Конструкт урока математики с применением уровневых учебных заданий на тему "Виды треугольников по соотношению длин сторон"

  • docx
  • 13.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Конструкт урока математики № 1

Тема: Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Планируемые результаты (курсивом выделены результаты, сформулированные на основе входной диагностики и педагогического наблюдения, а также результаты индивидуальной работы с обучающимися, имеющими низкий уровень формирования познавательных УУД):

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к теме урока, любознательность; способность к оценке своей учебной деятельности

Метапредметные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умеют задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Предметные: обучающиеся знают и называют виды треугольников по длинам сторон, демонстрируют умение распознавать и изображать треугольник.

Цель: развитие познавательных УУД (осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков) в процессе  формирования представлений о видах треугольников по сторонам

Задачи (курсивом выделены задачи, сформулированные на основе входной диагностики и педагогического наблюдения, а также задачи индивидуальной работы с обучающимися, имеющими низкий уровень формирования познавательных УУД):

Воспитательная: воспитывать интерес к теме урока, любознательность; способность к оценке своей учебной деятельности

Развивающая: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Образовательная: формировать знание о видах треугольников по длинам сторон, развивать умение распознавать и изображать треугольник.

Принципы воспитания и обучения:

принципы воспитания:

- Принцип воспитания через взаимодействие

- Принцип психологической комфортности

принципы обучения:

- Принцип доступности

- Принцип наглядности

- Принцип систематичности и последовательности

- Принцип деятельности

Методы воспитания и обучения:

методы воспитания:

- Методы формирования социального опыта: пример

- Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение

методы обучения:

- Методы получения новых знаний: беседа, объяснение, демонстрация

- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

- Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

- Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

- Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства:

Демонстрационные: мультимедийная презентация

Индивидуальные: рабочие карточки

Список источников:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286

2.     Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями, внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

3.     Математика, учебник для общеобразовательных организаций, 3 класс 2 часть / М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2015. – 49 с.: ил. – (Школа России).

4.     Основная образовательная программа начального общего образования МАУО «Средняя общеобразовательная школа №34». Утверждена приказом директора Средней школы № 34 от 25.08.2011г. № 138 с изменениями, внесенными приказами директора школы от 04.02.2015 г. № 14 от 07.04.2015г. № 64, от 18.03.2016г. № 52, от 30.08.2016г. № 128 от 25.08.2017 г. № 139 от 30.08.2018г. № 174/1 от 30.08.2019г. № 184 от 31.08.2020г. № 117 от 30.12.2020г. № 245 от 31.08.2021г. №158 от 30.08.2022 №211

5.     Рабочая программа по учебному предмету «Математика». Выписка из основной общеобразовательной программы начального общего обраазования, утвержденной приказом директора Средней школы №34 от 30.08.2022г. №211 / Т.А. Семёнова. - Каменск-Уральский : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34», 2022-2023. - 36 с.

План

1 Мотивация к учебной деятельности

2 Актуализация опорных знаний

3 Выявление проблемы

4 Решение проблемы

5 Первичное закрепление

6 Инструктаж домашнего задания

7 Рефлексия

Итого: 45 минут

Ход урока:

Наименование этапа

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства

Планируемый результат

Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

формирование готовности к восприятию

педагогическое требование

- Здравствуйте ребята. Сейчас у нас урок математики. Проверим вашу готовность к уроку: сегодня нам понадобятся активность, внимательность и желание узнавать новое!

Помимо этого, у каждого из вас на парте должен лежать: учебник, рабочая тетрадь, обязательно линейка и простой карандаш.

- Настроимся на урок - Для этого потренируем нашу память. Вспомните, когда мы с вами говорили о театре, мы узнали одно интересное стихотворение «Летит, летит по небу шар». Вспомнили? Кто точно уверен, что хорошо его помнит и хочет провести для всех? Если вдруг что-то забудете, мы обязательно вспомним все вместе.

- Отлично. Тихо присядут девочки. И ещё тише присядут мальчики.

- В огромном мире Математики есть очень интересная страна с красивым названием Геометрия. Эту страну населяют не числа, а различные линии и фигуры, плоские и объёмные. Сегодня, путешествуя по стране Геометрии, мы посетим город Треугольников.

IMG_256

- Конечно, вы уже умеете отличать треугольники от других геометрических фигур. Но у жителей этого города есть, что рассказать о себе. И этих тайн так много, что вы будете их открывать все школьные годы.

Стоят у парт

 

 

Проверяют готовность к уроку

 

 

Выполняют упражнение

презентация

Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к теме урока, любознательность; 

 

Актуализация опорных знаний.

Задача:

актуализировать имеющиеся знания обучающихся

беседа, повторение

 

- Сегодня мы откроем некоторые секреты треугольников и подружимся с жителями этого города.

- Ребята, Что вы уже знаете о жителях этого города?

IMG_256

- Всё верно. Их легко отличить от других геометрических фигур по трём сторонам и трём углам

- Как вы думаете, а все треугольники одинаковые или разные? В чём может быть из различие?

Кто из вас хотел бы узнать на нашем уроке новую информацию, поднимите руку.

Вступают в диалог, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнализируют

Презентация

Метапредметные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

 

Выявление проблемы.

Задача:

Определить проблему, затруднение в системе имеющихся знаний, определить тему, цель, составить план

Беседа, предъявление педагогических требований, оперативный контроль

Задание репродуктивного уровня

- Сегодня, ребята, мы узнаем о видах треугольников. Попробуйте поставить цель на наш урок.

С помощью интерактивной доски дети составляют план работы на уроке. (у обучающихся № 9, 21, 23 (высокий уровень)  при составлении плана есть опорные вопросы (как, почему, для чего?), у обучающихся № 2, 6, 8, 11, 15, 18, 22 (низкий уровень) на партах карточки), при выполнении планирования дети ставят по порядку опорные фразы – пункты плана, для остальных обучающихся предлагается закончить фразы.

- Спасибо за ваши предположения. Сегодня на уроке мы узнаем о видах треугольников по сторонам, научимся распознавать и изображать треугольники.

 

 

 

Составляют план действий.

Интерактивная доска, опорные вопросы, карточки-план

Метапредметные:

составляют план действий, принимают и сохраняют учебную задачу

Решение проблемы.

Задача:

освоение новых знаний и способов действий

упражнение.

беседа; демонстрация;

поощрение.

педагогическое требование.

 

- Ребята, обратите внимание на слайд. Рассмотрим первый треугольник - что у него выделено двумя полосочками? (равные стороны) Верно, стороны у этого треугольника равны. Как вы думаете, как может называться этот треугольник? (равносторонний)

- Рассмотрим второй, розовый треугольник -у него почему-то выделены только 2 стороны. Как вы думаете, почему? (потому что эти две стороны равны) Как вы думаете, а как может называться этот треугольник? (предположения детей) Этот треугольник очень необычный, и название у него тоже - необычное. Такие треугольники называются равнобедренными. Подумайте, как мы можем запомнить это название? Я с вами согласна, хорошие варианты. А ещё можно представить, что это человечек, в этом месте у него как раз будут находится бёдра, которые и будут равными (нарисовала человечка на доске, выделила)

- Рассмотрим третий треугольник. Что-то у него ничего не выделено... Как вы думаете, почему? Верно, потому что все три стороны у него разные по длине. Предположите, как может называться этот вид треугольников? (разносторонние)

IMG_257

- Оказывается, ребята, по длине сторон все треугольники можно разделить на 3 вида:

те, у которых все стороны равны – равносторонние,

те, у которых имеются две равные стороны – равнобедренные,

а те, у которых все стороны разные – разносторонние.

 

IMG_256

- Как вы думаете, существует ли какой то способ, как безошибочно определить вид треугольника по сторонам?

- Для того чтобы безошибочно определить вид треугольника по сторонам, необходимо измерить все три стороны.

IMG_257

- Теперь легко определить вид треугольника.

У первого треугольника все стороны разные, значит он разносторонний, у второго две стороны одинаковые, значит он равнобедренный, а у третьего все три стороны равны, значит он равносторонний.

- Часто вид треугольника можно определить на глаз.

- Попробуйте определить виды треугольников без измерений.

IMG_258

- Итак, мы с вами назвали несколько способ, как определить вид треугольника. Назовём, какие это способы?

- Определить вид треугольника можно тремя способами: с помощью измерений, на глаз и по условным обозначениям.

Отрезки равной длины на чертеже отмечают равным количеством черточек:

IMG_259IMG_260IMG_261

- Теперь мы можем различать виды треугольников по сторонам. Эти знания необходимы в стране Геометрии.

IMG_262

Анализируют изображения, вступают в диалог, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют способы определения вида треугольника

Презентация

Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к теме урока, любознательность

Метапредметные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; использовать речь для регуляции своего действия, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение распознавать треугольники, знают и называют виды треугольников

 

Первичное закрепление.

Задача:

закрепление нового материала

беседа;

упражнение.

поощрение. педагогическое требование.

Задание репродуктивного уровня, алгоритмического уровня, эвристического уровня (физминутка)

Физминутка (детям демонстрируются фотографии объектов родного города, они рассматривают их и если объект имеет форму треугольника равностороннего, то дети хлопают, если треугольник равнобедренный - приседают, если треугольник разносторонний - присаживаются.

- Кто из вас, ребята, запомнил, какие объекты нашего города наблюдали на слайде? А какие ещё объекты можете назвать?

- Жители города Треугольников подготовили для нас разные задания, чтобы проверить, как мы поняли тему.

1. Выберите правильный ответ

Как называется треугольник, у которого все стороны равны?

a. одинаковосторонний треугольник
б. похожесторонний треугольник
в. равносторонний треугольник
г. равнодлинный треугольник

2. Закончите предложения:

Равносторонний треугольник— это треугольник, у которого ………………………….

Равнобедренный треугольник — это треугольник, у которого ………………………..

Разносторонний треугольник — треугольник, все стороны которого ………………………..

Правильные варианты ответов:

Равносторонний треугольник — это треугольник, у которого все три стороны равны.

Равнобедренный треугольник — это треугольник, у которого две стороны равны.

Разносторонний треугольник — треугольник, все стороны которого имеют разную длину.

 

- А сейчас ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно.

 

- В своих тетрадях напишите дату, классная работа.

В следующей строке, через запятую, запишите номера треугольников по порядку, который указан на слайде.

- Сейчас мы выполним задание посложнее. Для этого возьмите карандаш и линейку.

- Начертите треугольник со сторонами 3, 4 и 5 сантиметров.

- Отступите 2 клеточки вправо и начертите треугольник со сторонами 5, 4 и 5 сантиметров.

- Снова отступите 2 клеточки вправо и начертите ещё один треугольник, со сторонами 5, 5 и 5 сантиметров.

- Под каждым треугольником подпишите его вид.

- Предлагаю проверить работу. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руку зелёную ручку и сверьте работу с образцом на слайде.

- Кто хотел бы похвалить своего партнёра за верно выполненное задание, поднимите руку? Отлично, я рада это видеть!

- Ребята, в каких заданиях возникло больше всего трудностей?

 

Задания демонстрируются на экране, осуществляется разбор заданий.

Участвуют в физминутке, сохраняют учебную задачу при рассматривании изображений.

 

 

Выполняют фронтально задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в тетради

 

 

Обучаемый узнает, различает и распознает объекты в ряду других подобных объектов.

Ученик словесно может описать понятие.

Презентация

Метапредметные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу;  владеют диалогической формой речи

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение распознавать и изображать треугольник, знают и называют виды треугольников

 

Инструктаж домашнего задания. Задача:

дать информацию о домашнем задании обучающимся.

Беседа, объяснение

Задание репродуктивного уровня, эвристического уровня

- Откройте учебник на странице 85, упражнение №4. Посмотрите на задание, прочитайте. Расскажите, что вы будете делать. Если у вас возникли вопросы по тому, как его выполнять, задайте вопросы.

- Вторым заданием для вас станет поиск зданий или объектов города, имеющих треугольную форму и фотография или рисунок этого объекта. На следующем уроке у вас будет возможность о нём рассказать. Скажите, к кому или к чему вы можете обратиться, чтобы получить информацию?

- Верно, можно сходить в библиотеку, спросить у родителей, либо прочитать книгу из домашней библиотеки.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Для обучающихся № 1, 2, 3, 12, 13, 14, 17, 23, 25 (низкий уровень), прдлагается задание репродуктивного характера, для обучающихся № 16, 20, 21 (высокий уровень),предл задания «придумать архитектурный объект, имеющий форму треугольника»

Вступают в диалог, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

Презентация, индивидуальные домашние задания

Метапредметные:

умеют задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Рефлексия.

Задача:

самооценка результатов деятельности, подведение итогов.

поощрение;

беседа;

 

- Подведем итоги нашего урока.
- О каких видах треугольников по сторонам вы узнали?
- Что знаете о равносторонних, разносторонних, равнобедренных треугольниках? Почему они так называются?

Равносторонние треугольники – это треугольники, у которых стороны равны.

Равнобедренные – треугольники с двумя равными сторонами.

Разносторонние – треугольники с разными сторонами.

- Мне хотелось бы узнать ваше ощущение от нашего урока, нашего путешествия в город Треугольников.

Для этого я предлагаю вам высказаться. Начать своё высказывание вы можете при помощи фраз, представленных на экране

«Я быстро справился с заданием, потому что…»;

«Мне больше понравилось выполнять задания…»;

«Сегодня я узнал (научился)…»

- Спасибо вам большое за работу. Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Особенно сегодня были активные …., быстрее всех выполнял задание….

- На проверку тетради сдадут….

- Наш урок окончен.

Осуществляют рефлексию прошедшего урока

Опорные фразы «Рефлексия»

Личностные:

способность к оценке своей учебной деятельности

Метапредметные: обучающиеся принимают и сохраняют учебную задачу