Конструкт урока музыки по производственной практике
ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Класс: 2
Тема урока: русские композиторы-классики
УМК: «Школа России»
Цель: формирование представлений о творчестве русских композиторов-классиков в процессе знакомства с произведениями П.И. Чайковского «Баба Яга», Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка: пляска птиц».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к уроку музыки, интерес к музыке и музыкальной деятельности; уважение к исторической личности композитора; умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять волевую саморегуляцию, овладение первичными умениями анализа музыкальных произведений, умение делать выводы и обобщать, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке; умение строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные: обучающиеся знают о биографии П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, умеют определять характер музыкального произведения «Баба Яга», «Три чуда: богатыри», грамотно и выразительно исполнять песню «Скворушка прощается», соблюдать певческую установку.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к уроку музыки, интерес к музыке и музыкальной деятельности; уважение к исторической личности композитора; умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Коррекционно-развивающие: развивать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять волевую саморегуляцию, овладение первичными умениями анализа музыкальных произведений, умение делать выводы и обобщать, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке; умение строить речевое высказывание в устной форме.
Образовательные: познакомить с биографией П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, научить умеют определять характер музыкального произведения «Баба Яга», «Три чуда: богатыри», грамотно и выразительно исполнять песню «Скворушка прощается», соблюдать певческую установку.
Принципы воспитания:
• Создание положительного эмоционального подъёма
• Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом
Принципы обучения:
• Принцип сознательной активности.
• Принцип наглядности.
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип доступности.
• Принцип психологической комфортности.
Методы воспитания:
Методы формирования социального опыта детей:
• педагогическое требование
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
• Беседа
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
• создание ситуации успеха
• поощрение и порицание
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
Словесные:
· Беседа
· Объяснение
Наглядные:
· демонстрация
Практические:
· упражнение
· исполнение песни
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
· создание ситуации успеха
· поощрение
Методы формирования ответственности и обязательности:
• Предъявление педагогических требований
• Оперативный контроль
Методы активизации музыкального восприятия:
· методы размышления о музыке
Специальные методы музыкального обучения и воспитания:
· Методы развития навыков хорового пения
· Методы обучения слушанию музыки
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная.
Дидактические средства:
демонстрационные: музыкальное сопровождение «Симфония», презентация «русские композиторы-классики», видеоролик «Чайковский», произведение «Баба Яга», мелодия «Ритм», произведение «Три чуда: богатыри», песня «Скворушка прощается» плюс и минус.
индивидуальные: текст песни «Скворушка прощается», картинки «скрипичный ключ».
Тип урока: открытие нового знания
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий (2 мин)
3. Выявление проблемы (1 мин)
4. Решение проблемы (12 мин)
5. Физминутка (2 мин)
6. Первичное закрепление (12 мин)
7. Организация самостоятельной работы (11 мин)
8. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Использованная литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. ФГОС НОО ОВЗ, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, и ФГОС О у/о, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014.
4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно - ФАОП ООО) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
5. Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка», Москва 2013.
Эскиз доски
Презентация. |
24 января. Классная работа.
|
|
Ход урока
Этап фрагмента урока |
Образовательна я задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. |
Словесные (объяснение), практические (упражнение), методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. |
- Здравствуйте, ребята. Нас зовут Полина Викторовна и Анастасия Витальевна, сегодняшний урок музыки проведём у вас мы. - Урок мы бы хотели начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие. Попробуем: - Добрый день девчонкам! - Добрый день мальчишкам! - Добрый день всем, кто любит помогать друзьям! - Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным и старательным! - Предлагаю проверить готовность к уроку. У вас на партах лежат дневник и пенал. У кого всё есть, можете садиться за свои места. - Не забываем о правильной посадке: ноги стоят на полу, спина прямая и опирается на спинку стула, руки лежат на парте. |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность.
Проверяют правильную посадку. |
Ф |
- |
ОК, СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к уроку музыки. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Актуализировать знания детей о прошлой теме урока. |
Словесные: •Беседа •Объяснение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: •поощрение |
- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, предлагаю вспомнить, что мы делали на прошлом уроке. - Кто напомнит, какой была тема предыдущего урока? - Верно, мы изучали тему «Симфоническая музыка». Кто напомнит, что такое симфония? - Симфония – это музыкальное произведение для оркестра. Для того, чтобы вспомнить симфонические произведения, я предлагаю сыграть в музыкальную викторину. Сейчас я буду включать музыкальные композиции, которые мы слушали на прошлом уроке, а ваша задача – по поднятой руке назвать их автора и название. Играют композиции Моцарт «Симфония №40», Чайковский «Танец феи драже», Римский-Корсаков «Полёт шмеля». - Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили симфонические музыкальные произведения. |
- симфоническая музыка.
- это музыкальное произведение для оркестра.
Называют музыкальные произведения. |
Ф |
Музыкальное сопровождение «Симфония». |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к уроку музыки, интерес к музыке и музыкальной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем. |
3. Выявление проблемы |
Создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. |
Словесные: •Беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: •создание ситуации успеха •поощрение и порицание
|
- Скажите ещё раз, как звали авторов последних двух композиций? - А из какой страны эти композиторы? - Действительно, это композиторы из России. Тогда, как вы думаете, о чём или о ком мы будем говорить сегодня? - Тема нашего сегодняшнего урока – «Русские композиторы-классики». - А теперь я предлагаю посмотреть на слайд и подумать – какую мы можем поставить цель на урок? На слайде: познакомиться с… - Верно, нашей целью будет познакомиться с русскими композиторами-классиками. |
- Чайковский и Римский-Корсаков. - из России.
- о русских композиторах.
- познакомиться с русскими композиторами-классиками. |
Ф |
Презентация «русские композиторы-классики». |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к уроку музыки, интерес к музыке и музыкальной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке. |
4. Решение проблемы |
Обеспечить осознание своих способов переработки учебной информации в том числе приемов мыслительной деятельности. |
Словесные: •Беседа •Объяснение Наглядные: •демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: •поощрение Методы активизации музыкального восприятия: •методы размышления о музыке Специальные методы музыкального обучения и воспитания: •Методы обучения слушанию музыки |
- Сегодня мы познакомимся с композиторами, имена которых уже прозвучали на сегодняшнем уроке. Это Пётр Ильич Чайковский и Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Посмотрите на портрет этого человека. Как вы думаете, какой он?
(Видеоролик с 1.25: https://ya.ru/video/preview/177355972787654981 ) - Мы посмотрели видеоролик о Петре Ильиче Чайковском. Кто запомнил, в каком городе родился композитор? Где находится этот город? - Верно, он родился в городе Воткинск, который находится на Урале – то есть совсем не далеко от нас с вами. - Какие известные музыкальные произведения написал Чайковский? - Молодцы, это 3 балета – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», цикл «Времена года» и многие другие. - А кем ещё, помимо композитора, был Чайковский? - Действительно, он был также дирижёром и преподавателем. - В честь Петра Ильича Чайковского называют музыкальные школы, консерватории, улицы. А знали ли вы, что в нашем городе тоже есть улица Чайковского? - У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу Боб. Ему и посвятил П. И. Чайковский собрание детских музыкальных пьес, объединенный одним названием – «Детский альбом». Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия. В «Детском альбоме» можно найти сказки и игры, узнать новые истории о кукле и многое-многое другое. - Сегодня я предлагаю послушать музыкальную пьесу из детского альбома, которая называется «Баба Яга». - Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, а глаза горят, в волосах ветер свистит. Куда несется старая, на какие дела? Прослушивание пьесы «Баба Яга». - Ребята, поднимите руку, кому понравилась эта музыкальная пьеса? - Какое настроение у этой пьесы? - Какой темп у мелодии? - Что вы представили, когда слушали её? Как вы думаете, какая Баба Яга в этой пьесе? - Я с вами согласна. |
- умный, мудрый, задумчивый.
Смотрят видеоролик.
- Воткинск, город на Урале.
- Щелкунчик, Лебединое озеро и т.д.
- дирижёром, преподавателем.
- да/нет.
Слушают музыкальную пьесу. - тревожное, взволнованное, пугающее. - темп быстрый, подвижный.
|
Ф |
Видеоролик «Чайковский», презентация, произведение «Баба Яга». |
ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к уроку музыки, интерес к музыке и музыкальной деятельности; уважение к исторической личности композитора; умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальному произведению. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение умение осуществлять волевую саморегуляцию, овладение первичными умениями анализа музыкальных произведений, умение делать выводы и обобщать, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке; умение строить речевое высказывание в устной форме. Предметные: обучающиеся знают о биографии П.И. Чайковского, умеют определять характер музыкального произведения «Баба Яга». |
5. Физминутка |
Снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности |
По источнику получения знаний: Словесные: Объяснение Наглядные: демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Ребята, а сейчас я предлагаю нам с вами немного размяться. Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать, задвиньте стулья. Сейчас мы будем отбивать ритм руками и ногами. Внимание на изображение и вместе пробуем.
-Сейчас я включу мелодию, попробуем сначала вместе, а потом вы самостоятельно. -Молодцы, как замечательно у вас получается. Мы немного отдохнули, садитесь за свои места, не забывайте про правильную посадку. |
Встают со своих мест и выполняют физкультминутку.
Выполняют правильную посадку. |
Ф |
Презентация, мелодия «Ритм». |
ФК СК |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
6. Первичное закрепление |
Качественное усвоение учениками знаний и способов решения задач, формирование первичных навыков. |
По источнику получения знаний: Словесные: Беседа Объяснение Наглядные: демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль Методы активизации музыкального восприятия: методы размышления о музыке Специальные методы музыкального обучения и воспитания: Методы обучения слушанию музыки
|
-Ребята, о каком композиторе мы с вами уже узнали? -Верно, а сейчас предлагаю познакомиться с еще одним композитором Николаем Андреевичем Римским - Корсаковым. -Обратите внимание на его портрет, каким он вам кажется? - Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор-сказочник: большая часть произведений написана на сказочный сюжет. Он был великим сказочником. И не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский – Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки. -Главным жанром в творчестве композитора была опера. Николай Андреевич стал основоположником жанра опера - сказки. -Поднимите руку, кто знаком с такими сказочными героями, как «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный». -Это малая часть сказочных героев, кому посвятил свои произведения Николай Андреевич. -Также за свою жизнь Николай Римский-Корсаков успел поработать в разных музыкальных направлениях. Он сочинил три симфонии, пятнадцать опер и множество менее масштабных произведений. -А еще Римский- Корсаков имел цветной слух. Он соотносил музыку с цветами. Например, ми мажор был для него синей гаммой, поэтому все произведения, связанные с морем, у него в ми мажоре. -Ребята, какой факт из жизни композитора удивил вас или понравился вам больше всего? -Предлагаю прослушать его известное произведение «Три чуда», написанное к «сказке о Царе Салтане». В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. https://yandex.ru/video/preview/8368394290169602084 (0:38-1:00). - Ребята, поднимите руку, кому понравилась эта музыкальная пьеса? - Какое настроение у этой пьесы? - Какой темп у мелодии? - Что вы представили, когда слушали её? -Пьеса называется «Три чуда», первое чудо - это волшебная белочка, второе Царевна - Лебедь и третье - богатыри. Как вы думаете, какому чуду посвящено это произведение? Как вы думаете, какие богатыри в это пьесе? - Я с вами согласна. |
-О Чайковском.
-Серьезным, задумчивым, решительным…
-Торжественное, бодрое, взволнованное… -Быстрый.
-Богатырям. -Сильные, бесстрашные, мужественные.
|
Ф |
Презентация, произведение «Три чуда: богатыри». |
ФК ОК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к музыке и музыкальной деятельности; уважение к исторической личности композитора; умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальному произведению. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять волевую саморегуляцию, овладение первичными умениями анализа музыкальных произведений, й о музыке; умение строить речевое высказывание в устной форме. Предметные: обучающиеся знают о биографии Н.А. Римского-Корсакова, умеют определять характер музыкального произведения «Три чуда: богатыри». |
7. Организация самостоятельной работы |
Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы. |
По источнику получения знаний: Словесные: Беседа Объяснение Наглядные: демонстрация Практические: исполнение песни Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль Методы активизации музыкального восприятия: методы размышления о музыке Специальные методы музыкального обучения и воспитания: Методы развития навыков хорового пения Методы обучения слушанию музыки
|
-Ну, что, ребята, мы с вами познакомились с двумя композиторами. А сейчас я предлагаю разучить нам вместе песенку «Скворушка прощается». Слова М. Ивенсен, музыка Т. Попатенко. -Ребята, скворцы - одни из первых вестников весны. Они прилетают Стаями в феврале или марте. Птичка маленькая, но как хороша весенняя песня скворца. А теперь прослушаем эту песню и определим настроение этой песни. -Сядьте как настоящие слушатели, голову можете положить на руки на парту. Слушание песни. -Итак, какой характер этой песни? -А почему она грустная? -Вам жалко скворушку? -А теперь давайте разучим эту песню и, может быть, нашему скворушке станет теплее. Сядьте все как исполнители, спинку держите прямо, ноги поставьте вместе на пол, руки положите на колени. При дыхании плечи не поднимаем. -Послушайте как поется первая фраза куплета: (пою: «Осень - непогодушка, тополь пожелтел). Послушайте первую ноту «О-о-о-о» (соль). -Попробуем спеть вместе первую строчку. -Хорошо, еще раз споем эту строчку. А теперь спойте самостоятельно. -Хорошо, молодцы. А теперь послушайте как поется вторая фраза 1 куплета: «Вдруг на ветке скворушка песенку запел». (затем проговариваю медленно). -Предлагаю вместе попробовать ее спеть. Первую фразу поем про себя, а вторую вслух. Споем еще раз и повыразительнее. А сейчас спойте самостоятельно. -Молодцы, а теперь давайте соединим две фразы вместе и споем первый куплет, а я напою вам слова. -А сейчас спойте самостоятельно первый куплет. -Замечательно, А сейчас послушайте как поется первая фраза припева. «Ветка чуть качается, дождик не кончается». -Споем эту фразу вместе. Хорошо, а теперь споем еще раз, чуть побыстрее. Молодцы, а теперь спойте самостоятельно. -Хорошо, прослушаем вторую фразу припева. «С нами старый скворушка до весны прощается». Давайте вместе споем эту фразу. А теперь спойте эту фразу самостоятельно. -Отлично, предлагаю соединить обе фразы и спеть припев. Первый куплет повторяем про себя, а припев поем вслух. -Хорошо, а теперь спойте самостоятельно. -Давайте вместе с хором споем куплет и припев. А теперь спойте самостоятельно, под минус. -Замечательно, молодцы, ребята, на следующем уроке мы продолжим разучивать песню. |
-Грустная, печальная. -Потому что наступила осень, дождик идет, а бедный скворушка сидит на ветке под дождем, прощается с нами до весны. -Жалко.
Выполняют правильную посадку.
-Осень - непогодушка, тополь пожелтел.
- Вдруг на ветке скворушка песенку запел.
- Ветка чуть качается, дождик не кончается.
- С нами старый скворушка до весны прощается.
Исполняют песню. |
Ф |
Песня «Скворушка прощается» плюс и минус, текст песни «Скворушка прощается». |
ФК СК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к музыке и музыкальной деятельности; умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальному произведению. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять волевую саморегуляцию, овладение первичными умениями анализа музыкальных произведений, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке. Предметные: обучающиеся умеют грамотно и выразительно исполнять песню «Скворушка прощается», соблюдать певческую установку.
|
8. Рефлексия учебной деятельности |
Организовать деятельность, ведущую за собой само/взаимоконтроль обучающихся, контроль деятельности педагогом; инициировать рефлексию. |
По источнику получения знаний: Словесные: Беседа Наглядные: демонстрация Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований Оперативный контроль |
-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вспомним, как звучала тема урока? А как звучала цель? С кем мы должны были познакомиться? -Хорошо, с какими композиторами мы познакомились? -Чья биография вам запомнилась больше всего, какая больше понравилась? -Замечательно, а какую песню мы с вами начали разучивать? -Молодцы, сейчас, для того чтобы подвести итоги урока, я раздам вам изображения скрипичного ключа, который обозначает ноту соль.
-Поднимите вверх красный скрипичный ключ, если на уроке у вас не возникало трудностей в исполнении песни и биография композиторов вам понравилась. -Поднимите желтый ключ, если на уроке у вас возникали трудности в исполнении песни и биография композиторов вам не показалась интересной. -Отлично, ребята, я рада, что сегодня у всех все получилось и все понравилось. Я хвалю вас за вашу активность и за красивое исполнение песни. Урок окончен. До новых встреч. |
-«Русские композиторы-классики». - Познакомиться с русскими композиторами - классиками. -С Чайковским и Римским - Корсаковым. -Скворушка прощается.
Подводят итоги урока. |
Ф |
Презентация, картинки «скрипичный ключ». |
ФК СК ОК |
Личностные: обучающиеся демонстрируют положительную мотивацию к уроку музыки. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение делать выводы и обобщать, умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.