Конструкт урока по русскому языку
УМК: «Перспектива»
Тема урока: «Разделительный мягкий знак»
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий
Цель: формирование личностной и познавательной рефлексии с помощью эмоционального приёма «Звёздочки» и «Вопрос-ответ»; познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.
Планируемые результаты:
Личностные: у обучающихся формируются ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотиваций; у обучающихся проявляются готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, уважение к родному языку.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, определять и формулировать цель деятельности на уроке); Познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их, определять цель учебной деятельности, соотносить информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в учебнике, переводить информацию из одной знаковой системы в другую); Коммуникативные УУД (умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме;высказывать свое предположение;)
Предметные: обучающиеся знают правила разделительного Ь, проявляют умение находить слова с разделительным Ь
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотиваций; воспитывать у обучающихся готовность к сотрудничеству с учителем и обучающимися, уважение к родному языку
Развивающая: развивать у обучающихся Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, определять и формулировать цель деятельности на уроке); Познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их, определять цель учебной деятельности, соотносить информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в учебнике, переводить информацию из одной знаковой системы в другую); Коммуникативные УУД (умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме;высказывать свое предположение;)
Образовательная: способствовать получению знаний о правилах разделительного Ь, проявлению умения находить слова с разделительным Ь
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
· принцип научности;
· принцип доступности;
· принцип деятельности;
· принцип наглядности;
· принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
• Создание положительного эмоционального подъёма;
• Воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
· методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;
· методы закрепления и повторения изученного материала: беседа;
· методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
· методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержание;
Методы воспитания:
· методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование
· методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;
· методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Демонстрационные: презентация по теме «Разделительный Ь», аншлаги темы и цели урока, изображение поезда, звуко-буквенная схема, схема-правило
Индивидуальные: учебник, пенал, тетрадь
Раздаточные: изображения звёздочек
Список информационных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2015г.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)
3. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 1-4 классов, 2017г
4. Русский язык. 1 класс: учебник для образоват.учреждений с прил. На электрон. Носителе / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвящение», - М. : Просвещение, 2011. – 128 с. : ил. - (Академический школьный учебник). (Перспектива), - ISBN 978-5-09-021560-2
Структура урока:
1. Организационно-мотивационный этап
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы
4. Первичное закрепление
5. Рефлексия
Итог:
Макет доски:
Экран |
Дата Классная работа
Сменная наглядность |
Тема урока: Цель урока: |
Ход урока
Этапы и задачи урока |
Приемы и методы |
Деятельность обучающихся и учителя |
Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный этап Задача: проверить готовность к уроку, смотривировать обучающихся на предстоящую деятельность |
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию |
-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка. - Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? У вас на партах должны лежать: учебник, пенал, тетрадь, конверт -Поднимите руку те у кого чего-то не хватает? -Отлично! -Сейчас тихо сядет 1 ряд, затем еще тихо сядет 2 ряд, и еще тише сядет 3 ряд -Молодцы! -Ребята, обратите внимание, у вас на парте лежит волшебный конверт. Загляните в конверт, что там? (Звёздочки) -Да, достаньте звёздочки из конверта и разместите их на парте перед собой. -Рассмотрите эти звёздочки, я предлагаю вам выбрать звезду с тем настроением, которое вы испытываете сейчас, показать и положить на край парты. Они понадобятся нам на протяжении всего урока, в конце нашего урока мы узнаем, изменилось ли ваше настроение или осталось прежним. *Обучающиеся показывают звёздочку с настроением* -Ребята, я рада, что многих (или у всех) хорошее настроение, я надеюсь, что оно продлится до конца сегодняшнего дня, а у тех, у кого плохое настроение, я надеюсь, что наше время провождения исправит это.
|
Обучающиеся демонстрируют: Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: умение слушать |
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы. Задача: провести минутку чистописания, актуализировать знания, выявление причины затруднения и определить тему и цель урока |
Методы обучения: • методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; • методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение • методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержание; Методы воспитания: • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа;
|
-Сегодня во время нашего урока, я предлагаю нам оправиться в путешествие, в страну русского языка -Как вы думаете, на чём мы можем отправить в страну «Русского языка»? (предположения детей) -Давайте, послушаем, на чём же мы с вами отправимся в путь, слушайте внимательно *вкл.звуки поезда* -Узнали ли вы что это за транспорт, покажите мне улыбающую звёздочку, если вы узнали. -Верно, ребята, молодцы, я предлагаю нам оправиться на поезде -Давайте представим, что мы сели в наш транспорт -Итак, мы приближаемся на первую станцию -…, я знаю, что ты хорошо читаешь, прочитай, пожалуйста, на какую станцию мы прибыли (станция «Минутка чистописания») -Ребята, как вы думаете, что мы будем здесь делать? (прописывать букву) -А знаете ли какую букву, мы будем прописывать? (нет) -Поэтому я предлагаю вам вспомнить звуки нашего алфавита. Я буду показывать на букву, а вы будете все вместе произносить звук данной буквы. Кому понятно задание поднимите руку. *обучающиеся называют звуки* - Ребята, в чем у вас трудность? (у Ь нет звука) - Как вы думаете, какую букву мы будем писать? (Ь) - Верно, я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику, для того, чтобы далее красиво и правильно писать 1. Кулак-ребро-ладонь 2.Колечки - Я предлагаю вам вспомнить, как мы должны правильно сидеть - …, нам покажет, спинка соприкасается со спинкой стула, ноги стоят крепко на полу, между животом и партой расстояние с кулачок. - Отлично, покажите, как правильно держать ручку. -Молодцы -Сейчас, мы записываем в строчку букву ь -Сравните ваши буквы с образцом. Поставьте точку под той буквой, которая более всего на него похожа. Приступайте. -Не забывайте о посадке! Спинки прямо, ноги стоят на полу, локти на парте, тетрадь под углом. *индивидуальная работа с каждым обучающимся* -Отлично. -Ребята, всё ли у вас получилось? Покажите, мне с помощью звёздочек, понравилось ли вам задание на этой станции ил нет. *обучающиеся показывают звёздочки* -Замечательно! -Отправляемся дальше *вкл.звуки поезда* -Ребята, следующая наша станция называется «Тема урока» -Как вы думаете, что мы тут будем делать? (определим тему урока) -Совершенно верно! -Для того, чтобы определить тему урока, посмотрите на изображения, что там изображено? (голубь, лебедь, воробей, гусь) -Сейчас, вам необходимо найти лишнее слово (картинку) и сказать, почему именно это слово (картинка) лишнее (яя) -Отвечаем по поднятой руке -Какое слово лишнее? (воробей) -Почему? (потому что во всех остальных словах есть Ь) -Верно! -Какие слова у нас остались? (голубь, лебедь, гусь) -Посчитайте, звуки и буквы в данных словах -Как вы думаете, почему не совпадают звуки и буквы? (Ь не дает звука) -Совершенно верно! -А зачем нам тогда нужен Ь? (Ь ставится для смягчения согласного звука) -Молодцы, ребята! -Какие буквы еще выполняют данную функцию? (В русском языке гласные я, ё, ю, е, и, ь смягчают все согласные звуки, за исключением ж, ш, ц, которые в русском языке всегда только твердые)
-Посмотрите на ленту букв (на гласные) *вывешиваю остальные буквы* -Сейчас мы с вами вспомнили те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке. -Давайте еще раз проговорим, какие слова у нас остались? (голубь, лебедь, гусь) -Ребята, а что их объединяет, назовите их одним словом (птицы) -Отлично! -А чем похожи все птицы? Что есть общего у всех птиц? -Давайте остановимся на перьях. -Составьте звуко-буквенную схему этого слова.
-Какая первая буква? (п) -Какой звук она дает? Каким цветом обозначим? -Какая 2 буква? (е) -Какой звук она дает? Каким цветом обозначим? -Попробуйте, дальше сделать самостоятельно. -Запишите это слово буквами. -Я вижу у вас разные варианты. Кто-то написал это слово так: ПЕРЯ. Сравним его со схемой. Правильно ли?
-Кто-то записал так: ПЕРЙЯ. Как вы смотрите на эту запись? -Знаем ли мы какое-то правило, которое могло бы нам помочь при написании этого слова? -Получается, перед нами возникла проблема. (Поняли, что не наем и сами должны найти способ) - У некоторых ребят я увидела правильный вариант ПЕРЬЯ. -В этом слове нужен мягкий знак, но он выполняет новую, незнакомую нам работу. И даже название у него появляется особое. Кто-нибудь знает какое? -Ребята, она называется Разделительный Ь, это и будет тема нашего урока -Предположите, какую цель мы с вами должны перед собой поставить, чтобы решить её? (предположения детей) -Многие из вас были близки, цель нашего урока – применять правило разделительного мягкого знака -Молодцы! -Справились ли мы на данной станции с работой, покажите мне улыбающийся смайлик, если да, а если нет то грустный смайлик) -Отлично! |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, определять и формулировать цель деятельности на уроке); Познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их, определять цель учебной деятельности, соотносить информацию, представленную в разных формах,); Коммуникативные УУД (умение слушать, отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение;) |
3. Решение проблемы Задача: создать условия для решения проблемной ситуации. |
Методы обучения: • методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; • методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение •стимулирование занимательным содержание; Методы воспитания: • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование
|
-Ребята, я вижу что вы устали, предлагаю нам немного отдохнуть, чтобы у нас были силы отправиться дальше, встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу -Сейчас я буду называть животное, а вы будете пытать мне его показать, но молча, только движениями - Пробуем: жираф, тигр, волк, лиса, змея, кошка, а теперь представьте, что вы обнимаете маму. - Молодцы! Можете садиться. -Продолжаем наше путешествие *вкл.звуки поезда* -…, прочитай, на какую станцию мы прибыли. (Станция «Правило») -Что, по вашему мнению, мы тут будем делать? (предположения детей) -Сейчас мы это и проверим. -Откройте, учебник на стр. 99, упр.192
*читаю задание* -…, прочитай, первую пару (вторую) слов -Прислушайтесь, и скажите, есть ли разница в их звучании? (да) -Какую работу выполняет Ь? (меняет слово и смягчает согласный звук) -Совершенно верно! -Какой вывод мы с вами можем сделать? Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. -Вам в помощь я предлагаю вам вот такую схему-правило -Посмотрите на неё, что происходит с гласными буквами? (они дают 2 звука) -Совершенно верно! -Кто может объяснить это правило по схеме? -Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я,е,ё,ю,и, которые дают 2 звука -Отлично! -Что бы закрепить это правило предлагаю вам выполнить упр.193, на стр.99
-Откройте, свои тетради, отступите от прошлой темы 2 строчки, запишите дату …., и классная работа, ниже упр.193 -Прочитайте, про себя -…, скажи, какое первое слово ты нашла с разделительным Ь? (солью) -Кто определил также, покажите мне звёздочку с улыбкой -Отлично! -Записываем данное слово, с большой буквы, с красной строки -Какие слова вы еще нашли? (пылью) -Верно! Записываем в тетрадь через запятую -Всё, или есть ещё слова? (всё) -Молодцы! -Справились с заданием? (да) -Отлично! |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их, извлекать необходимую информацию из текста, ориентироваться в учебнике, переводить информацию из одной знаковой системы в другую); Коммуникативные УУД (умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме;высказывать свое предположение;) |
4. Первичное закрепление Задача: повторить и закрепить правило разделительного Ь, с помощью упражнений |
Методы обучения: • методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы воспитания: • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; • методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха. |
-Ребята, у нас с вами осталось совсем немного времени, поэтому мы отправляемся дальше -И следующая наша станция «Повторяем, закрепляем» -Как вы думаете, что мы тут повторим и закрепим? (правило, которое изучили на предыдущей станции) -Молодцы, спасибо вам за ваши ответы! -Переверните учебник, на стр.100
-Посмотрите на упр. 194, прочитайте про себя задание -…, что в нем нужно сделать? (ответить на вопрос и найти слова) *читаю вопрос* -Что это за правило? (разделительный Ь) -Как оно звучит? -Найдите, слова с разделительным Ь, назовите их, отвечаем по поднятой руке -Отлично! -Выполним последнее упражнение 195 *читаю* -Что тут необходимо сделать? (сравнить слова, сделать вывод и записать слова с разделительным Ь) -…, прочитай первые 2 слова -…, прочитай вторые 2 слова -Как вы думаете, в каких словах, дано правило разделительного Ь? (во 2) -Верно! -Какой вывод мы можем сделать?
-Закончили! -Понравились ли вам упражнения? -Что мы должны были сделать на данной станции? -Справились? -Молодцы! |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Познавательные УУД (извлекать необходимую информацию из текста); Коммуникативные УУД (умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение;) |
5. Рефлексия Задача: организовать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности, стимулировать обучающихся к самооценки деятельности. |
Методы обучения: • методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение • методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержание; Методы воспитания: • методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование • методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивация деятельности и поведения: беседа; |
-Итак, ребята, наш урока подходит к концу, поэтому и прибываем с вами на последнюю станцию «Оцени себя», но перед тем как это сделать, я предлагаю с вами вспомнить, что мы делали на протяжении всего урока -Какую цель мы с вами поставили? (читать и писать слова с разделительным Ь) -Смогли ли мы её решить? (да) -С помощью чего? -Ребята, посмотрите, вот он наш замечательный поезд, который сопровождал нас сегодня в течение всего урока, каждый его вагончик, отвечает за каждую станцию -Сейчас, скажите, мне, пожалуйста, с чего мы с вами начали наш урок? (со звёздочек) -Молодцы, что помните -Теперь, я вас попрошу взять ту самую звёздочку, которая определяет сейчас ваше настроение и прикрепить её на ту станцию, благодаря которой оно у вас появилось -Спасибо вам большое за активность, мне было приятно с вами работать, а теперь, убираем все со стола, и готовимся к следующему уроку. -Урок русского языка окончен! |
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения, осуществлять познавательную и личностную рефлексию); Коммуникативные УУД (умение слушать, воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной форме; |
Тема урока: Разделительный мягкий знак
Цель урока: применять правило разделительного мягкого знака
Деятельность обучающихся и учителя |
-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка. - Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? У вас на партах должны лежать: учебник, пенал, тетрадь, конверт -Поднимите руку те у кого чего-то не хватает? -Отлично! -Сейчас тихо сядет 1 ряд, затем еще тихо сядет 2 ряд, и еще тише сядет 3 ряд -Молодцы! -Ребята, обратите внимание, у вас на парте лежит волшебный конверт. Загляните в конверт, что там? (Звёздочки) -Да, достаньте звёздочки из конверта и разместите их на парте перед собой. -Рассмотрите эти звёздочки, я предлагаю вам выбрать звезду с тем настроением, которое вы испытываете сейчас, показать и положить на край парты. Они понадобятся нам на протяжении всего урока, в конце нашего урока мы узнаем, изменилось ли ваше настроение или осталось прежним. *Обучающиеся показывают звёздочку с настроением* -Ребята, я рада, что многих (или у всех) хорошее настроение, я надеюсь, что оно продлится до конца сегодняшнего дня, а у тех, у кого плохое настроение, я надеюсь, что наше время провождения исправит это.
|
-Сегодня во время нашего урока, я предлагаю нам оправиться в путешествие, в страну русского языка -Как вы думаете, на чём мы можем отправить в страну «Русского языка»? (предположения детей) -Давайте, послушаем, на чём же мы с вами отправимся в путь, слушайте внимательно *вкл.звуки поезда* -Узнали ли вы что это за транспорт, покажите мне улыбающую звёздочку, если вы узнали. -Верно, ребята, молодцы, я предлагаю нам оправиться на поезде -Давайте представим, что мы сели в наш транспорт -Итак, мы приближаемся на первую станцию -…, я знаю, что ты хорошо читаешь, прочитай, пожалуйста, на какую станцию мы прибыли (станция «Минутка чистописания») -Ребята, как вы думаете, что мы будем здесь делать? (прописывать букву) -А знаете ли какую букву, мы будем прописывать? (нет) -Поэтому я предлагаю вам вспомнить звуки нашего алфавита. Я буду показывать на букву, а вы будете все вместе произносить звук данной буквы. Кому понятно задание поднимите руку. *обучающиеся называют звуки* - Ребята, в чем у вас трудность? (у Ь нет звука) - Как вы думаете, какую букву мы будем писать? (Ь) - Верно, я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику, для того, чтобы далее красиво и правильно писать 1. Кулак-ребро-ладонь 2.Колечки - Я предлагаю вам вспомнить, как мы должны правильно сидеть - …, нам покажет, спинка соприкасается со спинкой стула, ноги стоят крепко на полу, между животом и партой расстояние с кулачок. - Отлично, покажите, как правильно держать ручку. -Молодцы -Сейчас, мы записываем в строчку букву ь -Сравните ваши буквы с образцом. Поставьте точку под той буквой, которая более всего на него похожа. Приступайте. -Не забывайте о посадке! Спинки прямо, ноги стоят на полу, локти на парте, тетрадь под углом. *индивидуальная работа с каждым обучающимся* -Отлично. -Ребята, всё ли у вас получилось? Покажите, мне с помощью звёздочек, понравилось ли вам задание на этой станции ил нет. *обучающиеся показывают звёздочки* -Замечательно! -Отправляемся дальше *вкл.звуки поезда* -Ребята, следующая наша станция называется «Тема урока» -Как вы думаете, что мы тут будем делать? (определим тему урока) -Совершенно верно! -Для того, чтобы определить тему урока, посмотрите на изображения, что там изображено? (голубь, лебедь, воробей, гусь) -Сейчас, вам необходимо найти лишнее слово (картинку) и сказать, почему именно это слово (картинка) лишнее (яя) -Отвечаем по поднятой руке -Какое слово лишнее? (воробей) -Почему? (потому что во всех остальных словах есть Ь) -Верно! -Какие слова у нас остались? (голубь, лебедь, гусь) -Посчитайте, звуки и буквы в данных словах -Как вы думаете, почему не совпадают звуки и буквы? (Ь не дает звука) -Совершенно верно! -А зачем нам тогда нужен Ь? (Ь ставится для смягчения согласного звука) -Молодцы, ребята! -Какие буквы еще выполняют данную функцию? (В русском языке гласные я, ё, ю, е, и, ь смягчают все согласные звуки, за исключением ж, ш, ц, которые в русском языке всегда только твердые)
-Посмотрите на ленту букв (на гласные) *вывешиваю остальные буквы* -Сейчас мы с вами вспомнили те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке. -Давайте еще раз проговорим, какие слова у нас остались? (голубь, лебедь, гусь) -Ребята, а что их объединяет, назовите их одним словом (птицы) -Отлично! -А чем похожи все птицы? Что есть общего у всех птиц? -Давайте остановимся на перьях. -Составьте звуко-буквенную схему этого слова.
-Какая первая буква? (п) -Какой звук она дает? Каким цветом обозначим? -Какая 2 буква? (е) -Какой звук она дает? Каким цветом обозначим? -Попробуйте, дальше сделать самостоятельно. -Запишите это слово буквами. -Я вижу у вас разные варианты. Кто-то написал это слово так: ПЕРЯ. Сравним его со схемой. Правильно ли?
-Кто-то записал так: ПЕРЙЯ. Как вы смотрите на эту запись? -Знаем ли мы какое-то правило, которое могло бы нам помочь при написании этого слова? -Получается, перед нами возникла проблема. (Поняли, что не наем и сами должны найти способ) - У некоторых ребят я увидела правильный вариант ПЕРЬЯ. -В этом слове нужен мягкий знак, но он выполняет новую, незнакомую нам работу. И даже название у него появляется особое. Кто-нибудь знает какое? -Ребята, она называется Разделительный Ь, это и будет тема нашего урока -Предположите, какую цель мы с вами должны перед собой поставить, чтобы решить её? (предположения детей) -Многие из вас были близки, цель нашего урока – применять правило разделительного мягкого знака -Молодцы! -Справились ли мы на данной станции с работой, покажите мне улыбающийся смайлик, если да, а если нет то грустный смайлик) -Отлично! |
-Ребята, я вижу что вы устали, предлагаю нам немного отдохнуть, чтобы у нас были силы отправиться дальше, встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу -Сейчас я буду называть животное, а вы будете пытать мне его показать, но молча, только движениями - Пробуем: жираф, тигр, волк, лиса, змея, кошка, а теперь представьте, что вы обнимаете маму. - Молодцы! Можете садиться. -Продолжаем наше путешествие *вкл.звуки поезда* -…, прочитай, на какую станцию мы прибыли. (Станция «Правило») -Что, по вашему мнению, мы тут будем делать? (предположения детей) -Сейчас мы это и проверим. -Откройте, учебник на стр. 99, упр.192
*читаю задание* -…, прочитай, первую пару (вторую) слов -Прислушайтесь, и скажите, есть ли разница в их звучании? (да) -Какую работу выполняет Ь? (меняет слово и смягчает согласный звук) -Совершенно верно! -Какой вывод мы с вами можем сделать? Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. -Вам в помощь я предлагаю вам вот такую схему-правило -Посмотрите на неё, что происходит с гласными буквами? (они дают 2 звука) -Совершенно верно! -Кто может объяснить это правило по схеме? -Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я,е,ё,ю,и, которые дают 2 звука -Отлично! -Что бы закрепить это правило предлагаю вам выполнить упр.193, на стр.99
-Откройте, свои тетради, отступите от прошлой темы 2 строчки, запишите дату …., и классная работа, ниже упр.193 -Прочитайте, про себя -…, скажи, какое первое слово ты нашла с разделительным Ь? (солью) -Кто определил также, покажите мне звёздочку с улыбкой -Отлично! -Записываем данное слово, с большой буквы, с красной строки -Какие слова вы еще нашли? (пылью) -Верно! Записываем в тетрадь через запятую -Всё, или есть ещё слова? (всё) -Молодцы! -Справились с заданием? (да) -Отлично! |
-Ребята, у нас с вами осталось совсем немного времени, поэтому мы отправляемся дальше -И следующая наша станция «Повторяем, закрепляем» -Как вы думаете, что мы тут повторим и закрепим? (правило, которое изучили на предыдущей станции) -Молодцы, спасибо вам за ваши ответы! -Переверните учебник, на стр.100
-Посмотрите на упр. 194, прочитайте про себя задание -…, что в нем нужно сделать? (ответить на вопрос и найти слова) *читаю вопрос* -Что это за правило? (разделительный Ь) -Как оно звучит? -Найдите, слова с разделительным Ь, назовите их, отвечаем по поднятой руке -Отлично! -Выполним последнее упражнение 195 *читаю* -Что тут необходимо сделать? (сравнить слова, сделать вывод и записать слова с разделительным Ь) -…, прочитай первые 2 слова -…, прочитай вторые 2 слова -Как вы думаете, в каких словах, дано правило разделительного Ь? (во 2) -Верно! -Какой вывод мы можем сделать?
-Закончили! -Понравились ли вам упражнения? -Что мы должны были сделать на данной станции? -Справились? -Молодцы! |
-Итак, ребята, наш урока подходит к концу, поэтому и прибываем с вами на последнюю станцию «Оцени себя», но перед тем как это сделать, я предлагаю с вами вспомнить, что мы делали на протяжении всего урока -Какую цель мы с вами поставили? (читать и писать слова с разделительным Ь) -Смогли ли мы её решить? (да) -С помощью чего? -Ребята, посмотрите, вот он наш замечательный поезд, который сопровождал нас сегодня в течение всего урока, каждый его вагончик, отвечает за каждую станцию -Сейчас, скажите, мне, пожалуйста, с чего мы с вами начали наш урок? (со звёздочек) -Молодцы, что помните -Теперь, я вас попрошу взять ту самую звёздочку, которая определяет сейчас ваше настроение и прикрепить её на ту станцию, благодаря которой оно у вас появилось -Спасибо вам большое за активность, мне было приятно с вами работать, а теперь, убираем все со стола, и готовимся к следующему уроку. -Урок русского языка окончен! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.