Тема: Умножение круглых многозначных чисел
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний об умножении круглых многозначных чисел в процессе решения математических задач.
Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся об умножении круглых многозначных чисел в процессе решения математических задач.
Задачи:
Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «умножение круглых многозначных чисел», выполнять действие умножение в столбик.
Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.
Воспитательная - воспитывать ответственность, любовь к математике.
Предметные результаты: узнают, письменное умножение круглых многозначных чисел, научатся выполнять действие умножение круглых многозначных чисел в столбик.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.
Познавательные: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое); применять базовые логические универсальные действия (сравнение, анализ, обобщение); проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.
Регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику).
Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения.
Оборудование: учебное пособие, тетрадь, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.
Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 Указ №286.
Учебник. Математика. Л.Г. Петерсон 3 класс, 2 часть, с.32-33.
Конспект урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
|
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал. -Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток. -Какие способы умножения вы уже знаете? -Знание этого материала вам поможет в изучении нового. |
Здороваются с учителем. Готовятся к уроку.
Поднимают руку.
-табличное умножение, умножение на двузначное число, умножение на круглое число, умножение в столбик |
Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя. Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. Регулятивные: способность к саморегуляции. Предметные: знают способы умножения. |
|
-Давайте откроем тетради. -Какое сегодня число? -Сколько клеток отступаем от последней записи? -На полях записываем 06.04. Запишите «Классная работа». -Отступите две клеточки вниз и одну слева поставьте точку. -Выполним небольшой математический диктант по таблице умножения. -Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку. -Я буду диктовать выражения, вам нужно записать только ответ, через запятую в строку. -Первое выражение: 9 умножить на 7. -Первый множитель 14, второй множитель 8, найдите значение произведения. -Найдите произведение чисел 230 и 30. -27 увеличили в 40 раз. -Поставьте точку. Отступите вниз две клетки. Найдите значение произведения чисел 47 и 83 в столбик.
-Ребята, давайте проверять. Возьмите в руки карандаш. Поменяйтесь тетрадями. (спрашивает учеников по цепочке, ставят плюсы/минусы) -Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого +стоят все плюсы, поднимите руку. -Ребята, обратите внимание на доску. -Что вы видите? Что общего в выражениях?
-Вспомните правило умножения круглых чисел.
-Все верно, молодцы. Давайте найдем значения произведений устно.
-Молодцы, ребята. А как записывают умножение круглых чисел в столбик? Женя, выйди к доске и запиши первое выражение в столбик. Реши, комментируя свой ответ. -Ребята, а если нам нужно умножить 72500 на 430. Как мы это запишем? -А решали ли вы выражения такого типа? -Что мы можем сказать про эти числа? -А знаете ли вы алгоритм умножения круглых многозначных чисел? -Что у нас возникло? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение?
-Почему возникло затруднение?
-Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения.
-Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения? -Что нам поможет выйти из затруднения? |
Открывают тетради. -6 апреля. -От последней записи отступаем 4 клетки, в пятой пишем. На полях записывают дату, после классную работу. Отступают две клеточки вниз и одну справа, ставят точку.
Отступают две клетки вниз и одну слева, ставят точку.
Записывают 63. Записывают 112.
Записывают 6900 Записывают 1080. Записывают: х 47 83 +141 376 3901
Проверяют.
Поднимают руку.
-Выражения. -Во всех выражениях есть круглые числа, арифметическое действие – умножение. -Умножаем числа, не глядя на нули, после к полученному произведению приписываем столько нулей, сколько в обоих множителях вместе. -400 умножить на 70 получится 28000 -160 умножить на 300 получится 48000. -9 умножить на 80000 получится 720000. -250 умножить на 4000 получится 1000000.
Комментирует умножение в столбик.
Отвечают, если могут.
-Нет. -Они многозначные. -Нет.
-Затруднение. -Нужно остановиться и подумать. -В алгоритме умножения круглых многозначных чисел. -Мы не знаем алгоритм умножения круглых многозначных чисел. -Я не смог это сделать, потому что не знаю, алгоритм умножения круглых многозначных чисел. Я не смог это сделать, потому что не могу объяснить. -Нужно узнать алгоритм умножения круглых многозначных чисел. -Учитель, учебник. |
Предметные: знают способы умножения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: обобщение знаний. Личностные: умение оценить свое задание. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции. |
|
-Какая цель сегодняшнего урока?
(На доске появляются предложения: Я повторю алгоритм умножения на двузначное число. Я научусь умножать круглые многозначные числа. Я узнаю, алгоритм умножения круглых многозначных чисел.) -Давайте поставим личную цель. Посмотрите на доску, нам нужно поставить цели в правильном порядке. -Итак, ребята. Что сначала мы узнаем?
-Молодцы. Что дальше?
-А потом?
|
-Цель сегодняшнего урока: Узнать алгоритм умножения круглых многозначных чисел.
В парах выполняют задание.
-Сначала мы повторим алгоритм умножения на двузначное число. -Дальше мы узнаем алгоритм умножения круглых многозначных чисел. -Потом мы научимся умножать круглые многозначные числа. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самоопределению. |
Физкультминутка |
-Давайте немного разомнемся. Мы решали, мы решали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем. |
Выполняют за учителем движения. |
|
|
-Ребята, какая наша первая цель?
-Ребята, а зачем нам повторять этот алгоритм? Посмотрите на выражения. Что общего между ними? Что будет если мы закроем нули?
-Все верно. А как нам умножить на двузначное число? Маша, выйди к доске и попробуй записать первое выражение в столбик и решить его. Прокомментируй свой ответ.
-Молодец. Мы достигли первой цели? -А какая вторая цель?
-А Маша нам его сейчас проговорила? -Давайте с вами проверим. Для этого откроем учебник на с.32. Прочитаем вслух алгоритм. -Что мы делаем первым шагом по алгоритму? -Второй шаг?
-И последним шагом что делаем?
-Молодцы, ребята. Узнали ли мы алгоритм умножения круглых многозначных чисел? -Значит, какой цели осталось нам достичь?
|
-Повторить алгоритм умножения на двузначное число. -Нам нужно повторить алгоритм, потому что если мы посмотрим на выражения и мысленно закроем нули, то у нас получатся выражения с умножением на двузначное число.
-Нам нужно 360 умножить на 7500. Записываем множители, не глядя на нули. Под 6 пишем 5, а под 3 – 7. Начинаем умножать с единиц. 5 умножить на 6 получится 30. 0 пишу под единицами, 3 запоминаю. Умножаю 5 на 3, получится 15, да 3 в уме получится 18. 8 пишу под десятками, а 1 в следующей клетке. Получается 180. Умножаю десятки. 7 умножить на 6 получится 42. 2 пишу под десятками, т.к. умножаем десятки, а 4 запоминаю. 7 умножить на 3 получится 21 да 4 в уме получится 25. 5 пишу под сотнями, а 2 в следующей клетке. Получается 252. Теперь складываем полученные произведения. Получается 2700. Приписываем 3 нуля. Получается 2 700 000. -Да. -Я узнаю алгоритм умножения круглых многозначных чисел. -Да. Один ученик читает, остальные следят.
-1. Записать множители в столбик, не глядя на нули. -2. Выполнить умножение многозначных чисел, не глядя на нули. -3. Записать в произведении справа столько нулей, сколько в обоих множителях вместе. -Узнали.
-Научиться умножать круглые многозначные числа. |
Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность. Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа. |
|
-Потренируемся. Выполним №2 в учебнике на с.32. Обратите внимание на выражение под буквой а. Мы уже вычислили значение произведения этого выражения. Поэтому начинаем с буквы б. Записываем в тетрадях №2. -Денис решает у доски с полным комментированием, опираясь на алгоритм. Остальные записывают в тетрадях. -Молодец, Денис. Вероника, выходи к доске, решай выражение под буквой в. -Молодец, Вероника. Миша, выходи к доске, решай выражение под буквой г. -Молодец. -У кого остались вопросы по умножению круглых многозначных чисел, поднимите руку. (при необходимости еще раз объяснить) |
Записывают №2 в тетрадях.
-2800 умножить на 940 получится 2 632 000. Полностью комментирует решение. -50900 умножить на 62 получится 3 155 800. -73050 умножить на 8600 получится 628230000.
Поднимают руку. |
Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа. Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. |
|
-Выполним № 3 письменно. Запишите № 3 в тетрадь. Прочитайте задание вслух. -Что нужно сделать?
-Выполним это необычным способом. Первый вариант первого ряда решает под буквой Ш, второй вариант 1 ряда – И. 1 вариант 2 ряда – У, 2 вариант 2 ряда – Т, 1 вариант 3 ряда – М, 2 вариант 3 рядя – А. После того как вы вычислите значение произведений, Вова выйдет к доске и запишет буквы и получившиеся произведения. И после составит имя короля. На выполнение вам дается 1 минута. -Что у нас получилось? |
Записывают №3 в тетрадь. Один читает вслух, остальные следят. -Вычислить выражения и поставить ответы в порядке убывания, чтобы получить имя короля. Ш – 334 800 И – 1 840 500 У – 635 100 Т – 2 821 700 М – 475 127 000 А – 15 428 000
МАТИУШ (Януш Корчак «Король Матиуш») |
Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе учебной ситуации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа. |
|
-Теперь предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание. Обратите внимание на доску. Вам нужно в тетрадях вычислить произведения выражений в столбик. На выполнение вам дается 5 минут.
-Давайте проверять. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает, то поставьте плюс, если другой минус. Поменяйтесь обратно. -У кого нет ошибок, поднимите руку. После урока все сдайте тетради на проверку. |
Вычисляют самостоятельно в столбик.
Проверяют. Ставят плюс/минус.
Поднимают руку. |
Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: применяют полученные знания на практике. Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя. Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа. |
|
-Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке и чем мы сегодня занимались? -Что вам было трудно сделать на уроке? -Что интересного было на уроке? -Достигли ли мы своей цели? -Поднимите левую руку те, у кого все получилось, было все понятно. Поднимите правую руку те, у кого что-то не получилось, были затруднения. И поднимите две руки, если у вас ничего не получилось или было слишком сложно. |
-Мы узнали, алгоритм умножения круглых многозначных чисел. Ответы учеников Ответы учеников -Да Поднимают руки. |
Личностные: адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. |
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания |
-Ребята, дома вы должны будете выполнить №4 в учебнике на с.32 и задание на карточке. Точно также как мы выполняли на уроке. Решаем в тетрадях. Всем понятно?
|
Слушают учителя. -Да. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.