Конструкт внеурочного занятия
по преддипломной практике по ПМ.02 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Название курса: «Математика и конструирование»
Тема занятия: Изготовление по чертежам аппликаций. «Дом»
Форма: мастерская.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Дом».
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать в группе, планировать и контролировать деятельность, конструировать из бумаги, осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания об истории происхождения дома, способах постройки дома, правилах работы с ножницами, технологию выполнения аппликации «Дом», умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, умеют аккуратно выполнять аппликацию «Дом» с заданными пропорциями, знают геометрические фигуры.
Цель: формирование скорости, логичности и гибкости мышления, проектных умений при выполнении аппликации «Дом»
Задачи:
Воспитательные: формировать навыки проявлять отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Дом».
Развивающие: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию; работать в группе; планировать и контролировать деятельность; осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, упражнения, в процессе практической деятельности; установление причинно-следственных связей; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательные: Формировать представления детей об истории происхождения дома, способах постройки дома, правилах работы с ножницами, технологию изготовления аппликации «Дом», выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, аккуратно выполнять аппликацию «Дом» с заданными пропорциями, знать геометрические фигуры.
Принципы воспитания и обучения: принцип сотрудничества, принцип связи обучения с жизнью, принцип креативности, принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности; принцип целостности; принцип деятельности; принцип научности; принцип психологической комфортности.
Методы воспитания и обучения:
Методы обучения:
По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах.
Методы воспитания:
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства:
· Индивидуальные: картон, цветная бумага, ножницы, простой карандаш, линейка, карточки оценивания, карточки домов для рефлексии.
· Демонстрационные: презентация «Аппликация дом», аншлаги с темой и задачами, аппликация дом.
Список использованных источников:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях";
4. Программа внеурочной деятельности курса «Математика и конструирование»
Ход занятия:
Этапы занятия, задачи работы
|
Этапы проектной деятельности, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат с учетом формируемых УУД |
||||||||||
Организационно-мотивационный этап. Задачи: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение. |
Мотивационный. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой снять эмоциональное напряжение. |
Методы обучения: словесные (беседа), формирование готовности к восприятию, создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, Методы воспитания: поощрение. |
- Давайте посмотрим друг на друга и подарим улыбку, чтобы настроение у нас было замечательным и солнечным. - Тихонько сядут девочки. И ещё тише мальчики. - Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте.
- Сегодня на нашем занятии мы будем выполнять оригами, поэтому предлагаю поиграть в игру, главное её правило отвечать либо да, либо нет. - Во время работы с ножницами их можно оставлять открытыми? (нет) - Ножницы необходимо передавать кольцами вперед? (да) - Можно ли мазать клей на стол? (нет) - Нужно ли после работы убирать своё рабочее место? (да)
- Я вижу, что вы очень хорошо знаете правила техники безопасности на занятии. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
||||||||||
Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности. Задачи: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия. Показать социальную значимость поднятой темы, обозначить план действий по достижению поставленной цели. |
Этап планирования – подготовительный. Задачи: определить тему и сформулировать задачи проекта. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Для определения темы нашего занятия предлагаю разгадать ребус. - Какое слово получилось? (дом) - Верно. - У каждого человека есть дом. Что такое дом? (Это убежище от непогоды, место, необходимое для жизни человека – приготовления и приема пищи, отдыха и сна)
- А кто строит дом? (строители, дизайнеры) - Сегодня я предлагаю попробовать с себя в этих профессиях и изготовить аппликацию дом.
- Исходя из нашей беседы подумайте, какая будет тема нашего занятия? (изготовление аппликации «Дом») - Тема занятия звучит так: Изготовление аппликации «Дом».
- Для того, чтобы сформулировать задачи нашего занятия, вам нужно соединить начало предложения и конец. Слева на слайде представлено начало задачи, а справа – конец. Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу.
- Кто может сформулировать первую задачу? Вторую? Третью? 1. Узнать происхождение дома. 2. Выполнить аппликацию «Дом» 3. Оценить свою работу. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, установление причинно-следственных связей; участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
||||||||||
Деятельностный этап. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Информационно-операционный. Задачи: осмыслить материал занятия, выполнить проект. |
Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль, временная работа в группах. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Для решения первой задачи предлагаю поработать в группах по 4 человека. У каждой группы лежит лист с информацией, а также в нём указаны вопросы, на которые вам необходимо найти ответ в тексте. - (Имя), прочитай эти вопросы.
1. Для чего нужен был дом первобытному человеку? 2. Какие были дома у первобытных людей? 3. Что помогает в строительстве современных домов? 4. Из чего строят современные дома?
- Давайте вспомним правила работы в группе. Какие вы знаете? - В группе работать должны все. Работаем тихо, не мешая другим. Помогаем друг другу. Учитываем мнение друг друга. - Можете приступать к работе.
Текст: Много тысяч лет назад человек не умел строить дома. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда ещё не знал. А ещё первобытному человеку было холодно. Кроме того, нашему далёкому предку со всех сторон угрожали свирепые хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть. Трудно приходилось человеку без дома! И первобытный человек начал строить себе жилища: землянки, шалаши. Шло время и люди узнавали всё больше и больше. Научились изготавливать кирпичи и началось строительство городских кирпичных домов, в котором помогали уже строительные машины. В современных городах строят дома из бетона. Это прочный материал, он позволяет строить очень высокие дома, в которых много квартир.
- Вижу, что все закончили. - Для чего нужен был дом первобытному человеку? (человеку было холодно, также ему угрожали хищные звери) - Верно, первобытному человеку нужен был дом, так как ему было холодно, потому что, в отличие от других животных и птиц, он не имел тёплой меховой шкуры, ни оперения. А также ему со всех сторон угрожали хищные звери, которые только и ждали, чтобы напасть.
- Какие были дома у первобытных людей? (шалаши, землянки) - Верно, первобытные люди сами строили себе землянки и шалаши.
- Что помогает в строительстве современных домов? (строительные машины) - Верно, если раньше первобытные люди сами строили себе дома, то сейчас в этом уже помогают строительные машины.
- Из чего строят современные дома? (бетон, кирпичи) - Верно, современные дома чаще всего строят из бетона и кирпичей. Это прочный материал, он позволяет строить очень высокие дома, в которых много квартир.
- Какой мы выберем материал для изготовления дома? (цветная бумага)
- Давайте обратимся к первой задаче, мы её решили? (да) - Значит, мы можем перейти к решению второй задачи, (Имя), прочитай её.
- Дома я уже сделала аппликацию дом, давайте её рассмотрим. - На чём расположена аппликация? (на картоне) - Что изображено на картоне? (дом) - Что есть у дома? (окна, крыша, стены, дверь) Где расположена дверь? (с лицевой стороны дома справа) - Сколько этажей в доме? (2) - Сколько окон в доме? (3) - А что ещё изображено, что мы ещё не назвали? (трава, солнце) - Верно, это фон. Наличие фона обязательно, не может же ваш дом быть в пустом пространстве. - При помощи чего все детали соединены между собой? (клея)
- Какие геометрические фигуры присутствуют в аппликации? (треугольник, прямоугольник, квадрат)
- При строительстве дома необходимо соблюдать пропорции и выполнять аппликацию поэтапно, обратите внимание на слайд.
- Все части дома имеют определённый размер, они подписаны цифрами, каждое значение указано в сантиметрах. - Создавать аппликацию мы будем по плану, обратите внимание на доску.
План: 1. Сделай чертёж дама на цветной бумаге. 2. Вырежи детали дома. 3. Выложи аппликацию на картон. 4. Приклей аппликацию на картон. 5. Оформи фон.
- (Имя), прочитай первый пункт плана (сделай чертёж дома на цветной бумаге) - Давайте рассмотрим основу дома. - Какая длина у дома? (8 см) - Какая высота стен? (10 см)
- Давайте рассмотрим крышу, какой она формы? (треугольной) - Какая длина крыши? (14 см) - Верно и боковые стороны равны 10 см (показываю стороны)
- Давайте рассмотрим дверь дома, какой она формы? (прямоугольной) - Какие размеры двери? (высота – 5см, длина – 3 см)
- Какой геометрической формы окна? (квадрат) - Какие размеры окна? (2 см)
- Что мы будем делать далее, после того как перенесём чертёж на цветную бумагу? (вырезать) - Верно, далее мы будем вырезать эти детали. - Что в третьем пункте плана? (выложи аппликацию на картон) - Верно, все детали необходимо выложить на картон, чтобы получился дом.
- Далее необходимо будет приклеить все эти детали на картон. - Все эти размеры соблюдены в моей аппликации, и вы должны будете соблюдать в своей аппликации данные пропорции.
- После того, как мы закончили аппликацию дома, нам необходимо сделать фон.
- Итак, что нам понадобится для аппликации? (картон, цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш, линейка)
- При создании аппликации мы будем пользоваться ножницами, поэтому давайте вспомним технику безопасности. Как нужно работать с ножницами? - (Имя), прочитай технику безопасности со слайда.
- У кого всё необходимое для создания аппликации есть – можете приступать к работе. - Не забывайте, что в конце выполнения аппликации вы оцените свою работу по критериям. - Ваша работа должна быть аккуратной, все детали должны соответствовать размерам.
- Итак, выберите цвет бумаги для основы дома. Возьмите линейку и простой карандаш. Отмерьте прямоугольник сторонам 8 и 10 см. - Чтобы сделать средний крышу, отмерьте на цветной бумаге треугольник с боковыми сторонами 10 см и основанием равное 14 см. - Теперь отмерьте квадрат сторонами 2 см на цветной бумаге, это будут окна дома. - Чтобы сделать дверь дома отмерьте прямоугольник сторонами 5 и 3 см.
- Кто перенёс чертёж на цветную бумагу, можете приступать к вырезанию деталей.
- Теперь выложите все детали на картон, чтобы получился дом, как у меня на аппликации.
- Кто выложил все детали на картон, можете приступать к приклеиванию деталей на картон.
- Не забываем оформить фон, для этого вырежете из голубой бумаги облака и из зелёной траву. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, настойчивость, ценностное отношение к учебе и труду, интерес к творческой деятельности в процессе выполнения аппликации «Дом». Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, работать в группе, контролировать деятельность, конструировать из бумаги, умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, в процессе практической деятельности, установление причинно-следственных связей; умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: Обучающиеся демонстрируют знания об истории происхождения дома, способах постройки дома, правилах работы с ножницами, технологию выполнения аппликации «Дом», умеют выполнять чертёж в соответствии с заданными размерами, умеют аккуратно выполнять аппликацию «Дом» с заданными пропорциями. |
||||||||||
Этап контроля. Задачи: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками. |
Рефлексивно-оценочный Задачи: представить проект, оценить результат работы. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, стимулирование занимательным содержанием, оперативный контроль. Методы воспитания: педагогическое требование. поощрение. |
- Вижу все закончили и справились с работой. - (Имя), прочитай вторую задачу (выполнить аппликацию «Дом») - Мы её выполнили?
- (Имя), прочитай третью задачу (оценить свою работу) -Для решения третьей задачи предлагаю оценить свою аппликацию по критериям, которые лежат у вас на парте. Не забудьте подписать карточки.
- Первый критерий, по которому вы будете оценивать свои работы, это соответствие теме. - Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). - Верно, это значит то, что вы в соответствии с темой изготовили аппликацию дом. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если не соответствует, то ставите -. - Второй критерий, по которому вы будете оценивать работу, это аккуратное выполнение работы. Это значит, что аппликация дом должна быть вырезана, приклеена аккуратно и ровно. Так же ставите + или -. - Третий критерий, это «Самостоятельность». Как вы думаете, что это обозначает? (ответы обучающихся). Верно, это значит то, что вам в изготовлении аппликации ни кто не помогал. - Четвёртый критерий – соблюдение пропорций. Если работа соответствует этому критерию ставите +, если нет -. - Пятый критерий – фон. То есть в аппликации присутствует фон, например, трава, солнце, небо. Ставите + или -.
- кто оценил свою работу – руку на локоток.
- Кто хочет представить свою аппликацию и рассказать, как вы её оценили? - (Имя), расскажи о своей аппликации по критериям.
- Передайте на первые парты карточки с критериями. |
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание прийти на помощь, ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять оценку деятельности; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, установление причинно-следственных связей; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||||
Этап рефлексии. Задачи инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Методы обучения: словесные (беседа), создание ситуации успеха, поощрение, Методы воспитания: поощрение. |
- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема занятия? (изготовление аппликации «Дом») - Как звучала 1 задача? (узнать происхождение дома) - Что вы запомнили о происхождении дома? - Как звучала наша вторая задача? (выполнить аппликацию «Дом») - Получилось выполнить аппликацию? - Как звучала наша третья задача? (оценить свою работу) - как мы оценивали свои работы? (по критериям) Спасибо!
- Теперь предлагаю оценить своё настроение на занятии. Если занятие вам понравилось, и вы не испытывали трудностей, то выберите двухэтажный дом. - Если занятие вам не понравилось, и вы испытывали трудности, тогда выберите одноэтажный дом.
- Я хочу похвалить … за аккуратность при выполнении работы. … …, ты отлично справился с фоном. - Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за занятие. Занятие окончено, вы можете убрать свои рабочие места. |
Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе и труду. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез с опорой на вопросы педагога, установление причинно-следственных связей; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.