Практические задания по итогам 1 полугодия по обществознанию 8 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задания направлены на проверку усвоения главных вопросов, применения полученных знаний и умений. Задания позволяют сформировать проверочную работу по итогам I полугодия. Ряд материала направлен на то, чтобы обучающиеся могли связать теоретические положения с реальной жизнью. При подготовке итоговой работы используется дифференцированный подход к обучающимся.
Иконка файла материала Практические задания по итогам 1 полугодия по обществознанию 8 класс.doc

Практические задания по обществознанию по итогам I полугодия

 

Практические задания по итогам 1 полугодия по обществознанию 8 класс.

Цель работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 8 класса за I полугодие.

Учебник Обществознание 8 класс. Под редакцией Боголюбова Л. Н. Базовый уровень. Москва «Просвещение» 2018 г.

Задания 1-33 представляют следующие разделы курса: Глава-I. Личность и общество, Глава- II. Сфера духовной культуры.

Задания направлены на проверку усвоения главных вопросов, применения полученных знаний и умений. Задания позволяют сформировать проверочную работу по итогам I полугодия. Ряд материала направлен на то, чтобы обучающиеся могли связать теоретические положения с реальной жизнью. При подготовке итоговой работы используется дифференцированный подход к обучающимся.

Карточка-1.  Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.

Ответ к карточке-1. Бактерии, животные, птицы — все они живут по «правилам» природы. Они существуют в гармонии друг с другом и с природой. Именно поэтому они способны существовать веками. Человек же любит нарушать правила. Человек вырубает леса и уничтожает животных, а также идя по пути прогресса, человек губит самого себя. Он нарушает гармонию в природе, рушит то, что существовало веками. Появление и развитие многих болезней — это результат деятельности человека. Например, когда черные кошки считались символом зла, их всех убили, в городах начала развиваться чума, ведь крыс больше никто не ловил. Думая, что делает лучше, человек разрушил круг, благодаря которому сохранялась гармония.

Карточка- 2. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль-венец всего живого,
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.

Ответ к карточке-2. С этих строк начинается стихотворение таджикского поэта А. Анвари, в котором он утверждает превосходство человека над зверем. Это превосходство люди получили благодаря своему уму: человек умеет мыслить, а другие животные действуют инстинктивно. Поэтому человеку необходимо думать, чтобы удержаться на вершине эволюции. В то же время, мысль может принести пользу, если она исходит от человека с чистой душой, а если у человека дурные намерения, то все его помыслы могут принести только вред.

Карточка -3. Объясни, чем различаются два утверждения:
а) человек — существо биологическое и социальное;
б) человек — существо биосоциальное.

Ответ к карточке-3.  Первое определение разграничивает понятия биологического и социального в человеке. Человек, как живое существо обладает потребностями, в данном случае первичными, такими, как потребность в пище, воде, сне и другое. Социальное определяет вторичные потребности человека, которые подразумевает потребности в общении. Человеку необходим социум.
Второе высказывает определяет человека, как индивида, обладающего мышлением, стремившемуся к самоопределению, развитию, а социальное и биологическое в нем неразрывно связано.

Карточка -4. Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом.

Ответ к карточке-4.  Природой в человеке заложены биологические факторы, среди которых наследственность, в частности внешность. Также природой заложены инстинкты и первичные потребности, то есть то, что делает человека похожим на животных. Общество дает человеку социальную составляющую, без которой индивид не станет личностью.

Общество дает возможность человеку развиваться, именно в обществе человек может проявить себя. Общество воспитывает человека, вкладывает в него нравственную составляющую, дает представления о добре и зле.

Карточка-5. Может ли человек жить вне общества? Является ли общество простой суммой живущих людей? Зависит ли судьба человека от судьбы общества?

Ответ к карточке-5.  Нет, человек вне общества нормально существовать не может. Человек — это социальное существо. Развитие человека полностью зависит от общества, точно так же как и развитие общества зависит от человека, ведь общество это мы все вместе взятые, оно состоит из индивидуумов. Вне общества возможна только деградация. В жизни мы все нарабатываем качества и таланты, а это формирует наше сознание и интеллект. А это возможно сделать только в обществе. Любые эгоцентричные желания уединиться не принесут ни чего хорошего.

Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Судьба человека конечно зависит от судьбы общества. Но зависимость эта определяется самим человеком. Людей, думающих не в категориях общества единицы. Мы продукты общественной системы. Наше сознание с детства затачивается под определенные общественные формы. Плюс люди по своей природе существа общественные и стадный инстинкт принуждает держаться вместе, делать как все, хотеть того же что хотят все.

Карточка -6. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? Дать краткие характеристики этим сферам.

Ответ к карточке-6. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера  базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя производство, распределение, обмен, потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Социальная сфера  система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Политическая сфера  совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются государство и государственные органы, политические партии, общественные организации, профсоюзы, иные институты.

Духовная сфера — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

Карточка -7. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.

Ответ к карточке -7. Человек – биосоциальное существо, жизнь которого невозможна без природы и без общества. Стоит вспомнить, что ребенок, выросший вне общества, полноценным человеком быть не может. А это еще раз подтверждает, что человек и общество понятия неразделимые.

Карточка-8.  В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?

Ответ к карточке-8. Раб и зависимый крестьянин представляют собой разные классы. У раба не существовало ничего своего, в то время как зависимый крепостной мог иметь свое хозяйство и свои орудия труда, хоть и в очень ограниченном количестве. Помимо того, рабы не имели возможности завести семью в отличие от крестьянина. Так же, в отличие от крепостного, раб находился в полной собственности своего хозяина. И, наконец, зависимый крестьянин был более заинтересован в результатах своего труда, нежели раб.

Карточка-9.  Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.

Ответ к карточке-9. Живя в обществе, невозможно быть свободным от него, так как свобода человека не может быть безграничной. Там, где начинается свобода одного человека, заканчивается свобода другого. Например, свобода слова. С одной стороны, человек в праве свободно мыслить и высказывать свое мнение, но если он не будет себя в этом ограничивать, он может оскорбить другого человека своим мнением, тем самым, нарушить его права.
Человек не сможет стать свободным, если он будет жить вне общества, так как он все равно будет в нем нуждаться (блага цивилизации и т.п.).

 Карточка-10.  Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Ответ к карточке-10. По мнению В. Г. Белинского человеку, которому не все равно что происходит в обществе. Живой человек в его понимании — это человек озабоченный по мимо своей жизни и жизнью других, он живет вместе с обществом, соединяясь в единое целое, совместно сопереживая все проблемы и радуясь общему благополучию.

Я считаю, что таковым и должен быть каждый человек. Помимо патриотического чувства у человека должна быть и всеобщая любовь ко всему человечеству. Ведь все мы одинаковы, и все живем на одной планете. Только так мы сможем сохранить нашу землю для наших потомков.

Человек не эгоист и живет не только своими проблемами и своим счастьем, но и проблемами и радостями окружающих.

Карточка-11.  Какие проблемы относят к глобальным?

Ответ к карточке-11. Глобальные проблемы затрагивают не одну страну и не один континент, а всю планету в целом. Они общие для все цивилизации.

Самой острой глобальной проблемой современности оказывается экологическая проблема. Эта проблема включает в себя многое — и загрязнение океана, земли, атмосферы, и парниковый эффект, и таяние полярных льдов и вечной мерзлоты, и истощение природных ресурсов и рост различных заболеваний связанных с общей экологической обстановкой и многое другое.

Экологическая проблема напрямую связана с деятельностью человека.

Также к числу глобальных проблем сейчас относят угрозу мирового терроризма, который охватил самые разные страны и который носит совершенно бесчеловечный характер

Это и угроза перенаселения, ведь ученые давно говорят о том. что скоро Земля просто не сможет прокормить растущее население и настанет голод.

Иногда к глобальным проблемам добавляют техногенные катастрофы, число которых с каждым годом только увеличивается, а последствия становятся все страшнее.

Карточка-12.  Какие признаки человека характеризуют его как индивидуальность, а какие — как личность? Приведи примеры.

Ответ к карточке-12. 1. Признаки, характеризующие человека как индивида, — это те признаки, которые связаны с физическими способностями и физической внешностью человека. Например, Алиса имеет волосы, золотистые как солнце, и зеленые глаза.
2. Признаки, характеризующие человека как личность, — это те признаки, которые характеризуют внутренний мир человек, то есть, его интересы, предпочитания, его черты характера. Например, Алексей — очень общительный человек, он любит говорить с людьми на разные интересующие его темы.

Карточка -13.  Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ.

Ответ к карточке-13. Человек никоим образом не может стать личностью и реализоваться как личность, не находясь при этом во взаимодействии с социумом, поскольку именно в обществе рождается личность человека. В процессе воспитания и самовоспитания складываются его личные черты характера, убеждения и ценности, которые отличают его от других людей и с которыми он проживает всю свою жизнь.

Карточка-14.  Какие факторы влияют на выбор профессии?

Ответ к карточке-14. Существует множество факторов, которые влияют на выбор человеком профессии. Один из основных — это таланты, увлечения и склонности самого человека. Так же влияет характер человека, его воспитание и семейные традиции. Один из основных факторов — это то, чего человек хочет достигнуть, что для него более важно — помощь людям или высокий заработок, или совмещение того и другого. Ещё один важный фактор — есть ли у человека возможность получения образования по профессии, которую он хочет получить? Есть ли в его городе институт, дающий такое образование, в состоянии ли человек платить за него (если оно платное)?

Карточка-15. О человеке говорят: «Он — яркая личность». Назови, какие признаки могут послужить основанием для такой оценки.

Ответ к карточке-15. Общество любит давать другим людям оценку, вещать ярлыки (обсуждать). Только про некоторых говорят, что он и яркие личности. Например:

1) Если человек отличается острым умом;

2) Если человек достигнул успеха на работе и стал популярным (телеведущим, политиком, руководителем);

3) Если другой человек отличается поведением, манерой одеваться.

Яркие личности часто своеобразны, их часто называют странными.

Карточка -16. В классе возник спор. Андрей утверждал, что все люди являются людьми уже потому, что они родились среди людей, обладают всеми внешними признаками, характерными для человека, и поэтому нет смысла в разных названиях человека: личность, индивид, индивидуальность. Татьяна возражала, что личностью можно назвать далеко не каждого человека, а только того, кто сделал что-то выдающееся, прославил своё имя.
Какова твоя позиция в споре? Какие аргументы ты можешь привести?

Ответ к карточке 16. Думаю, Татьяна в большей степени права: ведь не каждый родившейся человек, позже выросший, становится человеком: для этого важно иметь хорошее воспитание, пример для подражания, — ведь маленькие дети всегда по сути, повторяют за взрослыми, чтобы это не было. Хоть ругательные слова или что-либо еще, не имею своих мыслей, идей им ничего не остается, кроме как подражать родителям, знакомым.

Но, Татьяна, упускает что человек может стать личностью, не прославив свое имя. Важна каждая индивидуальность, личность, — нигде не найдется чего-то одинакового, словно однояйцевые близнецы. Впрочем, однояйцевые близнецы тоже часто различаются, расходятся во мнениях, в спорах, действиях.

Ну, итог ясен: родившийся человек, должен с достоинством носить свое имя, и другие важные личные качества. Не многие сейчас могут смело именовать себя человеком, скорее животным.

Карточка-17.  Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество — не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество — это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

Ответ к карточке-17. Все эти 3 определения одинаковы по смыслу. И все говорят о том, что без друг друга мы никто и ничто. Смысл в том, что общество это все человечество в целом как единое целое.

 Карточка-18.  Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»).

Ответ к карточке 18. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ: скромный умный честный откровенный искренний уверенный в себе решительный целеустремлённый собранный смелый, храбрый уравновешенный спокойный, хладнокровный добрый отходчивый щедрый, великодушный изобретательный, находчивый, сообразительный благоразумный, рассудительный здравый, здравомыслящий уступчивый, сговорчивый трудолюбивый кроткий, мягкий заботливый, внимательный к другим сочувствующий вежливый бескорыстный милосердный, сострадательный остроумный весёлый жизнерадостный, бодрый серьёзный.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: самодовольный, тщеславный глупый нечестный лживый, подлый хитрый, коварный неискренний неуверенный в себе, нерешительный рассеянный трусливый, малодушный вспыльчивый неуравновешенный злой злобный, жестокий злопамятный жадный скупой несообразительный, тупой неблагоразумный, безрассудный упрямый ленивый жесткий жестокий эгоистичный равнодушный, безучастный грубый, невежливый корыстолюбивый безжалостный, беспощадный,  cкучный,  мрачный, угрюмый, хмурый.

Карточка-19.   Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Ответ к карточке-19. Я не могу не согласиться с автором данного высказывания, потому что он несомненно прав. Человеческий эгоизм губит не только природу, но и самого человека, так как он является ее частью. Ставя себя выше природы, человек отдаляется от неё и старается меньше зависеть, но это невозможно, потому что вся наша жизнь зависит от нее. Мы питаемся растительностью, которую выращиваем в земле и едим мясо животных. Люди добывают полезные ископаемые и создают из них сырье, которое потом используют в промышленности. Поэтому, если небрежно относиться к природе, можно её погубить, а без неё человечество прекратит своё существование. Примеров того, как человек своей деятельностью вредит природе – великое множество. 

В прошлом году в Москве случился выброс химических веществ на одном из заводов. Несколько дней над частью города висел зеленоватый смог, состоящий из очень вредных скоплений. Загрязнение воздуха – одна из самых главных экологических проблем всей планеты, которую создал именно человек. 

Также, примером может послужить авария в Чернобыле, которая случилась 26 апреля 1986 года. Из-за радиации люди и животные до сих пор не могут там жить и находиться, а растения погибли и не растут там уже много лет. 

Человек не должен иметь власть над природой, потому что это может привести к тяжелым последствиям. Власть приводит к эгоизму, а эгоизм к гибели.

Карточка-20.  Как ты понимаешь главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Уточни свои представления о том, какой мир мы «творим по мере наших сил» и от чего зависит, каков этот мир.

Ответ к карточке-20. Первый мир, который нас творил — это наша семья. Отец, мать и та система ценностей, которые они передали нам с воспитанием.

Второй мир, который мы творим — это наши ежедневные поступки. И то, каким мы увидим этот мир, зависит только от нас и от наших поступков.

Если мы будем творить добрые дела, уважать старших и беречь природу, то сделаем мир намного лучше.

Если мы будем вести себя плохо, то и весь окружающий мир повернется к нам спиной. Мы потеряем поддержку друзей и окажемся один на один с проблемами.

Карточка-21.  У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Ответ к карточке -21. Жизнь без осуждения других, друзей и коллег и критический анализ своих собственных поступков — вот главное правило этого изречения. Мы осуждаем других за то, чего не видим в собственном поведении. Мы считаем, что только они действуют неверно в то время, как мы сами по нашему мнению все делаем правильно. Видим соринку в глазу другого, а в собственном не замечаем. Иными словами,  можно было бы перефразировать высказывание мудреца следующим образом: поступай с другими так, как ты желал бы, чтобы и они поступали с тобой.

Карточка -22.  Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Ответ к карточке-22. Мудрый человек в этой фразе зашифровал две мысли: первая мысль говорит, что никто вместо человека его работу выполнять не будет. Благополучие каждого человека это его личная забота. Вторая мысль говорит о пользе для общества. Человек, озабоченный исключительно своим благополучием, пользы обществу не принесет. В таком случае человек бесполезен.

Карточка-23.  В пьесе отечественного драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда один из героев говорит молодому человеку по имени Володя: «Каждый имеет определённые обязанности и должен их выполнять». Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»
Выскажи свою оценку столкнувшихся позиций.

Ответ к карточке-23. Я согласен с первым оратором. Каждый человек имеет какие-то обязанности. Если не прямые, то косвенные. Школьник должен учиться, рабочий-работать, домохозяйка-содержать дом и т.д. и т.п. У всех людей есть определенные социальные роли. Все должны им соответствовать, дабы их поведение в обществе было предсказуемо. Таким образом у человека есть обязанности, о которых он сам даже не задумывается, которые он выполняет всегда и везде. Следовательно: «каждый имеет определенные обязанности и должен их выполнять».

Карточка-24. Объясни, как ты понимаешь смысл выражений «муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть».

Ответ к карточке-24. «Муки совести», то же самое, что и «угрызения совести». Это когда чувствуешь себя виноватым, на души становится беспокойно. .«Нечистая совесть»: значит человек поступает неправильно и его это не беспокоит. .«Спокойная совесть»: значит, что человек поступает правильно, и конечно же, его это не беспокоит.

 Карточка-25.  Французский философ XVI в. М. Монтень так писал о совести: «Совесть может преисполнять нас страхом, так же как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием».
Раскрой смысл слов известного философа. В каких случаях, почему совесть преисполняет человека страхом? В чём может быть причина страха? А в каких случаях совесть даёт человеку уверенность и душевное спокойствие?

Ответ к карточке-25. Совесть — внутренний голос, предупреждающий нас, направляющий и дающий знать о верном или неверном решении и действии. Совесть чиста, когда ты поступаешь верно и знаешь, что это именно так, — тогда на душе будет и уверенность, и спокойствие. Когда совершаешь что-то неправильное, первое, что напомнит тебе об этом и не даст забыть, — это именно твоя совесть, в этом и может состоять причина внутреннего беспокойства и страха, возможно, страха осуждения или того, что кто-то узнает.

Карточка-26.  Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?

Ответ к карточке-26. Определение «бессовестный» говорит само за себя — это человек, у которого нет совести. Что это за человек? Наглый, беспринципный, живущий только для себя. Человеком его назвать, конечно можно, в биологическом понимании этого слова, и вполне возможно он личность, ведь не всегда бессовестные люди демонстрируют эту свою особенность на каждом шагу. Таким людям характерна ложь и лицемерие, умение приспосабливаться к ситуации с выгодой для себя. Для окружающих его поведение будет иметь те последствия, какие выгодны бессовестному человеку. Не всегда бессовестные люди порицаемы нашим обществом, особенно если они богаты. А для него самого отсутствие совести — спокойствие нервной системы. Единственные люди, которые реально будут страдать и мучиться из-за такого человека это его близкие — родители, жена (муж), дети и т. д.

Карточка-27.   Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода — это в первую очередь не привилегии, а обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему обязанность?

Ответ к карточке-27.  Люди с рождения являются свободными. Когда человеку дается свобода, то с этим же дается и обязанность. Но какая?

Самая главная и основная обязанность свободного человека — это не нарушать свободу другого свободного человека. 

К второстепенным относятся законы, внешний регулятор человека — мораль, и внутренний регулятор человека — нравственность. Мораль задается обществом, а нравственность есть только в сознании человека и нигде больше, она не выходит за его рамки.

Тоже самое происходит и в юриспруденции, где право не может существовать без обязанностей и наоборот.

Пример: у свободного человека есть право (свобода) слушать музыку где и когда угодно, но слушая музыку достаточно громко или в поздний час, то этот свободный человек может нарушать право другого свободного человека на отдых и спокойствие.

Карточка-28.  Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря — постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется — пусть другие решают.
Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.

Ответ к карточке-28. Самоустранение от морального выбора — это отказ человека от своей свободы. В этом случае он становится рабом обстоятельств, чужого мнения, моды и т.д.

Последствия — это разочарование в жизни, упущенные возможности, ощущение отчужденности от происходящего, потому что тогда его жизнь строится по чужим шаблонам, теряет связь с индивидуальными ценностями. Например, молодой человек поступил учиться туда, куда пошел его товарищ или устроили родители, но у него нет способностей и интереса к данной профессии.

Нравственная сторона такого самоустранения — это беспринципность и, возможно, дальнейшие муки совести. Например, человек мог заступиться за того, кого несправедливо обвиняют, выступить свидетелем, но не захотел, и другой человек пострадал из-за этого.

Карточка-29.  Приоритетность образования требует выделения значительных средств из бюджета как государства, так и семьи на образовательные цели. Тем, кто сомневается в целесообразности значительных затрат на образование, президент Гарвардского университета (США) ответил так: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почём невежество».

Ответ к карточке-29. Образование, причём хорошее, нужно каждому государству.

Дорого заплатить за операцию у известного врача. Дороже заплатишь только у врача-мясника, который сделает тебя инвалидом. Дороже невежество, чем образованность.

Юрист профессионал и юрист-невежда — кто обойдётся дороже несправедливо осуждённому человеку?

Учителя, повара, водители, строители. Все они должны быть на своём месте и уметь то, что должны уметь, согласиться на услуги неуча — это потерять время и деньги.

Карточка-30. Учёные утверждают: образование — это не только одно из основных прав человека, это конкретное, доказанное преимущество для общества в целом. Сформулируй систему доказательств того, что образование играет значительную роль в общественном развитии.

Ответ к карточке-30. Как важнейшая составляющая эволюции образование помогает передавать накопленные знания из поколения в поколение. Образование помогает нам принимать обоснованные и разумные решения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на общество.

Доказывая постулат о роли образования в общественном развитии, в качестве доказательств я бы упомянула следующие его главнейшие функции:

  • социальная: образование помогает человеку легче интегрироваться в общество. Школа и другие образовательные учреждения помогают ребенку учиться взаимодействовать с людьми разного социального положения.
  • культурная: каждое общество стремится сохранить и развивать свою культуру.
  • функция жизнеобеспечения: образование давно стало одним из средств, помогающих зарабатывать на жизнь. Его задача — подготовить ребенка к тому, чем он будет заниматься, чтобы в последующем он имел возможность играть продуктивную роль в обществе.
  • статус: никто, наверное, не будет оспаривать его роль в современном обществе.
  • конкуренция: образование поощряет конкуренцию, которая является одной из основных движущих сил в обществе.
  • способствует демократии: дети из более низких социальных слоев благодаря своим способностям и системе образования получаться возможность подниматься по социальной лестнице.

Все вышеперечисленное имеет решающую роль в общественном развитии.

Карточка -31. Объясни, каким образом образование влияет на конкурентоспособность страны.

Ответ к карточке-31. Качество высшего образования является одним из самых важных факторов, определяющих не только конкурентоспособност­ь страны, но и потенциал ее экономического роста.

В современном обществе образованные люди рассматриваются как основная движущая сила. Мы живем в век экономики, основанной на знаниях. В новых условиях правительства, наконец, стали понимать важность поощрения и создания благоприятных условий для работы ценных специалистов.

Времена, когда конкурентоспособност­ь страны зависела от обилия природных ресурсов и/или наличия дешевой рабочей силы, безвозвратно уходят в прошлое.

В России образование всегда было важнейшей частью государственной политики, но современные условия выдвигают на первый план новые, более продвинутые образовательные системы, которые должны не только обеспечить нацию высоко квалифицированными рабочими, но развивать инновационную экономику.

Поэтому сегодняшняя задача — сделать так, чтобы талантливые молодые люди оставались в стране, способствуя инновациям, экономическому развитию и ее конкурентоспособност­и.

Карточка-32. Ознакомься с приведенным ниже суждением и аргументируй (привлекая примеры) свою точку зрения. «Образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование должно обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем.»

Ответ к карточке-32. Образование очень важно в жизни любого человека. Чтобы получить образование нужно учиться в школе или в институте. Если у человека нет образование ему будет сложно устроиться на работу и добиться больших успехов в своей жизни.

Если ты образований это очень поможет тебе в жизни. Вот, к примеру, на твоей работе требуется знание алгебры и геометрии, если ты знаешь ты хорошо работаешь, тебе всё нравится.

Многие люди плюют на школу институт, и только потом понимают что они наделали.

Карточка-33.   А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения?

Ответ к карточке-33. А.П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека.  

Я согласна с Чеховым, потому что наука является важной частью духовной жизни общества, которая способствует его развитию, удовлетворению всех возможных потребностей человека.  

В доказательство, я приведу следующие аргументы:

— наука совершенствует природу, жизнь общества — в целом, все, что окружает человека.

— наука участвует в развитии и социализации человека, дает ему новые знания, позволяет решить как личные проблемы, так и проблемы глобального характера.