Знакомство со способами обработки (приготовления) бобовых. |
|
35 |
27.11 |
|
1 |
Знание правил хранения круп, бобовых. |
|
36 |
28.11 |
|
1 |
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения. |
|
37 |
02.12 |
|
1 |
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения. |
|
Предметы и материалы, изготовленные человеком |
||||
|
38-40 |
04.12 05.12 09.12 |
|
3 |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Применение инструментов на практике. |
|
41-43 |
11.12 12.12 16.12 |
|
3 |
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Применение инструментов на практике. |
|
44-45 |
18.12 19.12 |
|
2 |
Практическая работа: чиним предметы интерьера, изготовленные из дерева. |
|
46-47 |
23.12 25.12 |
|
2 |
Практическая работа: чиним предметы интерьера, изготовленные из пластмассы. |
|
48-49 |
26.12 30.12 |
|
2 |
Практическая работа: чиним предметы интерьера, изготовленные из стекла. |
|
Город |
||||
|
50-51 |
13.01 15.01 |
|
2 |
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). |
|
52 |
16.01 |
|
1 |
Знание особенностей деятельности людей разных профессий (строитель). |
|
53 |
20.01 |
|
1 |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Экскурсия на стройплощадку. |
|
54 |
22.01 |
|
1 |
Знание особенностей деятельности людей разных профессий (почтальон). |
|
55 |
23.01 |
|
1 |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Экскурсия на почту. |
|
56 |
27.01 |
|
1 |
Знание особенностей деятельности людей разных профессий (парикмахер). |
|
57 |
29.01 |
|
1 |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Экскурсия в парикмахерскую. |
|
58-59 |
30.01 03.02 |
|
2 |
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (фото, видео). |
|
60-61 |
05.02 06.02 |
|
2 |
Знание (соблюдение) правил поведения на улице. |
|
62-63 |
10.02 12.02 |
|
2 |
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города. Экскурсия с целью изучения городских достопримечательностей. |
|
Транспорт |
||||
|
64-65 |
13.02 17.02 |
|
2 |
Узнавание (различение) общественного подземного и наземного транспорта (рельсовый). Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. |
|
66-67 |
19.02 20.02 |
|
2 |
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (метро, ). Депо. |
|
68-69 |
24.02 26.02 |
|
2 |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. |
|
70-71 |
27.02 03.03 |
|
2 |
Знание места посадки и высадки из автобуса. |
|
72-73 |
05.03 06.03 |
|
2 |
Пользование общественным транспортом |
|
74-75 |
10.03 12.03 |
|
2 |
Поездка на автобусе. |
|
Традиции, обычаи |
||||
|
76 |
13.03 |
|
1 |
Знание нравственных традиций, принятых в православии. |
|
77 |
17.03 |
|
1 |
Представление о религиях мира (индуизм). |
|
78 |
19.03 |
|
1 |
Представление о религиях мира (сикхизм). |
|
79 |
20.03 |
|
1 |
Представление о религиях мира (конфуцианство). |
|
80 |
24.03 |
|
1 |
Представление о религиях мира (даосизм). |
|
Страна |
||||
|
81 |
26.03 |
|
1 |
Страна. Узнавание достопримечательностей столицы (высотки Москвы, мавзолей, старинные церкви и монастыри). |
|
82 |
27.03 |
|
1 |
Знание названий городов России (Калининград, Нижний Новгород, Челябинск, Уфа). |
|
83 |
07.04 |
|
1 |
Знание достопримечательностей городов России. |
|
84 |
09.04 |
|
1 |
Знание названий городов России (Ростов-на-Дону, Саратов, Тюмень, Ульяновск, Ижевск). |
|
85 |
10.04 |
|
1 |
Знание достопримечательностей городов России. |
|
86 |
14.04 |
|
1 |
Права и обязанности гражданина России. |
|
87 |
16.04 |
|
1 |
Знание выдающихся людей России. |
|
88 |
17.04 |
|
1 |
Знание выдающихся людей России. |
|
89 |
21.04 |
|
1 |
Знание некоторых значимых исторических событий России. |
|
90 |
23.04 |
|
1 |
Знание некоторых значимых исторических событий России. |
|
91 |
24.04 |
|
1 |
Знание национальных особенностей стран мира (США). |
|
92 |
28.04 |
|
1 |
Знание выдающихся людей мира (США). |
|
93 |
30.04 |
|
1 |
Знание национальных особенностей стран мира (Германия). |
|
94 |
05.05 |
|
1 |
Знание выдающихся людей мира (Германия). |
|
95 |
07.05 |
|
1 |
Знание национальных особенностей стран мира (Англия). |
|
96 |
08.05 |
|
1 |
Знание выдающихся людей мира (Англия). |
|
97 |
12.05 |
|
1 |
Знание национальных особенностей стран мира (Франция). |
|
98 |
14.05 |
|
1 |
Знание выдающихся людей мира (Франция). |
|
99 |
15.05 |
|
1 |
Знание национальных особенностей стран мира (Канада). |
|
100 |
19.05 |
|
1 |
Знание выдающихся людей мира (Канада). |
|
101 |
21.05 |
|
1 |
Знание национальных особенностей стран мира (Австралия). |
|
102 |
22.05 |
|
1 |
Знание выдающихся людей мира (Австралия). |
|
Итого |
102 часа |
|
||
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в городе), действий, правил поведения. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у обучающихся доступных социальных представлений. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Методическое обеспечение образовательной деятельности
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
3. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
6. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР (Под редакцией А.Р. Маллер, Г.В. Цикото). Москва,1983.
7. Шипицина Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб.: Образование, 1996.
Учебник: Комарова С.В., Александрова Е.Л., Основы социальной жизни (учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), 5 класс, АО Издательство «Просвещение», 2023, https://catalog.prosv.ru/item/65267
- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений;
- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудовании.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.