Конструирование технологической карты урока
литературы в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет_____литература
Класс_____10___
Автор УМК_ Учебник литературы. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. –М.: Дрофа, 2013.
Тема урока Анализ эпизода
Тип урока Урок комплексного применения УУН учащихся
Тема |
«ОТЧЕГО ЖЕ ЭТО Я ТАКОЙ?» Урок по роману Гончарова «Обломов» |
|
Цель темы |
Анализ эпизода |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
В познавательной сфере: 1) развивать умение анализировать эпизод произведения, уделяя большое значение лексическому значению слова, детали как авторскому приёму; 2) содействовать развитию логики мышления, обогащать словарный запас учащихся, следить за правильностью и грамотностью речи; 3) формировать активную жизненную позицию, прививать любовь к литературе. |
Личностные: 1.Принятие социальной роли обучающегося 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность. 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами 4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 2. Устанавливать причинно следственные связи. 3.Давать определения понятиям. Коммуникативные: 1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации по теме урока. |
|
Основные понятия |
Обломовщина Философский роман Жизненная философия вставной эпизод герои-антиподы интерпретация, концепция автора концепция критика сюжетный мотив, типизация образная типизация ссимволика детали |
Оценка поведения литературных героев в различных ситуациях, определение жизненных ценностей героев, соотнесение их со своими ценностями; характеристика идеала писателя, его концепции мира и человека |
Методы обучения |
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный |
|
Применяемые приемы |
разъяснение с применением презентации, разъяснение с применением видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений |
|
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Литература Изобразительное искусство кино |
Индивидуальная Парная Групповая Фронтальная |
Учебник Проектор Компьютер Презентация, разработанная учителем и учащимся Мультимедийное приложение к учебнику Мел, доска |
ЭТАПЫ урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1-й этап. Организационный момент. Актуализация. Определение темы занятия. Рефлексия настроения и эмоционального состояния |
||||||
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Оценка эмоционального состояния учащихся. Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. |
Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Анализ выданной работы |
Работа с ресурсами |
Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе формирования групп |
Сотрудничество с собеседниками, использование речевых средств общения |
Проверяют наличие учебников и тетрадей, текстов с критическими статьми , наличие источников информации. Управляют поведением и деятельностью |
Адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности |
2-й этап. Рефлексия содержания учебного материала. Целеполагание |
||||||
Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия I. Вопросы и задания для обсуждения основной проблемы урока Запись на доске: 1.Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в апатичного, неподвижного И.И.Обломова? 2.Прав ли критик Н.Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? |
Обучающиеся в группах определяют цели и выдвигают задачи занятия. Формулируют общую цель и задачи. |
Выдвигая цели делают умозаключения |
Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество, аргументируют свою точку зрения, распределяют функции в группе |
Вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь, выражают собственное мнение |
Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Контроль за ответами одноклассников |
3-й этап. Первичное осмысление и применение знаний |
||||||
Учитель организует работу со схемой: организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной картой II.Опрос (с применением презентации.): Какова тема произведения И.А.Гончарова «Обломов»? Что такое тема и идея произведения? (теория литературы). Какова идея произведения? А какова проблематика произведения |
Поиск и обработка ресурсов |
Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи |
Работа в группах, организуют учебное сотрудничество |
Устанавливают партнёрские отношения |
Добывают новые знания |
Оценивают объективные трудности |
3-й этап. Вторичное усвоение. Беседа Главный герой Обломов
сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести
жизнь Обломова? |
||||||
4-й этап. Анализ 1, 8 глав первой части |
||||||
Организует обсуждение результатов. В чем вы видите причину апатии Обломова? Каковы истоки такого отношения И.И. Обломова к жизни и людям? |
Выстраивают причинно- следственные связи |
Презентуют модель |
Взаимодействие в групповом коллективе |
Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения, оппонируют собеседнику |
Прогнозируют развитие процессов в живых организмах |
Учатся предвидеть события, строят жизненные планы во временной перспективе |
5-й этап. Прослушивание АУДИОЗАПИСИ. Беседа по содержанию 9 главы |
||||||
6-й этап. Рефлексия. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
||||||
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнение поставленной цели. В чем сущность обломовщины? Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»? В чём смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария к ней? Эта эмоциональная концовка вселяет надежду, что Обломов еще не окончательно погиб. И его еще волнует вопрос: «ОТЧЕГО ЖЕ ЭТО Я ТАКОЙ?» |
Участвуют в обсуждении. В чем, по – вашему, главная беда обломовцев? Докажите текстом. |
Осознанно строят выводы. Каким эпизодом завершается «Сон Обломова»? В чём смысл финальной истории из обломовского детства и авторского комментария к ней? |
Выражают собственное мнение о работе и полученном результате, делают вывод. Докажите примерами из текста |
Договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности. |
Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их |
Осуществляют итоговый контроль |
6-й этап. Домашнее задание
|
||||||
Подведение итогов урока 1.уч. А.Н.Архангельского, стр. 109-112 (?). Устно ответить на вопрос. 2. Прав ли критик Н.Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? или «Что такое обломовская лень, с вашей точки зрения?» Напишите сочинение – эссе по одной из тем. |
Воспринимают информацию, выбирают уровень |
Осознанно фиксируют информацию |
|
|
|
|
Учитель: Федотова Л.С. 2014
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.