Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.
КОНСТРУирование образовательной
ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 6-7 года жизни
на основе произведения художественной литературы
Ценность: О добре, которое всегда победит зло; сказка учит нас не доверять слепо незнакомым людям и не идти у них на поводу. Доверия заслуживают лишь проверенные люди, которые не способны принести вам беду. А к сладким речам нужно относиться с долей сомнения, ведь мы не знаем, что замыслил незнакомец.
Тема: Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Цель: Воспитание интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев.
Образовательные задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; обеспечить развитие умения детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, формировать умение называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.
Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Материалы: Книга с иллюстрациями, мультимедийная презентация (1 слайд – обложка книги «Заюшкина избушка», 2 слайд – физ. минутка)
Понятия: лубяная избушка- это та, что изготовлена из коры; посечи- отхлестать, побить; клочки по закоулочкам- означает, что шерсть полетит в разные стороны; коса- сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы.
Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей) |
|||
Технологические компоненты деятельности |
Содержание деятельности, действий педагога |
Действия детей |
Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность «Круг» |
«Становись скорее в круг, Ты мой друг, и я твой! Руку другу подавай, Вместе снами поиграй!» Предложить ситуацию: - «Вы любите сказки? - Хотите встретиться со сказкой?» Сказка в двери к нам стучится, Скажем сказке заходи! Это присказка, ребята, Сказка будет впереди! Предлагаю вспомнить, что такое сказка? - Знаете ли вы, как «рождается»сказка? - Для чего сказки нужны? - Чем отличаются сказки от рассказов и стихов? |
Дети встают в круг. . Отвечают на поставленные вопросы,
проявляя устойчивый интерес;
используют полученные ранее знания
|
Мотивация на прослушивание сказки.
Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.
|
Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) |
- Верно, в сказках и волшебство, и животные, и растения разговаривают.
А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками. - Какие сказки называются народными? - А какие виды сказок вы знаете? - Какие сказки мы с вами уже знаем? |
Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли -Сказки, которые сочинил народ называются народными. -Волшебные, о животных. «Хвосты», «Зимовье зверей, «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» |
Умеют осознавать то, что уже усвоено;
умеют слушать и понимать речь других
|
Знакомство с ценностью. Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей) Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). |
- Посмотрите на экран. О ком будет сказка? (побуждать детей к высказыванию) - Сейчас вы будете слушать сказку «Заюшкина избушка», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова». Проводится словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.
|
Дети смотрят на экран, проявляют интерес. (Слайд1) Дети слушают сказку Подбирают слова антонимы
|
С опорой на наглядность выстраивают ответ Проявляют познавательный интерес в процессе слушания. Проявляют интерес к познанию новых слов
|
Игровая ситуация |
Предлагаю детям отдохнуть. На экране показана физ. минутка. |
(Слайд 2). Дети повторяют движения по видео |
Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к деятельности. |
Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать? Представление новой информации |
|
|
|
Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)
Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию); групповое/ индивидуальное обсуждение |
- О чем говорится в сказке? - Кто ее главные герои? - Какие «сказочные слова» вы услышали? - Почему лиса выгнала зайца? - Хорошо ли поступила лиса с зайцем? - Какая лиса в этой сказке? - А какой заяц? - Кто обещал помочь зайцу? - Почему не помогли зайцу медведь, собака, бык? - Кто оказался настоящим героем, не испугался лисы? - Какой петушок? - А вы хотели бы помочь зайчику? - Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. - Жили-были лиса да заяц. У лисы была избѐнка ……, а у зайца - …….
|
Дети отвечают на вопросы
Завершают рассказ сказки |
С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи; умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сотрудничают с взрослым и сверстниками. Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию Устанавливают причинно- следственные связи. Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают в речи концовки предложений. |
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач). Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы. Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно. |
||||||||
Технологические компоненты деятельности |
Центр активности |
Содержание деятельности (конкретная задача, культурно-смысловой контекст) |
Презентация деятельности в центрах активности |
Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности |
Результат, продукт деятельности |
|||
Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).
Презентация центров активности (педагогом/ребенком). «Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности |
Центр познания |
|
|
|
|
|||
Центр искусства |
|
|
|
|
||||
Центр кулинарии |
|
|
|
|
||||
Центр мастерская |
Изготовление книжки-малышки по сказке «Заюшкина избушка». Формировать умение создавать из бумаги книжку. Совершенствовать умение самостоятельно работать с бумагой, сгибать листы в четверо. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами |
В центре «Мастерская» вы изготовите книжку-малышку, которая поможет рассказать самостоятельно сказку родителям, друзьям |
Образец изготовления книжки-малышки «Заюшкина избушка», картон, листы бумаги для дополнительного украшения, клей, ножницы. |
Изготавливают книжки- малышки с иллюстрациям |
||||
Центр художественного творчества |
Рисование сюжетов по сказке «Заюшкина избушка». Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке персонажи сказок. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами |
В центре художественного творчества вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки |
Бумага, белая, цветная, краски, карандаши, клей и пр. материал для рисования героев сказки. |
Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки |
||||
Центр игры |
|
|
|
|
||||
Центр конструирования |
|
|
|
|
||||
Центр математики |
|
|
|
|
||||
Центр книги |
Рассматривание иллюстраций Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации. |
В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями сказки «Заюшкина избушка» рассмотреть внимательно изображения: лубяная и ледяная избушка, героев сказки. |
Книги со сказкой «Заюшкина избушка» иллюстрированные разными художниками |
Дети рассматривают книги, общаются между собой, делятся впечатлениями об увиденном. |
||||
Центр безопасности и здоровья |
«Дорисуй лицо» Формирование навыков контроля собственных эмоций и распознания чувств окружающих людей. Умение определять эмоциональное состояние по схематическому изображению лица |
В центре здоровья, вы можете определить эмоциональное состояние людей, а также поупражняться в изображении эмоций
|
Схемы с изображением эмоциональных состояний. Круги бумаги разного диметра, средства изображения |
Изображают эмоциональное состояние героев сказки в разных моментах. |
||||
Двигательный центр |
|
|
|
|
||||
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль). |
||||||||
Технологические компоненты деятельности |
Содержание деятельности, действия педагога |
Действия детей |
Планируемый результат |
|||||
Рефлексивная ситуация |
- Хорошо или плохо заканчивается сказка? - Чем понравилась вам сказка - Какова основная мысль сказки? - Ребята, есть такие пословицы: ü Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! ü Худо тому, кто не делает добра никому! ü На языке медок, а на уме холодок! - Подходят ли они к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете? |
Дети отвечают, высказывают свои мнения |
Объяснение смысла пословиц. |
|||||
Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?) |
Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности. Своевременно, тактично, оказывает помощь, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее игровые умения и действия. |
Дети делятся впечатлениями друг с другом, демонстрируют продукты деятельности, дарят друзьям книжки и.т.д. |
Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной деятельности. |
|||||
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания) |
||||||||
|
— Как вы думаете, а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Заюшкина избушка»? А кому еще вы ее сможете рассказать? |
Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы. |
Ориентированы на самостоятельную деятельность |
|||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.