Авторская программа (курс по выбору)
на тему "Мы в мире экономики!"
Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,
МБОУ "Балтасинская СОШ"
Пояснительная записка.
В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономик а- это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населении. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.
Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.
Я назвала свой курс: «Мы в мире экономики!» Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса – год, по одному занятию в неделю – 34 учебных часов.
Цели курса:
- развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
- научить учеников овладеть экономическими терминами и понятиями;
- познакомить учеников с проблемами в области экономики;
- научить навыкам правильного решения задач;
- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать развитию самостоятельной работы;
- развивать логическое мышление;
- способствовать развитию коллективной работы;
Методы:
- мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);
- энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);
- групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);
- тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);
- выполнение разных задании ( составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).
Содержание программы.
1 тема: «Что такое экономика?»
1 занятие: «Основы экономики». Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. граница производственных возможностей, проблема выбора.
2 занятие: «Основные экономические вопросы». Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика.
2 тема: «Экономические системы».
1 занятие: «Рыночная экономика». Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность.
2. занятие: «Кругооборот рыночной экономики». Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства.
3 тема: «Спрос».
1 занятие: «Закон спроса». Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены.
2 занятие: «Рыночный спрос». Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса.
4 тема: «Предложение».
1 занятие: « Предложение и эффект цены». Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение.
2 занятие: «Эластичность предложения по цене». Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения.
5 тема: «Равновесие рынка».
1 занятие: «Рыночное равновесие и совершенная конкуренция». Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток.
2 занятие: «Функции рыночных цен». Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка.
6 тема: «Потребление, сбережения, вклады, инвестиции».
1 занятие: «Источники дохода. Вклады и инвестиции». Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование.
2 занятие: «Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей». Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей.
7 тема: «Бизнес и предпринимательство».
1 занятие: «Признаки классификации предпринимательской деятельности». Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства.
2 занятие: «Экономическая роль малого бизнеса». Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес.
8 тема: «Финансирование бизнеса».
1 занятие: «Финансовые рынки». Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса.
2 занятие: «Фондовый рынок». Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность.
9 тема: «Производство и производительность».
1 занятие: «Как измеряется валовой внутренний продукт». Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы).
2 занятие: «Управление». Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности.
10 тема: «Рынок труда».
1 занятие: «Как рыночные силы определяют цену труда?» Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация).
2 занятие: «Организация рынка труда». Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений.
11 тема: «Конкуренция».
1 занятие: « Конкуренция и координация». Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).
2 занятие: «Виды слияния бизнеса. Информация и обмен». Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения.
12 тема: «Государство и рыночная экономика».
1 занятие: «Государственное регулирование и рынок». Функции государства в рыночной экономике. Административно – правовая деятельность государства. Государственное управление и социально – экономическая политика. Взаимодействие государственного и частного сектора. Бюджетная система. Доходы федерального правительства. Расходы федерального правительства. Региональные и местные бюджеты. Роль государства и кругооборот.
2 занятие: «Налоговая система». Какие функции выполняют налоги. Виды налогов. Принципы формирования налогов. Принципы налогообложения. Типы налогов: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Прямые и косвенные налоги.
13 тема: «Деньги и финансовые институты».
1 занятие: «Деньги. Количество денег в обращении». Функции денег. Формы и виды денег. Денежная масса. Спрос на деньги. Предложение денег.
2 занятие: « Развитие банковского дела». Современная банковская система (коммерческие банки, основные банковские операции, источники частичной резервной системы, как банки «создают» деньги, как ссуды увеличивают денежную массу).
14 тема: «Стабилизация экономики».
1 занятие: «Макроэкономические показатели». Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Методы расчета ВВП. Безработица.
2 занятие: «Фискальная политика». Ограничения и критика фискальной политики. Монетарная политика (центральный банк и денежная масса, ограничения монетарной политики, сравнение и взаимосвязь монетарной и фискальной политики).
15 тема: «Международная торговля».
1 занятие: «Что такое международная торговля?» Экономический эффект торговли. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Международное разделение труда. Протекционизм, либерализм и открытая экономика.
2 занятие: «Торговые барьеры – ограничения международной торговли». Аргументы «за» и «против» торговых барьеров. Международное сотрудничество и экономическая интеграция (основные интеграционные группировки, модели и значение международной интеграции).
3 занятие: «Международная валютная система». Валютный рынок и номинальный валютный курс. Паритет покупательной способности и реальный валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курсы. Платежный баланс.
16 тема: «Мировая экономика: преимущества и вызовы».
1 занятие: «Что такое мировая экономика?» Координация экономических решений и модели экономики. Уровень экономического развития и участие стран в мировой экономике.
2 занятие: «Глобализация экономики». Глобальные проблемы современности. Конкурентоспособность страны в мировой экономике.
34 занятие: Защита проектов и рефератов. Темы выбирают сами ученики.
В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны:
- овладеть основными экономическими терминами и понятиями;
- уметь применять экономические знания в жизни;
- уметь правильно решать экономические задачи;
- анализировать нужную информацию;
- овладеть элементами исследовательских работ
Использованная литература для учителей:
1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.
2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.
3. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин Сборник тестовых заданий по экономике- М.; МЦЭБО – Вита-Пресс, 2004 г.
4. Е. Г. Фирсов Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; «Академия развития»; 1998 г.
5. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;
6. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;
7. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.
Литература для учеников:
1. Прикладная экономика – (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.;
2. Прикладная экономика – (сборник заданий); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.
3. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.
Тематический план.
№ |
Темы |
Методы |
Деятельность учителя и ученика. |
Час |
1 1) 2) |
Что такое экономика? 1) Основы экономики. 2) Основные экономические вопросы. |
Информационно- репродуктивные. |
Рассказ учителя, мини лекция, энергизатор, об- суждения, выполнение задании. |
2 ч. |
2. 3) 4) |
Экономическая система. 1) Рыночная экономика. 2) Кругооборот рыночной эконо- мики. |
Информационно- репродуктивное. |
Рассказ учителя, мини лекция, энергизатор, обсуждения, выполнение задании. |
2 ч. |
3. 5) 6) |
Спрос. 1) Закон спроса. 2)Рыночный спрос. |
Частично- исследовательский.
|
Рассказ учителя. беседа, ролевая игра, энергиза- тор, решение задач. |
2 ч. |
4. 7) 8) |
Предложение. 1) Предложение и эффект цены. 2) Эластичность предложения по цене. |
Частично– исследовательский. |
Рассказ учителя, беседа, ролевая игра, выполне- ние задании. |
2 ч. |
5. 9)
10) |
Равновесие рынка. 1) Рыночное равновесие и совершенная конкуренция. 2) Функции рыночных цен. |
Объяснительно – иллюстративный. |
Рассказ учителя, мини лекция, групповая рабо- та,, выполнение задании. |
2 ч. |
6.
11)
12) |
Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. 1) Источники дохода. Вклады и инвестиции. 2) Потребительский кредит. Защи- та интересов и прав потребителей. |
Объяснительно– иллюстративный. |
Рассказ учителя, мозго- вой штурм, беседа, мини лекция, групповая рабо- та, выполнение задании. |
2 ч. |
7. 13)
14) |
Бизнес и предпринимательство 1) Признаки классификации предпринимательской деятельности. 2) Экономическая роль малого бизнеса. |
Частично– исследовательский групповая дискуссия.
|
Рассказ учителя, мозго- вой штурм, мини лекция, беседа, ролевая игра. |
2 ч. |
8. 15) 16) |
Финансирование бизнеса. 1) Финансовые рынки. 2) Фондовый рынок. |
Информационно– репродуктивный. |
Рассказ учителя, мини лекция, мозговой штурм, выполнение задании. |
2 ч. |
9.
17)
18) |
Производство и производитель- ность. 1) Как измеряется валовой внутренний продукт. 2) Управление. |
Информационно– репродуктивный. |
Рассказ учителя, лекция с элементами беседы, энергизатор, выполне- ние задании. |
2 ч. |
10. 19)
20) |
Рынок труда. 1) Как рыночные силы определяют цену труда. 2) Организация рынка труда. |
Частично– исследовательский. |
Рассказ учителя, мозго- вой штурм, групповая работа, выполнение задании. |
2 ч. |
11. 21) 22)
|
Конкуренция. 1) Конкуренция и координация. 2) Виды слияния бизнеса. Инфор- мация и обмен. |
Репродуктивный с элементами беседы. |
Рассказ учителя, мини лекция, мозговой штурм, групповая рабо- та, выполнение задании. |
2 ч. |
12.
23)
24) |
Государство и рыночная экономи- ка. 1) Государственное регулирование и рынок. 2) Налоговая система. |
Информационно- репродуктивный. |
Рассказ учителя, мини- лекция. мозговой штурм, групповая рабо- та, выполнение задании. |
2 ч. |
13. 25)
26) |
Деньги и финансовые институты. 1) Деньги. Количество денег в обращении. 2) Развитие банковского дела. |
Объяснительно иллюстративный с элементами беседы. |
Рассказ учителя, мозго – вой штурм, групповая работа, выполнение задании. |
2 ч. |
14. 27)
28) |
Стабилизация экономики. 1) Макроэкономические показате- ли. 2) Фискальная политика. |
Информационно– репродуктивный. |
Рассказ учителя, мини лекция энергизатор, выполнение задании. |
2 ч. |
15. 29)
30)
31) |
Международная торговля. 1) Что такое международная торговля. 2) Торговые барьеры – огра- ничения международной торговли. 3) Международная валютная система. |
Информационно– репродуктивный, Лекция с элемен- тами беседы. |
Рассказ учителя, лекция с элементами беседы, мозговой штурм, групп- повая работа, выпол- нение задании. |
3 ч. |
16.
32) 33) |
Мировая экономика: преимущества и вызовы. 1) Что такое мировая экономика? 2) Глобализация экономики. |
Информационно- репродуктивный. |
Рассказ учителя, мини лекция, беседа, мозго- вой штурм, групповая работа, выполнение задании. |
2 ч. |
17. 34) |
Защита проектов и рефератов.
|
Исследовательский. |
Рассказ учеников, бесе- да обсуждение, оценива- ние. |
1 ч. |
|
|
|
|
Итого: 34 ч. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.