Конструкт урока литературного чтения
УМК: «Перспектива»
Тип урока: Открытия новых знаний и способов действий
Тема урока: «Произведение русских поэтов и художников о природе»
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение к литературным произведениям; знания некоторых фамилий писателей и поэтов и их произведений;
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, целеполагание, планирование, осуществляют постановку учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную задачу; способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации); Познавательные УУД (осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, строят логическую цепь рассуждений, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ, осмысленное чтение); Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи)
Предметный: обучающиеся демонстрируют знают стихотворения А. Плещеева «Весна», С. Есенина «Черемуха», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...»; умеют анализировать стихотворения, говорить о чем данное стихотворение
Цель урока: формирование личностной и познавательной рефлексии, познакомить с лирическими стихотворениями А. Плещеева «Весна», С. Есенина «Черемуха», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...»;
Задачи:
Воспитательная: формировать уважительное отношение к литературным произведениям; знания некоторых фамилий писателей и поэтов и их произведений;
Развивающая: развивать у обучающихся Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, целеполагание, планирование, осуществляют постановку учебной задачи, умение принимать и сохранять учебную задачу; способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации); Познавательные УУД (осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, строят логическую цепь рассуждений, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ, осмысленное чтение); Коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи)
Образовательная: способствовать развитию знаний у обучающихся о стихотворениях А. Плещеева «Весна», С. Есенина «Черемуха», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...»; умению анализировать стихотворения, говорить, о чем данное стихотворение
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
ü Принцип сознательности и активности;
ü Принцип наглядности;
ü Принцип систематичности и последовательности;
ü Принцип научности.
Принципы воспитания:
ü Создание положительного эмоционального подъёма;
ü Воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
Методы получения новых знаний: беседа, объяснение.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение .
Методы эмоционального стимулирования: поощрение.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в парах.
Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным материалом.
Методы формирования социального опыта детей: игра
Методы воспитания:
Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение.
Методы формирования сознания личности: педагогическое требование.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2015г.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
3. Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов, 2017г
4. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2 / Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 127 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива). – ISBN 978-5-09-023006-3
Оборудование:
● Демонстрационное: презентация по теме «Произведение русских поэтов и художников о природе», музыка «Закрой глаза»
● Индивидуальное: дневник, учебник, пенал
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
3. Решение проблемы
4. Первичное закрепление
5. Рефлексия
Итог: мин
Макет доски:
Проектор |
Число Раздел: Тема
|
Цель урока: |
Ход урока
Этап и задача урока |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
||||||
Организационно-мотивационный этап Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным материалом. Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение. Методы формирования сознания личности: педагогическое требование.
|
-Доброе утро, ребята, я рада видеть вас сегодня. -Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на парте должны лежать, слушайте внимательно и проверяйте: дневник, учебник, пенал -Я вижу, что у всех все есть, отлично! -Сейчас тихонечко присаживаемся на свои места. -Для того чтобы наш урок прошел успешно, сейчас я вас попрошу закрыть глазки и представить, то о чем я буду вас говорить. *обучающиеся закрывают глаза и вкл. успокаивающая музыка «Закрой глаза»* -Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). -Молодцы! Открываем глазки. -…, что ты почувствовала? (ответы детей) -…, какое настроение у тебя появилось? (ответы детей) -Ребята, я надеюсь, что настроение на уроке у нас будет отличным, и мы сможем справиться со всеми заданиями на сегодня, поднимите руку те, кто хочет узнать, о чем же мы сегодня будет говорить -Замечательно, вижу, что все хотят, предлагаю тогда начать. |
Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: (саморегуляция, контроль);
|
||||||
Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания, сформулировать тему урока |
Методы получения новых знаний: беседа, объяснение. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение . Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным материалом. Методы формирования сознания личности: педагогическое требование.
|
-Сегодня на уроке нас ждет очень много интересного, мы познакомимся с новыми стихотворениями, и к нам придут новые гости, а кто же это будет, мы узнаем немного позже. -Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что мы начали изучать на прошлом уроке, какой раздел, а для этого посмотрите на слайд *в презентации показываю города* -…, скажи, пожалуйста, что мы сейчас посмотрели? (города) -а в каком городе живём мы? Отвечаем по поднятой руке (Каменск-Уральский) -А как это по-другому называется? (родина) -Кто мне скажет определение слова Родина? (ответы детей) -А кто вспомнил, какой раздел мы начали изучать? (Край родной, любимый навек) -Совершенно верно! Молодцы! Спасибо всем кто отвечал и помогал своим одноклассникам. Ребята, нам нужно сформулировать тему урока, а для этого я подготовила для вас изображения, посмотрите на них *на доску вывешиваю изображения природы* -Скажите, пожалуйста, что там изображено? (природа, об-ся расписывают по деталям) -Верно! -Нравятся вам эти картины? (да) -А кто их изобразил? (художники) - Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины). - Какие краски можно использовать? (разные светлые и темные) -А как вы думаете, почему кто-то использует светлые, а кто-то темные оттенки? (потому что у них бывает разное настроение) -Да, вы правы! -Ребята, а кто еще может передать настроение природы, либо описать саму природу? (поэты, писатели, композиторы) -Совершенно верно! -А как передают описание, свои чувства и настроение к природе поэты и писатели? (Писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах) - Правильно, ребята, поэты рисуют картины природы словами. - Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (о природе) -Молодцы! -А как может звучать наша тема сегодня? (предположения детей) -Ребята, спасибо вам за ваши предположения, многие из вас были близки -…., прочитай, пожалуйста, как же все-таки звучит наша тема урока -Тема урока: «Произведение русских поэтов и художников о природе» -Какую цель мы с вами можем поставить? -Познакомиться с произведениями русских поэтов и художников о природе -Отлично! -…, что мы сейчас с вами сделали? (сформулировали тему и цель урока) -Замечательно! |
Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, осуществляют постановку учебной задачи); коммуникативные УУД: (планируют учебное сотрудничество с учителем, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); познавательные УУД (строят логическую цепь рассуждений, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ);
|
||||||
Решение проблемы Задача: знакомство с произведениями А.Плещева «Весна», С.Есенина «Черёмуха», С.Дрожжина «Придет зима холодная»
|
Методы получения новых знаний: беседа, объяснение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение . Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в парах. Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным материалом. Методы формирования сознания личности: педагогическое требование.
|
-Сейчас, ребята, к нам в гости пришёл наш первый гость *показываю фотографию* -Это ребята, Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893) — русский поэт, писатель. Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, особенно начинающему. В литературном мире он пользовался общим уважением. Последние годы жизни Плещеев провел относительно спокойно: он получил большое наследство и много путешествовал. -Мы познакомимся с его одним из прекраснейших произведений, название, которого предлагаю определить, отгадав загадку Кленам, липам и дубочкам Новые дарю листочки, Милых пташек приглашаю Возвратиться с юга И на север провожаю Зимушку-подругу. (Ответ: Весна) -Сейчас я включу аудио-запись произведение «Весна» А.Н.Плещеева, ваша задача внимательно слушать, чтобы ответить на вопросы: -Вы можете открыть стр.70, на которой написано данное произведение 1. Какие картины весны наблюдает поэт? 2. С каким настроением говорит о них? *вкл.аудио-запись* -…, прочитай 1 вопрос -…, как ты ответил(а) на этот вопрос? -Кто согласен с …, поднимите руку -А с каким настроением говорит о весне? -Спасибо за ваши ответы! -Какие слова вам встретились незнакомые? -Как вы думаете, что они обозначают? -Лазурь - цвет неба в ясный день, один из оттенков голубого цвета. -миновать, обойти, объехать, пройти мимо, оставить в стороне -Сейчас я предлагаю вам, прочитать данное произведение про себя, а затем прочитать своему соседу передавая все чувства и настроение поэта (читать по четверостишию, распределение самостоятельно) -Молодцы, закончили! - Рассмотрите в учебнике на с. 71 репродукцию картины И. Грабаря «Мартовский снег». Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960) — русский советский художник, искусствовед, музейный деятель. Почетное звание заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 г., и первым из художников его получил Н.Э. Грабарь. Расскажите, что вы видите на картине. Почему она так называется? Художник был заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки (несколько лет он был за границей) выразилось в картинах «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других. -Предлагаю немного отдохнуть, встаньте, пожалуйста Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. - Прочитайте в учебнике на с. 72, кто написал стихотворение «Черемуха». (С. Есенин.) - Сергей Есенин – это русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья. -Мы прочитаем только отрывок из этого стихотворения. Слушайте внимательно, после моего прочтения, вам необходимо будет выполнить 2 задание -…, почти его -Молодцы! -Следующий наш гость на сегодня – это Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт. Родился в семье крепостных крестьян.
-Послушайте стихотворение внимательно, и ответьте на вопросы -О чем это стихотворение? -Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну? *вкл. аудио-запись* -Ребята, о чем же говорится в данном произведение? -Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну? -Молодцы! |
регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; волевую саморегуляцию; способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации познавательные УУД (осмысленное чтение). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
||||||
Первичное закрепление Задача: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
|
Методы получения новых знаний: беседа, объяснение. Методы эмоционального стимулирования: поощрение. Методы формирования сознания личности: педагогическое требование.
|
-Ребята, сейчас я предлагаю вам для наших гостей прочитать их произведения выразительно! (ребята читают про себя 3-4 мин) - Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики). *3 уч. читают вслух.* - Что получилось хорошо? (Ответы детей.) - Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.
|
регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; волевую саморегуляцию). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
||||||
Рефлексия: Задача: подведение итогов с помощью эмоциональной рефлексии «Смайлики»
|
Методы эмоционального стимулирования: поощрение.
|
- Что нового узнали на уроке? (познакомились с новыми произведениями) - Что особенно понравилось? (ответы детей) - Какие были затруднения? Я предлагаю вам оценить своё настроение с помощью данных смайликов:
-Спасибо. А я выберу 1ую снежинку, так как у меня отличное настроение. Мне очень понравилось сегодня работать с вами! - Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться. - Спасибо вам большое, вы все хорошо работали, прошу вас встать, урок закончен. - Приготовьтесь к следующему уроку. |
познавательные УУД (осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме); коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.