Конструкт внеурочного занятия
Тема: Как услышать другого
Форма: беседа с элементами куклотерапии
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение к мнению другого человека; доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Метапредметный: обучающиеся действуют согласно установленным учителем правилам, не создают конфликтные ситуации, применяют начальные формы познавательной и личностной рефлексии, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушают собеседника и ведут диалог, излагают свою позицию и аргументируют собственную точку зрения, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, демонстрируют навык самоконтроля, умеют анализировать, умеют отвечать на вопросы, соблюдают элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), понимают, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знают, как попросить о помощи.
Предметный: обучающиеся знают о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности, выполняют совместные задания в группе, понимают важность умения слушать другого для совместной работы, понимают значимость умения активного слушания, умеют изготавливать куклу из бумаги.
Цель: формирование представлений о значимости совместной работы и развитие умения активного слушания, знаний о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности, умения выполнять совместные задания в группе в процессе групповой работы по созданию куклы.
Задачи :
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека; формировать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Развивающая: развивать умение действовать согласно установленным учителем правилам, умение не создавать конфликтные ситуации, умения применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии, использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, демонстрируют навык самоконтроля, умение анализировать, умение отвечать на вопросы, умение соблюдать элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), способствовать пониманию, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, как попросить о помощи.
Образовательная: формирование представлений о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности, формировать умение выполнять совместные задания в группе, учить понимать важность умения слушать другого в рамках совместной работы, понимать значимость умения активного слушания, формировать умения изготавливать куклу из бумаги.
Принципы обучения:
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип доступности;
• принцип целостности;
• принцип деятельности;
• принцип психической комфортности.
Принципы воспитания:
• создание положительно эмоционального подъема;
• воспитание через взаимодействие;
• воспитание через творчество;
• создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.
Методы обучения:
• По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация); практические (упражнения, практическая работа);
• Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию);
• Методы формирования ответственности и обязанности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль);
• Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание);
• Методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета).
Методы воспитания:
• Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа);
• Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование);
• Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, создание ситуации успеха);
Список источников:
● Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
● Федеральная образовательная программа начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71762))
● Макарчук, А. В. Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. Первый год обучения : методическое пособие / А. В. Макарчук, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка, О. В. Хухлаева. — Москва : Дрофа, 2019
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Дидактические средства:
Демонстрационное: мультимедийная презентация «Как услышать другого», аншлаг с веткой дерева для рефлексии.
Индивидуальное: шаблоны куклы, нарядов, причесок , жетоны, клей, цветы и листья для рефлексии, цветные карандаши/фломастеры, рабочая тетрадь.
Ход занятия:
Этап |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства |
Планируемый результат |
Организационно -мотивационный этап |
Приемы «Стихи-настрои», «Термометр настроения»
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнения); Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию); Методы формирования ответственности и обязанности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль). Методы воспитания: Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование). |
Перед началом занятия обучающиеся делятся на группы по 4 человека с помощью разноцветных жетонов. -Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем, и работать начинаем. -Проверим готовность к занятию. На партах у вас находится рабочая тетрадь и пенал, а также цветные карандаши. -Настроение человека можно сравнить с погодой. Оно такое же переменчивое. Давайте подумаем о своем настроении и узнаем, какая погода у нас в душе. Для этого воспользуемся термометром, который есть у вас в рабочей тетради. Откройте ее -Подумайте, насколько энергичными и бодрыми вы себя чувствуете сейчас. Если вы устали, чувствуете себя вялыми, вам ничего не хочется делать, то ваш термометр показывает низкие значения — 1, 2, может быть, 3 градуса. Если вы чувствуете себя энергичными, бодрыми и полными сил, термометр показывает высокие значения — 8, 9 или даже 10 градусов. Может быть, уровень вашей энергии средний, тогда термометр покажет 5, 6 или 7 градусов. Какую энергию показывает ваш термометр настроения? Приложите карандаш к нужной цифре, чтобы термометр показал, сколько энергии у вас сейчас. -Поднимите руку, у кого высокие значения температур. Отлично, вижу, что ваше настроение замечательное. С таким настроением наша работа пройдет на «ура». |
Вытягивают жетоны, рассаживаются по группам по жетонам Осуществляют взаимное приветствие
Проверяют готовность к занятию
Оценивают свое настроение на шкале
|
Жетоны, рабочая тетрадь |
Личностный: обучающиеся демонстрируют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Метапредметный: обучающиеся применяют начальные формы личностной рефлексии, демонстрируют навык самоконтроля, соблюдают элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке). . |
Этап целеполагания и планирование предстоящей деятельности
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнения); Методы формирования ответственности и обязанности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание); Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа); Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование); Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, создание ситуации успеха) |
-Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня поговорим, я предлагаю сыграть в игру. Сейчас вам нужно в паре. В паре распределите роли: один из вас будет рассказчиком, а второй – слушателем. Затем поменяемся. Рассказчики выбирают и рассказывают про любой мультфильм. А слушатели в течение 1 минуты слушают рассказ, подмечают самые интересные моменты в рассказе. Поднимите руку, кто сейчас будет рассказчиком. -Отлично. Расскажите своему соседу про мультфильм. -Минута прошла. Теперь поменяйтесь ролями. Тот, кто был слушателем, теперь рассказчик. Расскажите про мультфильм. -Время вышло. Поблагодарите друг друга за разговор и внимание к рассказчику. -Скажите, когда вы рассказывали про мультфильм, вы понимали, что собеседник вас слушает? -Как вы понимали?
-Приятно ли вам было, когда вас внимательно слушали? -А бывало ли такое, что собеседник вас не слушал? Как вы это поняли? -Что вы чувствовали? -Как вы считаете, важно ли уметь слушать и слышать другого? -А нужно ли нам этому учиться? -Как думаете, чему мы сегодня должны научиться? - Тема занятия: Как услышать другого. Сегодня мы будем учиться слушать и слышать других. Это наша цель. -А чтобы достичь цель и научиться слушать других, составим план. у вас на партах есть карточки с пунктами плана. Вычеркните в каждой строчке только заглавные буквы, чтобы получилось предложение. 1) узВнаКть прТавиЦла внГимШатЙелЯьнЫогМо слДушЩаХтТелЗя. 2) учМитМься ВприЬмСеняНтКь прРавЛиХла вниЭмаЮтелФьнЧого слуЧшатЯеля, рБабНоАта в грШуПппе. -Какие пункты плана у вас получились? -Тогда приступим к их выполнению. |
Слушают инструкцию
В парах рассказчик ведет рассказ о мультфильме, второй слушает. Затем меняются ролями Благодарят друг друга за внимание. -да -собеседник смотрел на меня, кивал головой.. -приятно
-да -отвлекался, занимался своими делами.. -да
-нужно -будем учиться слушать другого Слушают инструкцию
1) узнать правила внимательного слушателя. 2) учиться применять правила внимательного слушателя, работа в группе. |
мультимедийная презентация «Как услышать другого» |
Личностный: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение к мнению другого человека; доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Метапредметный: обучающиеся действуют согласно установленным учителем правилам, не создают конфликтные ситуации, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушают собеседника и ведут диалог, излагают свою позицию и аргументируют собственную точку зрения, демонстрируют навык самоконтроля, умеют анализировать, умеют отвечать на вопросы, соблюдают элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке).
|
Деятельностный этап
Изготовление кукол.
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение); Методы формирования ответственности и обязанности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание); Методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета). Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа); Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование); Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, создание ситуации успеха)
|
-Для того, чтобы научиться слышать другого, нужно соблюдать несколько правил. А вот каких, давайте узнаем. Откройте рабочие тетради на странице 44. Найдите задание 1.
Нам даны описания действий, среди которых нужно найти только те, которые описывают действия внимательного слушателя. Первое «смотрит в телефон». Подходит это описание под описание внимательного слушателя? -Не подходит. Прочитайте следующее. Подходит оно? Далее по аналогии
-Давайте подытожим. Какими же качествами обладает внимательный слушатель? -Обратите внимание на слайд.
-Попробуем применить эти качества в групповой работе. Но перед этим немного разомнемся. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Повторяйте за мной. «Весна пришла! Встаем, друзья! Нас ждет – торопит улица. Шагаем дружно: ты и я И не будем хмуриться. Вот птицы с юга к нам летят. Букашки пробудились. Деревья листьями шумят. Все звери оживились.» -Молодцы. Присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке. -Я не случайно подобрала физминутку про весну. У нас за окном весна давно вступила в свои права. Уже на деревьях маленькие листочки. А на земле цветут первые цветы. В это время в школах проводят конкурс «Мисс Весна». Вот и я нам предлагаю устроить такой конкурс, но необычный, а заодно и будем учиться слышать других. -Перед началом занятия мы разделились на группы с помощью жетонов. У каждого жетон определенного цвета. Сейчас на карточках, которые я выдам, прочитайте, что значит каждый цвет. А пока напомните, как мы работаем в группах?
-Каждый цвет – это ваша роль в группе. У каждой группы есть шаблон куклы, несколько нарядов и причесок на ваш выбор. А также визитная карточка для вашей куклы.
Желтый цвет – дизайнеры (2). Составляют наряд, образ куклы. Подумайте и обсудите в группе, какая прическа, какой наряд, будет у вашей куклы. Наряд вы можете раскрасить с помощью карандашей или фломастеров Красный – составляют визитную карточку по шаблону (2). Обсудите в группе и запишите имя куклы, какими качествами она обладает (веселая, добрая и т.д.), которые есть на слайде, а также чем она занимается или увлекается (вышивает, сочиняет стихи, печет торты …). Когда вы будете готовы, вам необходимо представить свою куклу перед классом. Дизайнеры представляют наряд куклы. Остальные – визитную карточку.
-Сейчас обсудите, как будет выглядеть ваша кукла и приступайте к работе. |
Открывают рабочие тетради на стр.44
Слушают инструкцию -не подходит
-смотрит на собеседника. Подходит. Обводят слова, которые описывают действия внимательного слушателя
Читают качества внимательного слушателя
Выполняют физминутку
Слушают инструкцию
Каждая группа создает куклу - мисс Весна (образ и визитную карточку). |
мультимедийная презентация «Как услышать другого», шаблоны куклы, нарядов, причесок , жетоны, клей, цветы и листья для рефлексии, цветные карандаши/фломастеры, рабочая тетрадь, карточка с обязанностями в группе
|
Личностный: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение к мнению другого человека; доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Метапредметный: обучающиеся действуют согласно установленным учителем правилам, не создают конфликтные ситуации, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушают собеседника и ведут диалог, излагают свою позицию и аргументируют собственную точку зрения, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, демонстрируют навык самоконтроля, умеют анализировать, умеют отвечать на вопросы, соблюдают элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке). Предметный: обучающиеся знают о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности, выполняют совместные задания в группе, понимают важность умения слушать другого для совместной работы, понимают значимость умения активного слушания.
|
Этап контроля
Использование кукол для отработки значимых эмоциональных состояний.
|
Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа); наглядные (демонстрация); практические (практическая работа); Методы формирования ответственности и обязанности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание); Методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового сюжета). Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа); Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование); Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение, создание ситуации успеха) |
-Закончили работу. Сейчас предлагаю каждой группе представить свою куклу. Остальные группы внимательно слушаем, не забываем о том, как нужно слушать. Прослушиваем выступления групп. Куклы крепятся к доске. -Ребята ,только посмотрите, какие красавицы получились. Мне кажется, звания «Мисс Весна» достойна каждая.
|
Группы представляют своих кукол. Рассказывают про ее внешний вид, качества и увлечения |
|
Личностный: обучающиеся демонстрируют уважительное отношение к мнению другого человека; доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Метапредметный: обучающиеся действуют согласно установленным учителем правилам, не создают конфликтные ситуации, используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушают собеседника и ведут диалог, излагают свою позицию и аргументируют собственную точку зрения, договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, демонстрируют навык самоконтроля, соблюдают элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке), понимают, что в случае возникновения затруднений можно и нужно просить о помощи, знают, как попросить о помощи. Предметный: обучающиеся знают о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности, выполняют совместные задания в группе, понимают важность умения слушать другого для совместной работы, умеют изготавливать куклу из бумаги. |
Рефлексия
|
Приемы «Дерево успеха» Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация); практические (упражнения) Методы формирования ответственности и обязанности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа); Методы формирования социального опыта детей (педагогическое требование); Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (поощрение) |
-Наше занятие подходит к концу. Предлагаю подвести итог. Вспомним, о чем мы сегодня говорили? -Какая цель у нас была? -Давайте вернемся к плану. Все ли пункты мы выполнили? -А что мы сегодня делали для этого? -Какие качества внимательного слушателя вы запомнили? -Мы действительно многое сделали за это занятие и продуктивно поработали. Поэтому предлагаю нам с вами оценить себя. На доске ветка дерева, как символ весны. А у вас на партах есть цветок и лист. Выберите и приклейте цветок, если сегодня на занятии вы принимали активное участие при работе в группе, вы использовали правила внимательного слушателя. Или выберите листок, если в работе команды вы принимали пассивное участие ,правила внимательного слушателя не использовали. -Прикрепите цветы или листья. Посмотрите, как дерево зацвело. Пусть данная веточка будет символом нашей успешной, процветающей работой в команде.
- Скажите, а изменилось ли ваше настроение с начала урока? Как? -Благодарю за активность …, за полные ответы …, за проявленное творчество …., ,…, …., . Занятие окончено. Не забудьте прибрать рабочие места ,пожалуйста. |
-о том, как услышать другого
Ответы детей
-смотрит на собеседника, задает вопросы… Оценивают свою работу на занятии. Выбираю цветок (если на занятии принимали активное участие при работе в группе, использовали правила внимательного слушателя ) или листок (если в работе команды принимали пассивное участие ,правила внимательного слушателя не использовали) -да / нет, было хорошее стало отличное. Прибирают рабочие места |
Мультимедийная презентация «Как услышать другого», аншлаг с веткой дерева для рефлексии цветы и листья для рефлексии
|
Метапредметный: обучающиеся применяют начальные формы познавательной и личностной рефлексии, излагают свою позицию и аргументируют собственную точку зрения, демонстрируют навык самоконтроля, умеют анализировать, умеют отвечать на вопросы, соблюдают элементарные правила нравственного поведения на внеурочном занятии (уроке).
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.