Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 6-7 лет на основе произведения художественной литературы
Оценка 4.8

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 6-7 лет на основе произведения художественной литературы

Оценка 4.8
docx
12.08.2020
Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми 6-7 лет на основе произведения художественной литературы
Проект конструкта ценностно-ориент. образ ситуации.docx

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУирование образовательной

ценностно-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ситуации с детьми 6-7 года жизни

на основе произведения художественной литературы

Ценность: О  добре, которое всегда победит зло; сказка учит нас не доверять слепо незнакомым людям и не идти у них на поводу. Доверия заслуживают лишь проверенные люди, которые не способны принести вам беду. А к сладким речам нужно относиться с долей сомнения, ведь мы не знаем, что замыслил незнакомец.

Тема: Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Цель: Воспитание  интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения к поступкам литературных героев.

Образовательные задачи:

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества:  доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную  минуту, умение радоваться.

Обучающие: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; обеспечить развитие умения  детей строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, формировать умение  называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения.

Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно  и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

 

Материалы: Книга с иллюстрациями,  мультимедийная презентация (1 слайд – обложка книги «Заюшкина избушка», 2 слайд – физ. минутка)

 

Понятия: лубяная избушка- это та, что изготовлена из коры; посечи- отхлестать, побить; клочки по закоулочкам- означает, что шерсть полетит в разные стороны; коса-  сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы.

Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью. 

Технологическая карта

 организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действий педагога

Действия детей

Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг»

«Становись скорее в круг,

Ты мой друг, и  я твой!

Руку другу подавай,

Вместе снами поиграй!»

Предложить  ситуацию: 

- «Вы любите сказки? 

- Хотите встретиться со сказкой?»

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке заходи!

Это присказка, ребята,

Сказка будет впереди!

Предлагаю вспомнить,  что такое сказка? 

- Знаете ли вы, как «рождается»сказка?

- Для чего сказки нужны?

- Чем  отличаются сказки от рассказов и стихов?

Дети встают  в круг.

.

Отвечают на поставленные вопросы,

 

проявляя устойчивый  интерес;

 

используют полученные ранее знания

 

Мотивация  на прослушивание сказки. 

 

Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность.

 

Актуализация знаний детей

(работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?)

- Верно, в сказках и волшебство, и животные, и растения  разговаривают.

 

А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка.

 

- Сегодня мы продолжаем знакомство с русскими народными сказками.

- Какие сказки называются народными?

- А какие виды сказок вы знаете?

- Какие сказки мы с вами уже знаем?

Отвечают на вопросы, проявляют интерес, выражают собственные мысли 

-Сказки, которые сочинил народ называются народными.

-Волшебные,  о животных.

«Хвосты», «Зимовье зверей, «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»

Умеют  осознавать то, что уже усвоено;

 

умеют слушать и понимать речь других

 

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей).

- Посмотрите на экран. О ком будет сказка? (побуждать детей к высказыванию)

- Сейчас вы будете слушать сказку «Заюшкина избушка», постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».

Проводится  словарная работа. Познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.

 

Дети смотрят на экран, проявляют интерес. (Слайд1) 

Дети слушают сказку

Подбирают слова антонимы 

 

С опорой на наглядность выстраивают ответ

Проявляют познавательный  интерес в процессе слушания.

Проявляют интерес к познанию новых слов

 

Игровая ситуация

Предлагаю  детям отдохнуть. На экране показана физ. минутка.

(Слайд 2). Дети повторяют движения по видео

Дети расслаблены, отдохнули.

Готовы к деятельности.

Работа с «Моделью трех вопросов»: Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации

 

 

 

 

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

 

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

 

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности), с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности (типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение

- О чем говорится в сказке?

- Кто ее главные герои?

- Какие «сказочные слова» вы услышали?

- Почему лиса выгнала зайца?

- Хорошо ли поступила лиса с зайцем?

- Какая лиса в этой сказке?

- А какой заяц?

- Кто обещал помочь зайцу?

- Почему не помогли зайцу медведь, собака, бык?

- Кто оказался настоящим героем, не испугался лисы?

- Какой петушок? - А вы хотели бы помочь зайчику?

- Понравилась вам сказка? Вы, наверное, захотите рассказать ее дома своим родным. Давайте попробуем сделать это как можно лучше. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

- Жили-были лиса да заяц. У лисы была избѐнка ……, а у зайца - …….

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершают рассказ сказки

С помощью взрослого: дают нравственную оценку героям произведения, в соответствии с принятыми моральными и этическими нормами

Демонстрируют совершенствование диалогической и монологической форм речи;

умение строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Сотрудничают  с взрослым и сверстниками.  

Понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию

Устанавливают причинно- следственные связи.

Проявляют интерес к воспроизведению сказки, досказывают в речи концовки предложений.

 

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности

Центр

активности

Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст)

Презентация деятельности в центрах активности

Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности

Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

 

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности

Центр познания

 

 

 

 

Центр искусства

 

 

 

 

Центр кулинарии

 

 

 

 

Центр мастерская

Изготовление книжки-малышки по сказке «Заюшкина избушка».

Формировать  умение создавать из бумаги книжку. Совершенствовать умение самостоятельно работать с бумагой, сгибать листы в четверо. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами

В центре «Мастерская» вы изготовите книжку-малышку, которая поможет рассказать самостоятельно сказку родителям, друзьям 

Образец изготовления  книжки-малышки «Заюшкина избушка», картон, листы бумаги для дополнительного украшения, клей, ножницы.

Изготавливают книжки- малышки с иллюстрациям

Центр художественного творчества

Рисование сюжетов по сказке «Заюшкина избушка». Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке персонажи сказок. Закреплять  способы и приемы рисования различными изобразительными материалами

В центре художественного творчества вы нарисуете картинки для иллюстрации книжки

Бумага, белая, цветная, краски, карандаши, клей и пр. материал для рисования героев сказки. 

Созданы сюжетные рисунки для оформления книжки малышки

Центр игры

 

 

 

 

Центр конструирования

 

 

 

 

Центр математики

 

 

 

 

Центр книги

Рассматривание иллюстраций

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать способность наблюдать, всматриваться, определять   эмоциональное состояние героев, быт, одежду, природу. Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации.

В центре книги вы можете еще раз встретиться с героями сказки «Заюшкина избушка» рассмотреть внимательно изображения: лубяная и ледяная избушка, героев сказки.

Книги со сказкой «Заюшкина избушка» иллюстрированные разными художниками

Дети рассматривают книги, общаются между собой, делятся впечатлениями об увиденном.

Центр безопасности и здоровья

«Дорисуй лицо»

Формирование навыков контроля собственных эмоций и распознания  чувств окружающих людей.

Умение определять эмоциональное состояние по схематическому изображению лица 

В центре здоровья, вы можете 

определить эмоциональное состояние людей, а также поупражняться в изображении эмоций 

 

Схемы  с изображением эмоциональных состояний. Круги бумаги разного диметра, средства изображения

Изображают эмоциональное состояние героев сказки в разных моментах.

Двигательный центр

 

 

 

 

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности

Содержание деятельности,

 действия педагога

Действия детей

Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация

 - Хорошо или плохо заканчивается сказка?

- Чем понравилась вам сказка

-  Какова основная мысль сказки? 

- Ребята, есть такие пословицы:

ü  Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

ü  Худо тому, кто не делает добра никому!

ü  На языке медок, а на уме холодок!

- Подходят  ли они к этой сказке? Объясните, почему вы так думаете?

Дети отвечают, высказывают свои мнения 

Объяснение  смысла пословиц.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности), культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать?)

Активизирует детей на общение, желание рассказать о результатах деятельности. Своевременно, тактично,  оказывает помощь, в тот момент, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать ранее игровые умения и действия.

Дети делятся впечатлениями  друг с другом, демонстрируют  продукты деятельности, дарят друзьям книжки и.т.д.

Дети демонстрируют уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в игровой, продуктивной  деятельности.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

 

— Как вы думаете,  а для других ребят вы сможете рассказать сказку «Заюшкина избушка»? А кому  еще вы ее сможете рассказать? 

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Ориентированы на самостоятельную деятельность



 

Скачано с www.znanio.ru

Проект ирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций

Проект ирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций

Понятия: лубяная избушка- это та, что изготовлена из коры; посечи- отхлестать, побить; клочки по закоулочкам- означает, что шерсть полетит в разные стороны; коса- сельскохозяйственный ручной…

Понятия: лубяная избушка- это та, что изготовлена из коры; посечи- отхлестать, побить; клочки по закоулочкам- означает, что шерсть полетит в разные стороны; коса- сельскохозяйственный ручной…

А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка

А еще в сказках есть особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что такое сказка

Работа с «Моделью трех вопросов»:

Работа с «Моделью трех вопросов»:

Устанавливают причинно- следственные связи

Устанавливают причинно- следственные связи

Презентация центров активности (педагогом/ребенком)

Презентация центров активности (педагогом/ребенком)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе

Рефлексивная ситуация -

Рефлексивная ситуация -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2020