Конструкт урока русского языка по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

  • docx
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСТРУКТ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ ГЛАГОЛ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.docx

Конструкт урока русского языка

Тема урока: «Глагол как самостоятельная часть речи»

Цель: развивать у обучающихся умение оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей посредством практической работы.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют владение навыками коммуникации, развитие способности мыслить,  развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать цель; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, выстраивать цепь логических рассуждений, осуществлять анализ и синтез; умение выстраивать диалог с учителем, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные: обучающиеся знают о глаголе, его признаках (время, число, род, лицо), умеют определять признаки глагола, находить глагол в предложении, образовывать глагол любой формы.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся владение навыками коммуникации, развитие способности мыслить,  развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Развивающие: развивать у обучающихся умение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать цель; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, выстраивать цепь логических рассуждений, осуществлять анализ и синтез; умение выстраивать диалог с учителем, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Образовательные: актуализировать у обучающихся знания о глаголе, его признаках (время, число, род, лицо), закрепить умение определять признаки глагола, находить глагол в предложении, образовывать глагол любой формы.

Принципы воспитания

·         создание положительно эмоционального подъема;

·         воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения

·         принцип наглядности;

·         принцип систематичности и последовательности;

·         принцип доступности;

·         принцип деятельности;

·         принцип психической комфортности;

 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирование: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: пенал, дневник, тетрадь, учебник, карточки с глаголом, карточки с упражнением для самостоятельной работа

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

3. Комплексное применение и систематизация знаний

4. Физминутка

5. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

6. Рефлексия учебной деятельности

Использованная литература:

1. 1. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286. – Текст: электронный // ГАРАНТ: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 10.12.2023).

2. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. — Текст: электронный // CONSULTANT.RU: [сайт]. URL: https://shkola10rubczovskr22.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/158/2611/FOP_NOO.pdf

3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" с 01.01.2021 г. – Текст: непосредственный.

 

4. Сборник рабочих программ по русскому языку. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / [М. И. Мо ро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. Перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с. — ISBN 978-5-09-038411-7.

5. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть. УМК «Школа России»

 

Эскиз доски

 

 

 

Классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап фрагмента урока

Образовательна

я задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

словесные: объяснение. 

Практические: упражнение

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

 

-Здравствуйте, ребята, перед началом нашего урока проверим готовность: на краю парты у нас лежат дневник, пенал, учебник и рабочая тетрадь, у кого всё это есть - садимся на свои места.

-Не забываем про посадку: ноги ровно на полу, спина соприкасается со спинкой стула, руки на парте полочкой.

-Для того, чтобы настроиться на предстоящий урок, я предлагаю нам с вами выполнить упражнение на внимательность. Сейчас в течение 10 секунд осмотрите класс и запомните как можно больше предметов красного цвета.

-Начинаем. Итак, а теперь скажите, какие предметы синего цвета есть в классе?

-А кто запомнил, какие есть предметы чёрного цвета?

-Отлично, думаю, мы с вами настроились быть внимательными и активными и готовы начинать наш урок.

 

Приветствуют учителя.

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

Проверяют посадку.

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

-

ОК
СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют  развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию

2.Актуализация опорных знаний и способов действий

Актуализировать знания детей о прошлой теме. Выйти на тему и цель урока. 

Методы воспитания

1. Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

2. Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

3. Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

1. По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Для того, чтобы нам с вами вспомнить, что мы изучали, поработаем с карточками, сейчас я раздам вам карточки со словом, прочитайте его, задайте к нему вопрос, определите часть речи.

-Ребята, вы все прочитали свои слова, к какой части речи они относятся?

-Сегодня мы с вами продолжаем закреплять наши знания по теме «Глагол»

-Кто напомнит, что такое глагол?

-Поднимите руку, кто согласен.

-Верно, какие признаки мы можем определить у глагола?

-Форма, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме?

-Верно, а как мы ещё называем начальную форму?

-Неопределённая или инфинитив, верно.

-Время, какие времена есть у глагола? На какие вопросы отвечает прошедшее, настоящее, будущее время?

-Поднимите руку, кто согласен? Какие ещё есть признаки у глагола?

-Число, множественное или единственное.

-Род, при каких условиях мы можем определить род у глагола?

-Если он находится в прошедшем времени и в единственном числе.

-Лицо, когда мы можем определить лицо глагола?

-Если глагол в настоящем или будущем времени, совершенно верно.

-Теперь ещё раз обращаемся к своим карточкам и начинаем работу.

-Выйдут к доске те, у кого глагол в прошедшем времени. Работаем, читаем глагол, задаём вопрос.

-Отлично, садитесь, сейчас выходят те ребята, у кого глагол в настоящем времени.

-Спасибо, садимся, выйдут те, у кого глагол в будущем времени. Читаем, задаём вопросы.

-Сейчас выйдут те ребята, у кого глагол в единственном числе.

-Спасибо, у кого глагол во множественном числе.

-Сейчас выйдут те ребята, у кого глагол МУЖСКОГО РОДА, ЖЕНСКОГО, СРЕДНЕГО. Не забываем, что это у нас глаголы в прошедшем времени.

-Проговариваем окончание.

-Теперь подумают и выйдут те ребята, у кого глагол ПЕРВОГО ЛИЦА, ВТОРОГО, ТРЕТЬЕГО.

-Отлично, мы с вами вспомнили, что такое глагол.

 

 

Читают слова на карточках, задают к ним вопросы, определяют часть речи

 

 

 

 

 

Вспоминают, что такое глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по теме «глагол»

 

 

Вспоминают признаки глагола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с карточками.

Ф, П

Индивидуальные: пенал, карточки с глаголом

 

ОК
ВК
СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют владение навыками коммуникации, развитие способности мыслить, развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать цель; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ и синтез; умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные: обучающиеся знают, что такое глагол, его признаки (время, число, род, лицо), умеют их определять.

3.Комплексное применение и систематизация знаний.

Обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

2. Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

3. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

4. Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Сегодня мы с вами продолжаем закреплять наши знания о глаголе и его признаках.

-Для этого откройте ваши тетради.

-Перед письмом разомнём наши руки, покажите мне их. Повторяем движения за мной:

ДОМ-ЁЖИК-ЗАМОК. (Повторить несколько раз).

-Отлично, встряхните ваши руки.

-От последних записей отступите две строки. Посередине строки с большой буквы пишем сегодняшнюю дату: сегодня у нас шестнадцатое мая.

-Не забываем, как мы держим ручку, как у нас лежит тетрадь. Спину держим прямо.

-Ниже под датой также с большой буквы «классная работа».

-Откроем учебники на странице 137. Запишем в тетрадь упражнение 253.

-..., прочитай задание.

-Чтобы определить, какое имя существительное пропущено, у нас есть слова для справок, необходимо вставить то существительное, которое подходит по смыслу. Начинаем с первого предложения: ГРЕМЕЛ ..., И ШЁЛ ...

-Обратимся к словам для справок и подберём подходящие слова.

-ГРЕМЕЛ ГРОМ И ШЁЛ ДОЖДЬ, поднимите руку, кто согласен?

-Запишем к себе в тетрадь, а ... поработает у доски. Сколько грамматических основ в этом предложении? Значит какие оно?

-Сложное, почему?

-Верно, имеет больше одной грамматической основы. Отметим первую - подлежащее, сказуемое. Вторую грамматическую основу. Остальные выделяют у себя в тетради.

-..., прочитай ниже задания, что нам необходимо сделать?

-Указать РОД ГЛАГОЛОВ прошедшего времени единственного числа. ...

-Задаём вопрос к первому глаголу: ГРОМ (что делал?) -ГРЕМЕЛ, в каком времени данный глагол?

-В прошедшем, у кого так же? Подписываем.

-Теперь определим род. Как мы это сделаем?

-Род глагола у нас согласован с именем существительным, от которого он зависит.

-Глагол ГРЕМЕЛ зависит от какого слова?

-От слова ГРОМ, какого он рода?

-Мужского, значит и глагол ГРЕМЕЛ будет мужского рода, подпишем.

-Теперь глагол ШЁЛ, задаём вопрос, определяем время. Теперь находим, от какого слова он зависит.

-От слова ДОЖДЬ, задаём вопрос, определяем род. Подписываем, то же самое подписываем над глаголом.

*аналогично всё упражнение

-Мы с вами вспомнили, как определять род

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают тетради, записывают число, «классная работа»

 

 

 

 

 

Открывают учебники.

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф, И

Индивидуальные: пенал, тетрадь, учебник

 

ОК
ВК
СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют владение навыками коммуникации, развитие способности мыслить,  развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию, формулировать цель; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, выстраивать цепь логических рассуждений, осуществлять анализ и синтез; умение выстраивать диалог с учителем, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные:  обучающиеся знают о глаголе, его признаках (время, число, род, лицо), умеют определять признаки глагола

 

4. Физминутка

Снять эмоциональное и мышечное напряжение

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

 

-Для того, чтобы продолжить нашу работу, я предлагаю немного размяться и отдохнуть. Для этого встаньте со своих мест так, чтобы вам ничего не мешало, можете задвинуть свои стулья.

-Запоминаем движения: насчёт РАЗ - поднимаем правую руку, насчёт ДВА - лесую ногу, насчёт ТРИ - опускаем руку, насчёт ЧЕТЫРЕ - левую ногу.

РАЗ ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ

РАЗ ТРИ ДВА ЧЕТЫРЕ

РАЗ ДВА ЧЕТЫРЕ ТРИ

Молодцы, садимся на места, не забываем про посадку.

 

Встают со своих мест.

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

Садятся на места, проверяют посадку.

 

Ф

-

ОК
СК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируютумение осуществлять контроль собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию

 

5.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов действий

 

Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений.

Методы воспитания

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа, работа с учебником, объяснение. 

Наглядные: демонстрация.

Практические: упражнение

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Чтобы закрепить умение  ставить глагол в нужное время, предлагаю поработать самостоятельно на карточках:

 

 

-…, прочитай, что нам необходимо сделать?

-Предлагаю в качестве примера взять предложение ДЕВОЧКА РИСУЕТ, зададим вопрос к нему.

-ЧТО ДЕЛАЕТ? - РИСУЕТ, какое это время?

-Настоящее, а как этот глагол будет звучать в прошедшем времени?

-ДЕВОЧКА РИСОВАЛА.

-Теперь аналогично вам необходимо поставить глаголы в предложениях в прошедшее время.

-Поднимите руку, кому непонятно, что нужно сделать сейчас?

-Отлично. Предлагаю вам самостоятельно  На работу у вас будет три минуты.

-Вижу, что вы закончили. Предлагаю проверить. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши.

-Как звучит глагол в первом предложении?

СИДЕЛ, СИДЕЛА

-Какая грамматическая основа будет у этого предложения?

-Поднимите руку, у кого получилось так же.

-Отмечаем «+» или «-».

*аналогично

2. СЛЫШАЛОСЬ

3. ЗАПЛАТИЛ

4. КУПИЛИ

5. ХОДИЛИ

-Теперь предлагаю обменяться обратно тем, кто завершил проверку и посчитать, сколько у вас получилось «+».

-У кого ни одной ошибки?

-1 ошибка?

-2 ошибки?

-Спасибо, ребята, вы большие молодцы.

-Итак, мы с вами потренировались преобразовывать глагол из одного времени в другое.

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф, И

Индивидуальные: пенал, карточки с упражнением для самостоятельной работы

 

ОК
СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют владение навыками коммуникации, развитие способности мыслить,  развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию; умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, выстраивать цепь логических рассуждений, осуществлять анализ и синтез; умение выстраивать диалог с учителем, умение выслушать мнение другого, умение высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные:  обучающиеся знают о глаголе, его признаках (время, число, род, лицо), умеют определять признаки глагола, находить глагол в предложении, образовывать глагол любой формы.

 

6.Рефлексия учебной деятельности

Подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

 

Методы воспитания

Методы самоопределения личности ребенка: рефлексия.

Методы стимулирования и коррекции  действий и отношение детей в воспитательном процессе: поощрение.

Методы обучения

По источнику получения знаний: словесные: беседа,

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований; оперативный контроль.

 

-Наш урок подходит к концу, предлагаю вспомнить, какая была тема урока?

-Глагол и его признаки.

-Сейчас первый ряд придумывает глагол мужского рода в прошедшем времени. По цепочке называем, задаём вопрос, проговариваем окончание.

-Второй ряд - глагол в настоящем времени, первого лица. Цепочка побежала.

-Третий ряд - глагол в будущем времени третьего лица.

-Отлично, а для того, чтобы оценить себя и свою деятельность на уроке, я предлагаю вам  дополнить одну из трёх фраз «знаю», «понимаю», «умею».

-Кто хочет поделиться своими успехами?

-Спасибо, ещё кто желает?

-Спасибо за ваши ответы, а были ли у вас трудности на уроке?

-Я уверена, что вы обязательно справитесь со всеми трудностями и с лёгкостью будете решать все задания.

-На уроке сегодня вы были очень активными, любознательными, внимательными и старательными, мне было приятно с вами работать, я благодарю вас за урок, до свидания!

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Закрепить знания о знаках препинания в предложениях с однородными членами.

 

Вспоминали, что такое словосочетание, предложение, из чего состоит предложение, повторили правило, составили предложения с опорой на правило, выполнили упражнение

 

 

 

 

 

Дополняют фразы «знаю», «понимаю», «умею».

 

 

 

 

 

Ф

-

ОК
СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют владение навыками коммуникации, развитие способности мыслить, развитие навыков сотрудничества со взрослым.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируютумение осуществлять контроль и давать оценку собственной деятельности, осуществлять волевую саморегуляцию;умение выстраивать речевое высказывание в устной форме, выслушать мнение другого, высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru