Урок истории в 9 классе «От Февраля к Октябрю».
Тип урока: практическая работа (кейс)
Характеристика кейса: краткий; текстовой, составлен на основе исторических источников; с достаточной информацией (при условии актуализации ранее полученных знаний).
Цель, задачи урока: углубить знания по теме, получить навык анализа исторического документа, формировать умение делать вывод, вникать в сущность исторических явлений, процессов. Данный вид учебной деятельности способствует формированию своего взгляда на нашу историю, своего представления об исторических личностях. Работа с документами сочетается с изучением учебника для более полной картины событий. Создается ситуация успеха для каждого, формируются навыки четкого, ясного изложения аргументированной позиции, достаточно полного использования информации документа.
Ход урока.
Актуализация знаний. Постановка задач урока. Мотивация.
Организационный момент: класс делится на 4 группы. У каждой группы – документы и четко поставленная задача. Время работы с кейсом – 15 минут: выяснение проблемы, извлечение смысловой информации из кейса, анализ содержания кейса, выводы учащихся по проблеме.
Задания
Группы |
Задания |
Деятельность обучающихся |
источники |
1 |
На основе анализа документов 1, 2 дайте описание событий в Петрограде. Какую роль в этих событиях играла армия? Чем, на ваш взгляд можно объяснить изменение в позиции воинских частей?
|
· Изучение источников · Поиск ответов на поставленные вопросы в ходе обсуждения, их аргументация · Выработка совместного вывода
|
Документы 1,2 |
2 |
Сопоставьте документы 2 и 3. Чем отличается восприятие событий Февральской революции, описанное в этих документах? Чем можно объяснить эту разницу? Какое значение имело появление в Питере «Вооруженной деревни»?
|
· Анализ источников · Выработка консолидированного мнения по проблеме |
Документы 2,3 |
3 |
Сравните документы №4 и 5. Что нового появилось в настроении солдат осенью 1917 года? В документе 5, солдатском письме, появляется призыв – «Долой революционеров!». Авторы имели в виду – социалистов-революционеров. Тогда можно читать так «Долой социалистов-революционеров и эсеров!». Что можно сказать об уровне политического сознания солдат?
|
· Изучение источников · Поиск ответов на поставленные вопросы в ходе обсуждения, их аргументация · Выработка совместного вывода
|
Документы 4,5 |
4 |
Проанализируйте документ 6. Как меняются выводы Ленина относительно возможности взятия власти большевиками по мере развития революционных событий в России?
|
· Анализ источников · Выработка консолидированного мнения по проблеме
|
Документ 6. |
На основе анализа документов №1,2. дайте описание событий в Петрограде. Какую роль в этих событиях играла армия? Чем можно объяснить изменение в позиции воинских частей?
Документ №1.
Телеграмма командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова начальнику штаба Главного командования генералу Алексееву (25 февраля 1917 года, 17 час. 40 мин)
23 и 24 февраля вследствие недостатка хлеба на многих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 февраля часть рабочих прорвалась к Невскому, оттуда была разогнана. Насильственные действия выразились разбитием стекол в нескольких лавках и трамваях. Оружие войсками не употреблялось, четыре чина полиции получили неопасные ранения. Сегодня, 25 февраля, попытки рабочих проникнуть на Невский успешно парализуются. Прорвавшаяся часть разгоняется казаками. Утром полицмейстеру выборгского района сломали руку и нанесли в голову рану тупым орудием. Около 3 часов дня на Знаменской площади убит при рассеянии толпы пристав Крылов. Толпа рассеяна. В подавлении беспорядков, кроме петербургского гарнизона, принимают участие пять эскадронов 9 запасного кавалерийского полка из Красного села, сотня лейб-гвардии сводного казачьего полка из Павловска, и вызвано в Петроград пять эскадронов гвардейского запасного кавалерийского полка. Хабалов.
Источник: Красный архив. – 1927.-Т.2 (21).-С.5.
Документ №2.
Телеграмма генерала Хабалова генералу Алексееву (27 февраля 1917 года, 20 час.10 мин.)
Прошу доложить его императорскому величеству, что исполнить повеление о восстановлении порядка в столице не мог. Большинство частей одна за другой изменили своему долгу, отказываясь сражаться против мятежников. Другие части побратались с мятежниками и обратили своё оружие против верных его величеству войск. Оставшиеся верными долгу весь день боролись против мятежников, понеся большие потери. К вечеру мятежники овладели большею частью столицы. Верными присяге остаются небольшие части разных полков, стянутые у зимнего дворца под начальством генерал – майора Занкевича, с коими буду продолжать борьбу. Генерал – лейтенант Хабалов.
Источник: Красный архив. – С.15-16.
Сопоставьте документы 2 и 3. Чем отличается восприятие событий Февральской революции, описанное в этих документах? Чем можно объяснить эту разницу? Какое значение имело появление в Питере «Вооруженной деревни»?
Документ 3.
Настроения монархистов в дни Февральской революции.
(Из записок Шульгина В.В. о событиях 27 февраля)
Нужен центр. Нужен во что бы то ни стало какой-то фокус… Не то всё разбредется… Всё разлетится… Будет небывалая анархия… И главное - армия, армия. Всё пропало, если развал начнется в армии… А он непременно начнется, если сейчас, сейчас же не будет кому повиноваться…
О государе. Да, вот это самое главное. Самое важное… Может он царствовать? Может ли? О, как это узнать, как? Нет… Не может… У него никого никого… Распутин всех съел, всех друзей, все чувства… нет больше верноподданных, есть скверноподданные и открытые мятежники… Говорил Пуришкевичу – не убивайте, вот он теперь мертвый – хуже живого… Если бы он был жив, теперь бы его убили, хоть какая-нибудь отдушина. А то кого убивать? Кого?
Чтобы спасти… чтобы спасти… надо или разогнать всю эту сволочь (и нас вместе с ними) залпами, или…
Или надо отречься от престола… Ценою отречения спасти жизнь государю… и спасти монархию…
Источник: Шульгин В.В. Дни.-Л.: Рабочее издательство «Прибой», 1925.-с.123.
Сравните документы №4 и 5. Что нового появилось в настроении солдат осень. 1917 года? В документе 5, солдатском письме, появляется призыв – «Долой революционеров!». Авторы имели в виду – социалистов-революционеров. Тогда можно читать так «Долой социалистов-революционеров и эсеров!». Что можно сказать об уровне политического сознания солдат?
Документ 4.
Настроения солдатских масс весной 1917 года.
(Из воспоминаний генерала Брусилова А.А.)
Могу сказать, что войска верили мне и были убеждены, что я – друг солдата и ему не изменю… Одного мне не удавалось – это получить обещание наступать и атаковать вражеские позиции. Тут же на сцену выступали слова «без аннексий и контрибуций», и дальше дело никак не шло, ибо это в сущности , были отговорки, основанные на нежелании продолжать войну… Поэтому то я пригласил военного министра Керенского весной 1917 года прибыть на юго-западный фронт… При объезде юго-западного фронта Керенским его почти всегда принимали горячо и многое ему обещали, но когда дошло до дела, то, сначала взяв окопы противника, войска затем самовольно на другой же день вернулись назад, объявив, что так как аннексий и контрибуций требовать нельзя и война до победного конца недопустима, то они возвращаются на свои старые позиции.
Источник: Брусилов А.А. Мои воспоминания.- М., 1963.-с. 263-264.
Документ №5.
Совету рабочих и солдатских депутатов.
(осень 1917 года)
Товарищи! Мы к вам обращаемся с большой просьбой, ваши товарищи из окопов в составе 160 человек, просим вас свергнуть буржуазное временное правительство и взять всю власть в Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов…
Временное правительство и Керенский – изменники и губители свободы. С правительством, а также с Керенским, надо бороться, и бороться не только словами, а можно и пулей убить… За нашу пролитую кровь в наступлении и за контрреволюцию, и по делам подобает проклятье. Долой кадетов, долой революционеров и эсеров! Да здравствуют товарищи большевики из партии социал-демократов!
Источник: Солдатские письма 1917 года.- М., 1927.-с.108-109.
Проанализируйте документ 6.
Как меняются выводы Ленина относительно возможности взятия власти большевиками по мере развития революционных событий в России?
В.И. Ленин о возможности победы социалистической революции в России.
Начало апреля. 1917.
Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, - ко второму её этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.
Источник: О задачах пролетариата в данной революции. Полн. СОБР. Соч. – т.31.-с. 114.
Июнь 1917 года.
Демонстрация 18 июня стала демонстрацией силы и политики революционного пролетариата, указывающего направление революции, указывающего выход из тупика.
Кризис невиданных размеров надвинулся на Россию и на всё человечество. Выход только в доверии самому организованному передовому отряду трудящихся и эксплуатируемых, в поддержке его политики.
Источник: Восемнадцатое июня. Полн. СОБР. Соч. – Т.32. – с. 360-362.
Июль 1917 года.
Всякие надежды на мирное развитие русской революции исчезли окончательно. Объективное положение: либо победа военной диктатуры до конца, либо победа вооруженного восстания рабочих, возможная лишь при совпадении его с глубоким массовым подъемом, против правительства и против буржуазии на почве экономической разрухи и затягивания войны.
Источник: Политическое положение Полн. СОБР. Соч. – т. 34.-с.2
1 октября 1917 года.
Медлить – преступление. Ждать Съезда Советов – ребячья игра в формальность, предательство революции.
Если нельзя взять власть без восстания, надо идти на восстание тотчас.
Источник: Письмо в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москвы большевикам. Полн. СОБР. Соч. – Т.34.-с. 340-341.
24 октября 1917 года, вечер.
Буржуазный натиск корниловцев, удаление Верховного показывает, что ждать нельзя. Надо, во что бы то ни стало, сегодня вечером, сегодня ночью арестовать правительство, обезоружив (победив, если будут сопротивляться) юнкеров и т.д.
Нельзя ждать!! Можно потерять всё!!
…Безмерным было бы преступление революционеров, если бы они упустили момент, зная, что от них зависит спасение революции, предложение мира, спасение Питера, спасение от голода, передача земли крестьянам.
Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!
Промедление в выступлении смерти подобно.
Источник: Письмо членам ЦК. Полн. СОБР. Соч. – Т. 34.-с.435.
Выступления представителей от каждой группы.
Беседа, ответы на возникшие вопросы.
Работа с документами – работа творческая и как будет развиваться линия урока – зависит от детей и учитель направляет беседу, выделяет основные события и проблемы общественного развития в данный период. Вместе с обучающими сопоставляют свои выводы с теми, которые есть в учебнике.
Домашнее задание: индивидуальное – коррекция знаний, сообщения по теме (вопрос по выбору обучающихся).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.