Авторская программа (курс по выбору) на тему "Мы в мире экономики!"
Оценка 4.8

Авторская программа (курс по выбору) на тему "Мы в мире экономики!"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
обществознание
11 кл
11.05.2024
Авторская программа (курс по выбору) на тему "Мы в мире экономики!"
Я назвала свой курс: «Мы в мире экономики!» Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса – год, по одному занятию в неделю – 34 учебных часов.
11 кл. Мы в мире экономики (2).doc

Авторская программа (курс по выбору)

на тему "Мы в мире экономики!"

Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,

МБОУ "Балтасинская СОШ"

 

Пояснительная записка.

         В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономик а- это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населении. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.

          Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.

        Я назвала свой курс: «Мы в мире экономики!» Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса – год, по одному занятию в неделю – 34 учебных часов.

      Цели курса:

- развивать интеллектуальные и практические умения  учеников в области экономики;

- научить учеников овладеть экономическими терминами и понятиями;

- познакомить учеников с проблемами в области экономики;

- научить навыкам правильного решения задач;

- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.

    Задачи курса:

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

- способствовать развитию самостоятельной работы;

- развивать логическое мышление;

- способствовать развитию коллективной работы;

   Методы:

- мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);

- энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);

- групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);

- тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);

 - выполнение разных задании ( составить график спроса или предложения; построить кривую спроса или предложения; ответить на вопросы; решить задачи; работа с терминами).        

                                           Содержание программы.

1 тема: «Что такое экономика?»

   1 занятие: «Основы экономики». Производственные ресурсы. Ограниченность.  Альтернативная стоимость. граница производственных возможностей, проблема выбора.

   2 занятие: «Основные экономические вопросы». Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика.

2 тема: «Экономические системы».

   1 занятие: «Рыночная экономика». Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность.

   2. занятие: «Кругооборот рыночной экономики». Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства.

3 тема: «Спрос».

   1 занятие: «Закон спроса». Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены.

   2 занятие: «Рыночный спрос». Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене (наличие заменителей, расходуемая процентная часть бюджета, время). Эффект цены и изменение спроса.

4 тема: «Предложение».

   1 занятие: « Предложение и эффект цены». Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение.

    2 занятие: «Эластичность предложения по цене». Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения.

5 тема: «Равновесие рынка».

    1 занятие: «Рыночное равновесие и совершенная конкуренция». Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток.

   2 занятие: «Функции рыночных цен». Информационная функция. Распределительная (нормирующая) функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка.

6 тема: «Потребление, сбережения, вклады, инвестиции».

   1 занятие: «Источники дохода. Вклады и инвестиции». Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет (Постановка финансовых целей, оценка дохода, планирование расходов). Вклады и инвестиции (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование.

   2 занятие: «Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей». Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей.

7 тема: «Бизнес и предпринимательство».

   1 занятие: «Признаки классификации предпринимательской деятельности». Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно – правовые формы предпринимательства.

   2 занятие: «Экономическая роль малого бизнеса». Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес.

8 тема: «Финансирование бизнеса».

   1 занятие: «Финансовые рынки». Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса.

   2 занятие: «Фондовый рынок». Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность.

9 тема: «Производство и производительность».

   1 занятие: «Как измеряется валовой внутренний продукт». Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность (человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитальные ресурсы, технологии и инновационная деятельность, технологические процессы).

    2 занятие: «Управление». Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности.

10 тема: «Рынок труда».

    1 занятие: «Как рыночные силы определяют цену труда?» Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда (разница в условиях труда, разница в образовании и квалификации, разница в способностях и трудолюбии, разница в опыте и мастерстве, уровень территориальной мобильность населения, трудовая дискриминация).

   2 занятие: «Организация рынка труда». Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений.

11 тема: «Конкуренция».

    1 занятие: « Конкуренция и координация». Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная (монопольная) власть (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).

    2 занятие: «Виды слияния бизнеса. Информация и обмен». Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения.

12 тема: «Государство и рыночная экономика».

    1 занятие: «Государственное регулирование и рынок». Функции государства в рыночной экономике. Административно – правовая деятельность государства. Государственное управление и социально – экономическая политика. Взаимодействие государственного и частного сектора. Бюджетная система. Доходы федерального правительства. Расходы федерального правительства. Региональные и местные бюджеты. Роль государства и кругооборот.

    2 занятие: «Налоговая система». Какие функции выполняют налоги. Виды налогов. Принципы формирования налогов. Принципы налогообложения. Типы налогов: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный. Прямые и косвенные налоги.

13 тема: «Деньги и финансовые институты».

    1 занятие: «Деньги. Количество денег в обращении». Функции денег. Формы и виды денег. Денежная масса. Спрос на деньги. Предложение денег.

    2 занятие: « Развитие банковского дела». Современная банковская система (коммерческие банки, основные банковские операции, источники частичной резервной системы, как банки «создают» деньги, как ссуды увеличивают денежную массу).

14 тема: «Стабилизация экономики».

    1 занятие: «Макроэкономические показатели». Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт. Методы расчета ВВП. Безработица.

    2 занятие: «Фискальная политика». Ограничения и критика фискальной политики. Монетарная политика (центральный банк и денежная масса, ограничения монетарной политики, сравнение и взаимосвязь монетарной и фискальной политики).

15 тема: «Международная торговля».

    1 занятие: «Что такое международная торговля?» Экономический эффект торговли. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Международное разделение труда. Протекционизм, либерализм и открытая экономика.

    2 занятие: «Торговые барьеры – ограничения международной торговли». Аргументы «за» и «против» торговых барьеров. Международное сотрудничество и экономическая интеграция (основные интеграционные группировки, модели и значение международной интеграции).

    3 занятие: «Международная валютная система». Валютный рынок и номинальный валютный курс. Паритет покупательной способности и реальный валютный курс. Фиксированный  и плавающий валютный курсы. Платежный баланс.

16 тема: «Мировая экономика: преимущества и вызовы».

    1 занятие: «Что такое мировая экономика?» Координация экономических решений и модели экономики. Уровень экономического развития и участие стран в мировой экономике.

   2 занятие: «Глобализация экономики». Глобальные проблемы современности. Конкурентоспособность страны в мировой экономике.

34 занятие: Защита проектов и рефератов. Темы выбирают сами ученики.   

                    В процессе работы по изучению данного курса учащиеся должны:

 - овладеть основными экономическими терминами и понятиями;

 - уметь применять экономические знания в жизни;

 - уметь правильно решать экономические задачи;

 - анализировать нужную информацию;

 - овладеть элементами исследовательских работ

 

                                     Использованная литература для учителей:

1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин  Сборник тестовых заданий по экономике- М.; МЦЭБО – Вита-Пресс, 2004 г.

4. Е. Г. Фирсов  Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; «Академия развития»; 1998 г.

5. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

6. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

7. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

 

                                      Литература для учеников:

1. Прикладная экономика – (учебное пособие); М.;  Артель – Сервиз; 2003 г.;

2. Прикладная экономика – (сборник заданий); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

                                                      Тематический план.

 

                  Темы       

   Методы

Деятельность учителя и ученика.

Час

1

 1)

 2)

Что такое экономика?

 1) Основы экономики.

 2) Основные экономические вопросы.

 

Информационно- репродуктивные.

Рассказ учителя, мини лекция, энергизатор, об- суждения, выполнение задании.

 

 2 ч.

2.

 3)

 4)

Экономическая система.

 1) Рыночная экономика.

 2) Кругооборот рыночной эконо- мики.

 

Информационно- репродуктивное.

Рассказ учителя, мини лекция, энергизатор, обсуждения, выполнение задании.

 

 2 ч.

3.

 5)

 6)

Спрос.

 1) Закон спроса.

 2)Рыночный спрос.

 

Частично- исследовательский.

 

Рассказ учителя. беседа, ролевая игра, энергиза- тор, решение задач.

 

 2 ч.

4.

 7)

 8)

Предложение.

 1) Предложение и эффект цены.

 2) Эластичность предложения по цене.

 

Частично– исследовательский.

Рассказ учителя, беседа, ролевая игра, выполне- ние задании.

 

 2 ч.

5.

 9)

 

10)

Равновесие рынка.

 1) Рыночное равновесие и совершенная конкуренция.

 2) Функции рыночных цен.

 

Объяснительно –

иллюстративный.

Рассказ учителя, мини лекция, групповая рабо- та,, выполнение задании.

 

 2 ч.

6.

 

11)

 

12)

Потребление, сбережения, вклады, инвестиции.

 1) Источники дохода. Вклады и инвестиции.

 2) Потребительский кредит. Защи- та интересов и прав потребителей.

 

 

Объяснительно– иллюстративный.

Рассказ учителя, мозго- вой штурм, беседа, мини лекция, групповая рабо- та,  выполнение задании.

 

 

 2 ч.

7.

13)

 

 

14)

Бизнес и предпринимательство

 1) Признаки классификации предпринимательской деятельности.

 2) Экономическая роль малого бизнеса.

 

Частично– исследовательский групповая дискуссия.

 

Рассказ учителя, мозго- вой штурм, мини лекция, беседа, ролевая игра.

 

 

 2 ч.

8.

15)

16)

Финансирование бизнеса.

 1) Финансовые рынки.

 2) Фондовый рынок.

 

Информационно– репродуктивный.

Рассказ учителя, мини лекция, мозговой штурм, выполнение задании.

 

 2 ч.

9.

 

17)

 

18)

Производство и производитель- ность.

 1) Как измеряется валовой внутренний продукт.

 2) Управление.

 

 

Информационно– репродуктивный.

Рассказ учителя, лекция с элементами беседы, энергизатор, выполне- ние задании.

 

 2 ч.

10.

19)

 

20)

Рынок труда.

 1) Как рыночные силы определяют цену труда.

 2) Организация рынка труда.

 

Частично– исследовательский.

Рассказ учителя, мозго- вой штурм, групповая работа, выполнение задании.

 

 2 ч.

11.

21)

22)

 

Конкуренция.

 1) Конкуренция и координация.

 2) Виды слияния бизнеса. Инфор- мация и обмен.

 

Репродуктивный с элементами беседы.

Рассказ учителя, мини лекция, мозговой штурм, групповая рабо- та, выполнение задании.

 

 2 ч.

12.

 

23)

 

24)

Государство и рыночная экономи- ка.

 1) Государственное регулирование и рынок.

 2) Налоговая система.

 

 

Информационно- репродуктивный.

Рассказ учителя, мини- лекция. мозговой штурм, групповая рабо- та, выполнение задании.

 

 2 ч.

13.

25)

 

26)  

Деньги и финансовые институты.

1) Деньги. Количество денег в обращении.

 2) Развитие банковского дела.

 

Объяснительно иллюстративный с элементами беседы.

Рассказ учителя, мозго – вой штурм, групповая работа, выполнение задании.

 

 2 ч.

14.

27)

 

28)

Стабилизация экономики.

 1) Макроэкономические показате- ли.

 2) Фискальная политика.

 

Информационно– репродуктивный.

Рассказ учителя, мини лекция энергизатор, выполнение задании.

 

 2 ч.

15.

29)

 

30)

 

31)   

Международная торговля.

 1) Что такое международная торговля.

 2) Торговые барьеры – огра- ничения международной торговли.

 3) Международная валютная система.

 

Информационно– репродуктивный, Лекция с элемен- тами беседы.

Рассказ учителя, лекция с элементами беседы, мозговой штурм, групп- повая работа, выпол- нение задании.

 

 3 ч.

16.

 

32)

33)

Мировая экономика: преимущества и вызовы.

 1) Что такое мировая экономика?

 2) Глобализация экономики.

 

 

Информационно- репродуктивный.

Рассказ учителя, мини лекция, беседа, мозго- вой штурм, групповая работа, выполнение задании.

 

 2 ч.

17.

34)

Защита проектов и рефератов.

 

Исследовательский.

Рассказ учеников, бесе- да обсуждение, оценива- ние.

 

1 ч.

 

 

 

 

Итого:

 34 ч.

 


Авторская программа (курс по выбору) на тему "

Авторская программа (курс по выбору) на тему "

Рыночная экономика». Частная собственность

Рыночная экономика». Частная собственность

Как рыночные силы определяют цену труда?»

Как рыночные силы определяют цену труда?»

Использованная литература для учителей: 1

Использованная литература для учителей: 1

Бизнес и предпринимательство 1)

Бизнес и предпринимательство 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2024