Курс ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Совесть».
Место положения в программе: урок №23, 3 четверть
¨ Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «стыд» и «совесть».
Задачи:
¨ дать представление о совести, как внутреннем качестве личности;
¨ продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе;
¨ смотивировать детей на становление самооценки и самоконтроля в повседневном поведении.
¨ помочь учащимся осознать чувство совести, как морально-этическую ценность в обществе, учить соотносить понятия «совесть», «стыд».
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние. Определение этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
Познавательные УУД:
Познакомить с понятиями «совесть», «стыд»; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями: сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речью.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей, выделение нравственного содержания поступков на основе моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, работа в группе, инсценировка, самостоятельная работа с источниками информации.
Формы организации познавательной деятельности:
· коллективная;
· фронтальная;
· групповая;
Оборудование: м/медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд», «долг».
• Научатся анализировать поступки людей и свои собственные в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего нужна совесть.
Ход урока.
Этапы |
Содержание |
УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
I.Организационный момент. Мотивация. (1 мин.) |
Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречают три мудреца. Они все знают о человеческой жизни. Мудрецы приготовил вам задание. «Подобрать заголовок к тексту» |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Волевая саморегуляция |
II. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
|
Чтение учителем стихотворения «Совесть».
- Назовите тему урока. (Совесть) Запишем тему урока.
О чём пойдёт речь? Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? |
Однажды
предрассветною порой -Конечно,
разум- первый мне ответил. (прикрепить карточку со словом «разум» на
дерево)- С ним каждый путь и правилен и свете. -Благодарю, что
просветил меня.
Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Составление
вопросов в виде таблицы: |
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической речи. Проблемная ситуация, работа в группе.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
ІII. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
|
Моделирование понятия “совесть». 1 группа: Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите в тетради.
2 группа: Давайте обратимся к словарю и посмотрим, какие определения этого понятия есть. Работа со словарем в группе.
3 группа: Заглянем в историю слова «совесть» из этимологического словаря и статью учебника «ОСЭ» с.48.
|
Афоризмы: Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. Паскаль Блез Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант И. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. Суворов А. В. Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. Гольбах П. Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. Дени Дидро Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен. СОВЕСТЬ Толковый словарь Ожегова-Чувство нравственной
ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть
– Демокрит). Это слово состоит из двух частей: приставки со -
что значит - вместе, корня -весть, что значит, знать, ведать. |
Познавательные УУД: Познакомить с понятиями «совесть», «стыд»; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей.
|
|
- Как вы считаете, есть ли место этому в нашем современном мире? (разыгрывают ситуации) |
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или напоказ, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке. Рассмотрим несколько ситуаций. Трудно ли вам будет поступить по совести? А) Ситуация первая. Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите? Дети высказываются по поводу ситуации. Б) Ситуация вторая. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? Дети высказываются по поводу ситуации В) Ситуация 3. «В минувшую субботу — а стояла на удивление располагающая к доброму настроению погода — меня остановил на улице мальчик и просто сказал: — Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля... Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице — здоровый румянец. — Послушай, а зачем тебе деньги? — Мороженого захотелось...» Какие бы вы предложили способы решения этой ситуации? Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? 1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?» 2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше. |
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и анализ собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). |
|
- Хорошее слово - стыд. Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению? - А есть ли в их значении какое-то различие?
Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. |
Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя... Демокрит. По В. Далю «Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка». Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор). |
Познавательные УУД: овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. |
IV. Творческое применение знаний.
|
А всем ли бывает стыдно за свои поступки? Какой он - совестливый человек? А в вашем классе есть такие люди?
|
Опираясь на качества знакомых людей, учащиеся составляют портрет совестливого человека. Используя вспомогательные формулировки, называют имена детей, которые являются для них образцом совестливого человека, на которых можно ориентироваться. 1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.) 2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. ) 3. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает) 4. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.) 5. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние). 6. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости). |
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой. |
V. Рефлексия. Домашнее задание. |
- Сегодня прозвучали имена тех, кто стремится быть совестливым человеком, но ведь не всех назвали. Вам есть к чему стремиться. Задайте себе вопрос…Подумайте, поразмышляйте с самим собой, это и будет своеобразной рефлексией. Нет, не сейчас, пусть это будет кропотливая работа над собой дома. |
Ответить на вопросы.
|
Нравственно-этическая
ориентация, смыслообразование, целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, |
VI. Итог занятия. |
И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать
стихотворение Эдуарда Асадова - Именем совести. |
Какие б
ни грозили горести
|
Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, прогнозирование, контроль, оценка, моделирование, умение вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.