Конструкт квест-урока урока по литературному чтению
Тема урока: «По следам Гулливера»
Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; осуществляют рефлексию собственной деятельности), познавательные УУД (находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируют полученную информацию с помощью схем, таблиц; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); предлагают вариант решения проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; создают высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений; сравнивают мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;), коммуникативные УУД (умеют задавать вопросы; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе.).
Предметные: знают и анализируют содержание произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера. Путешествие в Лилипутию».
Цель: развивать познавательные (находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); предлагать вариант решения проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений; сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива), посредством организации и прохождения квеста «По следам Гулливера» на уроке, по произведению Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию».
Задачи:
Воспитательная: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать основы умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Развивающая: формировать регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; осуществлять рефлексию собственной деятельности), познавательные УУД (находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); предлагать вариант решения проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений; сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива), коммуникативные УУД (развивать умение задавать вопросы; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознавать значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работать в группе)
Образовательная: развивать умение анализировать содержание произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера. Путешествие в Лилипутию».
Принципы воспитания:
● Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей
● Принцип гуманистической направленности в воспитании
● Принцип стимулирования активности
Принципы обучения:
● Принцип деятельности
● Принцип наглядности
● Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания:
· Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
· Художественное слово
· Поощрение
· Создание ситуации успеха
· Рефлексия и самопознание
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
· Беседа
· Практические
По уровню включения в продуктивную деятельность:
· Частично-поисковые (эвристические)
· Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы развития познавательного интереса:
· Стимулирование занимательным содержанием
Методы формирования ответственности и обязательности:
· Предъявление педагогических требований
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
· Работа в группах
· Освоения элементарных норм ведения разговор
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Обеспечение урока:
1 Информационное обеспечение
1.1 Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями
внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6
декабря 2009г. №373
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 класс Школы №40 города Каменск-Уральский. Утверждено: приказ № 201 от 31.08.2020 г.
1.4 Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40»
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: Презентация «По следам Гулливера»
2.2 Индивидуальное: Карта «По следам Гулливера», конверты с заданиями, раздаточный материал для рефлексии «трап успеха», учебник
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Этап квеста |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
|||||||||||||||
1. Мотивация Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Вступление |
- Наш урок сегодня пройдёт не обычным образом. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете шифр, но откроется он, если вы соберёте пазл. Делать это будем в парах. Отсканируйте QR-код и соберите пазл. Вспомните, откуда эта иллюстрация, кто автор, а также найдите этот отрывок в учебнике.
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=00f584ede78e - Посмотрите, нам открылось первые слова шифра. Чтобы отгадать второе слово, придумайте ассоциацию к данному произведению. Перва группа придумывает существительные, вторая – прилагательные, третья – глаголы. Время 30 секунд. Начали. - Вижу, что команды закончили, предлагаю зачитывать по одному по очереди. Первая команда, потом вторая, третья.
- Какие интересные у вас получились ассоциации. И так, теперь шифр разгадан. Как же будет называться путешествие, в которое мы отправимся?
- Вижу, что команды заняли свои корабли. Ребята, а без какого человека не может обойтись корабль? - Я предлагаю командам посовещаться минуту, выбрать капитана и название корабля, и написать его на нём. Если команда готова, капитан должен взять кораблик в руки и поднять его вверх. - Отлично, вижу, что команды готовы, предлагаю каждой команде представить своё судно и капитана. - Спасибо, молодцы! |
Обучающиеся собирают пазл, определяют, что это отрывок из произведения «Путешествие в Лилипутию» Джонатана Свифта. Находят отрывок в учебнике.
Обучающиеся за 30 секунд придумывают ассоциации к иллюстрации и записывают их на лист.
Обучающиеся по очереди называют по одному слову ассоциации. - «По следам Гулливера» - Без капитана!
Капитаны команд представляют себя и сообщают название корабля (команды)
|
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), познавательные УУД (находят необходимую информацию в тексте литературного произведения; создают высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе.). Предметные: знают и анализируют содержание произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера. Путешествие в Лилипутию». |
|||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний и умений. Задача: актуализировать знания, выявить проблему и причины затруднения. |
|||||||||||||||||||
3. Постановка целей и задач урока. Задача: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в построении нового способа действий. |
Центральное задание |
- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие по различным островам, как это делал Гулливер. Делать мы это будем по карте с островами, посмотрите, проложен ли маршрут?
- Этот маршрут мы с вами будем прокладывать, выполняя задания на каждом новом острове. - Также, на одном из этих островов зарыт клад. Выполняя задания, мы будем получать подсказки, которые приведут нас к этому острову. - По ходу выполнения заданий команды будут соревноваться между собой и плыть в разном темпе. Каждая команда выполняет задания самостоятельно и получает затем конверт со следующим заданием. - Если у кого-то будут трудности, вы можете обратиться ко мне за помощью, подняв руку. - Закончив выполнять задание, прочертите на карте путь к следующему острову и поднимите руку, чтобы получить второй конверт. - Кому не понятно? - Тогда вперёд! |
- Нет.
Обучающиеся слушают инструкции учителя по прохождению квеста. |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе.). |
|||||||||||||||
4. Освоение новых знаний и способов действий. Задача: осуществляют деятельность, в ходе которой реализуют решение проблемы. |
Описание процедуры работы |
№1. Порт. Чтобы поднять якорь и доплыть до первого острова, вам нужно знать язык жителей, которые на нём обитают. Попробуй перевести слова с лилипутского на русский. Найди эти слова в тексте и попробуй подобрать перевод, подставляя в текст вместо слова на лилипутском, слова для справок. Слова для справок: Большой человек! Огонь! Развяжите его! Помогите!
Следующий остров: остров Лилипутов.
№2. Остров Лилипутов. Лилипуты с удивлением рассматривают вас и ваш корабль. Вы для них – гиганты. Но некоторые ваши вещи могут быть полезны и лилипутам. Подумайте и напишите, как лилипуты могут использовать следующие вещи: носовой платок, ватный диск, палочка от мороженного, пластиковый стаканчик, смартфон, наушники, кисточка для рисования, крышечка от бутылки, иголка, нитки. За каждый ответ – 1 балл. Одна вещь может применяться по-разному, поэтому за разные применения + 1 балл. Дополнительное задание: Осмотрите вашу парту и класс и подумайте, какими ещё вещами могли пользоваться лилипуты и как? Следующий остров – остров Великанов.
№3 Остров Великанов На Острове Великанов, всё совсем наоборот! Для местных жителей вы стали лилипутами, размером с палец! Найди в тексте «Путешествие в Лилипутию» строки, где Свифт описывает лилипутов и подумайте, как бы вы себя ощущали, будучи такими же крохами на Острове Великанов? Сформулируйте по одной эмоции от каждого члена команды. Следующий остров – Остров Учёных.
№4 Остров Учёных. На острове учёных должны находиться только самые умные путешественники. Жители острова пропустят тебя к сокровищам, только если ты выполнишь их испытание и ответишь на все вопросы викторины. 1. Кто автор произведения «Путешествие в Лилипутию»? (Джонатан Свифт) 2. Как полностью называется книга? (Путешествие Гулливера) 3. К какому жанру относится это произведение? (Сказка) 4. Почему Гулливер уснул после того, как лилипуты напоили его вином? (Они подсыпали туда сонный порошок) 5. Почему Гулливер передумал сбрасывать с себя лилипутов, когда они начали кататься по нему как с горки? (Они накормили и напоили его, а также он посчитал их очень храбрыми и не хотел обижать)
- Теперь, когда мы с вами отыскали клад в этом увлекательном путешествии, пора вернуться домой. Для того, чтобы поднять якорь из волшебных вод, выполним последнее задание. Откроем страницу 166 учебника и ответим на вопрос №5. Каждая группа отвечает самостоятельно.
- Предлагаю капитанам команды огласить ответ команды. - Спасибо. Теперь, забрав сокровища и подняв якорь, мы с вами можем отправиться в класс.
|
Каждая команда получает конверт с 1 заданием. Выполняют индивидуально. Проверяет учитель и, если задание выполнено верно – вручает конверт со следующим заданием. Команды выполняют в своём темпе и получают конверты по мере выполнения заданий. Команда, пришедшая первой к острову с сокровищами, считается победившей и забирает клад, другие команды получают другие артефакты жителей последнего острова.
Обучающиеся, работая с учебником, отвечают на вопрос, вставляют необходимые слова и формулируют ответ.
(Например: - Мы считаем, что пропущено слово «Верёвочки», автор таким образом указывает на то, что они очень тонкие и маленькие для Гулливера, но для Лилипутов это прочные канаты) |
Личностные: обучающиеся проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи; демонстрируют основы умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей), познавательные УУД ( находят необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксируют полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); предлагают вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; создают высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета; овладевают основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы; работают в группе.). Предметные: знают и анализируют содержание произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера. Путешествие в Лилипутию». |
|||||||||||||||
5. Первичное закрепление. Задача: организовать самостоятельную работу с целью проверки и коррекции полученных знаний |
|||||||||||||||||||
6. Рефлексия Задача: инициировать содержательную рефлексию обучающихся, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции |
Описание критериев и параметров оценки квеста |
- Давайте с вами обсудим наше путешествие. На каком острове было сложнее всего? - Как вы справились с этими трудностями? - Задания жителей какого острова показались вам простыми? - Кто готов поделиться впечатлениями о пройденном квесте.
- Закончить наш урок я предлагаю, заполнив таблицу сравнения Гулливера и Лилипутов. Поставьте плюс, если у героя есть это качество, минус, если его нет.
- Кто желает высказать свою точку зрения?
- Ребята, я благодарю вас за активность и была рада путешествовать с вами. До свидания. |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и делятся впечатлениями о квесте. Говорят причины своих успехов или неуспехов.
Заполняют таблицу, а затем высказывают свою точку зрения. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей; осуществляют рефлексию собственной деятельности), познавательные УУД ( сравнивают мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;), коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника; ведут диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета) |
|||||||||||||||
Заключение |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.