Конструкт урока по математике на тему: «Умножение круглых многозначных чисел»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке дети: узнают, письменное умножение круглых многозначных чисел, научатся выполнять действие умножение круглых многозначных чисел в столбик.
Иконка файла материала Умножение круглых чисел.docx

Тема: Умножение круглых многозначных чисел

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний об умножении круглых многозначных чисел в процессе решения математических задач.

Актуальная цель: сформировать представление у обучающихся об умножении круглых многозначных чисел в процессе решения математических задач.

 

Задачи:

Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «умножение круглых многозначных чисел», выполнять действие умножение в столбик.

Развивающая - развивать речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации.

Воспитательная - воспитывать ответственность, любовь к математике.

 

Предметные результаты: узнают, письменное умножение круглых многозначных чисел, научатся выполнять действие умножение круглых многозначных чисел в столбик.

 

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения.

Познавательные: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое); применять базовые логические универсальные действия (сравнение, анализ, обобщение); проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач.

Регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику).

 

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения.

 

Оборудование: учебное пособие, тетрадь, интерактивная доска, раздаточный материал.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 Указ №286.

Учебник. Математика. Л.Г. Петерсон 3 класс, 2 часть, с.32-33.

 


 

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на парты, все ли мы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

-Если у вас все готово к уроку, то поставьте руку на локоток.

-Какие способы умножения вы уже знаете?

-Знание этого материала вам поможет в изучении нового.

Здороваются с учителем.

Готовятся к уроку.

 

 

 

Поднимают руку.

 

-табличное умножение, умножение на двузначное число, умножение на круглое число, умножение в столбик

Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя.

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

Регулятивные: способность к саморегуляции.

Предметные: знают способы умножения.

  1. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Давайте откроем тетради.

-Какое сегодня число?

-Сколько клеток отступаем от последней записи?

-На полях записываем 06.04. Запишите «Классная работа».

-Отступите две клеточки вниз и одну слева поставьте точку.

-Выполним небольшой математический диктант по таблице умножения.

-Отступаем две клеточки вниз и одну клеточку слева, ставим точку.

-Я буду диктовать выражения, вам нужно записать только ответ, через запятую в строку.

-Первое выражение: 9 умножить на 7.

-Первый множитель 14, второй множитель 8, найдите значение произведения.

-Найдите произведение чисел 230 и 30.

-27 увеличили в 40 раз.

-Поставьте точку. Отступите вниз две клетки. Найдите значение произведения чисел 47 и 83 в столбик.

 

 

 

 

-Ребята, давайте проверять. Возьмите в руки карандаш. Поменяйтесь тетрадями. (спрашивает учеников по цепочке, ставят плюсы/минусы)

-Поменяйтесь обратно тетрадями. У кого +стоят все плюсы, поднимите руку.

-Ребята, обратите внимание на доску.

-Что вы видите? Что общего в выражениях?

-Вспомните правило умножения круглых чисел.

 

 

-Все верно, молодцы. Давайте найдем значения произведений устно.

 

 

 

 

 

-Молодцы, ребята. А как записывают умножение круглых чисел в столбик? Женя, выйди к доске и запиши первое выражение в столбик. Реши, комментируя свой ответ.

-Ребята, а если нам нужно умножить 72500 на 430. Как мы это запишем?

-А решали ли вы выражения такого типа?

-Что мы можем сказать про эти числа?

-А знаете ли вы алгоритм умножения круглых многозначных чисел?

-Что у нас возникло?

-Возникло затруднение, что нужно сделать?

-Где возникло затруднение?

 

-Почему возникло затруднение?

 

-Используя слова «я не смог это сделать, потому что…» объясните свою причину затруднения.

 

 

-Что нужно сделать, чтобы выйти из ситуации затруднения?

-Что нам поможет выйти из затруднения?

Открывают тетради.

-6 апреля.

-От последней записи отступаем 4 клетки, в пятой пишем.

На полях записывают дату, после классную работу.

Отступают две клеточки вниз и одну справа, ставят точку.

 

 

Отступают две клетки вниз и одну слева, ставят точку.

 

 

 

Записывают 63.

Записывают 112.

 

Записывают 6900

Записывают 1080.

Записывают:

        х 47

          83

       +141

      376  

      3901

 

Проверяют.

 

 

 

Поднимают руку.

 

 

-Выражения.

-Во всех выражениях есть круглые числа, арифметическое действие – умножение.

-Умножаем числа, не глядя на нули, после к полученному произведению приписываем столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.

-400 умножить на 70 получится 28000

-160 умножить на 300 получится 48000.

-9 умножить на 80000 получится 720000.

-250 умножить на 4000 получится 1000000.

 

Комментирует умножение в столбик.

 

 

Отвечают, если могут.

 

-Нет.

-Они многозначные.

-Нет.

 

-Затруднение.

-Нужно остановиться и подумать.

-В алгоритме умножения круглых многозначных чисел.

-Мы не знаем алгоритм умножения круглых многозначных чисел.

-Я не смог это сделать, потому что не знаю, алгоритм умножения круглых многозначных чисел. Я не смог это сделать, потому что не могу объяснить.

-Нужно узнать алгоритм умножения круглых многозначных чисел.

-Учитель, учебник.

Предметные: знают способы умножения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: обобщение знаний.

Личностные: умение оценить свое задание.

Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль, способность к саморегуляции.

  1. Действие целеполагание

-Какая цель сегодняшнего урока?

 

(На доске появляются предложения:

Я повторю алгоритм умножения на двузначное число.

Я научусь умножать круглые многозначные числа.

Я узнаю, алгоритм умножения круглых многозначных чисел.)

-Давайте поставим личную цель. Посмотрите на доску, нам нужно поставить цели в правильном порядке.

-Итак, ребята. Что сначала мы узнаем?

 

-Молодцы. Что дальше?

 

-А потом?

 

-Цель сегодняшнего урока: Узнать алгоритм умножения круглых многозначных чисел.

 

 

 

 

 

В парах выполняют задание.

 

 

-Сначала мы повторим алгоритм умножения на двузначное число.

-Дальше мы узнаем алгоритм умножения круглых многозначных чисел.

-Потом мы научимся умножать круглые многозначные числа.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способность к самоопределению.

Физкультминутка

-Давайте немного разомнемся.

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Раз присядем, (Приседания.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

Выполняют за учителем движения.

 

  1. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-Ребята, какая наша первая цель?

 

-Ребята, а зачем нам повторять этот алгоритм? Посмотрите на выражения. Что общего между ними? Что будет если мы закроем нули?

-Все верно. А как нам умножить на двузначное число? Маша, выйди к доске и попробуй записать первое выражение в столбик и решить его. Прокомментируй свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Молодец. Мы достигли первой цели?

-А какая вторая цель?

 

-А Маша нам его сейчас проговорила?

-Давайте с вами проверим. Для этого откроем учебник на с.32. Прочитаем вслух алгоритм.

-Что мы делаем первым шагом по алгоритму?

-Второй шаг?

 

 

-И последним шагом что делаем?

 

 

-Молодцы, ребята. Узнали ли мы алгоритм умножения круглых многозначных чисел?

-Значит, какой цели осталось нам достичь?

 

-Повторить алгоритм умножения на двузначное число.

-Нам нужно повторить алгоритм, потому что если мы посмотрим на выражения и мысленно закроем нули, то у нас получатся выражения с умножением на двузначное число.

 

 

 

-Нам нужно 360 умножить на 7500. Записываем множители, не глядя на нули. Под 6 пишем 5, а под 3 – 7. Начинаем умножать с единиц. 5 умножить на 6 получится 30. 0 пишу под единицами, 3 запоминаю. Умножаю 5 на 3, получится 15, да 3 в уме получится 18. 8 пишу под десятками, а 1 в следующей клетке. Получается 180. Умножаю десятки. 7 умножить на 6 получится 42. 2 пишу под десятками, т.к. умножаем десятки, а 4 запоминаю. 7 умножить на 3 получится 21 да 4 в уме получится 25. 5 пишу под сотнями, а 2 в следующей клетке. Получается 252. Теперь складываем полученные произведения. Получается 2700. Приписываем 3 нуля. Получается 2 700 000.

-Да.

-Я узнаю алгоритм умножения круглых многозначных чисел.

-Да.

Один ученик читает, остальные следят.

 

-1. Записать множители в столбик, не глядя на нули.

-2. Выполнить умножение многозначных чисел, не глядя на нули.

-3. Записать в произведении справа столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.

-Узнали.

 

-Научиться умножать круглые многозначные числа.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: включаться в диалог; проявлять инициативу и активность.

Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Потренируемся. Выполним №2 в учебнике на с.32. Обратите внимание на выражение под буквой а. Мы уже вычислили значение произведения этого выражения. Поэтому начинаем с буквы б. Записываем в тетрадях №2.

-Денис решает у доски с полным комментированием, опираясь на алгоритм. Остальные записывают в тетрадях.

-Молодец, Денис. Вероника, выходи к доске, решай выражение под буквой в.

-Молодец, Вероника. Миша, выходи к доске, решай выражение под буквой г.

-Молодец.

-У кого остались вопросы по умножению круглых многозначных чисел, поднимите руку. (при необходимости еще раз объяснить)

 

 

 

 

Записывают №2 в тетрадях.

 

-2800 умножить на 940 получится      2 632 000.

Полностью комментирует решение.

-50900 умножить на 62 получится

3 155 800.

-73050 умножить на 8600 получится

628230000.

 

Поднимают руку.

Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе выполнения математических заданий.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

  1. Включение знаний в систему знаний и повторение.

-Выполним № 3 письменно. Запишите № 3 в тетрадь. Прочитайте задание вслух.

-Что нужно сделать?

 

 

-Выполним это необычным способом. Первый вариант первого ряда решает под буквой Ш, второй вариант 1 ряда – И. 1 вариант 2 ряда – У, 2 вариант 2 ряда – Т, 1 вариант 3 ряда – М, 2 вариант 3 рядя – А. После того как вы вычислите значение произведений, Вова выйдет к доске и запишет буквы и получившиеся произведения. И после составит имя короля. На выполнение вам дается 1 минута.

-Что у нас получилось?

Записывают №3 в тетрадь.

Один читает вслух, остальные следят.

-Вычислить выражения и поставить ответы в порядке убывания, чтобы получить имя короля.

Ш – 334 800

И – 1 840 500

У – 635 100

Т – 2 821 700

М – 475 127 000

А – 15 428 000

 

 

 

 

МАТИУШ

(Януш Корчак «Король Матиуш»)

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность в процессе учебной ситуации.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа.

  1. Самостоятельная работа

-Теперь предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание. Обратите внимание на доску. Вам нужно в тетрадях вычислить произведения выражений в столбик. На выполнение вам дается 5 минут.

 

 

-Давайте проверять. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите в руки карандаш. Если ответ совпадает, то поставьте плюс, если другой минус. Поменяйтесь обратно.

-У кого нет ошибок, поднимите руку. После урока все сдайте тетради на проверку.

Вычисляют самостоятельно в столбик.

 

Проверяют. Ставят плюс/минус.

 

 

 

Поднимают руку.

Личностные: обучающиеся проявляют самостоятельность.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: применяют полученные знания на практике.

Коммуникативные: умение слушать объяснения учителя.

Предметные: умеют умножать круглые многозначные числа.

  1. Рефлексивно оценочные действия

 

-Итак, ребята, что нового мы узнали на уроке и чем мы сегодня занимались?

-Что вам было трудно сделать на уроке?

-Что интересного было на уроке?

-Достигли ли мы своей цели?

-Поднимите левую руку те, у кого все получилось, было все понятно.

Поднимите правую руку те, у кого что-то не получилось, были затруднения.

И поднимите две руки, если у вас ничего не получилось или было слишком сложно.

-Мы узнали, алгоритм умножения круглых многозначных чисел.

Ответы учеников

Ответы учеников

-Да

Поднимают руки.

Личностные: адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

9.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Ребята, дома вы должны будете выполнить №4 в учебнике на с.32 и задание на карточке. Точно также как мы выполняли на уроке. Решаем в тетрадях. Всем понятно?

Слушают учителя.

-Да.