КОНСТРУКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студента группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Загайнова Станислава Борисовича
Тема урока: Нумерация чисел от 1 до 100
Тип урока: урок обобщения и систематизации (обобщающий урок)
Цель урока: закрепление знаний по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» в процессе решения числовых выражений.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики.
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение определять и формулировать тему и цель на уроке; осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре; работать в группе.
· Предметные: обучающиеся знают о нумерации чисел от 1 до 100; названия разрядов чисел: единицы, десятки и умеют их отличать; умеют осуществлять письменный и устный счёт в пределах 100.
Задачи:
· Воспитательные: побудить обучающихся к проявлению уважительного отношения к сверстникам; мотивировать на активность в процессе урока; стимулировать познавательный интерес к уроку математики.
· Развивающие: развивать у обучающихся умение определять и формулировать тему и цель на уроке; осуществлять волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре; умение работать в группе.
· Образовательные: закрепить знания обучающихся нумерации чисел от 1 до 100; названий разделов чисел: единицы, десятки и их отличий; отработать умение осуществлять письменный и устный счёт в пределах 100.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
1. Принцип наглядности;
2. Принцип деятельности;
3. Принцип систематичности и последовательности;
4. Принцип научности;
5. Принцип доступности.
Принципы воспитания:
1. Принцип создания положительного эмоционального подъема;
2. Принцип стимулирования активности;
3. Принцип сотрудничества и партнёрства.
Методы обучения и воспитания:
· Методы обучения: методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием), методы по источнику получения новых знаний (демонстрация, беседа, практическая работа, упражнение), игра, методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль).
· Методы воспитания: методы формирования социального опыта (игра); метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа); методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение).
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Оборудование:
· Демонстрационное: мультимедийная презентация «Нумерация», аншлаги с темой и целью, иллюстрации с предметами;
· Индивидуальное: дневник, тетрадь, письменные принадлежности, учебник по математике, карточки для самостоятельной работы.
Информационные источники:
1. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. N 1155. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный. 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10)
4. Моро, М. И. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и другие – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 124 с. – Текст: непосредственный.
Структура (план) урока:
Этап урока |
Время |
Организационно-мотивационный этап |
5 минут |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. |
8 минут |
Комплексное применение и систематизация знаний |
12 минут |
Физкультминутка |
3 минуты |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности |
10 минут |
Информация о домашнем задании |
2 минуты |
Рефлексия учебной деятельности |
5 минут |
Итого |
45 минут |
Ход урока
Этап урока, задача |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя, обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы выработки учебных умений и навыков: упражнение. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь соседу, сидящему позади вас, а теперь улыбнитесь мне, а я вам! - Здорово! Предлагаю проверить готовность к уроку. На партах должны лежать: тетрадь, пенал, дневник, учебник. Лишние предметы уберите со своих парт, чтобы на уроке вам ничего не мешало работать. - Если всё это у вас есть – присядет очень тихо 1 ряд, а теперь ещё тише 2 ряд, и наконец, совсем тихо присядет за парты 3 ряд. - Вспомним правильную посадку. Ноги стоят ровно на полу, спинку не отрываем от спинки стула, между вами и партой расстояние должно быть с кулачок, а руки на парте лежат ровно, как у настоящих учеников четвертого класса. - Отлично! Вижу, что все сидят правильно и готовы заниматься. - Для того чтобы настроится на активную и плодотворную работу, предлагаю немного поиграть, я знаю, что игра уже вам знакома. Во время игры будьте очень внимательны! Я уверен, что вы справитесь, и у вас всё получится. - Ребята, посмотрите, на слайде написаны слова – это названия цвета и каждое слово раскрашено разными красками. Вам необходимо назвать только цвет написанного слова. Работаем все вместе! Хором! - Денис, повтори, пожалуйста, что мы сейчас будем делать? - Совершено верно! - Итак, приготовьтесь. Внимание задание!
- Ребята, для чего мы играли в данную игру? А как вы думаете, что развивали ей? - Правильно ребята! Спасибо. - Отлично, ребята, я знаю, что вы очень активные и дружные, поэтому я точно уверен, что вы сегодня на уроке выполните все задания! Начнём! |
Презентация «Нумерация» |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль.
|
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: актуализировать ранее изученный материал, сформулировать тему и цель урока в совместной с обучающимися деятельности, выявить имеющиеся затруднения |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования социального опыта: игра Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение. методы стимулирования: поощрение |
- Ребята, сегодня на уроке мы будем решать выражения на сложение и вычитание. А чтобы узнать какая именно будет у нас тема, выполним задание. Посмотрите, на слайде мы видим различные числа. - Подумайте и предположите, какая же будет у нас тема урока. Я очень рекомендую, для определения темы, выделить среди этих чисел одно наименьшее и самое наибольшее (Различные предположения) Тема: числа от 1 до 100. - Отлично, ребята, сегодня мы с вами вспомним и закрепим нумерацию этих чисел. Значит, ребята, какую цель работы на урок мы с вами сможем поставить. Посмотрите, у нас с вами есть начало фразы – «Закрепить нумерацию…» Цель: закрепить нумерацию чисел от 1 до 100. - Совершенно верно, предлагаю не задерживаться, а поскорее приступать к её достижению. - Ребята, для того чтобы попрактиковаться в устном счёте, мы с вами немного поиграем, но прежде чем это сделать, нам с вами нужно вспомнить правила уважительного отношения к друг другу, как мы должны работать со своими одноклассниками в группе? (Не мешать друг другу; помогать; не ругаться и т.д.) Организация дидактической игры «Лучший космонавт». Учитель на доске рисует 10 ракет с разными номерами, ответами на числовые выражения. Вызывается сразу 11 учеников (Остальные обучающиеся контролируют и проверяют своих одноклассников). Вокруг стола, где разложены карточки с числовыми выражениями, дети идут, взявшись за руки, и декламируют: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет». Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с выражениями, решив, которое можно определить нужный номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают числовые выражения, определяя номер своей ракеты, и прикрепляют карточку с выражением под соответствующим номером ракеты. После чего ребята поочерёдно проговаривают выражения и называют на него ответ, побеждает тот, кто справился раньше остальных. 15+3=18, 6+10=16, 13-5=8, 8+7=15, 19-10=9, 20-5=15, 18-2=16, 5+9=14, 14-7=7, 12-8=4, 3+12=15. - Ребята, что мы с вами сделали, выполняя это задание? (Потренировались устно решать выражения) - Сейчас мы посмотрим на слайд, что мы видим? (Ряд чисел) - А какие числа бывают в математике, как их называют? (Однозначные, двухзначные) - Назовите в этой строке однозначные числа, а теперь двузначные числа. Какое число самое наименьшее? Самое наибольшее? (Работают с натуральным рядом чисел) |
Презентация «Нумерация», аншлаги с темой и целью |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение определять и формулировать тему и цель на уроке; осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют работать в группе. Предметные: обучающиеся умеют осуществлять письменный и устный счёт в пределах 100. |
3. Комплексное применение и систематизация знаний
Задача: организовать работу по решению выявленных у обучающихся затруднений, обобщить ранее изученную информацию |
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Метод получения новых знаний: беседа, упражнение. Методы выработки учебных умений и навыков: упражнение, практическая работа Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
|
- Теперь давайте откроем тетради и запишем дату и классная работа (Открывают тетради и записывают дату) -
Кто открыл тетради, открываем учебник на 102 странице, смотрите, перед нами
таблица. Рассмотрите её внимательно. По ней мы будем определять разряд единиц
и разряд десятков. - Сейчас выполним задания, которые размещены под таблицей. Поднимите руку кто готов выполнять такие задания. - Один из вас отвечает, все сигнализируют, если ответили правильно – показываем зелёный сигнал, а если неправильно, то поднимаем красный сигнал.
- Будем работать у доски и в тетрадях. Отступаем от предыдущей работы 2 клетки. Запишите сегодняшнюю дату и фразу «Классная работа». Один будет работать у доски, а остальные будут записывать в тетради. Для каждого будет своё задание. Кто пойдет первым, поднимите руку. Замечательно, предлагаю начинать. 1. Запиши число, в котором 5 дес. и 3 ед. 2. Запиши число, в котором 2 дес. и 9 ед. 3. Запиши число, в котором 7 дес. и 1 ед. 4. Запиши число, в котором всего 89 ед. 5. Запиши число, в котором 6 дес. и 4 ед. 6. Запиши число, в котором всего 20 ед. 7. Запиши число, в котором 4 ед. и 8 дес. 8. Запиши число, в котором 3 дес. и 6 ед. 9. Запиши число, в котором всего 43 ед. 10. Запиши число, в котором 2 дес. и 7 ед. 11. Запиши число, в котором 6 ед. и 6 дес. 12. Запиши число, в котором всего 17 ед. 13. Запиши число, в котором 9 дес. и 3 ед. 14. Запиши число, в котором 1 дес. и 2 ед. 15. Запиши число, в котором всего 74 ед. 16. Запиши число, в котором 3 дес. и 2 ед. - Отлично, ребята, что мы с вами тренировали, выполняя это упражнение? (Тренировались в умении записывать число по количеству разрядов и единиц) - Совершенно верно! А сейчас, я предлагаю вновь поиграть в одну очень интересную игру. В этой игре нам надо дописать ряд чисел. Записывать будем следующим образом. Посмотрите, я записываю число 45, добавляю дугу, а над дугой записываю +1. Какое у меня получится следующее число? (46), добавляю еще дугу, записываю над ней +1, и так далее. +1 +1 +1 45 46 47 48 - Запишите в тетрадь. Теперь давайте проделаем такую же работу с числом 21, но добавлять будем уже 2, +2, и так далее. +2 +2 +2 21 23 25 27 - А теперь пропишем число 70, и будем прибавлять по 4, +4, и так далее. +4 +4 +4 70 74 78 82 - Замечательно, ребята, я вижу, что вы справились с данной задачей. - А сейчас решим задачу. Запишите посередине слово «Задача». «Егор купил 3 конфеты. 1 конфета стоит 8 рублей. Сколько стоит 3 конфеты?» - О чём говорится в задаче? (О рублях, конфетах) - Что известно в задаче? (Купил 3 конфеты, 1 конфета стоит 8 рублей) - Что неизвестно в задаче? (Сколько стоит 3 конфеты) - Какое условие задачи? (Егор купил 3 конфеты. 1 конфета стоит 8 рублей). - Какая это задача? Она простая или составная? (Простая, потому что можно решить в одно действие) - Как звучит вопрос задачи? (Сколько рублей потратил Егор?) - Что нам поможет решить задачу? (Краткая запись) - Составьте краткую запись сначала на черновике, а затем перепишите в тетрадь. - Сколько конфет купил Егор? (3 конфеты) записываем «3 к.» - Какова цена за 1 конфету? (8 рублей) записываем «8 р.» - Что нам надо узнать? (Стоимость) - А каким знаком мы обозначим это в краткой записи? (Знаком «?») -
Давайте подумаем, как решить эту задачу? - Что на что будем умножать? (3 * 8) - Проговорим с наименованиями: 3 конфеты умножаем на 8 рублей. - Запишет решение задачи на доске Савелий, а все остальные в тетради. 3 ∙ 8 = 24 (р.) - У задач, которые решаются в одно действие, пояснений нет, а ответ записывается кратко. Запишите ответ – 24 рубля. - Давайте теперь в парах придумаем обратную задачу, но прежде, чем поработаем в паре – вспомним правила. Какие вы сможете назвать? (Работать дружно и сообща, слушать мнение друг друга) - Вам необходимо развернуться к своему соседу по парте, составить обратную задачу и попробовать её решить, как только вы будете готовы – покажите сигналом. После того, как закончит последняя пара – мы с вами проверим. Осуществляется проверка: «У Егора было 24 рубля. Он купил 3 конфеты. Сколько стоит 1 конфета?» - Что теперь мы знаем? (Что было потрачено 24 рубля) - А что теперь нам нужно найти? (Сколько стоит 1 конфета) - Каким действием мы найдем ответ? (Делением) - Что мы разделим? (24 : 3 = 8) - Отступите вниз 2 клетки и запишите это действие. |
Учебник математики, сигнальные карточки, рабочая тетрадь, письменные принадлежности |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; демонстрируют умение ориентироваться в своей системе знаний; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы, аргументировано доказывая свой ответ; умеют организовывать и осуществлять устную коммуникацию в паре. Предметные: обучающиеся знают о нумерации чисел от 1 до 100; названия разрядов чисел: единицы, десятки и умеют их отличать; умеют осуществлять письменный и устный счёт в пределах 100. |
4. Физминутка
Задача: снять мышечное и психологическое напряжение |
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
|
- Я вижу, что вы немного устали, предлагаю встать со своих мест и выполнить физминутку. - Сейчас вы все закрываете глаза. Когда вы их откроете, вам нужно будет понять, что в кабинете изменилось и найти три новых предмета. Кто найдет все новые предметы, поднимает руку и подробно их описывает. - Присаживайтесь на свои места. Сразу напоминаю о правильной посадке. Глазки поднимите на меня. |
Иллюстрации с предметами |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности
Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками, осуществить коррекцию и оценку решения типовых задач |
Методы выработки учебных умений и навыков: практическая работа Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный. контроль Методы стимулирования: поощрение |
- Сейчас мы с вами проверим свои знания. Работать будем индивидуально. - На парте у вас лежит карточка 1 и 2, вам необходимо из этих карточек выбрать одну, а после выполнить на ней задание. - Первую карточку выполняют те, кто хочет получить отметку 5, а вторую, те, кто хочет получить отметку 4. - Выполняем задание на карточке, не забываем указать имя и фамилию. На выполнение задания вам даётся 10 минут. - Если будете готовы, сядьте правильно и приступите к выполнению данной работы. - Обратите внимание, если вы выберите первую карточку, вам необходимо будет поработать с числами, а именно разобрать каждое число по количеству десятков и единиц, а также абсолютно в обратном порядке. Карточка 1. 25 = 1 дес. 5 ед. = 12 = 2 дес. 3 ед. = 34 = 1 дес. 9 ед. = 41 = 4 дес. 2 ед. = 52 = 5 дес. 6 ед. = - Если вы захотите решать карточку под номером 2, то вам необходимо будет вставить пропущенное число на место пропуска. Карточка 2. 1, 2, 3 … , 5 13, 11, 9, 7, … , 3 2, 4, 6 … , 10 1, 4, 7, … , 13 10, 8, 6 ... , 2 Обучающиеся выполняют поставленную перед ними задачу. - Давайте проверим, на экране вам представлены ответы. - Если вы выбрали карточку 1 и не допустили в выполнении задания ошибок, то можете поставить себе оценку 5, если у вас одна ошибка – оценку 4, две ошибки – 3. - Если вы выбрали карточку 2 и не допустили ошибок, то можете поставить себе 4, если допустили 1-2 ошибки, то 3. - Поднимите руки, у кого получилась оценка 5/ 4/3? (Сигнализируют) - Ребята, как много тех, у кого оценка 5, вы большие молодцы. Те, кто получил 4 или 3 не расстраивайтесь, вы тоже постарались и попробовали выполнить задание, дома обязательно потренируйтесь, и в следующий раз у вас всё получится! - Передайте карточки с последней парты на первую. |
Карточки для самостоятельной работы, письменные принадлежности |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам, активность в процессе урока; демонстрируют познавательный интерес к уроку математики. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; коррекцию своих действий и самоконтроль; демонстрируют умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ и синтез. Предметные: обучающиеся знают о нумерации чисел от 1 до 100; названия разрядов чисел: единицы, десятки и умеют их отличать. |
6. Информация о домашнем задании
Задача: дать обучающимся информацию о домашнем задании и сообщить подробный инструктаж по выполнению |
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль |
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Учебник страница 102, номер 5 - Обратите внимание на номер 5, что необходимо сделать? (Назвать количество десятков и единиц) - Верно, ребята, только это задание необходимо выполнить письменно в тетради. - Если у вас возникли вопросы, то можете задать их. - Кто записал, закройте и положите дневники на край парты (записывают домашнее задание).
|
Дневник, письменные принадлежности |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
7. Рефлексия учебной деятельности
Задача: подвести итоги урока и инициировать рефлексию обучающихся |
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение. Методы стимулирования: поощрение. Приём «Продолжи фразу» |
- Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итоги. - Какая тема урока сегодня была? - Какая цель перед нами стояла? (Отвечают на поставленные вопросы учителя, педагог акцентирует внимание на аншлагах) - Достигли мы данной цели? Что мы для этого делали? (Да, мы решали выражения, восстанавливали пропущенные числа в ряде чисел) - Ребята, а как нам в жизни пригодятся данные знания? (Различные варианты) - Для того чтобы получить от вас обратную связь – я предлагаю вам обратить внимание на слайд и продолжить одну или несколько из написанных фраз: · Сегодня я выполнил задание, потому что… · Сегодня на уроке я повторил… · По теме нашего урока я знаю, что… · Мне бывает нелегко… · Я чувствую, что… - Я благодарю вас за ваши ответы, а также за активную работу на уроке. - Отдельно хочу похвалить «тебя» за активность, «тебя» за то, что всегда был готов ответить, ну а «тебя» за аккуратность и любознательность. - Наш урок подходит к концу. Мне очень приятно было с вами работать. Можете прибирать своё рабочее место. До свидания! |
Аншлаги с темой и целью урока, презентация «Нумерация» |
Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к сверстникам. Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; демонстрируют умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в устной форме по теме урока; включаться в диалог с учителем и сверстниками. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.