Конструкт урока русского языка на тему "Правила правописания и их применение"

  • docx
  • 11.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02.05 конструкт.docx

Конструкт урока русского языка по производственной практике

студентки 46Б группы

 по профилю специальности 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании
Бушиной Карины Сергеевны

Дата: 02.05.2024

ОУ: Центр образования Аксиома

Класс: 2Д                                                 

ФИО учителя класса: Хонина Елена Александровна

Тема урока: Правила правописания и их применение

УМК: Школа России

Цель: формирование умения находить и формулировать правила, классифицировать в процессе выполнения упражнений.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют отзывчивость, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы, группировать слова с одинаковыми орфограммами.

Задачи:         

Воспитательные: воспитывать у обучающихся навыки отзывчивости, настойчивости, ценностного отношения к учебе.

Развивающие: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике; находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о правилах правописания изученных орфограмм, закрепить умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы, группировать слова с одинаковыми орфограммами.

Принципы воспитания

Создание положительного эмоционального подъема

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом

Принципы обучения

Принцип развивающего и воспитывающего обучения

Принцип наглядности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип доступности

Принципы воспитания

Создание положительного эмоционального подъема

Воспитание через взаимодействие

Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема

Принципы обучения

Принцип развивающего и воспитывающего обучения

Принцип сознательной активности

Принцип наглядности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип доступности

Принцип взаимосвязи теории и практики

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства:

Демонстрационные: мультимедийная презентация «Правила правописания»

Индивидуальные: сигнальные карточки, тетрадь, пенал, карточки с заданиями

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Структура урока:

1.      Организационно-мотивационный этап (3 мин.)

2.      Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (4 мин.)

3.      Решение проблемы (10 мин.)

4.      Физминутка (2 мин.)

5.      Первичное закрепление (10 мин.)

6.      Организация самостоятельной работы (6 мин.)

7.      Информация о домашнем задании (1 мин.)

8.      Рефлексия учебной деятельности  (4 мин.)

Итог: 40 мин.

Использованная литература:

1.      Федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 992.

2.      СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. № 2.4.2.2821-10

3.      Рабочая программа педагога по предмету «Русский язык».

 

Макет доски

 

Презентация

Второе мая.

Классная работа.

 

 

 


 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Организационно-мотивационный этап

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Речевая разминка.

- Для того чтобы настроиться на предстоящую деятельность, предлагаю выполнить речевую разминку. Встаем ровно, расправляем плечи, голову держим прямо, улыбаемся.

- По моему сигналу делаем глубокий вдох (учитель поднимает руку ладонью вверх). Задержка речевого дыхания - ладонь переворачивается книзу, выдох - рука опускается вниз.

- Садитесь за свои рабочие места.

- Не забываем про правильную посадку, ноги у нас стоят параллельно полу, спина соприкасается со спинкой стула, между вами и партой один кулачок.

- Предлагаю проверить готовность к уроку. На партах у вас должны быть пишущие принадлежности, тетрадь, учебник, дневник, карточки.

- Поднимите руку, у кого есть все из перечисленного, отлично, вижу, что у всех все есть.

- Ребята, я желаю быть вам такими же внимательными и активными в течение всего урока.

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют педагогическое требование, слушают учителя

 

 

 

 

 

Садятся за свои рабочие места

 

Соблюдают правильную посадку

 

Проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

-

СК

ОК

Личностные:

обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Актуализация опорных знаний и способов действий.  Выявление проблемы

Актуализировать имеющиеся знания у обучающихся, определить проблему

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

 

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток.

- Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение

- А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатится бы могла. (О)

- Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква О.

- Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы «О», соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки. 

https://cloud.prezentacii.org/19/05/144212/images/screen8.jpg

- Сравните букву с образцом на слайде и подчеркните ту, которая получилась красивее!

- Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке, предлагаю обратить внимание на слайд.

- Кто-то запачкал чернилами слова, и некоторые буквы теперь в кляксах. Вам необходимо: вставить пропущенные буквы в слова и подчеркнуть их. Работаете в тетрадях.

Б_рёза, _сина, м_алина, з_мляника, яг_да, м_рковь, к_пуста.

- Давайте проверим.

- (Имя), прочитай слова и назови букву, которую ты вставил/а. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. Если не согласны, поднимите красный сигналик.

- Молодцы! Посмотрите, кляксы исчезли.

- Ребята, я заготовила для вас предложение, но из-за сильного ветра слова разлетелись, предложение рассыпалось. Восстановим его?

- Запишите предложение в тетрадь.

- Кто желает выйти и поработать у доски?

Птич_и, сп_сают, от, к_рмушки, хол_да, птиц.

- Давайте проверим.

- Какие буквы в корне слова надо проверять? (спасают-спас, кормушки-корм, холода-холодный)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (ответы детей)

- Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока:

Првл првпсн

- Тема урока: Правила правописания.

- Предположите, какой будет цель урока?

- Цель урока: закрепить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

- На уроке мы будем вспоминать, и закреплять свои знания о правилах

правописания.

Открывают тетради, записывают дату, классная работа

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Буква О

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют минутку чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчеркивают самую красивую букву

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанавливают предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают цель урока

Ф

И

Демонстрационные: мультимедийная презентация «Правила правописания»

Индивидуальные: тетрадь, пенал, сигнальные карточки

ФК

СК

ОК

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог.

Предметные:

обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы.

Решение проблемы

Содействовать усвоению обучающимися способов деятельности, развитию умения работать с различными источниками информации.

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение

Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

- Ребята, скажите, а для чего нужно знать правила орфографии?

- Изучать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного.

- Предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово».

- На слайде слова, ваша задача – вставить пропущенные буквы, подчеркните их, в каждой строчке найти лишнее слово:

Фу_бол, во_зал, рю_зак, тр_ка.

М_шина, б_рёза, м_тро, ст_на.

- Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный ставим знак «+», если неверный, ставим знак «-». (Проверяют)

- Поменяйтесь тетрадями обратно.

- Какое слово в первой строчке лишнее? (Трубка)

- Почему слово «трубка» лишнее? Какая там орфограмма? (Проверяемая согласная в корне слова)

- К слову «трубка» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Трубка – трубочка)

- А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой согласной в корне, их нужно запомнить)

- Какое слово во второй строчке лишнее? (Стена)

- Почему слово «стена» лишнее? Какая орфограмма? (Проверяемая гласная в корне слова)

- К слову «стена» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Стена-стены)

- А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой гласной в корне, их нужно запомнить)

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо помните правила правописания!

- Откройте учебник на стр. 127, найдите упр.221.

- Сейчас мы по цепочке будем читать первые две строчки, объяснять правило правописания и записывать в тетрадь, подчеркивая орфограммы. (Выполняют упражнение)

- Москва (словарное слово), дожди-дождик (безударная гласная в корне слова), сугроб-сугробы (парная согласная в корне слова), стакан (словарное слово), Алёша (собственные имена существительное), пчела-пчёлы (безударная гласная в корне), мороз (словарное слово), ученик-учёный (безударная гласная в корне), Россия (двойные согласные в корне слова), синичка (словарное слово), ручьи (разделительный ь), ночной (правописание чк/чн-пишется без ь).

- Давайте составим с одним из слов распространенное предложение.

- Я предлагаю записать такое предложение: Сильный дождь стучал по крышам.

- Вам нужно записать его, подчеркнуть в нем грамматическую основу и подписать над всеми словами части речи.

- (Имя), выйди, пожалуйста, к доске и запиши это предложение.

- Ребята, давайте проверим. Вы согласны? 

- Я вижу, что вы немного устали, предлагаю передохнуть.

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Играют в игру «Найди лишнее слово»

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

Проверяют, обмениваются тетрадями с соседом по парте

 

 

 

 

Проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают

 

 

 

 

Работает у доски, остальные проверяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

И

Демонстрационные: мультимедийная презентация «Правила правописания»

Индивидуальные: тетрадь, пенал, карточки с заданиями

 

 

ОК

СК

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы.

Физминутка

Снять мышечное напряжение у обучающихся; сконцентрировать внимание на предстоящую деятельность

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

- Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».

- Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово,

противоположное по значению, и возвратить мяч мне.

- Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад)

- Всем понятно? Тогда начнем:

шум — тишина, день — ночь, храбрость — трусость, война — мир, радость — грусть, враг — друг, молодость — старость, доброта — злость, правда — ложь, счастье — горе, находка — потеря, труд — безделье.

- Следующая игра называется «Один-много». Я буду называть один предмет и кидать вам мяч. Ваша задача-поймать мяч, назвать слово, обозначающее много таких предметов, и бросить мяч мне.

- Ребята, садитесь тихонько на свои места.

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку

Ф

-

ФК

 

 

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

Первичное закрепление

Обеспечить развитие у обучающихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

- Для того чтобы закрепить полученные знания, предлагаю выполнить упр. 224 на стр. 129:

- Вам нужно: расшифровать скороговорку, записать ее в тетрадь, подчеркнуть в словах изученные орфограммы.

- Задание выполняете самостоятельно.

- Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный – «+», если неверный – «-».

- Поднимите руку те, у кого ни одной ошибки? У кого 1-2? У кого 3 ошибки?

- Я вижу, что вы все смогли справиться с этим заданием, молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение

 

 

 

 

 

 

Проверяют

 

 

 

 

Ф

И

Демонстрационные: мультимедийная презентация «Правила правописания»

Индивидуальные: сигнальные карточки, тетрадь, пенал

 

СК

ОК

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; ориентироваться в учебнике, осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму.

Рефлексия учебной деятельности

Выявить качество усвоение обучающимися знаний и способов деятельности

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования, оперативный контроль

- Ребята, наш урок подходит к концу. Пора подводить итоги урока.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?  Мы её выполнили?

- Что мы для этого сделали?

- Что вспомнили на уроке?

- О каких орфограммах говорили на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с орфограммами?

- Что было трудным на уроке? Почему? Как, по-вашему, был ли урок полезным?

- Спасибо за ваши ответы.

- Предлагаю завершить урок с помощью приёма «Чемодан, корзина, мясорубка». В чемодан вам нужно «поместить» то, что на ваш взгляд было для вас сегодня полезным, что вы унесёте с собой. В мясорубку то, над чем вам ещё стоит подумать. А в корзину - то, что для вас было бесполезным или то, что вы раньше считали правильным, а сейчас поняли, что это вовсе не так и от таких убеждений следует избавиться.

- Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок и многие знания пригодятся вам в дальнейшем.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

- Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу.

- Мне понравилось на нашем уроке видеть старания (Имя), активность (Имя), умение быстро найти ответ (Имя), спасибо вам за это.

- Всех благодарю за работу. Урок окончен.

Вспоминают тему и цель урока

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова с безударной гласной, парной согласной, разделительным Ъ

 

 

 

 

 

Выполняют рефлексию своей деятельности

Ф

Демонстрационные: мультимедийная презентация «Правила правописания»

 

ОК

ФК

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.