Конструкт урока окружающего мира на тему "История вокруг нас" (3 класс, УМК Гармония)

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История.docx
Конструкт урока окружающего мира студентки 46 «Б» группы Ефимовой Марины Романовны Дата: 11.05.2019 г. Класс: 3 Учебный предмет: окружающий мир УМК: Гармония  Тема урока: «История вокруг нас» Планируемые результаты    Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к другу,  проявляют доверие и уважение к истории и культуре.  Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже  известно и того, что ещё неизвестно, контроль внимания, коррекция своих ответов и ответов одноклассников, оценка и анализ собственной  деятельности во время рефлексии), обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме посредством беседы; способность  демонстрации уровня усвоения учебного материала  процессе разгадывания кроссворда; способность устанавливать всесторонние связи и  отношения изучаемой темы с помощью приема «Кластер»; способность осуществлять рефлексию своей деятельности в процессе познания с  помощью приема «ЗУХ»), обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог,  помогать и строить совместную деятельность, умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию).  Предметные: обучающиеся знакомы с понятиями: история, информационные источники (вещественные, письменные, устные), знают и могут  привести примеры разных видов источников. Цель: развитие у обучающихся познавательных способностей средствами технологии развития критического мышления в процессе изучения темы  «История вокруг нас» Задачи  Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательность и вежливость друг к  другу, воспитывать доверие и уважение к истории и культуре столицы своей страны.  Развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  того, что ещё неизвестно, контроль внимания, коррекция своих ответов и ответов одноклассников, оценка и анализ собственной деятельности  во время рефлексии), развивать у обучающихся познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме посредством беседы; способность демонстрации уровня  усвоения учебного материала  процессе разгадывания кроссворда; способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы 1с помощью приема «Кластер»; способность осуществлять рефлексию своей деятельности в процессе познания с помощью приема «ЗУХ»),  развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, помогать и строить совместную деятельность, умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию).  Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: история, информационные источники (вещественные, письменные, устные),  познакомить с примерами разных видов источников. Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.        Принципы обучения Общие дидактические принципы: научности; связи теории с практикой; доступности; наглядности; воспитывающего характера обучения. Принципы системно­деятельностного подхода: деятельности; непрерывности; психологической комфортности;     минимакса. Методы воспитания:  методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;  методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе;   поощрение и порицание; создание ситуации успеха. Методы обучения По источнику получения знаний:   словесные (беседа, объяснение); практические (упражнение). По уровню включения в продуктивную деятельность: на основе методологии целостного подхода к деятельности;   методы стимулирования учебно­познавательной деятельности. 2Методы эмоционального стимулирования: поощрение; порицание. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в группах; освоения элементарных норм ведения разговор. Приемы технологии развития критического мышления:             «Кроссворд»; «Кластер»; «Знаю – Хочу узнать – Узнаю». Дидактические средства: Демонстрационные: презентация. Раздаточные: таблицы для заполнения; листы с пустой схемой. Список информационных источников:  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден Министерством образования и науки –  Каменск­Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск­Уральский педагогический колледж», Информационно­методический центр, 2014. – 36 с.  Рабочая программа учебного предмета окружающий мир. Федосеева О.М.. Утверждена приказом директора Средней школы № 20,  Щегольковой А.В.. Приказ от 30.08.2016 г. №234.  Окружающий мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2 / О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д.  Шилин. – 11­е изд., перераб. и дополн.  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. – 160 с. Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала) План: 1. Мотивация к учебной деятельности (1 минута) 2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 минут) 3. Решение проблемы (11 минут) 4. Первичное закрепление (6 минут) 3Физминутка (2 минут) 5. Организация самостоятельной работы (10 минут) 6. Информация о домашнем задании (1 минута) 7. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты) Макет доски: Как изучать историю? Зачем изучать историю? 11 мая.  Классная работа. История вокруг нас Ход урока Этапы деятельности, задачи этапов Этапы ТРКМ Методы воспитания Деятельность учителя 1. Мотивация к  I фаза «Вызов» учебной  деятельности Задача:  развивать у  обучающихся  способность  контролировать  Задача: пробудить  имеющиеся знания  и интерес к  получению новых  знаний по теме:  история вокруг нас. Методы развития  познавательного  интереса:  стимулирование  занимательным  содержанием. Методы обучения  по источнику  ­ Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех  вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу,  чтобы настроится на дальнейшую работу,  поделимся своим хорошим настроением. ­ А теперь сядут те, у кого заплетены косы. ­ Сядет тот, у кого в одежде есть розовый  цвет. ­ Сядет тот, у кого в ушах есть сережки. ­ Сядет тот, кто шире всех улыбнется. 4 Деятельность обучающихся Внимательно  слушают  учителя,  концентрируют  внимание. Планируемые результаты Регулятивные УУД:  обучающиеся  способны  контролировать свое  внимание.свое внимание. Прием  «Кроссворд» Цель: определение  (проверка) уровня  усвоения  обучающимися  учебного  материала. 2. Актуализация  опорных  знаний и  способов  действий.  Выявление  проблемы Задача:  воспитывать у  обучающихся  уважительное  отношение к  мнению  собеседника;  развивать у  обучающихся  способность  ставить учебную  задачу на основе  соотнесения того, что уже известно  и того, что еще не известно;  развивать умение  слушать и  слышать  собеседника,  вступать в  диалог; развивать  получения знаний: словесные  (беседа). Методы  организации  учебно­ познавательной  деятельности:  беседа. Методы  формирования  ответственности и обязательности:  предъявление  педагогических  требований. Методы  эмоционального  стимулирования:  поощрение. Методы развития  познавательного  интереса:  стимулирование  занимательным  содержанием. ­ Чтобы узнать тему нашего урока, я вам  предлагаю разгадать небольшой кроссворд.  Делать мы это будем вместе, а ответы я  буду принимать только по поднятой руке.  Кому непонятно, что мы будем сейчас  делать, поднимите руку. Если всем понятно, тогда начинаем.  1. Тонкие сосуды, которые придают  форму и плотность листу (Жилки) 2. Время появления потомства у  большинства у большинства  животных (Весна) 3. Устройство, которое создает условия  для развития зародыша будущего  цыпленка (Инкубатор) 4. Стенки яйца (Скорлупа) 5. Первый из семени появляется …  (Корень) 6. Рыбы развиваются из … (Икринок) ­ Итак, ребята. Какое слово у нас  спряталось в основании? ­ Верно, это история. А что это? Что такое  история? (наука, изучающая прошлое) ­ Верно! История изучает события, которые  происходили, жизнь людей, их обычаи и  занятия. Она изучает и то, как выглядели  5 Сосредотачиваю т внимание на  речи учителя. Заполняют  кроссорд. Отвечают на  поставленные  вопросы. Внимательно  слушают  учителя. Личностные УУД:  обучающиеся  проявляют  уважительное  отношение к мнению  собеседника. Регулятивные УУД:  обучающиеся  способны ставить  учебную задачу на  основе соотнесения  того, что уже известно и того, что еще не  известно. Коммуникативные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение слушать и  слышать собеседника,  вступать в диалог. Познавательные  УУД: обучающиеся  способны  самостоятельно  выделять и  формулироватьспособность  самостоятельно  выделять и  формулировать  познавательные  цели, умение  осознанно и  произвольно  строить речевое  высказывание;  развитие  способности  демонстрировать  уровень усвоения  учебного  материала в  необычной  форме. 3. Решение  проблемы Задача:  воспитывать у  обучающихся  доверие и  уважение к  истории и;  развивать у  обучающихся  умение осознанно  и произвольно  II фаза  «Осмысление  содержания» Задача: дать новую  информацию,  связанную с темой:  письменное  вычитание  многозначных  чисел. Методы  эмоционального  стимулирования:  поощрение. Методы развития  познавательного  интереса:  стимулирование  занимательным  содержанием. Прием «Кластер» Методы  люди в далёком прошлом, как одевались,  какими были их жилища. История есть  повсюду вокруг нас. Сегодня  мы поучимся  её замечать и познавать. ­ Как вы думаете, какая будет тема нашего  урока? ­ Сегодня мы начинаем новый большой  раздел «Как жили наши предки». А тема  нашего урока: история вокруг нас. ­ Предлагаю организовать нашу работу в  форме исследования. Мы с вами станем  учёными­исследователями, то есть будем  учиться добывать информацию  самостоятельно, будем учиться её  анализировать, обобщать и делать выводы. В ходе нашего исследования мы попробуем  найти ответы на 2 вопроса. Как вы думаете,  какие вопросы? Начинаются так «Как…»,  «Зачем…». ­ Первый вопрос: как изучать историю? ­ Второй вопрос: зачем изучать историю?  ­ У нас сегодня будут работать две группы  учёных­исследователей (1 и 2 ряд), и  оказывать им помощь будет «Совет  мудрейших» (3 ряд). На протяжении урока,  каждый из вас будет заполнять схему, чтобы не упустить важных деталей и в конце урока ответить на вопросы, которые находятся на  доске. Я тоже вместе с вами буду ее  заполнять. Только на доске. 6 Определяют  тему и цель  урока,  заключающуюся  в вопросах. познавательные цели,  демонстрируют  умение осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание; способны  продемонстрировать  уровень усвоения  учебного материала в  необычной форме. Сосредотачиваю т внимание на  речи учителя. Личностные УУД:  обучающиеся  проявляют доверие и  уважение к истории и  культуре. Познавательные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание; способностьстроить речевое  высказывание,  умение слушать и  слышать  собеседника,  вступать в  диалог; развивать  способность  устанавливать  всесторонние  связи и  отношения  изучаемой темы. Цель: развитие  вариантности  мышления,  способности  устанавливать  всесторонние  связи и отношения изучаемой темы  (понятие, явление, событие). организации  учебно­ познавательной  деятельности:  беседа. Методы развития  речи: коммуникативный (умение выражать  свои мысли). Методы  формирования  ответственности и обязательности:  предъявление  педагогических  требований. устанавливать  всесторонние связи и  отношения изучаемой  темы. Коммуникативные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение слушать и  слышать собеседника,  вступать в диалог. Отвечают на  поставленный  вопрос. Записывают  информацию в  таблицу. Участвуют в  диалоге с  учителем.  Анализируют  предлагаемый  материал. ­ Человек, живя на Земле, оставляет после  себя следы своей деятельности. Что это  может быть?  (изделия из разных материалов,  предметы, картины, воспоминания,  фотографии и т.д.) ­ Обратимся к нашему «Совету  мудрейших». Как по­научному называются  следы жизни человека на Земле? (исторические источники) ­ Верно! Запишем это словосочетание в  самый первый квадрат. Это основное  понятие в нашей схеме.  ­ Исследуя их, ученые и узнают о прошлом.  Можно ли предметы, расположенные на  доске, назвать историческими источниками? (летописи, предметы быта, монеты, украшения, мемуары, книги, научные труды) ­ Подумайте, по какому признаку их можно  разделить на две группы? Исследуйте и  разделите у себя в подгруппах на 2 части  это предметы и объясните, почему именно  так? ­ Какие предметы у вас в группах  7получились? Почему? ­ Как можно назвать эти группы предметов? (письменные и вещественные) ­ Верно! «Совет мудрейших», что такое  вещественные исторические источники? (Вещественные источники – это все  материальные предметы, которые  отражают различные сферы жизни и  деятельности человека) ­ Записываем в нашу схему слово  «вещественные». А что такое письменные  исторические источники? Как вы думаете?  ­ «Совет мудрейших», скажите нам научное  определение. (Письменные источники ­ это написанные  или напечатанные тексты) ­ Записываем в следующую клетку  «письменные». ­ Давайте попробуем внимательно  исследовать имеющиеся у нас вещественные  источники. Какую информацию о прошлом  они могут нам дать? О чём могут нам  рассказать? ­ Запишем примеры исторических  источников в нашу схему. ­ Давайте встанем из­за парт так, чтобы нам  ничего не мешало. Задвинем стулья. Я  предлагаю вам провести игру на внимание,  чтобы на этом и на всех последующих  уроках вы были внимательными. Я буду  считать до четырех. На раз поднимаем  правую руку вверх, на два сгибаем ногу в  колене, на три опускаем руку, а на четыре  разгибаем ногу. Давайте попробуем. А  8 Анализируют  предлагаемый  материал. Заносят  информацию в  таблицы. Сосредотачиваю т свое внимание.  Выполняют  задание в  соответствии с  установленными  требованиями.  Обучающиеся  отдохнули от занятия,  сняли мышечное и  эмоциональное  напряжение. Физминутка _ Задача: снять  мышечное и  эмоциональное  напряжение. Методы развития  познавательного  интереса:  стимулирование  занимательным  содержанием. Методы  эмоциональногостимулирования:  поощрение. Методы  эмоционального  стимулирования:  поощрение. Методы  организации  учебно­ познавательной  деятельности:  беседа. Методы  формирования  ответственности и обязательности:  предъявление  педагогических  требований. Методы развития  теперь на один будем поднимать 2 руки  вверх, на два подпрыгиваем, на три  опускаем руки, на четыре садимся. Давайте  вместе.  ­ Молодцы. Теперь встаньте все около своих мест. Сейчас мы послушаем, кто сядет тише всех. Первым садится первый ряд. Как тихо  они сядут? ­ Так, молодцы! А второй ряд сядет еще  тише.  ­ Ничего себе, их почти не слышно. А третий ряд сядет вообще без звуков. Здорово!  Почти все у нас тихо сели. Молодцы! ­ Обратимся к письменным источникам.  Очень подробно и правдиво  о самом  древнем прошлом нашего народа  рассказывают письменные источники,  называемые летописи. ­ Первая группа исследователей, обратитесь к своим учебникам. Изучите научный  материал ваших учебников на странице 112  и объяснить, что такое летописи.  (летописи ­ рукописные книги, в которых  описана жизнь наших предков по летам,  годам) ­ Кто писал древние летописи?  (монахи) ­ Верно, писать летописи доверяли наиболее грамотным, умудрённым жизненным опытом монахам. Вы убедились, что они записывали  всё, что видели и слышали. ­ Вторая группа исследователей, прочитайте то, что написано у вас на карточках.  9 Сосредотачиваю т внимание на  речи учителя.   Ищут  информацию в  учебниках. Познавательные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение осознанно и  произвольно строить  речевое высказывание  в устной форме. Коммуникативные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение слушать и  слышать собеседника,  вступать в диалог. 4. Первичное  закрепление Задача:  развивать у  обучающихся  умение осознанно  и произвольно  строить речевое  высказывание в  устной форме;  развивать умение  слушать и  слышать  собеседника,  вступать в диалог.речи: коммуникативный (умение выражать  свои мысли). 5. Организация  самостоятельн ой работы Задача:  Методы  эмоционального  стимулирования:  поощрение. 1. Не буди лихо, пока оно тихо. 2. Друг познается в беде. 3. Работа дураков любит. 4. Жизнь прожить — не поле перейти. 5. Кому война, а кому мать родна. 6. О баю, баю, баю, Не ложися на краю,  Придет серенький волчек, Он укусит за бочек,  И потащит во лесок. 7. У кота­воркота была мачеха люта,  Она била кота, приговаривала, А­а­а­а, а­а­а­а. ­ Что вы сейчас услышали? ­ Является ли это историческими  источниками? ­ В какую группу их можно отнести?  (устные исторические источники) ­ Записываем в нашу схему. Вспомните, на  уроках литературного чтения мы читали  много сказок, пословиц, поговорок. В эту  группу будут относиться авторские или  народные?  ­ Скорее всего, сюда ближе народное  творчество, верно. Давайте вспомним,  почему это творчество называется  народным? ­ Посмотрите, закончена ли схема у нас? ­ Сейчас в течение 6 минут попробуйте  самостоятельно заполнить схему. Что там  нужно дописать? ­ Нам осталось дописать только примеры ко  10 Читают  предоставленный материал. Отвечают на  поставленные  вопросы полным  ответом. Отвечают на  вопросы. Коммуникативные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение слушать и  слышать собеседника,развивать у  обучающихся  умение слушать и  слышать  собеседника,  вступать в  диалог; умение  учитывать разные  мнения и  интересы и  обосновывать  собственную  позицию. 6. Информация о _ домашнем  задании  Задача: развивать  у обучающихся  умение слушать и  слышать  собеседника. 7. Рефлексия  учебной  деятельности Методы обучения  по источнику  получения знаний: словесные  (беседа,  объяснение). Методы развития  речи: коммуникативный (умение выражать  свои мысли). Методы  формирования  ответственности и обязательности:  предъявление  педагогических  требований. Методы обучения  по источнику  получения знаний: словесные  (объяснение). Работают с  учебником,  дополняют  схемы.  вступать в диалог;  умение учитывать  разные мнения и  интересы и  обосновывать  собственную позицию. всем источникам. В этом задании вам  поможет учебник со 110 по 113 страницу.  Кому непонятно, что нужно делать,  поднимите руку. Если всем понятно, тогда  начинайте. ­ Если будут возникать вопросы, то  поднимите руку, я пойду. (работают самостоятельно) ­ Итак, теперь давайте проверим, что вы  написали. В первой ветке «Вещественные»,  прочитает первый ряд по одному. ­ Есть что­то дополнить? (читают и дополняют примеры) ­ Итак, дома прочитайте еще раз материал  учебника. Ответьте на три вопроса на 113  странице, и подготовьтесь к «Мозговому  штурму» на следующем уроке по этому  материалу. Кому непонятно домашнее  задание, поднимите руку.  ­ Лева, что ты будешь делать дома? ­ Маша, что ждет нас на следующем уроке? Воспринимают  информацию на  слух. Коммуникативные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение слушать и  слышать собеседника. III фаза  «Рефлексия» Задача:  Методы развития  познавательного  интереса:  стимулирование  ­ Наш урок подходит к концу. И пора нам  подвести итоги. Кем мы сегодня были? ­ Скажите, какую тему мы с вами сегодня  исследовали? 11 Обучающиеся  слушают и  участвуют в  диалоге с  Личностные УУД:  обучающиеся  проявляют  уважительноеорганизовать  работу,  направленную на  осмысление  полученных новых  знаний по теме:  письменное  вычитание  многозначных  чисел. Прием «Знаем –  Узнали – Хотим  узнать» Цель: развитие  рефлексивности в  процессе познания. занимательным  содержанием. Методы  эмоционального  стимулирования:  поощрение,  порицание. Методы обучения  по источнику  получения знаний: словесные  (объяснение),  практические  (упражнение). ­ Что мы нового узнали? С чем  познакомились? ­ Давайте ответим на поставленные вопросы  в начале урока. Прочитайте первый вопрос. ­ Как изучать историю? ­ Прочитайте второй вопрос.  ­ Зачем изучать историю? ­ Предлагаю вам заполнить таблицу «Знаем   ­ Узнали – Хотим узнать». Чтобы подвести  итог нашей деятельности. ­ В первой колонке вы запишите то, что вы  уже знали по этой теме, во второй – что  нового узнали сегодня, а в третьей – что бы  вы еще хотели узнать. ­ Вы сегодня очень хорошо поработали,  большие молодцы! Хочу сказать спасибо  нашим ученым­исследователям. И отдельная благодарность «Совету мудрейших» за их  помощь по протяжении всего урока.  Спасибо вам за работу! До свидания! Задача:  воспитывать у  обучающихся  уважительное  отношение к  мнению  собеседника,  доброжелательно сть и вежливость  друг к другу;  развивать у  обучающихся  умение оценивать  и анализировать  собственную  деятельность;  развивать умение  слушать и  слушать  собеседника,  вступать в  диалог; развивать  способность  осуществлять  рефлексию своей  деятельности в  процессе  познания. учителем. Высказывают  свою точку  зрения. отношение к мнению  собеседника,  доброжелательность и  вежливость друг к  другу. Заполняют  таблицу по  результату своей  деятельности. Регулятивные УУД:  обучающиеся  демонстрируют  умение оценивать и  анализировать  собственную  деятельность . Коммуникативные  УУД: обучающиеся  демонстрируют  умение слушать и  слушать собеседника,  вступать в диалог. Познавательные  УУД: обучающиеся  способны  осуществлять  рефлексию своей  деятельности в  процессе познания. 12