Конструкт урока литературного чтения во 2 классе на тему "С.Я. Маршак "Кот и лодыри"
Оценка 5

Конструкт урока литературного чтения во 2 классе на тему "С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

Оценка 5
docx
18.06.2024
Конструкт урока литературного чтения во 2 классе на тему "С.Я. Маршак "Кот и лодыри"
конструкт.docx

Конструкт урока литературного чтения №7

Тема урока: С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

УМК: «Школа России»

Цель: формирование представлений о творчестве С.Я. Маршака в процессе знакомства с произведением «Кот и лодыри».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся знают факты из биографии С.Я. Маршака, умеют читать выразительно, отражая настроение стихотворения, воспринимать на слух текст стихотворения, определять главную мысль произведения, характеризовать героев, соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Развивающие: развивать умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Образовательные: познакомить с фактами из биографии С.Я. Маршака, научить читать выразительно, отражая настроение стихотворения, воспринимать на слух текст стихотворения, определять главную мысль произведения, соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

Принципы воспитания:

·     Создание положительного эмоционального подъёма

·     Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения:

·     Принцип сознательной активности.

·     Принцип наглядности.

·     Принцип систематичности и последовательности.

·     Принцип доступности.

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей:

·     педагогическое требование

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

·     Беседа

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

·     создание ситуации успеха

·     поощрение и порицание

 

Методы обучения:

Методы получения новых знаний:

Словесные:

·     объяснение

·     беседа

·     работа с книгой

Наглядные:

·     Демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

·     Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

·     Предъявление педагогических требований

·     Оперативный контроль

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

демонстрационные: презентация на тему «С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

индивидуальные: учебник, карточки для распределения ролей.

 

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. (5 мин.)

3. Решение проблемы (6 мин.)

4. Первичное закрепление (6 мин.)

5. Самостоятельная работа (15 мин.)

6. Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

Итог: 40 мин.

Использованная литература:

1.       Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 33с.

2.      Федеральная образовательная программа начального общего образования / Министерство просвещения Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2023. – 193с.

3.      Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

4.      Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014. —128 с.

5.      Литературное чтение 2 класс, 2 часть. Учебник системы «Школа России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности.

Создать устойчивую положительную мотивацию каждого обучающегося к деятельности.

Словесные: объяснение

Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Викторовна, и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я.

-  Для того, чтобы настроиться на работу, я предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец

отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. Повторяйте за мной. Поменяем руки. Попробуем ещё несколько раз.

- Вижу, что вы очень старались. Молодцы!

- Предлагаю проверить готовность к уроку: на ваших партах лежат учебник по литературному чтению, дневник и пенал. У кого всё есть, можете садиться за свои места.

- Не забываем о правильной посадке: ноги стоят на полу, спина прямая и опирается на спинку стула, руки лежат на парте.

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность.

 

 

 

Проверяют правильную посадку.

 

Ф

-

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.

Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения, оживить жизненные впечатления.

Словесные:

•объяснение

•беседа

Наглядные:

•Демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

•Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Оперативный контроль

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение и порицание.

- Скажите, как называется раздел, который мы изучаем?

- С какими авторами мы уже познакомились? Какие произведения прочитали?

- Я предлагаю определить название произведения, которое мы сегодня прочитаем. Посмотрите на слайд. Название произведения написано зеркально. Кто сможет его прочитать?

На слайде:  ирыдол и тоК

- Автора этого произведения вы еще не знаете, но если вы правильно вставите слова в стихотворения, то узнаете. Итак, приготовились, начинаем. За каждое правильно вставленное слово, вы получите карточку с буквой, из которых вы составите имя автора.

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ...(ремне).

2. Не было в доме мышей,

А было много...(карандашей)

3. ЭЙ, не стойте слишком близко -

Я...(тигренок), а не киска!

4. Правда, дети, я хорош:

На большой ...(мешок) похож?

5. Мой веселый звонкий ...(мяч),

Ты куда помчался вскачь?

6. Вместо шапки на ходу

Он надел...(сковороду)

(Ребята получили карточки: МАРШАК)

- Кто готов озвучить фамилию автора?

- Вы правильно вставили слова и отгадали автора. Маршак - это не только автор

произведения, с которым мы сегодня познакомимся, но и автор строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.

- Молодцы, мы узнали уже многое! Но нам предстоит узнать еще много нового,

интересного. И для этого от вас потребуется усидчивость, терпение и желание хорошо

учиться.

-Как вы считаете, зачем нужно учиться?

-А что мешает чаще всего хорошо учиться?

-А как можно назвать такого человека, который обладает таким качеством?

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Верно, нашей сегодняшней целью будет познакомиться с произведением С.Я. Маршака «Кот и лодыри».

- Для того, чтобы узнать побольше о С.Я. Маршаке, я предлагаю посмотреть видеоролик. Смотреть его важно внимательно, так как после я буду задавать вопросы.

Видео:  https://ya.ru/video/preview/5344208580380332042

- Мы посмотрели видеоролик. Что вам больше всего запомнилось из биографии автора?

- Какие его произведения вам знакомы?

- Отлично!

- А теперь я предлагаю наконец перейти к нашему произведению. Кто ещё раз напомнит, как оно называется?

- Откройте учебник на странице 26. Как вы думаете, что произойдет в произведении с таким названием?

- Как вы думаете, как связаны кот и лодыри?

- Интересно ли вам узнать?

- Замечательно.

- Писатели – детям.

- Чуковский «Федорино горе», Барто «верёвочка» и т.д.

 

 

 

 

- Кот и лодыри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Маршак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- чтобы быть грамотным, умным человеком.

- лень.

- лодырь.

- С.Я. Маршак «Кот и лодыри»

-  познакомиться с произведением С.Я. Маршака «Кот и лодыри».

 

Смотрят видеоролик.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

Ф

 

Презентация.

ОК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные:  обучающиеся знают факты из биографии С.Я. Маршака.

Решение проблемы.

Познакомить с произведением, обеспечить эмоциональность восприятия и интереса к произведению.

Дать возможность поделиться впечатлениями, выявить качества самостоятельного восприятия текста, скорректировать задуманный ход анализа произведения.

Словесные:

•объяснение

•работа с книгой

•беседа

 

- Тогда предлагаю приступить к чтению стихотворения. Я прочитаю стихотворение, а вы следите за текстом по учебнику.

- Мы с вами прочитали стихотворение. Поднимите руку, кому оно понравилось?

- Какие незнакомые слова встретились вам в произведении?

- Грифель – это пишущий стержень внутри карандаша. Рассмотрите свои карандаши. В них тоже есть грифель.

- Какое настроение, чувства вызвало у вас стихотворение?

- Кто главные герои произведения?

- О чём в нём рассказывается?

- Прежде, чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать друг другу.

- Я буду показывать движения, а вы – повторять за мной.

- Сейчас выполним наклоны головы вправо и влево, делаем это аккуратно, не слишком резко. Поднимем руки вверх, встанем на носочки и потянемся. А теперь поставим руки на пояс. Выполним наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Отлично, молодцы!

- Мы с вами размялись и можем продолжить работу. Садитесь за свои места и не забывайте о правильной посадке.

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

- грифель.

 

 

 

 

Делятся впечатлениями.

 

- кот, мальчики.

- о том, как мальчики прогуляли урок на катке.

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

Ф

Учебник.

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Предметные:  обучающиеся умеют воспринимать на слух текст стихотворения.

Первичное закрепление

Мотивировать перечитывание текста, вызвать потребность в аналитической работе.

Углубить восприятие произведения, помочь освоить его идею, формировать читательские умения.

 

Наглядные:

•Демонстрация

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•создание ситуации успеха

•поощрение и порицание

Словесные:

•объяснение

•беседа

•работа с книгой

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

•Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

Оперативный контроль

- А теперь предлагаю ещё раз прочитать стихотворение, выразительно, всем вместе. Но перед этим, чтобы наше чтение было чётким и красивым, предлагаю выполнить речевую разминку.

- Предлагаю всем вместе проговорить вот такую скороговорку, сначала сделаем это медленно. А теперь немного быстрее. А кто сможет прочитать эту скороговорку быстрее всех?

На слайде: котик ниток клубок укатил в уголок.

- Предлагаю начать чтение стихотворения по цепочке.

- Мы прочитали стихотворение ещё раз.

- Куда попали лодыри по пути на урок?

- На что жаловался кот?

- Почему кот хочет научиться грамоте?

 

 

 

 

- Лодырям нравится учиться?

 

 

- Чем занимаются лодыри целый день?

- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям?

-Как мы прочитаем слова автора?

- Каким мы можем назвать кота? Как должны звучать его слова?

-А какими были лодыри? Как должны звучать слова лодырей?

-Мы охарактеризовали главных героев. А теперь попробуем прочитать по ролям и

передать интонацией слова героев стихотворения.

- Предлагаю распределить роли. Сейчас я каждому выдам карточку с их ролью, и у вас будет одна минута на то, чтобы подготовиться к выразительному чтению.

- Кому досталась карточка с изображением пера? Те ребята будут готовить выразительное чтение за автора.

Карточка для уровня 1:


- Кому досталась карточка с изображением кота? Те ребята будут готовить выразительное чтение за кота.


Карточка для уровня 2:

- Кому досталась карточка с изображением мальчиков? Те будут готовить выразительное чтение за лодырей.


Карточка для уровня 3:

- Предлагаю начать наше чтение по ролям.

- Молодцы, я увидела, как вы старались правильно передать интонацию автора и героев!

 

 

 

 

 

Выполняют речевую разминку.

 

 

 

 

 

 

 

- на каток.

- на то, что котов не обучают грамоте.

- Кот объясняет, почему плохо быть неграмотным, рассуждает о его жизненных трудностях, которые его преследуют.

-Нет, лодырям не нравится учиться. Они не привыкли трудиться.

-На коньках катаются.

-Нет, нужно спортом заниматься после школьных занятий.

- Он смеется над ними, осуждает их.

 

- Мудрый, но немного грустный.

- беззаботные, насмешливые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают по ролям.

Ф

И

Учебник.

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные: обучающиеся умеют определять главную мысль произведения,  умеют читать выразительно, отражая настроение стихотворения, характеризовать героев.

Самостоятельная работа.

Обобщить результаты анализа, обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•создание ситуации успеха

•поощрение и порицание

Словесные:

•объяснение

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

•Упражнение

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Оперативный контроль

- Ребята, а как вы думаете, что самое главное хотел сказать автор в своём стихотворении?

- Для того, чтобы это понять, предлагаю немного поработать в парах. Какие правила работы в парах вы помните? Отлично.

- У вас на партах лежат конверты. Откройте их. Что вы видите?

- Это части пословиц, которые необходимо собрать. У каждого ряда пословица своя. Предлагаю собрать пословицу в парах и обсудить её значение. На работу у вас есть 2 минуты.

Пословицы:

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время, а потехе час.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать?

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

- Какой вывод мы можем сделать? Чему же нас всё-таки учит это стихотворение?

- Молодцы!

- А теперь, чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест. На своих листочках напишите имя, фамилию.

Тест:

1.  Имя и отчество поэта:

 

Лев Николаевич;

Самуил Яковлевич;

Корней Иванович.

 

2. Где родился Маршак?

 

Воронеж;

Острогожск;

Петербург.

 

3.  Выберите название произведения Маршака.

 

"Путаница";

"Федорино горе";

"Кот и лодыри".

 

4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри":

 

неряха;

плакса;

лентяй.

 

5. Куда попали лодыри вместо урока?

 

каток;

кино;

музей;

 

6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

 

два года;

год;

пять лет.

 

- Заканчиваем выполнение теста.

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

Собирают и объясняют пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы не должны лениться, лень – это разрушающее качество человека. Ленивый человек ничего не добьется в своей жизни. Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.

 

Выполняют тест.

Ф

П

 

Учебник, карточки для выразительного чтения.

ОК,

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою.

Предметные:

обучающиеся умеют соотносить смысл пословицы с содержанием произведения.

 

Рефлексия учебной деятельности.

Обеспечить осознание детьми освоенных способов работы с текстом, которые помогли лучше его понять.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение и порицание

Словесные:

•объяснение

•беседа

Методы формирования ответственности и обязательности:

•Оперативный контроль

- Наш урок подходит к концу. Предлагаю вспомнить, о каком авторе мы говорили сегодня?

- Какие факты из его биографии вам запомнились?

- Какое стихотворение мы сегодня прочитали?

- Предлагаю вспомнить, какую цель мы ставили на сегодняшний урок. Поднимите руку, если мы её достигли.

- А сейчас предлагаю посмотреть на слайд. На нём вы видите незаконченные предложения. Выберите и закончите любое из них.

Предложения:

Сегодня на уроке я узнал/а…

Мне было интересно…

У меня возникли трудности…

- Благодарю вас за ответы!

- На этом наш урок окончен. Отдельно хочу поблагодарить тех ребят, которые активно отвечали на вопросы, готовили выразительное чтение. Спасибо всем за работу, до свидания!

- С.Я. Маршак.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Заканчивают предложения.

Ф

 

Карточки для рефлексии.

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию,  готовность слушать собеседника и вести диалог.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конструкт урока литературного чтения №7

Конструкт урока литературного чтения №7

Образовательные: познакомить с фактами из биографии

Образовательные: познакомить с фактами из биографии

Методы получения новых знаний:

Методы получения новых знаний:

Решение проблемы (6 мин.) 4

Решение проблемы (6 мин.) 4

Этап фрагмента урока Образовательна я задача этапа урока

Этап фрагмента урока Образовательна я задача этапа урока

Выявление проблемы. Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения, оживить жизненные впечатления

Выявление проблемы. Создать эмоциональный настрой для восприятия произведения, оживить жизненные впечатления

Скажите, как называется раздел, который мы изучаем? -

Скажите, как называется раздел, который мы изучаем? -

Отлично! - А теперь я предлагаю наконец перейти к нашему произведению

Отлично! - А теперь я предлагаю наконец перейти к нашему произведению

Словесные: •объяснение •работа с книгой •беседа -

Словесные: •объяснение •работа с книгой •беседа -

Наглядные: •Демонстрация

Наглядные: •Демонстрация

Кому досталась карточка с изображением кота?

Кому досталась карточка с изображением кота?

Молодцы, я увидела, как вы старались правильно передать интонацию автора и героев!

Молодцы, я увидела, как вы старались правильно передать интонацию автора и героев!

Оперативный контроль- Ребята, а как вы думаете, что самое главное хотел сказать автор в своём стихотворении? -

Оперативный контроль- Ребята, а как вы думаете, что самое главное хотел сказать автор в своём стихотворении? -

Сколько лет было коту, которого встретили лодыри? два года; год; пять лет

Сколько лет было коту, которого встретили лодыри? два года; год; пять лет

Оперативный контроль -

Оперативный контроль -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024