МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «МАЯЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Конструкт
Познавательно – исследовательской деятельности
«Экспедиция в поисках пропавших самоцветов»
НИЖНИЙ ТАГИЛ
Тема: «Экспедиция в поисках пропавших самоцветов»
Возрастная группа: старшая группа
Форма совместной деятельности: интегрированная образовательная деятельность
Форма организации: групповая
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа с воспитанниками: просмотр видеофильмов, презентаций об Урале, чтение сказов П.П.Бажова и просмотр мультфильмов по сказам.
Цель: Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об Уральских горах; уточнить и обобщить знания детей о животных и деревьях Уральских лесов. Обобщить и закрепить представления детей о творчестве уральского писателя П.П.Бажова.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление у детей как появляются горы; продолжать конкретизировать представления детей о животных Урала.
Побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить высказывать свои предположения и суждения;
Продолжать учить передавать в аппликации предметные изображения
Продолжить закреплять умение строить предложения.
Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Развивающие: Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
Развивать связную речь
Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое дело до конца;
Развивать умение детей выражать свои знания, составлять рассуждение со взрослыми;
Развивать исследовательские умения;
Развивать воображение и эмоциональную отзывчивость;
Развивать изобразительные навыки и умения, мелкую моторику пальцев
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к живой природе;
Способствовать умению сотрудничать друг с другом, взаимодействовать для решения общей цели.
Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор;
Воспитывать любовь к малой родине.
Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.
Планируемый результат:
Дети с интересом слушают, отвечают на вопросы педагога о последовательности событий;
Проявляют интерес к сказам П.П.Бажова;
Знают об истории возникновения Уральских гор;
Обогащен и активизирован словарный запас детей;
№ |
Этапы занятия Структурные компоненты деятельности |
Содержание совместной деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат (в соответствии с ФГОС ДО) |
||
1. |
Вводно – организационный Мотивация к деятельности |
Утренний круг Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок, Мы живем в родном краю, Всех я Вас приветствую!
Сюрпризный момент
-Ребята, что это за странные звуки? (на экране появляется хозяйка Медной горы) |
Предлагает настроиться на работу
|
Внимательно слушают и выполняют действия
|
Настроены на диалог
Настроены на общение
Обладают развитым воображением в области Познавательного развития |
||
2. |
Информационно - аналитический Работа над темой, побуждение к деятельности
Открытие детьми новых знаний, способа действий |
- «Здравствуйте ребята, узнали меня? Да, я медной горы хозяйка! Мои владения – это уральские горы. Уральские горы По каменным плитам Ведут за собой нас В страну малахита. В страну, где не счесть Драгоценных камней, В страну работящих И добрых людей. Горы бывают разными: высокими и не очень, древними и относительно молодыми. Но в России совершенно уникальные горы, которые пресекают ее поперек с севера на юг и делят нашу страну на две части – европейскую и азиатскую. Это самые древние горы на нашей планете. Они протянулись от арктического Карского моря до южных степных окраин более чем на две тысячи километров. Но ведь Уральские горы – это не прямая асфальтированная дорога, а череда сплошных препятствий. Уральские горы полны красивых необыкновенных камней. Там много лесов и проживает много животных. Но увы, у нас случилась беда – пропали все камни-самоцветы в горах! Помогите их вернуть!» - Ребята, поможем? Но, как нам помочь хозяйке Медной горы? Как же нам до гор Уральских добраться? - «Путь ваш будет не близкий и трудный, нужно будет нам много препятствий нужно преодолеть. Готовы?» - «Вам поможет моя карта, следуя по ней вы будете преодолевать препятствия, если вы правильно выполните все задания, то может быть вам удастся отыскать пропавшие самоцветы» - Чтобы найти пропавшие самоцветы, давайте отправимся в научную экспедицию. Так как нам на пути встретиться много лесов и животных, камней – мы должны превратиться в ученых. - На столе лежат бейджики, вам надо выбрать какими учеными вы будете, что вам предстоит изучать. - Ну, вот, наша команда в сборе, мы отправляемся в научную экспедицию. Но сначала вы должны выбрать на какую станцию мы отправимся. Станция №1 - Мы с вами очутились в уральском лесу. Какие животные обитают в наших лесах? - Вам нужно отгадать загадки, тогда звери и покажутся. Загадки: Волк. В лесу зимой холодной Ходит злой, голодный. Он зумами щелк! Это серый …
Еж. Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.
Лось. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Рысь. Меньше тигра, больше кошки, Над ушами – кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь.
Лисица. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.
Медведь. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Это зверь лесной… Заяц. Что за зверь такой лесной Встал как столбик под сосной? Кто стоит среди травы, Уши больше головы? - Молодцы! Справились, куда же нам дальше идти? Станция №2 - Теперь мы с вами попали в лес, где растет много разных деревьев. Назовите их. - Вот вам следующее задание: на столе лежат картинки с изображенными различными деревьями. Прошу вас научные сотрудники отобрать картинки с теми деревьями, которые растут в Уральских горах. Вы отлично справились с заданием, но надо продолжать наш путь! Но куда же мы отправимся дальше?
Станция №3 - Ребята, оглянитесь, мы попали в загадочную пещеру! Здесь может быть множество камней! - Посмотрите, а вот и они – кварц, яшма, агат, лазурит, нефрит. - Давайте о них узнаем побольше.
Коммуникативная игра «Расскажи мне о камнях» Задание: Один ребенок берет камень и отвечает на вопросы. Вопрос задают дети с опорой на схему, он может звучать так: Какого камень цвета? или Какого камень размера? или Какой камень формы?
- Вот мы и узнали много нового о самоцветах. Но теперь надо их проверить. Отправляемся в лабораторию. - Ребята, вы не устали? Может как-нибудь отдохнем?
Физкультминутка Стоит гора-старушка. До небес макушка. (потянулись вверх) Ее ветер обдувает, (помахали руками вправо влево) Ее дождик поливает. (легко постучали подушечками пальцев по головке) Стоит гора страдает (опустили руки вниз, сделали печальное выражение И камешки теряет, лица) И каждый день И каждую ночь Катятся, катятся камушки прочь. (присели и постучали по полу)
- Ну, а теперь приступаем к исследованиям.
1 эксперимент. Задание:
Посмотрите на схему, догадайтесь: Что мы будем сравнивать? Что мы будем
делать?
(Будем сравнивать камень и мел. Для этого постучим по камню и по мелу молотком. Камень не крошится, мел крошится) Вывод: Камень – прочный, мел – хрупкий.
2 эксперимент.
(Будем сравнивать пенопласт и камень. Для этого опустим камень и пенопласт в воду. Камень – утонул, пенопласт не утонул) Вывод: камень - тяжелый, пенопласт - легкий. (Будем сравнивать камень и мел. Опустим их в воду. Камень утонул, но его видно в воде. Мел утонул и окрасил воду в белый цвет.) Вывод: Камень не растворяется в воде, мел растворяется в воде
3 эксперимент.
(Будем сравнивать камень и пластилин. Для этого сожмем в руке камень и пластилин. Камень не мнется, пластилин – мнется) Вывод: Камень – твёрдый, пластилин – мягкий.
- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями, вот мы и убедились, что это настоящие самоцветы! - А что можно сделать из камней? - Правильно ребята, из камней самоцветов, можно сделать множество украшений: бусы, серьги, браслеты. А также различные шкатулки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- А сейчас, дорогие ученые, я предлагаю вам отправиться в нашу мастерскую, где вы разными способами украсите шкатулку. - Ну вот ребята, наша экспедиция подошла к концу, камни мы все нашли, но кому их отдать? - Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам идет? Так ведь это же сама хозяйка Медной горы!
- «Здравствуйте ребята. Я – Хозяйка Медной Горы. Давно я за вами наблюдаю, вижу, что вы ребята смелые, не испугались такой далекий путь пройти. А камни мои собрали? Тогда если все вернете награжу вас, а если что утаите – здесь со мной навеки останетесь! Положите камешки в шкатулку, а там уж мои работники помощники все проверят! Спасибо вам за работу вашу, все камни вернули. Вот вам и награда за ваши труды – волшебный мешочек с камнями самоцветами вам на память. До свидания!» |
Приглашает детей рассмотреть карту.
Привлекает к совместной деятельности.
Направляет, побуждает детей к действиям
Задает вопросы комментирует высказывания детей
Педагог направляет, побуждает детей к действиям
Помогает и направляет деятельность детей |
Слушают
Проявляют самостоятельность, делают вывод.
Дети выдвигают свои версии
Ответы детей
Дети делают самостоятельный выбор
Принимают активное участие
Ответы детей
Дети общаются по теме, дают описательные рассказы
Ответы детей
Отвечают на вопросы
Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы
Дети высказывают свои предположения
Дети выполняют гимнастику
Дети разбирают и выполняют опыты, делают выводы
Дети высказывают свои предположения
Дети самостоятельно выбирают материалы и выполняют действия
|
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельность.
Склоны наблюдать и делать выводы.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию.
|
||
4. |
Заключительный |
- Ребята, вам понравилось наша экспедиция? - Нам пора возвращаться в группу, где мы ребятам расскажем, где мы с вами сегодня побывали, что мы с вами делали, кого повстречали. И подарим ребятам камни самоцветы. |
Активизирует обсуждение |
Участвуют в обсуждении, в диалоге. Делают заключительные выводы. |
Обладают элементарными представлениями в области знаний по родному краю |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.